Фотеева
Е. Н.
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7»
г. Каменск-Уральский Свердловская область
Причины
снижения успеваемости в начальной школе
(из опыта работы методического объединения)
Аннотация
В статье исследуются причины ухудшения успеваемости учащихся начальных классов и предложение решения этой проблемы.
Ключевые слова: причины неуспеваемости, качество знаний.
Keywords:
Анализируя успеваемость в
начальной школе с переходом на ФГОС, было выявлено ежегодное ухудшение
успеваемости учащихся.
|
2012-2013 г |
2013-2014 г |
2014-2015 г |
Начало года |
41, 4% |
57,6% |
36,5% |
Конец года |
60% |
35,9% |
41,2% |
Сравнивая показатели качества
знаний за три года, из представленной таблицы видно, что
наблюдается отрицательная динамика, так как с каждым годом идёт снижение
качества знаний. Чтобы выявить их причины, на школьном методическом объединении
учителей начальных классов, мы обсудили эту проблему. Для этого все
учителя разделились на 4 группы.
1 группа - обсуждала причины снижения успеваемости.
2 группа - это учителя.
3 группа – «родители».
4 группа – «учащиеся».
Вот какие результаты были получены после работы в группах.
Отчёт 1 группы:
Причины снижения
успеваемости:
1. Невыполнение домашнего задания.
2. Нет контроля со стороны родителей.
3. Нежелание ребёнка хорошо учиться.
4. Забывание материала прошлого года.
5. Увеличение количества медлительных детей, которым нужны дифференцированные
задания.
5. Большая нагрузка у учителя (бумажная работа).
6. Равнодушие родителей.
7. Скучные уроки (плохое техническое оснащение кабинетов)
Отчёт 2-ой группы.
Группа учителей считает, что для улучшения качества знаний необходимо:
1. Группа продлённого дня.
2. Консультации для родителей (еженедельно).
3. Индивидуальная работа с учащимися.
4. Использование занимательного материала для заинтересованности предметом.
5. По русскому языку программу Канакиной поменять на Рамзаеву, так как у
первого автора много тем из программы среднего звена и не очень хорошо
составлены учебники 1 и 2 класса.
Отчёт 3-ей группы. Группа
родителей считает, что для улучшения качества знаний, нужно:
1. Создать группу продлённого дня (минимум 1 час в день).
2. В классах КРО вернуть занятия коррекции.
3. Оснастить кабинеты необходимой техникой для проведения уроков по ФГОС.
4. Консультации для родителей.
5. Дополнительные занятия по предметам.
Отчёт 4-ой группы. Группа учащихся
считает, что для повышения качества знаний, нужно:
· Пересмотреть критерии оценивания контрольных работ. Например, отметку «5» ставить, если работа выполнена без ошибок или допущена одна ошибка. Отметку «4» – за 2-3 ошибки, отметка «3» – за 4-6 ошибок.
Итог: из этой групповой работы были сделаны выводы, что для улучшения качества знаний учащихся, необходимо:
· Создать группу продлённого дня.
· Консультации для родителей.
· Индивидуальная работа с учащимися.
Рекомендации учителям:
Учителям начальной школы во второй
четверти написать в дневниках расписание консультаций для родителей и дни для
индивидуальной работы с учащимися. Вести еженедельный мониторинг успеваемости
учащихся, которые закончили с одной четвёркой или одной тройкой.
Для учащихся:
Будет оформлен уголок с фотографиями отличников
и ударников по классам, чтобы одноклассники гордились своими звёздочками.
Просьба к администрации школы:
Поощрить класс в конце года за стабильную успеваемость или
повышение качества знаний в классах билетами в кино или сладкими призами.
Рекомендации родителям:
Учителям на родительских собраниях, индивидуальных
беседах или выложить в электронный дневник и довести до сведений «Рекомендации
для родителей»:
· Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?", "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
· Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.
· Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.
· Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
· Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.
· Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабо успевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
· Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
· Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.
· Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
· Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.
· Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
· Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
· При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.
· Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.
· Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.
Давайте
будем помогать друг другу!
Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить!
Список использованных материалов:
· http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-1433/
· http://74332-s-018.edusite.ru/p66aa1.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.