Урок посвящен памяти лингвиста Е.И. Никитиной. В разработке представлена работа с таблицей, с словом, текстом, учебником, лингвистическим материалом. Домашнее задание предлагается в дифференцированном виде. Цели урока:-повторить основные сведения об имени существительном как о части речи; -совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи; -развивать умение работать с различными источниками; -воспитывать уважительное отношение к слову.
Цели урока:
повторить основные сведения об
имени существительном как о части
речи;
совершенствовать навыки
правописания имён существительных,
закрепить навыки аналитической
работы со словом как частью речи;
развивать умение работать с
различными источниками;
воспитывать уважительное отношение
к слову.
Круг рассматриваемых
Круг рассматриваемых
вопросов:
вопросов:
лексикограмматические разряды;
лексикограмматические разряды;
род и число имён
род и число имён
существительных;
существительных;
склонение;
склонение;
правописание падежных
правописание падежных
окончаний
окончаний
лист, листва
листва, симфония,
, симфония,
лист,
городишко, , деление,
деление,
городишко
пшено, молоко,
пшено, молоко,
сапожище, ,
сапожище
детвора, поэзия,
, поэзия,
детвора
подмастерье, , ручища
ручища..
подмастерье
Листва
Листва
Городишко
Городишко
Деление
Деление
Сапожище
Сапожище
Детвора
Детвора
Подмастерье
Подмастерье
ручища
ручища
Признаки существительного
Признаки существительного
Постоянные. Лексикограмматический разряд
Постоянные. Лексикограмматический разряд
Непостоянные
Непостоянные
Нарицательные
собственные
Одушевлённые
Неодушевлённые
Конкретные
отвлечённые
собирательные
вещественные
число
падеж
род
склонение
Покамест ему подавались разные обычные в
трактирах блюда, както: щи с слоеным
пиро...ком, нарочно сберегаемым дли
прое...жающих (в) течени... нескольких
неделей, мозги с горошком, сосиски с
над ним.
капустой, пулярка жареная, огурец соле..ый и
вечный слое...ый сладкий пирож...к, всегда
готовый к услугам, он заставил слугу, или
полового, рассказывать всякий вздор о том,
кто содержал прежде трактир и кто теперь, и
много ли дает дохода, и большой ли подлец их
хозяин; на что половой, по обыкновению,
отвечал: "О, большой, сударь, мошен..ик». Как
в проев...щен...ой Европе, та и в
проев...щен...ой Рос.ии есть теперь весьма
много почтенных людей, которые без того не
могут покушать в трактире, чтоб не поговорить
со слугою, а иногда даже забавно пошутить
Какие понятия, прозвучавшие на
уроке оказались для вас новы?
(Конкретные, отвлечённые,
собирательные и вещественные
существительные.)
Какие затруднение при изучении
нового материала у вас возникли?
Поставьте слова: Дарья,
любовь, Любовь, Юлия, – в
дательный падеж,
Бородино, дочери, двери,
Царицын – в творительный
падеж.
Правописание падежных
окончаний.
Изучите материал учебника и
исправьте ошибки.
( Дарье, любви, Любови, Юлии,
Бородином, дочерьми, дверями,
Царицыном )
Дифференцированное задание.
1в. упр. 170. Более слабым учащимся
предлагается переписать слова, выделить
основу, окончание, определить тип
склонения.
2в. упр. 173.Более сильным учащимся
предлагается выписать предложения, где
требуется употребить существительные в
форме Д.п. и П. п.
3в. упр. 172. Наиболее слабым
предлагается переписать слова,
объяснить правописание окончаний. Как
это сделать? (Указать тип склонения,
падеж.)
Итог урока.
Какие трудности могут возникать при
написании окончаний имён
существительных?
От чего зависит выбор гласной в
окончаниях существительных?
Какие стилистические правила написания
окончаний существительных вы знаете?
Какие случаи написания показались вам
наиболее трудными?
Домашнее задание. §32,33; упр.
176, упр.175 или 177 (по выбору).