Современное звучание жанров башкирской народной музыки
(урок в 5б классе, с использованием рк, 2 урок 2 четверти, раздел»Мир народной песни, программаИскусство,Музыка под редакцией Т.И.Науменко, В.В.Алеева. Программа соответсвует ФГОС основного общего образования)
Цели:
1)Знакомство с жанром башкирской народной музыки:, озон кой, , кыска-кюй ,такмак с вариационной формой музыкального произведения;
2)Развивать и совершенствовать слушательские, вокально-хоровые навыки,
3)Воспитать любовь к башкирской народной музыке, к традициям и обычаям народа
Оснащение урока: мультимедиа, настенный экран, аудиоаппаратура, синтезатор
Музыкальные инструменты: синтезатор,курай, кубыз;
Музыкальный ряд: Башкирская народная песня «Урал», Башкирская народная песня «Карабай» в исполнении женского хора, Башкирская народная песня «Карабай », Р.Сальманов «вариации на тему «Карабай»Текстовой конспект урока.
КОНСПЕКТ УРОКА.docx
Современное звучание жанров башкирской народной музыки
(урок в 5б классе, с использованием рк, 2 урок 2 четверти, раздел»Мир
народной песни, программаИскусство,Музыка под редакцией Т.И.Науменко,
В.В.Алеева. Программа соответсвует ФГОС основного общего образования)
Цели:
1)Знакомство с жанром башкирской народной музыки:, озон кой, ,
кыскакюй ,такмак с вариационной формой музыкального
произведения;
2)Развивать и совершенствовать слушательские, вокальнохоровые
навыки,
3)Воспитать любовь к башкирской народной музыке, к традициям
и обычаям народа
Оснащение урока: мультимедиа, настенный экран,
синтезатор
аудиоаппаратура,
Музыкальные инструменты: синтезатор,курай, кубыз;
Музыкальный ряд: Башкирская народная песня «Урал», Башкирская
народная песня «Карабай» в исполнении женского хора, Башкирская
народная песня «Карабай », Р.Сальманов «вариации на тему «Карабай»
Ход урока.
У каждой песни своя судьба, одним уготована долгая, красивая жизнь. У
других короткий век, попоют и забудут.
К песням не ветшающим от времени прежде всего относятся народные песни,
созданные сотню лет назад. Они и сегодня звучат свежо и ново. Как вы
думаете почему?
Ученики.: Потому что в них отражены вечные понятия как добро и зло,
жизнь и смерть, любовь и ненависть.
А какие песни отражают вечные темы?
Ученики. Наверное песни о Родине, красоте и природе родного края. Совершенно верно, ребята. Эти песни передавались из уст в уста, песня
всегда была спутником человека. В зависимости от настроения эти песни
народ поет чисто для себя, колыбельные песни ласкают слух младенца, песни
звучали на свадьбах, йыйынах,с песнями джигиты уходили на войну и
возвращались с нее. Для народа песня была и отрадой и успокоением души.
А как же называли народных исполнителей песен ?
Ученики. Сэсэны.
_А кого из сэсэнов вы можете мне напомнить?
Ученики: Мифтахетдин Акмулла!!(Слайд)
Совершенно верно, а кто же он Мифтахетдин Акмулла, ?
Ученики:. В своих стихотворениях Акмулла не раз поднимает тему
образования. Он призывает башкир к изучению наук, к просвещению своего
народа. Одно из таких стихотворений – «Мои башкиры!»(Слайд)
Ученики. Поэт был против телесных наказаний детей, призывал к простому и
понятному обучению. Мифтахетдин Акмулла (26 декабря 1831г. – 8 октября
1895г.) – уроженец деревни Туксанбаево нынешнего Миякинского района.
Начальное образование он получал в своей деревне, учился в медресе
соседних деревень Менеузтамак и Анясово. Мифтахетдин пробовал себя в
различных профессиях: учил детей, работал плотником, однако настоящий
его талант проявился в писательской деятельности. Он прославился как поэт
импровизатор. Его отец не мог понять его стремлений и увлечений, поэтому
опечаленный Акмулла покидает дом и отправляется куда глаза глядят.
Путешествуя в особенности по югу Башкирии, он читает стихотворения
народу.
1.На родине поэта — в д. Туксанбаево Миякинского района в 1981 создан
Музей М. Акмуллы.(Слайд)
2.В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы
и искусства.
3.Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический
университет.(Слайд) 4.8 октября 2008 года в Уфе был открыт памятник Акмулле в сквере имени
Акмуллы на площадке перед педагогическим университетом. (Слайд)
Молодцы ребята, как много вы знаете о нашем великом поэте
просветителе.наверное как и любому челвеку народная песня для него тоже
была такой же отдушиной в моменты когда поэт, сэсэн,просветитель думал о
том как нелегко его башкирскому народу .
Звучит песня «Урал» в исполнении Абдуллы Султанова.(Слайд)
Какой Урал перед нами представляется ребята?
Ученики: Бескрайний, широкий,могучий.
Такого жанра песня называется узун кюйпротяжная песня,лирического
характера. Она распевается на большом дыхании и требует от исполнителя
большой техники и мастерства..Один исполнитель обычно исполняет такую
песню, а сопровождает
курай, обычно кураист прислушивается к
исполнителю и подстраивается под его иполнение.
