Презентация по управлению ОУ: Самооценка образовательной организации в системе менеджмента качества школы.
Оценка 4.7

Презентация по управлению ОУ: Самооценка образовательной организации в системе менеджмента качества школы.

Оценка 4.7
Повышение квалификации +2
pptx
администрации +1
Все классы
18.02.2018
Презентация по управлению ОУ: Самооценка образовательной организации в системе менеджмента качества школы.
Данный материал позволит лучше представить процедуру самооценки; провести самооценку и улучшить положение дел в школе, усовершенствовать качество образования; установить соответствие между предполагаемым и реальным состоянием процессов в образовательном учреждении; выявить существенные проблемы и наметить пути их решения; установить наличие динамики изменения объектов оценки (или отсутствие таковой).Презентация, которая поможет провести самооценку ОО.
Самооценка.pptx

Самооценка ОУ в системе менеджмента качества школы

Самооценка ОУ в системе менеджмента качества школы

Самооценка ОУ в системе менеджмента качества школы

Бешлиян Анна Александровна
директор МБОУ СОШ №3
с. Чалтырь, Ростовской области

Предыстория Высшая школа экономики,

Предыстория Высшая школа экономики,

Предыстория

Высшая школа экономики, Москва, 2013

Поиск инструментов
диагностики состояния
и повышения
эффективности
работы школы

Модели самооценки организации, основанные на принципах управления качеством - TQM

Диагностическая самооценка = самообследование

1 р а з в 12 л е т
для аккредитации

Н е ф о р м а л ь н о -
для повышения эффективности работы и саморазвития ОО

е ж е г о д н о для ОУ
ст.28 п. 13 Закона об образовании в РФ
(проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования)
Приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации:
- от 10 декабря 2013 г. № 1324
(Об утверждении показателей деятельности ОО, подлежащей самообследованию);
- от 14.06.2013 г. №452
(Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией)

Ф о р м а л ь н о –
основа для внешней экспертизы (контроль и соответствие)

Цель самооценки Улучшить положение дел в школе, усовершенствовать качество образования

Цель самооценки Улучшить положение дел в школе, усовершенствовать качество образования

Цель самооценки

Улучшить положение дел в школе, усовершенствовать качество образования.
Самооценка – это источник информации для дальнейшего совершенствования качества образования.

Задачи самооценки
установить соответствие между предполагаемым и реальным состоянием процессов в образовательном учреждении;
выявить существенные проблемы и наметить пути их решения;
установить наличие динамики изменения объектов оценки (или отсутствие таковой).

МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ САМООЦЕНКИ

МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ САМООЦЕНКИ

МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ САМООЦЕНКИ

Под диагностической самооценкой мы понимаем процедуру оценки всеми представителями школьного сообщества состояние различных элементов образовательной системы школы, проводимую на систематической основе с целью улучшения ее деятельности.
Систему ключевых взаимосвязанных областей (индикаторов и критериев), по которым мы проводим комплексную диагностику деятельности организации мы считаем
моделью самооценки.

МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНАЯ

МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНАЯ

МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Школьный контекст

АДАПТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ
САМООЦЕНКИ

Содержание универсальных критериев

Содержание универсальных критериев

Содержание универсальных критериев

Критерий 4. Образовательные результаты.
Результаты, которых школа добилась в отношении своих учащихся:
количество учащихся, получивших аттестаты;
количество трудоустроенных выпускников;
количество выпускников, продолжающих обучение в ВУЗах и ССУЗах;
количество выпускников, продолжающих обучение по профилю образования, полученному в ОУ;
учебные достижения учащихся;
внеучебные достижения учащихся;
средний балл удовлетворенности потребителей (по анкетированию).

МЕХАНИЗМ САМООЦЕНКИ Цикл PDCA (Деминга) по непрерывному совершенствованию (ПРОЦЕССНЫЙ

МЕХАНИЗМ САМООЦЕНКИ Цикл PDCA (Деминга) по непрерывному совершенствованию (ПРОЦЕССНЫЙ

МЕХАНИЗМ САМООЦЕНКИ Цикл PDCA (Деминга) по непрерывному совершенствованию (ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ)

ПЛАНИРОВАНИЕ

решите, как вы будете действовать


ДЕЙСТВИЕ

- действуйте по плану

ПРОВЕРКА
- проведите измерения, получите обратную связь, оцените свою деятельность

КОРРЕКТИ-РОВКА
- скорректируйте свои планы

Алгоритм проведения самооценки

Алгоритм проведения самооценки

Алгоритм проведения самооценки

Инструменты самооценки Проформа

Инструменты самооценки Проформа

Инструменты самооценки Проформа

Критерий 3.

