Презентация содержит основную информацию по реализации ФГОС для глухих детей. Раскрывает требования Стандарта, дается краткое описание вариантов для глухих детей, особенности глухого ребенка в соответствии варианта Стандарта, разъясняется содержание учебного плана. Система оценки достижения глухими обучающимися планируемых результатов освоения АООП позволяет вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, в том числе итоговую оценку глухих школьников, освоивших АООП НОО (по вариантам 1.1., 1.2., 1.3., 1.4) - об этом также дано в презентации.Презентация в помощь учителям начальных классов и администрации по реализации ФГОС для глухих детей.
Особенности
реализации АООП НОО
для глухих
обучающихся
ЗА М. ДИ Р ЕКТ ОР А П О УР КОУ Р А «С К ОШИ ДЛ Я
Д ЕТЕ Й С Н А Р У ШЕН И ЕМ С ЛУХ А »
ЮД И Н А Н А ТА Л ЬЯ И ВА Н ОВ Н А
Стандарт ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ
совокупность обязательных
требований при реализации
адаптированных основных
общеобразовательных программ
начального общего образования (далее -
АООП НОО) в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность.
Стандарт ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ
включает в себя требования к:
структуре АООП НОО (в том числе к
соотношению обязательной части основной
общеобразовательной программы и части,
формируемой участниками
образовательных отношений) и их объему;
условиям реализации АООП НОО, в том
числе кадровым, финансовым, материально-
техническим и иным условиям;
результатам освоения АООП НОО.
Стандарт является основой для:
разработки примерных АООП НОО ;
разработки и реализации АООП НОО;
определения требований к условиям
реализации АООП НОО и результатам
освоения АООП НОО обучающимися;
разработки нормативов финансового
обеспечения;
оценки соответствия образовательной
деятельности ОО, осуществления
лицензирования, государственной
аккредитации, государственного контроля
(надзора) в сфере образования;
Стандарт является основой для:
проведения текущей и промежуточной
аттестации;
осуществления внутреннего
мониторинга качества;
разработки основных
профессиональных , дополнительных
программ, аттестации педкадров.
Требования к структуре АООП НОО для глухих обучающихся
АООП НОО самостоятельно
разрабатывается в соответствии со
Стандартом и с учетом примерной
АООП НОО и утверждается
организацией, которая может
разработать в соответствии со
спецификой своей образовательной
деятельности один или несколько
вариантов АООП НОО с учетом
особых образовательных потребностей
обучающихся.
Вариант 1.1
предполагает, что глухой обучающийся
получает образование, полностью
соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения
обучения, образованию слышащих
сверстников, находясь в их среде и в те
же сроки обучения (1 - 4 классы)
Вариант 1.2
предполагает, что глухой обучающийся
получает образование, сопоставимое по
конечным достижениям с образованием
слышащих сверстников в
пролонгированные сроки. Данный
вариант предполагает пролонгированные
сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы) -
для детей, получивших дошкольное
образование; шесть лет (1 - 6 классы) -
для детей, не получивших дошкольное
образование, способствующее освоению
НОО на основе АООП.
Вариант 1.3
предполагает, что глухой обучающийся
получает образование, которое по
содержанию и итоговым достижениям не
соотносится к моменту завершения
школьного обучения с содержанием и
итоговыми достижениями глухих
сверстников, не имеющих
дополнительные ограничения по
возможностям здоровья, в
пролонгированные сроки. Данный
вариант предполагает пролонгированные
сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).
Вариант 1.4
предполагает, что глухой обучающийся с
умственной отсталостью (умеренной,
тяжелой, глубокой, ТМНР) получает
образование, которое по содержанию и
итоговым достижениям не соотносится к
моменту завершения школьного обучения
с содержанием и итоговыми
достижениями глухих сверстников, не
имеющих дополнительные ограничения по
возможностям здоровья, в
пролонгированные сроки. Данный вариант
предполагает пролонгированные сроки
обучения: шесть лет (1 - 6 классы).
Вариант 1.1
предназначен для образования глухих
детей (со слуховыми аппаратами или
имплантами, которые достигают к
моменту поступления в школу уровня
развития (в том числе и речевого),
близкого возрастной норме, имеют
положительный опыт общения со
слышащими сверстниками: понимают
обращенную к ним устную речь; их
собственная речь должна быть внятной, т.е.
понятной для окружающих.
