Причины спада школьной мотивации
Оценка 4.8

Причины спада школьной мотивации

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
18.11.2018
Причины спада школьной мотивации
Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Учебная деятельность – ведущая для младших школьников. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес, эмоциональный интерес. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что – либо).
Учебная деятельность.docx
Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний,  умений, навыков. Учебная деятельность – ведущая для младших школьников. Для  того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес,  эмоциональный интерес. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации  (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь  достичь что – либо). Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через  совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей,  установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление  участвовать в школьной жизни. Для того, чтобы процесс формирования  познавательной мотивации младших школьников проходил успешно, педагог решает  следующие задачи:    изучение личностно – мотивационной сферы учащихся и определение условий и факторов, влияющих на её формирование; выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы личности школьников; овладение приёмами организации учебной деятельности учащихся,  способствующих формированию мотивационной сферы личности Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса  некоторых учащихся к учебной деятельности. Причины спада школьной мотивации. 1. Отношение ученика к учителю. 2. Отношение учителя к ученику. 3. Личная значимость предмета. 4. Умственное развитие ученика. 5. Продуктивность учебной деятельности. 6. Непонимание цели учения. 7. Страх перед школой. Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не  просто обязанностью, а радостью познания мира? А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения  могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”. Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной  активности обучаемого является игровой характер учебно­познавательной  деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная  заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес  стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию.  Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой  задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный  интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с  эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение. Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса? 1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому  процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой  ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний,  решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные  технологии обучения широко применяются нашими учителями начальных классов,  работающими по образовательной системе “Школа 2100”. 2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. 3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он  интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у  школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу. 4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса.  Обучение должно быть трудным, но посильным. (“Математика” Л. Г. Петерсон) 5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим,  обучающими устройствами), тем интереснее ему работать. Как можно осуществлять более частую проверку знаний? (Работа в парах с  взаимопроверкой с помощью “сигнальных кружков”, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски,  классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или  оценку ответа; “метод закрытой доски” ­ ученик работает за отвёрнутой доской с  последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”) и т. д.) Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо  отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки  неудачи является фраза “было бы лучше, если…”. 6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная  психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического  взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов,  преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое  поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему  числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. 7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И. Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом”  дидактики. 8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима  дифференциация обучения. 9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для  создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко  должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым  способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ  будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует  подготовить дома. Стимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах:  Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).  Наглядность.  Творческие работы по разным предметам.  Участие в предметных олимпиадах.  Научно – исследовательская деятельность.  Проектная деятельность учащихся.  Внеклассные мероприятия по предметам.  Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).  Дифференциация (разноуровневые задания).  Использование различных педагогических технологий:  ­игровые, ­личностно­ ориентированные, ­развивающие, ­проблемное обучение,  ­компьютерные.  Интегрированные уроки.  Карточки, перфокарты для индивидуальной работы. Величайшая гуманистка XX века Мать Тереза говорила: “Мы не можем делать  великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью.” Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя?  «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.  Приохотить   ребёнка   к   учению   гораздо   более   достойная   задача,   чем приневолить»                             (К.Д. Ушинский)   должен   создать   обучение, Роль   учителя   в   создании   мотивов   обучения   является   одной   из  главных.   Именно   учитель,   желающий   смотивировать   своих   учеников   на  успешное   психологически­комфортную  обстановку   на   уроке.   