Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и критически осмыслить извлечённую информацию.Презентация к докладу "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"
Смысловое
чтение на
уроках
русского
языка и
литератур
ы
Подготовила: учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ
№ 30 Железнова Наталья
Николаевна
«Мы понимаем не
текст, а мир, стоящий
А.А.
за текстом»
Смысловое чтение – вид чтения,
Леонтьев
которое нацелено на понимание
читающим смыслового содержания
текста. Для смыслового понимания
недостаточно просто прочесть текст,
необходимо дать оценку информации,
откликнуться на содержание.
Цель смыслового чтения –
максимально точно и полно
понять содержание текста,
уловить все детали и
критически осмыслить
извлечённую информацию.
Три фазы процесса чтения
• Восприятие текста, раскрытие
его содержания и смысла.
• Извлечение смысла,
объяснение найденных фактов
с помощью привлечения
имеющихся знаний,
интерпретация текста.
• Создание собственного нового
смысла.
Этапы работы с текстом
1.Работа с текстом до чтения
• Антиципация (предвосхищение,
предугадывание предстоящего
чтения).
• Постановка целей урока с учётом
общей готовности учащихся к
работе.
Этапы работы с текстом
2.Работа с текстом во время
чтения.
• Первичное чтение.
• Перечитывание текста.
• Анализ текста.
• Беседа по содержанию.
• Выразительное чтение.
Этапы работы с текстом
3.Работа с текстом после чтения.
• Смысловая беседа по тексту.
• Знакомство с писателем, его
личностью.
• Работа с заглавием,
иллюстрациями.
• Творческие задания.
Работа с текстом строится по
трём направлениям
• Поиск и восстановление
информации, понимание
прочитанного.
• Преобразование и
интерпретация информации.
• Рефлексия и оценка
информации.
Приёмы технологии смыслового
чтения
• Прием маркировки текста
(V - уже знал; + - новая
информация;
-думал иначе; ? - есть вопросы).
• Приём «верные и неверные
утверждения»
• «Толстые и тонкие вопросы»
• «Ромашка вопросов Блума»
Приёмы технологии смыслового
чтения
• «Тематический алфавит».
• Приём «Чтение в кружок».
• Восстановление/заполнение
пропусков.
• Упражнения на дополнение.
• Приём
сопоставления/нахождения
сходств и различий.
Приёмы технологии смыслового
чтения
• Перекодирование информации.
• «Мозаика».
• Называние (присвоение имени
анализируемому материалу).
• Составление списка.
• Множественный выбор.
Приёмы технологии смыслового
чтения
• Конспектирование.
• Деление текста на абзацы.
• Составление плана.
• Викторина.
• Логическая
перегруппировка/восстановлен
ие последовательности.
Приёмы технологии смыслового
чтения
• Заполнение таблицы. Например:
Ключев
ые
слова
Смыслов
ые
предло
жения
Основн
ой
смысл
текста