Руководство ОУ

Составляющая: определение эффективности органа государственно-общественного управления ОУ (далее - орган ГОУО).

Области для самооценки:
- взаимодействие органа ГОУО с управленческой командой ОУ;
- участие органа ГОУО в формировании образовательной программы ОУ и перспективном планировании;
- осведомленность членов органа ГОУО о правовых основаниях собственной деятельности;
- готовность и реальное участие в принятии решений, информационная открытость.

Сильные стороны:
……..
……..
Слабые стороны:
…….
…….
 

Факты, подтверждающие оценку:
Наличие протоколов органа ГОУО, в которых зафиксировано рассмотрение образовательной программы ОУ и программы развития.
Наличие положения о органа ГОУО с определением правовых основ, полномочий и регламента деятельности.
Информационная открытость деятельности органа ГОУО: наличие отчетов о деятельности органа на сайте ОУ, протоколов общешкольной конференции с фиксацией рассмотрения отчетов деятельности органа ГОУО.

Способы работы с результатами самооценки

Способы работы с результатами самооценки

Способы работы с результатами самооценки

По итогам цикла самооценки выделяются две-три приоритетные области для улучшений в школе. Установка приоритетов в реализации областей для улучшений необходима для оптимизации работ по улучшению.
Рекомендуем использовать следующую форму для составления плана улучшений и определения приоритетности выявленных для усовершенствования областей, успешно используемую в практике самооценки общественно-активных школ.

План действий по улучшению деятельности ОУ по результатам самооценки


Области для улучшения

Запланированные действия

Уровень приоритетности

Ответственный

Сроки

Необходимые ресурсы и поддержка

Ориентация на потребителя

 

Преподавание и обучение

Руководство ОУ

Образовательные результаты

Удовлетворен-ность персонала

Уровни приоритетности: 1=высокая приоритетность
2=приоритет на этот год
3=приоритет на следующий год

Рекомендации по организации и проведению самооценки

Рекомендации по организации и проведению самооценки

Рекомендации по организации и проведению самооценки

Работа начинается с выбора модели самооценки, удовлетворяющей потребности школы. Выбранная модель изучается, решается вопрос о необходимой степени ее адаптации к условиям жизнедеятельности организации. Определяются области самооценки, которые могут состоять из ключевых элементов выбранной модели, либо быть детализированы с добавлением новых критериев или уровней.
Для проведения самооценки администрацией ОУ разрабатывается необходимая нормативная документация. Издаются регламентирующие процедуру приказы, разрабатываются Положение по самооценке, методические рекомендации, критерии оценивания, алгоритм процедуры, опросные листы или анкеты.
В разработанной документации определяются:
- ответственные за самооценку;
- сроки ее проведения;
- порядок проведения;
- определение целевых показателей;
- указание соответствующих инструментов самооценки;
- формы отчетов.
Ход процедуры подготовки и проведения самооценки.
Общее собрание трудового коллектива (после разъяснения целей самооценки и ее роли в совершенствовании деятельности организации) принимает решение о проведении самооценки.
Руководитель ОУ издает приказ о проведении самооценки и осуществляет руководство процедурой.
Назначаются руководители подразделений, ответственные за проведение самооценки по одному или нескольким конкретным критериям (целесообразно назначать сотрудников, имеющих опыт руководящей работы и подготовку в области систем менеджмента качества).
Руководители подразделений формируют инициативные группы из работников ОУ для проведения самооценки по отдельным показателям критерия, осуществления отдельных процедур (проведение анкетирования, сбор и обобщение данных и т.д.) и составлению отчета по закрепленному за группой критерию.
Руководитель проекта (директор ОУ) проводит обучение членов инициативных групп по проведению самооценки и составлению отчета.

Рекомендации по организации и проведению самооценки (продолжение)

Рекомендации по организации и проведению самооценки (продолжение)

Рекомендации по организации и проведению самооценки (продолжение)

Осуществление членами групп работы по самооценке по закрепленным за ними критериям или их составляющим в соответствии с рекомендациями, полученными в ходе обучения.
Составление членами групп отчетов по закрепленным за ними критериям или их составляющим.
Руководители групп, анализируют представленные подчиненными отчеты, формируют сводный отчет и определяют по его результатам сильные и слабые стороны организации; представляют свои отчеты директору школы.
Директор школы формирует единый сводный отчет, вносит корректировки, выносит его на обсуждение общего собрания коллектива ОУ для обсуждения; утверждает его как документ, дающий объективное представление о состоянии дел в организации.
Администрация школы на основании данных отчета по самооценке и решения общего собрания трудового коллектива определяет приоритеты для областей деятельности, где можно внести улучшения, с учетом имеющихся ресурсов, общих принципов и целей, а также внешних обстоятельств.
Руководитель ОУ определяет ответственных за разработку и реализацию необходимых мероприятий и формирование плана этих мероприятий.
Администрация школы осуществляет регулярный контроль за выполнением плана мероприятий в период между самооценками, которые должны проводиться ежегодно в целях обеспечения непрерывного совершенствования деятельности ОУ.