Вариант 1.2
предназначен для образования глухих детей,
которые не достигают к моменту
поступления в школу уровня развития (в
том числе и речевого), близкого возрастной
норме, не имеют дополнительных
ограничений здоровья, препятствующих
получению НОО в условиях, учитывающих их
общие и особые образовательные потребности,
связанные в том числе с овладением словесной
речью (в устной и письменной формах),
жизненными компетенциями.
Вариант 1.3
предназначен для образования глухих
обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
На основе данного варианта создается АООП НОО,
которая при необходимости
индивидуализируется (СИПР), к которой может
быть создано несколько учебных планов, в том
числе индивидуальные учебные планы,
учитывающие образовательные потребности
групп или отдельных глухих обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Вариант 1.4
предназначен для образования детей, имеющих
помимо глухоты другие тяжелые
множественные нарушения развития (ТМНР):
умственную отсталость в умеренной, тяжелой
или глубокой степени, которая может
сочетаться с нарушениями зрения, опорно-
двигательного аппарата, расстройствами
аутистического спектра, эмоционально-волевой
сферы и быть различной степени тяжести, быть
осложнена текущими соматическими
заболеваниями и психическими
расстройствами.
АООП НОО включает обязательную
часть и часть, формируемую
участниками образовательного
процесса в следующих соотношениях:
Вариант 1.1. и 1.2 Обязательная часть АООП НОО
составляет 80%, а часть, формируемая участниками
образовательного процесса, - 20% от общего объема
Вариант 1.3 Обязательная часть АООП НОО
составляет 70%, а часть, формируемая участниками
образовательного процесса, - 30% от общего объема.
Вариант 1.4 Обязательная часть СИПР составляет
60%, а часть, формируемая участниками
образовательного процесса, - 40% от общего объема.
Учебный план НОО является
основным организационным
механизмом реализации АООП НОО
обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Стандарта,
определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных и
коррекционно-развивающей областей
по классам (годам обучения).
Часть Учебного плана, формируемая
участниками образовательных
отношений, включает часы на
внеурочную деятельность (10 часов в
неделю), предназначенные для
реализации направлений внеурочной
деятельности (не более 5 часов в
неделю), и часы на коррекционно-
развивающую область (не менее 5
часов в неделю). Организация
самостоятельно разрабатывает и
утверждает программу внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность
II
II
Классы
I
0 I
Внеурочная деятельность
10 10 10 10 10
IV V Всег
о
10 60
Коррекцио
нно
-развиваю
щая
работа
Формирование речевого
слуха
Музыкально ритмические
занятия
Развитие восприятия
неречевых звучаний и
техника речи
Социально-бытовая
ориентировка
3
3
1
3
3
1
3
3
1
Другие направления внеурочной
деятельности
3
3
3
3
2
-
2
3
3
2
-
2
3
3
-
-
2
5
18
13
3
6
20
Программа формирования
универсальных учебных действий
предполагает в вариантах 1.1 и 1.2
сформированность УУД на этапе
завершения обучения, а в вариантах 1.3. и
1.4 речь идет о формировании базовых
учебных действий с учетом
индивидуально-личностных особенностей
каждого обучающегося, и определяется так
же по завершению обучения.
Для Вариантов 1.1 и 1.2 разрабатывается
Программа духовно-нравственного
развития, которая должна включать
перечень планируемых социальных
компетенций, моделей поведения глухих
обучающихся, формы организации работы. А
для вариантов 1.3 и 1.4 Программа
нравственного развития, которая должна
включать перечень планируемых
социальных компетенций, моделей
поведения глухих обучающихся с
интеллектуальной недостаточностью, формы
организации работы.
Программа коррекционной работы
Для Варианта 1.1 может предусматривать
индивидуализацию специального
сопровождения обучающихся с нарушением
слуха, осуществляется в ходе всего учебно-
образовательного процесса, при изучении
предметов учебного плана и на
индивидуальных занятиях, где осуществляется
слухоречевое развитие, коррекция
произношения, нарушений устной и
письменной речи, препятствующих
полноценному освоению программы по всем
предметным областям, формированию
полноценной речемыслительной деятельности.
Программа коррекционной
работы
Для Вариантов 1.2, 1.3 и 1.4 Программа
коррекционной работы должна
обеспечивать: выявление особых
образовательных потребностей глухих
обучающихся, обусловленных
недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии; коррекцию и
развитие нарушенных функций,
профилактику возникновения вторичных
отклонений в развитии; оптимизацию
социальной адаптации и интеграции
обучающихся.
Программа коррекционной работы
предусматривает реализацию коррекционно-
развивающей области через:
коррекционные курсы;
обеспечение коррекционной
направленности общеобразовательных
предметов и воспитательных мероприятий
в условиях урочной и внеурочной
деятельности;
организацию и осуществление
специалистами индивидуальной
коррекционной работы;
взаимодействие с семьей обучающихся с
нарушением слуха.