В   её   ос­нове   лежит   принятие   всех   детей,  проявление   на   уроке      только положительных   эмоций. Важно,   чтобы   на  уроке присутствовали   вдохновение,   дух   открытий. Тогда   всем   детям   на  уроке будет интересно.   А   то,   к   чему   ребёнок   проявляет   свой интерес, получается  у  него  гораздо  быстрее  и  качественнее   Как повысить внутреннюю мотивацию школьника? •         Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям. •         Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно» •         Высокие требования, но соответствующие возможностям •         Избегать  недооценок. Избегать переоценок. Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Условия для внутреннего мотивирования процесса учения Предоставление свободы выбора –  Максимально возможное снятие внешнего контроля – Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений  ученика – Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого  процесса учения и радостно от общения с учителем – Важна ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений  учеников – Личность учителя и характер его отношения к ученику – Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения  мотивации. Вера в собственные способности 1. Обращайте внимание на то, что волнует ученика. 2. Реагируйте разумно. 3. Разъясняйте непонятное. 4. Хвалите за конкретные дела и успехи. 5. Хвалите за старание. 6. Отмечайте не только результат, но и потраченные усилия. Справедливая критика Выражайте претензии обоснованно     («Мне не нравится…, потому что…»). Выражайте претензии в нейтральном тоне. Делая замечание, указывайте и на  «плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат»). Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал  готовиться к контрольной работе, может такое быть?»). Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий. Приемы, облегчающие учебную деятельность школьников: 1)  не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него,  давать время на обдумывание; 2)   желательно, чтобы ответ был в письменной форме; 3)   нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный и сложный материал; нужно  разбить его на части и давать по  мере усвоения; 4)   не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше  отложить опрос на следующий урок; 5)   формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики  опросов и поощрений; 6)   осторожно оценивать неудачи школьников; 7)   давать время для проверки написанного; 8)   создавать спокойную обстановку, отвлекать в минимальной степени и не  переключать внимание.     Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию     выбора цели. •         В начале изучения темы информируйте класс о том, чему дети должны научиться,   какие   формы   работы   и   проверки   знаний   могут   быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора. •         Предлагайте ученикам самим выбрать уровень сложности заданий. •         Предлагайте   одаренным   и   отстающим   ученикам   вместе   разработать индивидуальные планы освоения темы. Помогайте ученикам! Если ребенок делает ошибку или его работа не  выполнена на достаточно хорошем уровне, предложите пересмотреть,  исправить. Пытайтесь выходить из сложных ситуаций с юмором, иногда ведь  ошибки бывают и веселыми.Помогайте ученикам увидеть связь между их  усилиями и результатом труда После выполнения задания попросите  учеников рассказать, что было особенно трудным и как они с эти  справились. Старайтесь избегать быстрых выводов о причинах успехов и  неудач. Выводы: Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том,   что   оценка,   поощрение,   порицание,   т.е.   различного   рода   словесные являются   воздействиями,   мотивирующими   учебную подкрепления, деятельность. Этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко,   с   учетом   возрастных   и   индивидуальных   особенностей,   так   как   они влияют   не   только   на   ситуативные   мотивы   учебной   деятельности,   но   при длительном   использовании   формируют   также   самооценку   учащихся   и   ряд других   особенностей   личности.Отрицательное   отношение   к   учению   может быть   вызвано   рядом   причин.   Это   могут   быть субъективные причины,   связанные   с   особенностями   самих   школьников.   Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости   широкого   образования,   обедненные   идеалы,   преобладание узколичных   материальных   потребностей   и   затруднение   в   реализации положительного   мотива.   Например,   у   учащегося   проявляется   интерес   и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности.  Это   может   быть   связано   с   низким   уровнем   знаний,  умений; низким   уровнем   умственной   деятельности;   отсутствием   соответствующих волевых качеств.  Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут   иметь   место объективные причины,   связанные   с деятельностью   самого   учителя.Например: 1)   учебный   материал, используемый   на   уроке,   не   способствует   поддержанию   любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их   повторяет);   2)   приемы   и   методы   работы   на   уроке   не.   соответствуют пробуждению   активности   и   самостоятельности   детей   (однообразные упражнения   на   уроке,   вопросы,   рассчитанные   только   на   запоминание);   3) выбранные   педагогом   средства   побуждения   не   соответствуют   причинам отрицательного   отношения   к   учению   (учитель   пытается   побудить   ученика угрозой,   двойками,   в   то   время   как   причиной   отрицательного   отношения является   отсутствие   нужного   уровня   знаний,   и   в   этом   случае   надо   было организовать   восполнение   пробела   в   знаниях   и   поощрять   каждый   шаг продвижения   вперед).   Все   это   требуется   знать   учителю   для   того,   чтобы формирование   положительной   мотивации   в   учебной   деятельности   было успешным. Учащиеся склонны вложить наибольшие усилия в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят, предвкушают успех.    Здравый смысл и результаты научных исследований требуют от нас  создавать приятную атмосферу в классе, чтобы предоставить учащимся  максимальную возможность для успеха.

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации

Причины спада школьной мотивации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018