Для оценки результативности и эффективности деятельности школы необходимо выбрать обоснованные показатели. Такие показатели должны не только обеспечивать полноту информации обо всех аспектах деятельности ОУ, но обеспечивать в дальнейшем принятие эффективных решений. Следовательно их количество не должно быть чрезмерным. Считаем наиболее приемлемым вариантом взять за основу 5 универсальных критериев (ориентация на потребителя; преподавание и обучение; руководство ОУ;
образовательные результаты; удовлетворенность персонала) и дополнить их 3-4 критериями на усмотрение самой образовательной организации в соответствие с ее спецификой.

Содержание универсальных критериев

Содержание универсальных критериев

Содержание универсальных критериев

Критерий 1. Ориентация на потребителя.
Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей (на основе анкетирования потребителей, независимых отзывов, публичных мероприятий, публикаций в СМИ, отсутствии жалоб).

Критерий 2. Преподавание и обучение.
Каково текущее состояние преподавания и обучения?
Процент обеспеченности образовательного процесса квалифицированными кадрами; процент педагогов повысивших квалификацию; процент занятий с использованием современных образовательных технологий, в том числе информационных. Количество разработанных авторских программ, используемых в образовательном процессе. Процент педагогов участвующих в инновационной деятельности, в работе сетевых педагогических сообществ.
Процент качества и уровень обученности учащихся по предметам учебного плана (выявление освоения образовательного стандарта), по преподающим учителям-предметникам; процент учащихся, имеющих собственный индивидуальный прогресс в образовании; процент детей, получающих образование в разных формах; процент второгодников, отсева; процент детей, поступивших на следующую ступень образования; процент урочных и внеурочных занятий; процент внеучебной деятельности (проектной, исследовательской, игровой, художественной, музыкальной и т.д.).
Состояние здоровья детей. Уровень воспитанности. Охват детей занятостью в сфере дополнительного образования.

Содержание универсальных критериев (продолжение)

Содержание универсальных критериев (продолжение)

Содержание универсальных критериев (продолжение)

Критерий 3. Руководство ОУ.
Как руководители разных уровней определяют предназначение организации, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью личного примера и соответствующих мероприятий; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие системы менеджмента организации?

Критерий 4. Образовательные результаты.
Результаты, которых школа добилась в отношении своих учащихся: количество учащихся, получивших аттестаты; количество трудоустроенных выпускников; количество выпускников, продолжающих обучение в ВУЗах и ССУЗах; количество выпускников, продолжающих обучение по профилю образования, полученному в ОУ; учебные достижения учащихся; внеучебные достижения учащихся; средний балл удовлетворенности потребителей (по анкетированию).
Критерий 5. Удовлетворенность персонала.
Результаты, которых добилась образовательная организация в отношении удовлетворения своего персонала. Участие персонала в управлении организацией и принятии управленческих решений. Доступность информации. Удовлетворение переменами и их внедрение. Развитие потенциала работников. Психологический климат в коллективе. Общий имидж организации и удовлетворенность им. Достижения работников.

Важным требованием к системе целевых показателей является их конкретность и измеримость

Важным требованием к системе целевых показателей является их конкретность и измеримость

