“Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”. (П. П. Блонский)
Задачи:
расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.
Формы работы и виды деятельности: (групповые: в больших и малых группах, индивидуальные):
1. Сообщения и доклады.
2. Защита проектов.
3. Анализ и просмотр текстов.
4. Конкурсы, игры, турниры, выполнение тестов.
5. Работа со словом, работа со словарями.
6. Выпуск газет, защита рисунков.
7. Работа с пословицами и поговорками.
Игра «Сбежавший медведь»
Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.
Содержание игры:
“Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.
Материалы:
“Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о...”
Дети с интересом выполняют следующие виды заданий: разгадывание и составление ребусов, загадок, рисование загадок, найди в слове слово, буриме (делаются заготовки рифм), игры с пословицами
Исправь пословицу
Одна голова хорошо, а две некрасиво.
Чтение – лучшее мучение.
Одна нога здесь, а другая в гипсе.
Друзья познаются на контрольной.
Мал ноутбук, да дорог.
Трудно в учении – легко на каникулах.
После драки шапками не машут.
Работа с фразеологизмами
Конкурс « Найди антоним».
Ведущий раздает командам листы с заданием: к каждому
фразеологизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки
1.На руках носить 1. С открытой душой.
2.От доски до доски. 2. Своим горбом жить.
3.Камень за пазухой держать. 3. Ворон считать.
4.На чужой шее сидеть. 4. Держать в ежовых рукавицах.
5.Лясы точить. 5. Воды в рот набрать.
6.Держать ухо востро. 6. Не покладая рук.
7.Сидеть сложа руки. 7. В руки взять.
8 От рук отбился. 8.С пятого на десятое.
9.Во всю Ивановскую. 9. Держать язык за зубами.
Таким образом, внеурочная работа по русскому языку позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.