Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов
Оценка 4.9

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка
5 кл—6 кл
21.01.2018
Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов
Цель реализации программы: развитие творческих способностей детей, воспитание самостоятельной творческой личности, обогащение и расширение опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся через систему специальных знаний, умений и навыков. Задачи:научить слушать, видеть, понимать, и анализировать произведения искусства, научить приёмам исполнительского мастерства,научить правильно использовать специальные термины, используемые в произведениях музыкального искусства.Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов
Программа кружка_Палитра детских голосов.___-_.docx
МОУ СОШ х.Бурковский                                                                                                        СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по ВР ______________ «___» ___________2017г. УТВЕРЖДАЮ: Директор  школы  Червенко В. С. _____________  «___» _________2017г.             Программа вокального кружка «Палитра детских голосов» (дополнительное образование)                                                                                                                                                                      Разработал: Осипова Т.П.                                                                                                                                                                                                                                                               2017­2018 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   кружка   «Палитра   детских   голосов»   разработана   на   основе   Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения,  концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование). Данная образовательная программа разработана на основании анализа государственных программ для   внешкольных   учреждений   и   общеобразовательных   школ;   В.   Попов,   Л.М.   Абелян, Е.Я.Гембицкая   «Хор»,«Учите   детей   петь»   М,   «Просвещение»   1988   г.;   программа   «Певческая Школа»   В.   В.   Емельянова;   «Народное   пение»   И.   А.   Ильина;   «Хоровое   пение»   Е.В.   Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних   предусматривается   знакомство   с   каким­то   одним   видом   работы,   другие   слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит   или   краткий,   сжатый   характер   и   нацелено   на   первоначальное   знакомство   и   овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. Данная   образовательная   программа   органически   включает   в   себя   отдельные   элементы  творческого     работающих   в   сфере   детского   ансамблево­хорового  исполнительства – Г.А.Струве, В.В.Емельянова.     В рамках общешкольной программы проводится диагностика потребностей детей. В результате анкетирования, наблюдения на уроках музыки,     выделилась группа учащихся разного возраста, желающих   заниматься   вокалом.   Это   послужило   отправной   точкой   для   разработки   данной программы.                          Приоритетной   целью   реализации   художественно­эстетического   направления   внеурочной деятельности в школе является духовно­нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств,   отвечающих   представлениям   об   истинной   человечности,   о   доброте   и   культурной полноценности   в   восприятии   мира.   Это   отвечает   задачам   концепции   духовно­нравственного развития   и   воспитания   личности:   «Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   является первостепенной   задачей   современной   образовательной   системы   и   представляет   собой   важный компонент  социального заказа для  образования», т.е. на современном этапе развития  общества возникает   острая   потребность   сделать   массовое   образование   творческим,   акцентировать   в   нём духовно – нравственное начало. опыта   педагогов, Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Задача учителя музыки  – воспитание души.   Очень   важно   учить   школьников   ориентироваться   в   мире   музыки,   прививать   им   вкус   и приобщать   к   высшим   духовным   ценностям,   учить   познавать   мир   и   формировать   образ   мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно­ нравственные  понятия,   которые  несет  высокое  искусство,  должны   прорасти  в  житейских понятиях и стать личными для каждого школьника.  Но в рамках одного урока музыки этого достичь   сложно. Поэтому одним из ресурсов реализации раздела «Внеурочная деятельность» в направлении   художественного   творчества   является     программа  кружка   «Палитра   детских голосов», в которой могут заниматься  учащиеся  в возрасте от 10 до 13 лет. При этом   дети  не только разного возраста, но и имеющие разные  стартовые способности.  Актуальность данной программы в том, что она позволяет в  условиях общеобразовательной школы   через дополнительное образование   расширить   возможности   образовательной области «Искусство»,   кроме   того   программа       нацелена   на   реализацию   задач   духовно­нравственного воспитания школьников.   Данная  программа разработана для того, чтобы ребенок,   наделенный способностью   и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,   мог   овладеть умениями   и   навыками     вокального   искусства,     самореализоваться   в   творчестве,       научиться передавать голосом внутреннее  эмоциональное  состояние.                                                         Принципы реализации программы:        В основу методики проведения занятий по   вокалу положены следующие специфические и общепедагогические принципы организации вокальной работы и отбора музыкального материала: 1. Принцип   создания   педагогических   условий   для   самонастройки   голоса   на   правильное певческое звукообразование.  2. Принцип опоры на синтез речевой и певческой деятельности. 3. Принцип приобщения детей к певческому искусству других жанровых направлений: через эстрадный жанр – к образцам народной и классической музыки. 4. Принцип сознательности и творческой активности  обучающихся.  4. Принцип использования игровой деятельности в процессе обучения. 4. Принцип   накопления     слуховых   впечатлений   юного   вокалиста   и   опыта   концертной деятельности.       7. Принцип последовательности в творческой деятельности, который реализуется при подборе песенного   репертуара   в   отношении   расширения   звуковысотного   диапазона,   что   издревле традиционно используется при обучении пению в русской вокальной школе для развития детского голоса и слуха.       