Важным требованием к системе целевых показателей является их конкретность и измеримость. Все показатели должны иметь единицы измерения либо в абсолютных, либо в относительных показателях (коэффициентах).
Составляется шкала «уровней совершенства», согласно модели совершенства, используемой при самооценке деятельности образовательной организации.
Формируются специальные группы по самооценке из числа сотрудников; проводится обучение членов групп алгоритму и методике самооценки работы организаций.
В ходе самооценки проводятся интервью, анкетирования и иные формы сбора информации от сотрудников и участников образовательного процесса о деятельности школы. Формирование анкеты или опросного листа осуществляется таким образом, чтобы при ответах на содержащиеся в них вопросы можно было получить ответы, подтверждающие примерами состояние работы школы, то есть производится сбор конкретных фактов, а не субъективных мнений.
После получения показателей по критериям необходимо их сопоставить за разные периоды времени (не менее 3-х лет) для обнаружения имеющих место тенденций роста или спада. Выявленные сильные стороны организации следует определить для их сохранения и поддержки, области которые требуют улучшений необходимо будет расставить в приоритетном порядке, исходя из предназначения организации, ее стратегической цели, политики и ценностей.
Расчет коэффициента результативности по каждому показателю производится как определение отношения фактического значения показателя к его плановому значению. Чем меньше значение рассчитанного коэффициента, тем выше результативность.
Полученные результаты показателей качества деятельности ОУ необходимо соотнести со средними показателями похожих по контексту школ, средними показателями уровней муниципального, региональнной и общероссийской системы оценки качества.
Для наглядности состояния процесса и тенденций его развития необходимо использовать визуализацию данных, таблицы, схемы, графики.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА Вальдман И. А. О возможных подходах к проведению балльной оценки качества работы школы при организации процедуры самооценки общеобразовательного учреждения

ЛИТЕРАТУРА Вальдман И. А. О возможных подходах к проведению балльной оценки качества работы школы при организации процедуры самооценки общеобразовательного учреждения

ЛИТЕРАТУРА

Вальдман И. А. О возможных подходах к проведению балльной оценки качества работы школы при организации процедуры самооценки общеобразовательного учреждения. [Электронный ресурс] сайт Института управления образованием Российской академии образования // режим доступа: http://www.iuorao.ru/20121222/236-2012-12-22-10-00-48
Вальдман И. А. Самооценка школы: основные понятия. [Электронный ресурс] сайт Института управления образованием Российской академии образования // режим доступа: http://www.iuorao.ru/2012-03-22/186-2012-03-24-07-32-57
Вальдман И. А. Самооценка школы. Методическое руководство. [Электронный ресурс] Газета «Управление школой» // №15, 2007 г.// режим доступа: http://upr.1september.ru/article.php?ID=200701502
Волков В.Н. Управление качеством образования на основе анализа внешних оценочных образовательных результатов. Программа. АНО «Институт образовательных стратегий». 2005//электронный ресурс//режим доступа: http://www.unisonschool.ru
Гришина И.В., Волков В.Н., Курцева Е.Г. Самооценка общеобразовательного учреждения по критериям модели Total Quality Management как новый ресурс управления / «Академический вестник СПб АППО», выпуск 2 (7), 2009
Гришина И.В., Волков В.Н, Курцева Е.Г. Самооценка образовательных учреждений. Методическая разработка по материалам международного проекта/ Под ред. Аветовой Т.Ю. – СПб.: Издательство «Скифия», 2007//электронный ресурс// режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.nwaip.ru%2Fdoc%2Fproject%2Frezultatyi%2F05%2Fsamoocenka.doc&name=samoocenka.doc&lang=ru&c=565c6fe0d1da
Зверева В.И. Как сделать управление школой успешным? М. Центр “Педагогический поиск”. 2004.//электронный ресурс//режим доступа: http://upr.1september.ru/article.php?ID=200501209
Международные критерии качества деятельности общественно-активной школы (руководство по самооценке)//Всероссийский портал общественно-активных школ//интернет-ресурс// режим доступа: http://www.oash.info
Рекомендации. Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества 2006 г. Р 50-601-45/2-2006. М.2006// Электронный ресурс// режим доступа: http://www.complexdos.ru
Самооценка образовательных учреждений. Методическая разработка по материалам международного проекта/Под ред. Аветовой Т.Ю. – СПб.: Северо-Западное агентство международных программ, 2006.
Степанова Е.О. Оптимизация управления образованием путем использования методики самооценки образовательного учреждения//Журнал руководителя управления образованием, №2. 2010.
Степанова Е.О. Формирование отчета о самооценке образовательного учреждения: руководство для администраторов и педагогических коллективов ОУ/Ярославль: ГОУ ЯОИРО, 2009.//электронный ресурс//режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.iis.vladimir.i-edu.ru%2Ffileadmin%2Fmenedgment%2F2_sessiya_2013%2Frukovodstvo_samootsenka.doc&name=rukovodstvo_samootsenka.doc&lang=ru&c=565c666386e8
Шленев А.К. Из опыта работы по использованию методики самооценки ОУ в Ярославской области.// Ярославль: ГОУ ЯОИРО, 2009.//Электронный ресурс//режим доступа: http://pandia.ru/text/78/309/96693.php

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018