Мы познакомились с программой-технологией Кривцовой год назад и применяем ее пока только как технологию. На итоговом педсовете, я думаю, мы решим, как в дальнейшем будем использовать ее. Возможен вариант включения этой программы в основную образовательную программу дошкольного образования нашего детского сада, начиная со старшего дошкольного возраста в часть, касающуюся социально-коммуникативной области. Занятия по программе проводятся раз в неделю.Мы познакомились с программой-технологией Кривцовой год назад и применяем ее пока только как технологию. На итоговом педсовете, я думаю, мы решим, как в дальнейшем будем использовать ее. Возможен вариант включения этой программы в основную образовательную программу дошкольного образования нашего детского сада, начиная со старшего дошкольного возраста в часть, касающуюся социально-коммуникативной области. Занятия по программе проводятся раз в неделю.
Программатехнология
Программатехнология
С.В. Кривцовой
С.В. Кривцовой
«Жизненные навыки»
«Жизненные навыки»
Буздуган Наталья Александровна,
педагогпсихолог
высшей квалификационной категории
МАДОУ детский сад № 6
Программатехнология С.В. Кривцовой
Программатехнология С.В. Кривцовой
«Жизненные навыки для дошкольников.
«Жизненные навыки для дошкольников.
Занятияпутешествия»
Занятияпутешествия»
Цели программы:
Цели программы:
развитие эмоционального и социального
интеллекта как условия
психологической подготовки к школе;
профилактика личностных расстройств
у детей данного возраста;
развитие самости и повышение
самоценности личности;
коррекция неадаптивного поведения
детей
Целевая аудитория:
воспитанники одного ДОО в возрасте от 5 лет
(старшая и подготовительная группы);
сборные группы детей 57 лет из разных ДОО;
не посещающие ДОО дети (для занятий в центрах).
Форма проведения занятий
Занятия проводятся в подгруппах не более 15 детей,
планируются в соответствии с планом работы ДОО.
Объем: 36 занятий в течение года (одно занятие — 30
35 мин один раз в неделю в течение года — с сентября
по май).
Занятия – игры, занятия -
Занятия – игры, занятия -
путешествия
путешествия
наиболее
полная форма,
Путешествие — это не столько идея приключения,
сколько
отражающая
содержание переживаний ребенка во время занятий.
Мы путешествуем к себе и к другим, узнаем про себя и
открываем мир. И так каждый раз. Это ритмическое
проживание «туда и обратно», «вдох и выдох»
заключено в самом действии.
Т. В. Бабушкина называла это «воспитывающим
путешествием, которое через внешнее движение
развивает внутренний мир»
Основные темы программы
Основные темы программы
Темы занятий первого года (56 лет):
«Осеннее путешествие» (12 тем).
«Зимнее путешествие» (12 тем).
«Весеннее путешествие» (12 тем).
Темы занятий второго года (67лет):
«Путешествие начинается...» (7 тем).
«Путешествие домовят» (9 тем).
«Путешествие мумитроллей» (8 тем).
«Путешествие сквозь созвездия» (12 тем).
ШКАЛА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
ШКАЛА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
и
лица,
опросник
Фамилия и имя ребёнка _______________________ Группа ________
Возраст ___ лет ____ мес.
Фамилия
имя
Пол:
М Ж
заполняющего
____________________________________________________________
Дата заполнения _____________________________________________
Кем Вы приходитесь ребёнку __________________________________
Основываясь на своих наблюдениях за этим ребёнком, оцените его
поведение по всем пунктам опросника. При оценивании Вы можете
выбрать один из пяти баллов:
1 – ребёнок не проявляет такого поведения;
2 – редко демонстрирует такое поведение;
3 – время от времени демонстрирует такое поведение;
4 – часто демонстрирует такое поведение;
5 – это обычное поведение для этого ребёнка.
Навыки адаптации к образовательному
Навыки адаптации к образовательному
учреждению
учреждению
1. Умение слушать.
2. Умение обращаться за помощью.
3. Умение выражать благодарность.
4. Умение следовать полученной инструкции.
5. Умение доводить работу до конца.
6. Умение вступать в обсуждение.
7. Умение предлагать помощь взрослому.
8. Умение задавать вопросы.
9. Умение заявлять о своих потребностях.