8.Принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся.  Особенность данной программы в том, что она предусматривает:  1.Наличие   первоначального   теста   (прослушивания)   при   наборе   учащихся   в   объединение. 2. Программа включает раздел «Музыкальная грамота». 3.   Программа   носит   интегративный   характер.  В   процессе   подготовки   музыкальных   номеров занятия   вокала   сочетаются   с   освоением   танцевальных   движений.  Танцевальные   движения пробуждают   в   ребенке   социальные,   творческие,   эмоциональные,   телесные,   интеллектуальные способности,   которые   готовят   его   к   жизненным   требованиям,   в   том   числе   школьным,   и   не утрачивают ценности всю жизнь.     Цель   реализации   программы:     воспитание самостоятельной творческой личности, обогащение и расширение опыта музыкально­творческой деятельности обучающихся через систему специальных знаний, умений и навыков. Задачи:  Учебные:  развитие   творческих   способностей   детей,     ­научить   слушать,   видеть,   понимать,   и   анализировать   произведения   искусства   (научно­ познавательные, регулятивные УУД); ­научить приёмам исполнительского мастерства (научно­познавательные УУД); ­научить правильно использовать специальные термины, формулировать определения понятий, используемых в произведениях музыкального искусства (научно­познавательные УУД).   Воспитательные:   соединении двух дисциплин ­ способности ребенка проявляются значительно полнее. Ведь только через   художественный   образ,   пластическое   ощущение   вокального   звука   и   эмоциональное наполнение предлагаемой ролевой ситуации возможно достижение полноценного результата. Возрастные особенности учащихся       Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей обучающихся в  возрасте 10­13лет. Дети этого возраста любознательны, желают овладеть новыми знаниями и умениями, но часто не могут объективно оценить  себя, склонны преувеличивать  свои возможности.   Для данного возраста педагогу необходимо использовать игровые моменты на занятиях и часто менять виды деятельности, каждые 10 минут. Конкурсы, соревнования и игры также не должны быть долгими повремени.   Со   стороны   педагога   необходимы   поощрения   и   создание   ситуации   успеха   для учащихся с целью поддержания интереса к занятиям. ­развивать   потребность   в   систематическом   коллективном   музицировании   (личностные, коммуникативные УУД);       ­формировать эстетическое  отношение к красоте окружающего мира (личностные УУД); ­формировать   чувство   радости   от   результатов   индивидуальной   и   коллективной   деятельности (личностные, коммуникативные УУД); ­прививать навыки здорового образа жизни (личностные УУД). Творческие: ­развивать умение осознанно использовать средства вокальной культуры для решения творческой задачи (регулятивные УУД); ­развивать   стремление   к   творческой   самореализации   средствами   художественной   деятельности (личностные УУД). Сроки и формы  реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.  Количество детей –  до 15 человек в  группе. Продолжительность занятий – 2 ч. 1раз в неделю или  2раза в неделю по 1часу.      В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные концерты, праздничные концерты, конкурсные выступления, выступления на классных и общешкольных мероприятиях. Основной формой  занятий  является общая репетиция,  где строится  работа над основными   звучания,   эмоционально­художественным   образом   и   формой компонентами   ансамблевого   произведения. Другие формы организации занятий: ­ постановка танцевальных движений,  театрализация;  ­   генеральный   прогон,   как   отдельных   произведений,   так   и   всей   программы   в   концертном исполнении; ­ прослушивание разучиваемых произведений в записи других исполнителей; Методы и формы занятий: Вокальная педагогика является частью общей педагогики, поэтому для реализации программы используются современные методы и формы обучения: ­личностно­ориентированная технология; ­метод развивающего обучения; Формы и режим занятий Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. занятия,   где   дети   осваивают   музыкальную   грамоту,   разучивают   песни Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические  композиторов­классиков, современных композиторов. Занятие­постановка,  репетиция  ­  отрабатываются   концертные  номера,  развиваются  актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие­концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.  Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения: – наглядно­слуховой;  – наглядно­зрительный;  – репродуктивный; Одним   из   ведущих   приёмов   обучения   пению   детей   является   демонстрация   педагогом академической манеры пения. Каждое занятие строится по схеме: – настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);  – дыхательная гимнастика;  – речевые упражнения; – распевание; – пение вокализов;  – работа над произведением;  – анализ занятия; – задание на дом. Концерты и выступления.   Песни   с Репертуар   подбирается   с   учётом   возрастных   особенностей   участников   кружка.   хореографическими   движениями,   или   сюжетными   действием   должны   быть   значительно   легче   в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.      Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.       Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная   и   постановочная   работа  проводится   один   раз   в   неделю   согласно,       репертуарного плана. Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года и может включать : Выставка фотоматериала из выступлений учащихся.  Итоговое занятие. Урок­концерт. Успехи, результат.   Отчетный концерт .                                       Мониторинг  реализации программы и критерии оценки эффективности: Проводится   систематический   контроль   за   эффективностью   музыкально­педагогического процесса   со   стороны   учителя,   методы   самоконтроля   со   стороны   обучающегося:  наблюдение, концерты,   конкурсы,   фестивали,   индивидуальные   прослушивания,     опросы,   индивидуальный контроль, а также самонаблюдение и самооценка проводятся 2 раза в год.   Методы контроля и управления образовательным процессом ­ это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка   зрителей,   членов   жюри,   анализ   результатов   выступлений   на   различных   мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.                                             