Как вы думаете много ли песен такого склада в нашей народной музыке?
Да, потому что жизнь наших предков была не легкая.. приходилось очень
много трудиться и чаще за мизерную оплату или за трудодни.
«Буранбай», « Салават», « Азамат» , «Хандугас»…и перечень этих песен
можно продолжить
Ребята узун кой это жанры нашей народной музыки, а как вы думаете эти
песни в нашем 21 веке имеют своё место? Нужны ли нам эти песни и для чего?
Чтобы знать историю нашего народа, чтобы чтить память наших предков.
Совершенно верно, но согласитесь, что если мы применим к этим песням
современный взгляд и интонации, используем современные инструменты мы
вольем новое течение и новое дыхание и новые слушатели услышат историю с
наших уст .Давайте оценим такой вариант народной песни.
Башкирская народная, Урал, Ишмурат Ильбаков, аранж Талгат Хасенов.в
современном звучании.(Видео) Наверное кто то задумался и захотел мне задать вопрос , а что не было более
жизнерадостных моментов в жизни народа ?И я отвечу конечно же было место
и веселью и радости и именно такие песни зародились под жанром кыска кюй..
Теперь послушаем еще одно произведение башкирская народная песня
«Карабай».
Звучит баш.нар песня «Карабай» в исполнении курая.
Существует несколько легенд об истории возникновении этой песни. Одна
из них юноша Карабай восхищаясь танцем Асмабики посвятил ей .
А вот как выглядит этот танец.
(Видеофрагмент)
Давайте и мы с вами разучим основную тему песни.
Әллиләүгенәйем,
Бәлиләү генәйем.
Әсмәбикә тыпыртыпыр
Баҫып килә генәйем.
Әллиләүгенәйем,
Бәлиләү генәйем.
Әсмәбикә һыуҙар алып
Ҡайтып килә генәйем
Многие известные композиторы обращались к народной музыке.
Давайте прослушаем очень оригинальный вариант этой песни.
Ваша задача определить, изменится ли тема, мелодия музыки? Если вы
почувствуете изменение, то поднимите руку
Слушание «Вариации на тему Карабай». А какие изменения вы услышали в музыке?
Одна и та же мелодия звучит в разном характере, меняется настроение.
Учитель: Мы с вами прослушали произведение. Как называется форма в
музыке когда постепенно изменяется одна основной темы, то есть мелодии.
Главная мелодия всё время остаётся неизменной, а изменения вносятся
только в сопровождение.
Это вариационная форма.
Ребята, сегодня мы прослушали несколько произведений. Звучание каких
музыкальных инструментов вы слышали?
Курай, баян…..
Только ли спеть можно эту песню??
Правильно ноги сами в пляс пускаются…давайте посмотрим как это
получается когда песня с танцем сливаются..
. (Видео)
Кто может кто попробует повторить танец или хотя бы движения?
Вот такие рукодельницы шили, украшали орнаментами национальные
костюмы. А когда мы видим наш народ в этих костюмах. Ведь в обыденные
дни мы их не носим.
На праздниках, на народных гуляниях, на сабантуе. .
Наш народ умеет работать и отдыхать . Сегодня любой наш земляк может
гордится нашим Миякинским районом.
О достопримечательностях нашего района…(пчеловодство, деревнями вяжут
шали, ткут паласы, много артистов певцов выходцев из нашего района,герои
ВОВ, Амулла).(Видео)
Мы живем в дружном многонациональном районе, чтим и празднуем общие
праздники. И конечно же поем песни нашего народа.
Сегодня мы с вами впитали два жанра башкирской музыки, узун кюй и
кыска кюй,а теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли композитора, я
вам принесла стихи , в которых рассказывается о нашем самом любимом детском празднике .напомните пожалуйста о каком приближающем празднике
я имею в виду.
Совершенно верно о Новом годе!!!
Перед вами я поставлю цель что эту песню нам надо сочинить в стиле
совершенно другого континета называется он кантри. Кто догадался о какой
части света я вам говорю!!!
Совершенно верно об Америке.
Представьте что мы с вами решили посетить эту страну, и хотим чтобы при
встрече мы сразу почувствовали что нас объединяет единый язык музыки и я
думаю что наш шедевр понравится нашим новым друзьям…
( Учитель задает ритм кантри, дети пытаются сочинить мелодию). После всего
звучит окончательный вариант.
А теперь послушайте как у меня получилось…
(Видео с гала концерта телевизионного конкурса «Сулпылар»)
На этой праздничной ноте мы с вами завершаем наш урок. Сегодня мы с вами
соединили 3 века19,20 и 21. И еще раз убедились что Музыка это душа
народа!!
Ребята с каким настроением вы уходите сегодня с урока?
С позитивным!!!
Мне тоже вы сегодня очень понравились!!!
Презентация- урок музыки в 5 классе.
Презентация- урок музыки в 5 классе.
Презентация- урок музыки в 5 классе.
Презентация- урок музыки в 5 классе.
Презентация- урок музыки в 5 классе.
Презентация- урок музыки в 5 классе.
Презентация- урок музыки в 5 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.