10. Умение сосредотачиваться на своём занятии.
11. Умение исправить недостатки в работе.
Навыки общения со сверстниками
Навыки общения со сверстниками
(«Навыки дружелюбия»)
(«Навыки дружелюбия»)
12. Умение знакомиться.
13. Умение присоединиться к играющим детям.
14. Умение играть по правилам игры.
15. Умение просить об одолжении.
16. Умение предлагать помощь сверстнику.
17. Умение выражать симпатию.
18. Умение принимать комплименты.
19. Умение проявлять инициативу.
20. Умение делиться.
21. Умение извиняться.
Навыки обхождения с чувствами
Навыки обхождения с чувствами
22. Умение воспроизводить основные чувства.
23. Умение выражать чувства.
24. Умение распознавать чувства другого.
25. Умение сочувствовать.
26. Умение обращаться с собственным гневом.
27. Умение реагировать на гнев другого человека.
28. Умение справляться со страхами.
29. Умение переживать печаль.
Навыки альтернативы агрессии
Навыки альтернативы агрессии
30. Умение мирно отстаивать свои интересы.
31. Умение выражать недовольство.
32. Умение спрашивать разрешения.
33. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не
принимают в общую деятельность группы.
34. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят.
35. Умение проявлять толерантность.
36. Умение принять последствия собственного выбора
(отношение к своей ошибке).
37. Умение реагировать на незаслуженные обвинения.
38. Умение реагировать в ситуации, когда виноват.
Навыки преодоления стресса
Навыки преодоления стресса
39. Умение проигрывать.
40. Умение обходиться с чужой
собственностью.
41. Умение говорить «нет».
42. Умение адекватно реагировать на отказ.
43. Умение справляться с ситуацией
игнорирования.
44. Умение справляться со смущением.
45. Умение справиться с накопившимся
стрессом с помощью двигательной
активности.
Безопасность, защита, чувство
опоры и устойчивости — важное
измерение данной программы.
Как пишет М. В. Осорина в
своей книге «Секретный мир
детей в пространстве мира
взрослых»:
этап
себя
сам для
«Поначалу
существует,
ребенок
не
бы «слепым
являясь как
пятном». Первый
в
осознании человеком факта
своего существования в этом
мире начинается через других
людей. Это они замечают, что
"Я" здесь, выделив ребенка из
фона окружающей жизни как
значимую фигуру и назвав его
по имени».
Кроме ритуала
Кроме ритуала
приветствия, важно
приветствия, важно
принятие правил:
принятие правил:
говорить по одному,
никого не обижать,
никого не унижать,
ничего не портить,
не ломать
В безопасном пространстве есть право на
любые чувства — можно быть злым,
растерянным, веселым или грустным,
проявлять страх или желание
уединиться — все принимается
(в рамках правила «никого не обижать»).
Тема ценностей находит отражение в
таком измерении программы, как
потребности, желания и мечты.
Мечтать, желать и хотеть
можно и нужно.
Игра — способ взаимодействия ребенка с миром и
источник его диалога с миром в будущем. В игре
ребенок перерабатывает и усваивает внешние
впечатления — все, что переживает ребенок и с чем
он сталкивается в жизни, воспроизводится и
повторяется в игре.
Если чтото не может быть переработано, какието
впечатления оказались ребенку не по силам, то он
проживает их в игре (и не один раз). И тогда это
событие может «перевариться» и «усвоиться».
Самая важная задача педагога —
Самая важная задача педагога —
научиться видеть ребенка.
научиться видеть ребенка.
Отбросить желание встроить ребенка в какую
то типологическую схему, но наблюдать день
за днем, грамотно фиксировать свои
наблюдения, анализировать их открыто и
непредвзято, безоценочно.
Сквозь дефекты, «плохое» поведение
и несовершенства открывается
педагогу детская
индивидуальность.
Если нет открытого взгляда на
ребенка, то, как может взрослый
определить зону его
индивидуального ближайшего
развития, его и только его
особенный, скрытый от
равнодушного, но открытый
любящему взгляду потенциал?
Контактная информация
Контактная информация
www.clevermedia.ru
info@clevermedia.ru
Телефон:
8 (495) 744–03–31
Благодарю за внимание
Благодарю за внимание