Планируемый результат  Уровни результатов Период реализации программы В   конце   года обучения 1 уровень Приобретение новых социальных знаний   школьником 2 уровень Развитие позитивного отношения школьника базовым общественным ценностям   к 3 уровень Накопление школьником   опыта самостоятельного социального действия       Учащиеся знают: ­о своих голосовых возможностях, о специфике   пения, об основных правилах поведения  на занятиях и о самодисциплине;          ­изучаемый музыкальный материал ­ мелодию и текст песни, авторов; с основной ­познакомятся вокальной терминологией, устройством и работой голосового аппарата. ­владеют   начальными   знаниями   о различиях   в   качестве   звучания певческого голоса при правильном и неправильном пении.  (через беседы) Учащиеся умеют: ­ чисто интонировать мелодию; ­сочетать   пение   с   сценического движения;  ­обращаться   с   микрофоном   на   элементами простейшем уровне;  ­приобщатся   к   здоровому   образу жизни. (через репетиции) ­научатся петь в ансамбле, не бояться сцены во время концертных выступлений;   ­приобретут   способность   чувствовать,   понимать   и любить музыку; ­освоят навыки поведения и общения в социуме. (через   концертную   деятельность, педагогом)   организуемую                                                                                                                   Содержание образовательной программы         Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической   и   практической   частей  Тематическое   планирование   для   младшего   и   старшего ансамбля одинаковое, за малым исключением,  (в учебно ­ тематическом плане, ориентированном на средний и старший ансамбли упразднена тема «Познавательные музыкальные игры»). Теоретическая   часть  включает   в   себя     работу   с   текстом,   изучение   творчества   отдельных композиторов, музыкальная грамота. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.                                            Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1.1.   Диагностика.   Прослушивание   детских   голосов  Предварительное   ознакомление   с голосовыми   и   музыкальными   данными   учеников.  Объяснение   целей   и   задач   вокальной   студии. Строение   голосового   аппарата,   техника   безопасности,   включающая   в   себя   профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. 1.2.   Понятие   о   сольном   и   ансамблевом   пении.  Пение   как   вид   музыкально­исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете), хоровом пении. Организация занятий с певцами­солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов   в   партии   ансамбля.   Понятие   об   ансамблевом   пении.   Разновидности   ансамбля   как музыкальной   категории   (общий,   частный,   динамический,   тембровый,   дикционный).   Ансамбль   в одноголосном и многоголосном изложении. 1.3.   Строение   голосового   аппарата.  Основные   компоненты   системы   голосообразования: дыхательный   аппарат,   гортань   и   голосовые   связки,   артикуляционный   аппарат.   Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. 1.4.   Правила   охраны   детского   голоса.  Характеристика   детских   голосов   и   возрастные особенности состояния голосового аппарата.  1.5. Вокально­певческая установка.  Понятие о певческой установке.  Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук   и   ног   в   процессе   пения.   Система   в   выработке   навыка   певческой   установки   и   постоянный контроль за ней. 1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.  Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения:   «Ладошки»,   «Погончики»,   «Маленький   маятник»,   «Кошечка»,   «Насос»,   «Обними плечи», «Большой маятник» .                                        Тема II. Формирование детского голоса. 2.1.   Звукообразование.  Образование   голоса   в   гортани;   атака   звука   (твёрдая,   мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль над  звукообразованием. 2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация   дыхания   и   звукообразования.   Правила   дыхания   –   вдоха,   выдоха,   удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений:   на  crescendo  и  diminuendo  с   паузами;   специальные   упражнения,   формирующие певческое дыхание. 2.3. Дикция и артикуляция.  Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при   пении;   раскрытие   рта.   Соотношение   положения   гортани   и   артикуляционных   движений голосового   аппарата.   Развитие   навыка   резонирования   звука.   Формирование   высокой   певческой форманты.  Соотношение  дикционной  чёткости  с качеством  звучания. Формирование  гласных  и согласных звуков.  2.4. Речевые игры и упражнения. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков.   Знакомство   с   музыкальными   формами.   Учить   детей   при   исполнении   упражнения сопровождать   его   выразительностью,   мимикой,   жестами.   Раскрытие   в   детях   творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. 2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.  Концентрический метод   обучения   пению.   Его   основные   положения.   Упражнения   на   укрепление   примарной   зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Фонетический   метод   обучения   пению.   Основные   положения.   Упражнения   на   сочетание различных слогов­фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.  Упражнения   первого   уровня:   формирование   певческих   навыков:   мягкой   атаки   звука; звуковедение   1еgаtо   при   постепенном   выравнивании   гласных   звуков;   свободного   движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.              Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. 3.1.   Работа   с   народной   песней.  Освоение   жанра   народной   песни,   её   особенностей:   слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от   жанра   песни.   Освоение   своеобразия   народного   поэтического   языка.   Освоение   средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных   песен   без   сопровождения.   Пение   обработок   народных   песен   с   сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. 3.2.   Работа   с   произведениями   современных   отечественных   композиторов.  Работа   над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение   произведений   с   сопровождением   музыкальных   инструментов.   Пение   в   сочетании   с пластическими   движениями   и   элементами   актерской   игры.   Овладение   элементами   стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. 3.3.   Работа   с   солистами.  