Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»
Оценка 4.7

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Оценка 4.7
Педсоветы +2
pdf
окружающий мир +2
1 кл—6 кл
11.05.2017
Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»
В данной презентации рассматриваются этапы и приемы технологии продуктивного чтения и технологии развития критического мышления по формированию смыслового чтения на уроках. Данные приемы формируют УУД: осмысления цели чтения (для чего?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?), умения определять основную и второстепенную информацию, умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.В данной презентации рассматриваются этапы и приемы технологии продуктивного чтения и технологии развития критического мышления по формированию смыслового чтения на уроках.
Приемы формирования смыслового чтения.pdf





Смысловое чтение

представляет собой комплексное УУД,

состоящее из:

  осмысления цели чтения (для чего?),

  умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),

  умения определять основную и второстепенную информацию.

  умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,

  умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.

Технология продуктивного чтения.

1 этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

ОС «Школа 2100»

2этап

Работа с текстом во время чтения

1.    Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 2.   Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3.   Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4.   Выразительное чтение.

3 этап.

Работа с текстом после чтения

1.            Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.            Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.            Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.            Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

Чтение с остановками

  1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

  На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

  2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

  Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

  3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.

Прием «Дневник двойных записей»

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые

поразили, удивили, напомнили о   каких-то    фактах,    вызвали     какие- либо ассоциации;

в правой – написать    лаконичный     

комментарий: почему     именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.











Классификация вопросов Б.Блума:

  Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

  Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

  Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

Классификация вопросов Б.Блума:

  Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

  Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

Классификация вопросов Б.Блума:

  Объясняющие (интерпретационные) вопросы.

Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдѐт в разряд просты

  Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?









Информационные ресурсы

  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //

[Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

  Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru

  Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Смысловое чтение представляет собой комплексное

Смысловое чтение представляет собой комплексное

Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе

На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст

На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст

В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать…

В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать…

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Классификация вопросов Б.Блума : —

Классификация вопросов Б.Блума : —

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии

Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов

Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов

Практические вопросы . Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой

Практические вопросы . Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Презентация «Приемы формирования смыслового чтения»

Информационные ресурсы — Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu

Информационные ресурсы — Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu

Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская

Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017