Современное звучание жанров башкирской народной музыки
(урок в 5б классе, с использованием рк, 2 урок 2 четверти, раздел»Мир народной песни, программаИскусство,Музыка под редакцией Т.И.Науменко, В.В.Алеева. Программа соответсвует ФГОС основного общего образования)
Цели:
1)Знакомство с жанром башкирской народной музыки:, озон кой, , кыска-кюй ,такмак с вариационной формой музыкального произведения;
2)Развивать и совершенствовать слушательские, вокально-хоровые навыки,
3)Воспитать любовь к башкирской народной музыке, к традициям и обычаям народа
Оснащение урока: мультимедиа, настенный экран, аудиоаппаратура, синтезатор
Музыкальные инструменты: синтезатор,курай, кубыз;
Музыкальный ряд: Башкирская народная песня «Урал», Башкирская народная песня «Карабай» в исполнении женского хора, Башкирская народная песня «Карабай », Р.Сальманов «вариации на тему «Карабай»Текстовой конспект урока.
Современное звучание жанров башкирской народной музыки
(урок в 5б классе, с использованием рк, 2 урок 2 четверти, раздел»Мир
народной песни, программаИскусство,Музыка под редакцией Т.И.Науменко,
В.В.Алеева. Программа соответсвует ФГОС основного общего образования)
Цели:
1)Знакомство с жанром башкирской народной музыки:, озон кой, ,
кыскакюй ,такмак с вариационной формой музыкального
произведения;
2)Развивать и совершенствовать слушательские, вокальнохоровые
навыки,
3)Воспитать любовь к башкирской народной музыке, к традициям
и обычаям народа
Оснащение урока: мультимедиа, настенный экран,
синтезатор
аудиоаппаратура,
Музыкальные инструменты: синтезатор,курай, кубыз;
Музыкальный ряд: Башкирская народная песня «Урал», Башкирская
народная песня «Карабай» в исполнении женского хора, Башкирская
народная песня «Карабай », Р.Сальманов «вариации на тему «Карабай»
Ход урока.
У каждой песни своя судьба, одним уготована долгая, красивая жизнь. У
других короткий век, попоют и забудут.
К песням не ветшающим от времени прежде всего относятся народные песни,
созданные сотню лет назад. Они и сегодня звучат свежо и ново. Как вы
думаете почему?
Ученики.: Потому что в них отражены вечные понятия как добро и зло,
жизнь и смерть, любовь и ненависть.
А какие песни отражают вечные темы?
Ученики. Наверное песни о Родине, красоте и природе родного края.Совершенно верно, ребята. Эти песни передавались из уст в уста, песня
всегда была спутником человека. В зависимости от настроения эти песни
народ поет чисто для себя, колыбельные песни ласкают слух младенца, песни
звучали на свадьбах, йыйынах,с песнями джигиты уходили на войну и
возвращались с нее. Для народа песня была и отрадой и успокоением души.
А как же называли народных исполнителей песен ?
Ученики. Сэсэны.
_А кого из сэсэнов вы можете мне напомнить?
Ученики: Мифтахетдин Акмулла!!(Слайд)
Совершенно верно, а кто же он Мифтахетдин Акмулла, ?
Ученики:. В своих стихотворениях Акмулла не раз поднимает тему
образования. Он призывает башкир к изучению наук, к просвещению своего
народа. Одно из таких стихотворений – «Мои башкиры!»(Слайд)
Ученики. Поэт был против телесных наказаний детей, призывал к простому и
понятному обучению. Мифтахетдин Акмулла (26 декабря 1831г. – 8 октября
1895г.) – уроженец деревни Туксанбаево нынешнего Миякинского района.
Начальное образование он получал в своей деревне, учился в медресе
соседних деревень Менеузтамак и Анясово. Мифтахетдин пробовал себя в
различных профессиях: учил детей, работал плотником, однако настоящий
его талант проявился в писательской деятельности. Он прославился как поэт
импровизатор. Его отец не мог понять его стремлений и увлечений, поэтому
опечаленный Акмулла покидает дом и отправляется куда глаза глядят.
Путешествуя в особенности по югу Башкирии, он читает стихотворения
народу.
1.На родине поэта — в д. Туксанбаево Миякинского района в 1981 создан
Музей М. Акмуллы.(Слайд)
2.В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы
и искусства.
3.Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический
университет.(Слайд)4.8 октября 2008 года в Уфе был открыт памятник Акмулле в сквере имени
Акмуллы на площадке перед педагогическим университетом. (Слайд)
Молодцы ребята, как много вы знаете о нашем великом поэте
просветителе.наверное как и любому челвеку народная песня для него тоже
была такой же отдушиной в моменты когда поэт, сэсэн,просветитель думал о
том как нелегко его башкирскому народу .
Звучит песня «Урал» в исполнении Абдуллы Султанова.(Слайд)
Какой Урал перед нами представляется ребята?
Ученики: Бескрайний, широкий,могучий.