Устранение   неравномерности   развития   голосового   аппарата   и голосовой   функции,   развитие   интонационного   эмоционального   и   звуковысотного   слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.                   Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.  Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 5.1.   Прослушивание   аудио­   и   видеозаписей.  Формирование   вокального   слуха   учащихся,   их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также   индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио­ и видеозаписей. Тема VI. Итоговое занятие.   Теория:  проверка   теоретических   знаний   по   пройденным   темам   посредством   фронтального опроса. Практика: сдача песенного репертуара.                                              Тема VII Творческий отчет.   Репетиционная  работа на сцене, подготовка концертных номеров. Подготовка     концертно­ игровой программы. Выступление для родителей. Отслеживание практических умений и навыков .                                              Тема VIII. Концертная деятельность. Выступление  ансамбля, солистов и группы (дуэт, трио).                                              Тема IХ. Участие в культурно­массовых мероприятиях:  участие в выездных концертах и концертах по соц. заказу. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих   мероприятий   и   конкурсов,   содержание   тематического   планирования   может видоизменяться.                                                                                                                     Выбор репертуара    Музыкальную   основу   программы   составляют   произведения     современных   композиторов   и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов­ песенников.   Песенный   материал   играет   самоценную   смысловую   роль   в   освоении   содержания программы.     Отбор   произведений   осуществляется   с   учетом   доступности,   необходимости, художественной   выразительности   (частично   репертуар   зависит   от   дат,   особых   праздников   и мероприятий).   Песенный   репертуар   подобран   в   соответствии   с   реальной   возможностью   его освоения в рамках дополнительного образования. Имеет место варьирование.                       Рекомендуемый  репертуар:(2 группа­10 ­13 лет)       1.Жестокость 2.Раненая птица  3.Рощица        4.Дорогою добра 5. Пин и Гвин 6. Моя Россия Г. Струве 7. День Победы  8.Не дразните собак 9. День Победы  и др.                                      Учебно­тематический план № I. Разделы, название темы Часы Дата Пение как вид музыкальной деятельности. 1 Диагностика. Прослушивание детских голосов    Понятие о сольном и ансамблевом пении 2 3 Строение голосового аппарата. 4 Правила охраны детского голоса. 5 Вокально­певческая установка. 6 II. 1 2 3 4 Упражнения на дыхание по методике А.Н.  Стрельниковой. Формирование детского голоса. Звукообразование. Работа с репертуаром Певческое дыхание.  Работа с репертуаром Дикция и артикуляция. Разучивание « Часики»,  «Раненная птица» Речевые игры и упражнения. «Классная компания» С.Ранда «Весёлый язычок» Скороговорки 5 Вокальные упражнения. «Классная компания» С.Ранда Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен. III. 1 Народная песня. Работа с репертуаром Произведения русских композиторов­   классиков. Варламов «Мама» 2 4 5 IV. VI. Произведения современных отечественных  композиторов. «Кап­кап капельки»,  «День Победы» и т. д. Сольное пение. «Кап­кап капельки» А Зацепин Работа над исполнительским мастерством Игровая деятельность, театрализация. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. ­ 1 Путь к успеху. 2 Посещение театров, концертов, музеев и  VII. Концертно­исполнительская деятельность выставочных залов. 1 2 1 1 2 4 10 4 6 4 4 4 4 10 5 3 1                                                                                       СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Пение   как   вид музыкальной деятельности. ДИАГНОСТИКА ЗАНЯТИЕ №1 Предварительное ознакомление   с голосовыми и   музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Понятие о сольном и ансамблевом пении ЗАНЯТИЕ №2 Пение как вид музыкально­исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях   (дуэте,   трио,   квартете,   квинтете),   хоровом   пении.   Организация   занятий   с   певцами­ солистами и вокальным ансамблем. ЗАНЯТИЕ №3   Правила   набора   голосов   в   партии   ансамбля.   Понятие   об   ансамблевом   пении.   Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении Строение голосового аппарата. ЗАНЯТИЕ №4 Основные   компоненты   системы   голосообразования:   дыхательный   аппарат,   гортань   и   голосовые связки,   артикуляционный   аппарат.  Формирование  звуков  речи  и   пения  –  гласных  и  согласных. Функционирование   гортани,   работа   диафрагмы.   Работа   артикуляционного   аппарата.   Верхние   и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Правила охраны детского голоса. ЗАНЯТИЕ №5 Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата.  Вокально­певческая установка. ЗАНЯТИЕ №6 Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». ЗАНЯТИЕ №7 Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянный  контроль за ней. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой ЗАНЯТИЕ №8 Тренировка  легочной   ткани,   диафрагмы  («дыхательный  мускул»),  мышц  гортани  и  носоглотки. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №9 Упражнения: «Ладошки», «Погончики». Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ  №10 Упражнения: «Маленький маятник», «Кошечка». Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №11 Упражнения: «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Работа с репертуаром.                                          Формирование детского голоса. Звукообразование. Работа с репертуаром  ЗАНЯТИЕ №12  Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная). репертуаром. ЗАНЯТИЕ №13 Движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №14 Интонирование. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №15 Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №16 Понятие кантиленного пения.  Работа с репертуаром ЗАНЯТИЕ №17 Пение staccato. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №18  Слуховой контроль над  звукообразованием.  Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №19 ­21 Работа с репертуаром. Певческое дыхание.  ЗАНЯТИЕ №22 Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Работа с репертуаром ЗАНЯТИЕ №23 Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №24 Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №25 Специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Работа с репертуаром. Дикция и артикуляция. ЗАНЯТИЕ №26 Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении,  раскрытие рта. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №27 Соотношение   положения   гортани   и   артикуляционных   движений   голосового   аппарата.   Работа   с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №28 Соотношение   положения   гортани   и   артикуляционных   движений   голосового   аппарата.   Работа   с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №29 Развитие   навыка   резонирования   звука.   Формирование   высокой   певческой   форманты.     Работа   с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №30 Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Работа с репертуаром ЗАНЯТИЕ №31  Формирование гласных и согласных звуков. Работа с репертуаром. Речевые игры и упражнения. ЗАНЯТИЕ №32 Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №33 Знакомство с музыкальными формами. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №34 Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №35 Раскрытие   в   детях   творческого   воображения   фантазии,   доставление   радости   и   удовольствия. Работа с репертуаром. Вокальные упражнения. ЗАНЯТИЕ №36 Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления». Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №37 Пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №38 Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов­фонем.   Усиление   резонирования   звука.   Метод   аналитического   показа   с   ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.  Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №39 Упражнения первого уровня: формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. Работа с репертуаром.          Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен. Народная песня ЗАНЯТИЕ №40 Освоение   жанра   народной   песни,   её   особенностей:   слоговой   распевности,   своеобразия   ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. ЗАНЯТИЕ №41 Освоение   своеобразия   народного   поэтического   языка.   Освоение   средств   исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен (лирические, игровые, хороводные, частушки) ЗАНЯТИЕ №42 Пение оригинальных народных песен без сопровождения. ЗАНЯТИЕ №43 Пение   обработок   народных   песен   с   сопровождением   музыкального   инструмента.   Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Произведения русских композиторов ­  классиков ЗАНЯТИЕ №44 Работа   над   сложностями   интонирования,   строя   и   ансамбля   в   произведениях   современных композиторов. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №45 Пение   соло   и   в   ансамбле.   Работа   над   выразительностью   поэтического   текста   и   певческими навыками. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №46 Исполнение   произведений   с   сопровождением   музыкальных   инструментов.   Пение   в   сочетании   с пластическими движениями и элементами актерской игры. ЗАНЯТИЕ №47 Овладение   элементами   стилизации,   содержащейся   в   некоторых   произведениях   современных композиторов. Работа с репертуаром. Произведения современных отечественных композиторов ЗАНЯТИЕ №47 Работа   над   сложностями   интонирования,   строя   и   ансамбля   в   произведениях   современных композиторов на разучиваемом репертуаре. ЗАНЯТИЕ №48 Пение соло и в ансамбле. Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №49 Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками репертуаре. ЗАНЯТИЕ №50 Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов (фонограмма)Работа с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №51 Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры на разучиваемом репертуаре. ЗАНЯТИЕ №52 Овладение   элементами   стилизации,   содержащейся   в   некоторых   произведениях   современных композиторов. ЗАНЯТИЕ №52­56 РАБОТА С РЕПЕРТУАРОМ. РЕПЕТИЦИИ. Сольное пение. ЗАНЯТИЕ №57 Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции на разучиваемом репертуаре. ЗАНЯТИЕ №58 Развитие   интонационного   эмоционального   и   звуковысотного   слуха   (упражнения).   Работа   с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №59 Развитие   репертуаре.   способности   эмоционального   и   звуковысотного   интонирования   на   разучиваемом ЗАНЯТИЕ №60 Освоение   отдельных   элементов   элементов     музыкального   языка   на   примере   разучиваемого репертуара. ЗАНЯТИЕ №61 Работа с репертуаром. Репетиция. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры ЗАНЯТИЕ №62 Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни ЗАНЯТИЕ №63 Прослушивание   аудио­   и   видеозаписей.  Формирование   вокального   слуха   учащихся,   их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также   индивидуальное собственное исполнение). ЗАНЯТИЕ №64 Обсуждение,   анализ   и   умозаключение   в   ходе   прослушивания   аудио­   и   видеозаписей.   Работа   с репертуаром. ЗАНЯТИЕ №65 Посещение театра или концерта. Концертно­исполнительская деятельность ЗАНЯТИЕ №66 ­69 Работа с репертуаром. Репетиции. ЗАНЯТИЕ №70. КОНЦЕРТ В ГРУППЕ (ИСПОЛНЕНИЕ ЛЮБИМЫХ ПЕСЕН) ОБСУЖДЕНИЕ. ЗАНЯТИЕ №71. РЕПЕТИЦИЯ. ЗАНЯТИЕ №72 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОТЧЁТНОЕ ЗАНЯТИЕ – КОНЦЕРТ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОКАЛУ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Абдуллин   Э.Б.   Теория   и   практика   музыкального   обучения   в   общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие обучающихся в процессе обучения пению (1­2кл.). / Под ред. Л.В.Занкова. – М.: АПН РСФСР, 1961. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.­Пб., Музыка, 2000. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1977. Вопросы возрастной физиологии ребенка. / Сб. статей под ред. Л.А.Орбели. – М., АПН 2. 1983. 3. 4. 5. 6. 7. РСФСР, 1955. Гиро   Э.   Учебник   по   инструментовке   (1890,   в   русском   переводе   ­   Руководство   к практическому изучению инструментовки ; 3­е изд. — Инструментовка, под редакцией Д. Рогаль­ Левицкого, Москва, 1934). 8. Детский   голос.   Экспериментальные   исследования.   /   Под   ред.   В.Н.Шацкой.   –   М., Педагогика, 1970. – 232с. 9. 10. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964. Полякова О. И. Работа с детским вокально­инструментальным ансамблем (методические рекомендации)   //   Модернизация   профессиональной   подготовки   педагога­музыканта.   Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002 11.                