Презентация по теме "Особенности реализации АООП НОО для глухих обучающихся"

  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 24.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация содержит основную информацию по реализации ФГОС для глухих детей. Раскрывает требования Стандарта, дается краткое описание вариантов для глухих детей, особенности глухого ребенка в соответствии варианта Стандарта, разъясняется содержание учебного плана. Система оценки достижения глухими обучающимися планируемых результатов освоения АООП позволяет вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, в том числе итоговую оценку глухих школьников, освоивших АООП НОО (по вариантам 1.1., 1.2., 1.3., 1.4) - об этом также дано в презентации.Презентация в помощь учителям начальных классов и администрации по реализации ФГОС для глухих детей.
Иконка файла материала особенности реализации ФГОС.pptx
Особенности реализации АООП НОО для глухих обучающихся ЗА М. ДИ Р ЕКТ ОР А П О УР КОУ Р А «С К ОШИ ДЛ Я Д ЕТЕ Й С Н А Р У ШЕН И ЕМ С ЛУХ А » ЮД И Н А Н А ТА Л ЬЯ И ВА Н ОВ Н А
Стандарт ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Стандарт ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ включает в себя требования к: структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; результатам освоения АООП НОО.
Стандарт является основой для: разработки примерных АООП НОО ; разработки и реализации АООП НОО; определения требований к условиям реализации АООП НОО и результатам освоения АООП НОО обучающимися; разработки нормативов финансового обеспечения; оценки соответствия образовательной деятельности ОО, осуществления лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
Стандарт является основой для: проведения текущей и промежуточной аттестации; осуществления внутреннего мониторинга качества; разработки основных профессиональных , дополнительных программ, аттестации педкадров.
Требования к структуре АООП НОО для глухих обучающихся АООП НОО самостоятельно разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией, которая может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Вариант 1.1 предполагает, что глухой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы)
Вариант 1.2 предполагает, что глухой обучающийся получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих сверстников в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 - 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП.
Вариант 1.3 предполагает, что глухой обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).
Вариант 1.4 предполагает, что глухой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).
Вариант 1.1 предназначен для образования глухих детей (со слуховыми аппаратами или имплантами, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками: понимают обращенную к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих.
Вариант 1.2 предназначен для образования глухих детей, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные в том числе с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями.
Вариант 1.3 предназначен для образования глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На основе данного варианта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вариант 1.4 предназначен для образования детей, имеющих помимо глухоты другие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.
АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса в следующих соотношениях: Вариант 1.1. и 1.2 Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема Вариант 1.3 Обязательная часть АООП НОО составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% от общего объема. Вариант 1.4 Обязательная часть СИПР составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 40% от общего объема.
Учебный план НОО является основным организационным механизмом реализации АООП НОО обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно- развивающую область (не менее 5 часов в неделю). Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность II II Классы I 0 I Внеурочная деятельность 10 10 10 10 10 IV V Всег о 10 60 Коррекцио нно -развиваю щая работа Формирование речевого слуха Музыкально ритмические занятия Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи Социально-бытовая ориентировка 3 3 1 3 3 1 3 3 1 Другие направления внеурочной деятельности 3 3 3 3 2 - 2 3 3 2 - 2 3 3 - - 2 5 18 13 3 6 20
Программа формирования универсальных учебных действий предполагает в вариантах 1.1 и 1.2 сформированность УУД на этапе завершения обучения, а в вариантах 1.3. и 1.4 речь идет о формировании базовых учебных действий с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого обучающегося, и определяется так же по завершению обучения.
Для Вариантов 1.1 и 1.2 разрабатывается Программа духовно-нравственного развития, которая должна включать перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения глухих обучающихся, формы организации работы. А для вариантов 1.3 и 1.4 Программа нравственного развития, которая должна включать перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, формы организации работы.
Программа коррекционной работы Для Варианта 1.1 может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающихся с нарушением слуха, осуществляется в ходе всего учебно- образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на индивидуальных занятиях, где осуществляется слухоречевое развитие, коррекция произношения, нарушений устной и письменной речи, препятствующих полноценному освоению программы по всем предметным областям, формированию полноценной речемыслительной деятельности.
Программа коррекционной работы Для Вариантов 1.2, 1.3 и 1.4 Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей глухих обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.
Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно- развивающей области через: коррекционные курсы; обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности; организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы; взаимодействие с семьей обучающихся с нарушением слуха.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО Вариант 1.1 и 1.2 Должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание глухих обучающихся; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения глухими обучающимися АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку, глухих обучающихся, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО Вариант 1.3 и 1.4 Должна ориентировать на социальную адаптацию и нравственное развитие; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и курсов коррекционно- развивающей области, формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения глухими обучающимися АООП НОО, позволяющей вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений.
Для всех видов при организации внеурочной деятельности обучающихся организацией используются возможности организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ и
Для вариантов 1.1 и 1.2 Содержание внеурочной деятельности осуществляется по направлениям: духовно- нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно- оздоровительное, социальное, общекультурное. А для варрантов 1.3 и 1.4 : спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное.
Требования к условиям реализации АООП НОО для глухих обучающихся Требования к кадровым условиям. Требования к материально-техническим условиям. Требования к организации рабочего места.
Личностные результаты освоения АООП НОО Вариант 1.1 соответствуют ФГОС НОО. Вариант 1.2 с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей глухих обучающихся Вариант 1.4 Возможные личностные результаты освоения АООП глухими обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) заносятся в СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. Вариант 1.3 дополнительно включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и ценностные установки
Метапредметные результаты освоения АООП НОО Вариант 1.1 соответствуют ФГОС НОО. В 1.2 соответствуют ФГОС НОО, за исключением: готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. В 1.3 и 1.4 Не предусматриваются
Предметные результаты освоения АООП НОО В 1.1 соответствуют ФГОС НОО (за исключением учебного предмета "Музыка") В 1.2, 1.3 и 1.4 С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей глухих обучающихся В вариантах 1.3 и 1.4 не предусматриваются «Основы религиозных культур и светской этики»
В варианте 1.1 - Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. - Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. - Овладение навыками коммуникации. - Дифференциация и осмысление картины мира. - Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей
Варианты 1.2 и 1.3 Коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» Коррекционный курс «Музыкально- ритмические занятия» Коррекционный курс «Развитие слухового восприятия и техника речи» Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка»
Вариант 1.4 Коррекционный курс «Формирование слухового восприятия и обучение устной речи». Коррекционный курс «Музыкально- ритмические занятия».
Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП НОО Вариант 1.1 и 1.2 Предметом итоговой оценки освоения глухими обучающимися АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Вариант 1.3 и 1.4 Предметом итоговой оценки освоения глухими обучающимися АООП НОО является достижение предметных и результатов освоения программы коррекционной работы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!