Такого жанра песня называется узун кюйпротяжная песня,лирического
характера. Она распевается на большом дыхании и требует от исполнителя
большой техники и мастерства..Один исполнитель обычно исполняет такую
песню, а сопровождает
курай, обычно кураист прислушивается к
исполнителю и подстраивается под его иполнение.
Как вы думаете много ли песен такого склада в нашей народной музыке?
Да, потому что жизнь наших предков была не легкая.. приходилось очень
много трудиться и чаще за мизерную оплату или за трудодни.
«Буранбай», « Салават», « Азамат» , «Хандугас»…и перечень этих песен
можно продолжить
Ребята узун кой это жанры нашей народной музыки, а как вы думаете эти
песни в нашем 21 веке имеют своё место? Нужны ли нам эти песни и для чего?
Чтобы знать историю нашего народа, чтобы чтить память наших предков.
Совершенно верно, но согласитесь, что если мы применим к этим песням
современный взгляд и интонации, используем современные инструменты мы
вольем новое течение и новое дыхание и новые слушатели услышат историю с
наших уст .Давайте оценим такой вариант народной песни.
Башкирская народная, Урал, Ишмурат Ильбаков, аранж Талгат Хасенов.в
современном звучании.(Видео)Наверное кто то задумался и захотел мне задать вопрос , а что не было более
жизнерадостных моментов в жизни народа ?И я отвечу конечно же было место
и веселью и радости и именно такие песни зародились под жанром кыска кюй..
Теперь послушаем еще одно произведение башкирская народная песня
«Карабай».
Звучит баш.нар песня «Карабай» в исполнении курая.
Существует несколько легенд об истории возникновении этой песни. Одна
из них юноша Карабай восхищаясь танцем Асмабики посвятил ей .
А вот как выглядит этот танец.
(Видеофрагмент)
Давайте и мы с вами разучим основную тему песни.
Әллиләүгенәйем,
Бәлиләү генәйем.
Әсмәбикә тыпыртыпыр
Баҫып килә генәйем.
Әллиләүгенәйем,
Бәлиләү генәйем.
Әсмәбикә һыуҙар алып
Ҡайтып килә генәйем
Многие известные композиторы обращались к народной музыке.
Давайте прослушаем очень оригинальный вариант этой песни.
Ваша задача определить, изменится ли тема, мелодия музыки? Если вы
почувствуете изменение, то поднимите руку
Слушание «Вариации на тему Карабай».А какие изменения вы услышали в музыке?
Одна и та же мелодия звучит в разном характере, меняется настроение.
Учитель: Мы с вами прослушали произведение. Как называется форма в
музыке когда постепенно изменяется одна основной темы, то есть мелодии.
Главная мелодия всё время остаётся неизменной, а изменения вносятся
только в сопровождение.
Это вариационная форма.
Ребята, сегодня мы прослушали несколько произведений. Звучание каких
музыкальных инструментов вы слышали?
Курай, баян…..
Только ли спеть можно эту песню??
Правильно ноги сами в пляс пускаются…давайте посмотрим как это
получается когда песня с танцем сливаются..
. (Видео)
Кто может кто попробует повторить танец или хотя бы движения?
Вот такие рукодельницы шили, украшали орнаментами национальные
костюмы. А когда мы видим наш народ в этих костюмах. Ведь в обыденные
дни мы их не носим.
На праздниках, на народных гуляниях, на сабантуе. .
Наш народ умеет работать и отдыхать . Сегодня любой наш земляк может
гордится нашим Миякинским районом.
О достопримечательностях нашего района…(пчеловодство, деревнями вяжут
шали, ткут паласы, много артистов певцов выходцев из нашего района,герои
ВОВ, Амулла).(Видео)
Мы живем в дружном многонациональном районе, чтим и празднуем общие
праздники. И конечно же поем песни нашего народа.
Сегодня мы с вами впитали два жанра башкирской музыки, узун кюй и
кыска кюй,а теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли композитора, я
вам принесла стихи , в которых рассказывается о нашем самом любимомдетском празднике .напомните пожалуйста о каком приближающем празднике
я имею в виду.
Совершенно верно о Новом годе!!!
Перед вами я поставлю цель что эту песню нам надо сочинить в стиле
совершенно другого континета называется он кантри. Кто догадался о какой
части света я вам говорю!!!
Совершенно верно об Америке.
Представьте что мы с вами решили посетить эту страну, и хотим чтобы при
встрече мы сразу почувствовали что нас объединяет единый язык музыки и я
думаю что наш шедевр понравится нашим новым друзьям…
( Учитель задает ритм кантри, дети пытаются сочинить мелодию). После всего
звучит окончательный вариант.
А теперь послушайте как у меня получилось…
(Видео с гала концерта телевизионного конкурса «Сулпылар»)
На этой праздничной ноте мы с вами завершаем наш урок. Сегодня мы с вами
соединили 3 века19,20 и 21. И еще раз убедились что Музыка это душа
народа!!
Ребята с каким настроением вы уходите сегодня с урока?
С позитивным!!!
Мне тоже вы сегодня очень понравились!!!