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОКАЛУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Полякова   О.И   Лунная   сказка.   [Звукозапись]   /   Детский   эстрадный   коллектив   Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. Для средних школьников (11­ 15 лет). – М. Весть­ТДА, 2000. ­ 1 мк. 2. Полякова   О.И.   Будильник.   [Звукозапись]   /   Ольга   Полякова;   исп.:   Детский   эстрадный коллектив   Глобус   Московского   городского   дворца   детского   и   юношеского   творчества.   Для младших и средних школьников. – М. ВЕСТь ТДА, 1999.­ 1 мк. 3. Полякова О.И. Золотая сказка. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив   Глобус   Московского   городского   дворца   детского   и   юношеского   творчества.   Для младших школьников. М. Весть ТДА. 2003.­ 1 мк. 4. Полякова О.И.  Караоке для детей. Глобус.  Новые песни О.Поляковой. [Звукозапись] / Ольга   Полякова;   исп.:   Детский   эстрадный   коллектив   Глобус   Московского   городского   дворца детского и юношеского творчества. – М. ВЕСТЪТДА. 2006 – 1CD 5. Полякова О.И. Караоке для детей. Зимние сны. Новые песни О.Поляковой. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца                                                                                                                Приложение:  В программе выделены следующие направления: ­ голосовые возможности детей ­ вокально­певческие навыки.        ­ работа над певческим репертуаром ­ работа с солистами ­ элементы хореографии ­ музыкально­теоретическая подготовка. ­ теоретико­аналитическая работа. ­ концертно­исполнительская деятельность. Голосовые возможности детей. Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний   и   верхний   порог)   в   зависимости   от   анатомического   строения   голосового   аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и прочее. Нижний   предел   голоса   можно   установить   путем   исполнения   постепенно   нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а», например, по мажорной гамме. В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того   же   певца   может   быть   установлен   разный   верхний   предел   голоса,   так   как   первый   способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров. Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где­то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса. При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса. Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка. Каждый   ребенок   должен   спеть   любую   знакомую   ему   песню   без   музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается. В   процессе   прослушивания   нужно   учитывать   два   фактора:   качество   звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра. В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы: 1)   дети   с   плохой   интонацией,   которые   совсем   неправильно   воспроизводят   мелодию исполняемой песни («гудошники»); 2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично; 3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений. По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы: 1) с чисто грудным звучанием; 2) микст, близкий к грудному типу; 3) микст, близкий к фальцетному типу; 4) чистый фальцет. Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию,   по   просьбе   педагога   может   повторить   эту   же   песню   в   более   высокой   тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим. Певческий   голос   не   обученных   пению   детей,   особенно   с   плохой   интонацией,   близок   к речевому голосу по тембру и диапазону. Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей   нервной   деятельности,   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   анатомии   и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении. Певческое положение гортани в процессе пения Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука, «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Кроме того, при «задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких голосов) или крайнего низа   (у   низких   голосов),   а   злоупотребление   подобным   «приемом»   может   привести   к   полному исчезновению последних. При правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо от громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки легла двойная нагрузка. Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто немного опустить голову. Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами! Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами, как сустав открывается и закрывается – значит, рот открыт правильно.                                       Настройка певческих голосов детей. При   любом   регистровом   режиме   работы   гортани   следует   добиваться   правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого, слегка округлого. Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стаккато, переходящее в протяжный звук. При   этом   действует   следующий   физиологический   механизм.   Звуковой   импульс  стаккато органично приводит в движение на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые мышцы эластичного конуса, а затем наступает расслабление. Когда после толчка атаки звук переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже полученная форма согласованного движения различных мышечных групп звукообразующего участка гортани. Кроме того, стаккато само   по   себе   активизирует   опорно­мышечную   дыхательную   функцию,   что   обеспечивает равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень силы звука легато. Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке от неправильного бытового пения и напряженной речи. Отрывистое   пение   не   допускает   мышечных   зажимов   и   является   отправной   точкой   для правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст положительный результат при формировании необходимых качеств певческого звука и кантилены. Методы работы над певческим дыханием. На   первом   этапе   работы   одним   из   методов   является   использование   дыхательных упражнений вне пения. Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о   правильных   дыхательных   движениях.   С   этой   целью   рекомендуется   несколько   упражнений   в определенной последовательности. Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует   выполнять   регулярно.   Этим   упражнениям   обычно   отводится   2–3   минуты.   Их   можно использовать   как   дыхательную   гимнастику   для   отдыха   в   процессе   репетиции,   и   особенно рекомендуется применять в работе с детским хором. Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот  метод не только укрепляет дыхательные   мышцы,   способствует   появлению   ощущения   опоры   на   дыхании,   но   и   тренирует артикуляционный аппарат.  Развитие артикуляционного аппарата. Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай. Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др. Если   в   речевом   произношении   неударные   гласные   часто   изменяются  (хобот   –   хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок­ но – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим. Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк. Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий. Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово. Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы:  честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье. В пении существует  правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во­тмчи­тца­тро­йка­ по­что­ва­я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения. Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но­но», «гоп­гоп», «цок­цок», «стоп­стоп»). Вокально­певческая работа. Певческая установка. Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил   певческой  установки,   главное   из   которых   может  быть  сформулировано  так:  при   пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими: – голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад; – стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги; – в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота; – при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты; – сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение. Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций   сидят,   сгорбив   спину,   то   пропадает   активность   дыхания,   звук   снимается   с   опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой. Распевание. Занятия в студии обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений. Подготовка   певцов   к   работе   предполагает,   прежде   всего,   их   эмоциональный   настрой,   а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного   и   динамического   диапазонов,   тембра   и   продолжительности   фонации   на   одном дыхании.   Красоты   и   выразительности   звучания   голосов   можно   добиться   только   на   основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса. Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего   детства.   Они   удобны   и   полезны   для   выработки   правильного   дыхания,   четкого   ритма, свободной артикуляции. Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны   детям   и   подготавливают   их   к   исполнению   более   сложных   по   музыкальному   языку мелодий. Распевание   способствует   развитию   чистоты   интонации   ладогармонического   слуха. Желательно   как   можно   чаще   пользоваться   записью   пения   на   магнитофон,   сверяя   звучание собственного   голоса   с   голосами   профессиональных   певцов.   Каждое   упражнение   должно транспонироваться   постепенно   по   полутонам   вверх,   доводиться   до   верхних   нот   диапазона   и возвращаться обратно. Все   нижеприведенные   упражнения   даются   в   тональности  до   мажор,  но   каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность. Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др. Певческое дыхание. Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Певческое   дыхание   во   многом   отличается   от   обычного   жизненного   дыхания.   Выдох,   во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для   окружающих.   Певческий   вдох   следует   брать   достаточно   активно,   но   бесшумно,   глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука. Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться   сохранить   положение   вдоха,   то   есть   зафиксировать   нижние   ребра   в   раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука. Вдох   по   активности   и   объему   должен   соответствовать   характеру   музыки   и   длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д. Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции,   напряженности   звучания   голоса,   быстрому   утомлению   певцов.   Отсутствие   момента задержки   дыхания   также   порождает   звук   интонационно   неточный,   как   бы   с   «подъездом»   к заданному тону, как правило, снизу. Таким   образом,   певческое   дыхание   является   основой   вокальной   техники.   Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания. Цепное дыхание. Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других). Обычно   это   протяжные   песни,   которые   от   начала   до   конца   исполняются   непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной   группы   берут   дыхание   не   одновременно,   а   последовательно   по   одному,   как   бы   по цепочке. Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так: – не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом; – не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот; – дыхание брать незаметно и быстро; – вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно; – чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы. Только   при   соблюдении   этих   правил   каждым   певцом   коллектива   можно   добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания группы. Дирижерские жесты. Дирижирование   песней   привлекает   внимание   к   ней,   активизирует   работу   на   занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование. Дирижерские указания педагога обеспечивают: Точное и одновременное начало (вступление). Снятие звука. Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере). Единообразное звуковедение (legato, non legato). Выравнивание строя. Изменение в темпе, ритме, динамике. Унисон. В самом  начале работы  возникает  задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру. Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке   хора   появится   избыточное   напряжение,   то   это   будет   свидетельствовать   о   каком­либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной   зоны,   снять   форсировку,   обратить   внимание   хористов   на   правильную   певческую установку,   по   возможности   устранить   излишнюю   напряженность   мышц,   участвующих   в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук. Вокальная позиция. Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука:   мягкое   нёбо   приподнимается,   образуя   своеобразный   «купол»,   язык   уплощается,   нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов. Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем   самым   придавая   голосу   окраску,   наполняя   его   обертонами,   силой.   