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения
АООП НОО
Вариант 1.1 и 1.2 Должна ориентировать
образовательный процесс на духовно-нравственное
развитие, воспитание глухих обучающихся; на
достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов НОО и курсов
коррекционно-развивающей области, формирование
универсальных учебных действий; обеспечивать
комплексный подход к оценке результатов освоения
глухими обучающимися АООП НОО, позволяющий
вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов; предусматривать оценку
достижений, в том числе итоговую оценку, глухих
обучающихся, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения
АООП НОО
Вариант 1.3 и 1.4 Должна ориентировать на
социальную адаптацию и нравственное
развитие; на достижение планируемых
результатов освоения содержания учебных
предметов и курсов коррекционно-
развивающей области, формирование
базовых учебных действий; обеспечивать
комплексный подход к оценке результатов
освоения глухими обучающимися АООП
НОО, позволяющей вести оценку предметных
и личностных результатов; предусматривать
оценку достижений.
Для всех видов при организации
внеурочной деятельности
обучающихся организацией
используются возможности
организаций дополнительного
образования детей, организаций
культуры и спорта. В период
каникул для продолжения
внеурочной деятельности могут
использоваться возможности
организаций отдыха детей и их
оздоровления, тематических
лагерных смен, летних школ и
Для вариантов 1.1 и 1.2
Содержание внеурочной
деятельности осуществляется по
направлениям: духовно-
нравственное,
общеинтеллектуальное, спортивно-
оздоровительное, социальное,
общекультурное.
А для варрантов 1.3 и 1.4 :
спортивно-оздоровительное,
нравственное, социальное,
общекультурное.
Требования к условиям
реализации АООП НОО для глухих
обучающихся
Требования к кадровым условиям.
Требования к материально-техническим
условиям.
Требования к организации рабочего места.
Личностные результаты освоения
АООП НОО
Вариант 1.1 соответствуют ФГОС НОО.
Вариант 1.2 с учетом индивидуальных возможностей
и особых образовательных потребностей глухих
обучающихся
Вариант 1.4 Возможные личностные результаты
освоения АООП глухими обучающимися с
умственной отсталостью (умеренной, тяжелой,
глубокой, ТМНР) заносятся в СИПР с учетом их
индивидуальных возможностей и особых
образовательных потребностей.
Вариант 1.3 дополнительно включают
индивидуально-личностные качества, специальные
требования к развитию жизненной и социальной
компетенции и ценностные установки
Метапредметные результаты освоения АООП
НОО
Вариант 1.1 соответствуют ФГОС НОО.
В 1.2 соответствуют ФГОС НОО, за
исключением: готовности слушать
собеседника и вести диалог; готовности
признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и
оценку событий.
В 1.3 и 1.4 Не предусматриваются
Предметные результаты освоения АООП НОО
В 1.1 соответствуют ФГОС НОО (за
исключением учебного предмета "Музыка")
В 1.2, 1.3 и 1.4 С учетом индивидуальных
возможностей и особых образовательных
потребностей глухих обучающихся
В вариантах 1.3 и 1.4 не
предусматриваются «Основы религиозных
культур и светской этики»
В варианте 1.1
- Развитие адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении.
- Овладение социально-бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни.
- Овладение навыками коммуникации.
- Дифференциация и осмысление картины
мира.
- Дифференциация и осмысление адекватно
возрасту своего социального окружения,
принятых ценностей и социальных ролей
Варианты 1.2 и 1.3
Коррекционный курс «Формирование
речевого слуха и произносительной
стороны устной речи»
Коррекционный курс «Музыкально-
ритмические занятия»
Коррекционный курс «Развитие слухового
восприятия и техника речи»
Коррекционный курс «Социально-бытовая
ориентировка»
Вариант 1.4
Коррекционный курс «Формирование
слухового восприятия и обучение устной
речи».
Коррекционный курс «Музыкально-
ритмические занятия».
Итоговая оценка качества освоения
обучающимися АООП НОО
Вариант 1.1 и 1.2 Предметом итоговой
оценки освоения глухими обучающимися
АООП НОО является достижение
предметных и метапредметных результатов и
достижение результатов, освоения
программы коррекционной работы.
Вариант 1.3 и 1.4 Предметом итоговой
оценки освоения глухими обучающимися
АООП НОО является достижение
предметных и результатов освоения
программы коррекционной работы.