Существуют   головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи.  Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса. Звукообразования. В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания  наряду с использованием смешанного и грудного регистра. Чтобы   добиться   правильного   звукообразования   на   начальном   этапе   обучения   вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних   верхних   зубов   обеспечивает   его   наилучшее   резонирование,   благодаря   чему   звук приобретает силу, яркость и полетность. Гласные   «и»,   «е»,   «у»   являются   наиболее   «узкими»,   собранными   по   звучанию,   они обеспечивают   наилучшее   резонирование,   и   именно   поэтому   выработка   головного   звучания начинается с них. Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду.   Для   формирования   прикрытого   звука   можно   рекомендовать   пение   так   называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания. Дикция. Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук. Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для   развития   гибкости   и   подвижности   артикуляционного   аппарата   используются   различные скороговорки   типа:   «Рапортовал,   да   недорапортовал,   а   стал   дорапортовывать   –   совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.  Развитие   артикуляционного   аппарата   каждого   ребенка   –   это   главное   условие   успешной концертно­исполнительской деятельности коллектива. Речевые игры и упражнения  (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Их легкость и занимательность таят в себе множество   музыкальных   открытий:   ритмических,   интонационных,   тембровых.   Украшенные выразительной   мимикой   и   жестами,   они   развивают   творческое   воображение,   фантазию   и доставляют огромное удовольствие детям. Разнообразие методов и приемов, применяемых в работе с одной моделью, даёт возможность каждый раз по­новому взглянуть на неё. Слушание музыкальных произведений.  Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально­ эстетической отзывчивости на музыку. Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.  Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.  Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями. Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.  Раскрытие   содержания   музыки   и   текста,   особенностей   музыкально­выразительных   и исполнительских средств. Важно   научить   детей   «погружаться»   в   музыку.   Необходимо   достичь   того,   чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.  Развитие   внутреннего   слуха   и   внутреннего   зрения   –   основа   развития   творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он   ни   работал.   Особое   значение   приобретает   развитие   интонационного   слуха,   без   которого невозможно понимание музыки.  В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.  Показ­исполнение песни.  Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе.  В благоприятных условиях певческого   воспитания   дети   прекрасно   воспринимают   и   исполняют   классику,   народные   песни, песни современных композиторов. Народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая   манера   исполнения   –   все   это   должно   быть   известно   молодому   певцу.   Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует   их   нравственному   и   эстетическому   воспитанию,   формирует   их   вкусы,   взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих. Методика разучивания песен. Методика   разучивания   вокального   произведения   состоит   из   четырех   этапов   –   слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов. При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы – поэт и композитор, и знакомы   ли   уже   детям   какие­либо   произведения   авторов.   Затем   обучающиеся   слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности. Теоретико­аналитическая работа. Беседа   о   гигиене   певческого   голоса   является   важнейшей,   так   как   незнание   голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период. Концертно­исполнительская деятельность. Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников   коллектива.  Большое   значение   для   творческого   коллектива   имеют   концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи   педагога   дети   выступают   с   разученным   репертуаром   на   своих   классных   праздниках, родительских собраниях. Отчетный   концерт   –   это   финальный   результат   работы   за   учебный   год.   Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.  Основная задача педагога – воспитать   необходимые   для   исполнения   качества   в   процессе   концертной   деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.  Репетиции  проводятся   перед   выступлениями   в   плановом   порядке.   Это   работа   над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения. Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта. ­  Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит. ­   Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена». ­  Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.             ­ Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой. ­  Вот вы на сцене и перед вами сотни зрителей. Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие. ­ Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуют раза три медленно вздохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта. ­     Стройте   программу   вашего   концерта   по   нарастающей,   перемежая   сильные   тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал немного отдохнуть. ­  Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку. ­   Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи. ­   Во   время   пения   не   смотрите   в   пол,   глаза   при   пении   очень   важны,   они   выражают эмоциональное состояние каждого произведения. ­     Не   переминайтесь   с   ноги   на   ногу,   найдите   положение,   удобное   для   вашего   тела.   Не рекомендуется   стоять   во   время   пения   фронтально   к   публике,   лучше   развернуть   торс   в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед. ­  Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ. ­ Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не  заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями. Заканчивайте тогда, когда  во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов

Прграмма дополнительного образования "Палитра детских голосов" для 5-6 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018