Приемы запоминания словарных слов
Оценка 4.9

Приемы запоминания словарных слов

Оценка 4.9
Документация
docx
русский язык
1 кл—4 кл
11.03.2024
Приемы запоминания словарных слов
Задания по запоминанию словарных слов трудны для обучающихся. Детям часто требуется помощь для того, чтобы запомнить все то, что изучается в школе и потребоваться в жизни. Эффективные словарные стратегии помогут обучать детей по мере того, как они учат новые слова.
ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ.docx

Яна Викторовна  Бектяскина, учитель начальных классов

МОУ Красногуляевская СШ,

п. Красный Гуляй,

Сенгилеевский район,

Ульяновская область, Россия

 

Методика работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе и приемы их запоминания

 

Задания по запоминанию словарных слов   трудны для обучающихся. Детям часто требуется помощь для того, чтобы запомнить все то, что изучается в школе и потребоваться в жизни. Эффективные словарные стратегии помогут  обучать детей по мере того, как они учат новые слова.

 Ключевые слова:  русский язык, словарные слова, начальная школа, приемы работы

Изучению русского языка в начальных классах отводится центральное место, поскольку русский язык (как предмет) открывает учащимся мир знаний. Овладев языком, учащиеся младшего школьного возраста становятся способными к усвоению других предметов в школе.

По статистике одним из самых трудных разделов русского языка для ребят является орфография. Задания по запоминанию словарных слов   трудны для обучающихся. Детям часто требуется помощь для того, чтобы запомнить все то, что изучается в школе и потребоваться в жизни.

В русском языке есть большое количество слов, которые произносятся не так, как пишутся. Чтобы написать грамотно то или иное слово ученику необходимо знать различные правила орфографии. Но есть слова, написание которых проверить, никак не удается. Такие слова были выделены в отдельную группу и были названы словарными словами. Таких слов достаточно много.

В начальной школе изучают только часть этих слов. В конце каждого учебника по русскому языку есть небольшой орфографический словарь, в котором можно найти тот необходимый минимум слов, который ребенку необходимо запомнить в течении учебного года.

Некоторые учителя ведут с учениками свои орфографические словари, записывая их с отдельную тетрадь или блокнот и выделяя в словах трудное для написания и запоминания букву. [1: 25]

Словарные слова усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется, прежде всего, тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и  поэтому их написание рекомендуется запомнить. Работа по запоминанию правильного написанию словарных слов — трудная и кропотливая. Продолжается она из года в год, начиная уже с 1 класса.

С этой целью новое слово обычно записывается на доске или на карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на уроках. Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, об этом  свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным. [2: 235]

Запоминать словарные слова можно используя различные способы. Если ребенку трудно дается запоминание словарных слов, то необходимо использовать разнообразные методы, которые будут включать различные виды памяти и внимания. Тут нет универсального приема. Кому как нравится. Но устно заучивать нежелательно. Должна быть обязательно письменная работа.

Вот несколько известных методик запоминания словарных слов, которые можно использовать и дома, и в школе. [4: 68]

Приёмы запоминания словарных слов

1.Ученик должен понимать лексическое значение запоминаемого слова. Важнейшей задачей начального образования в рамках ФГОС является развитие коммуникативных учебных действий младших школьников, что неотделимо от развития их речи. Работа с лексическим значением слова обогащает пассивный и активный словарный запас ребенка, учит понимать смысл прочитанного, развивает интерес к чтению, помогают воспитать у учеников привычку начинать морфемный разбор с толкования слова.
2.Орфографическая работа над словом. В этот этап включают: записывание словарного слова,  постановку ударения в слове, выделение цветом трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и для переноса.
3.Письменное заучивание правописания данного слова: прописывание словарного слова несколько раз на строке в тетради; запись под диктовку; подбор однокоренных слов; составление словосочетаний/предложений с этим словом; подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом.
4.Составление рассказа из группы словарных слов.
5. Использование метода ассоциаций.
Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком (цвет, форма, звучание, действие, вкус, материал, назначение, количество и т.д.). Ассоциативный образ или слово должно иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является опасной в словарном слове (лИмон - кИслый, рЕбята - дЕти, кОрабль - вОлны, кАпуста - зАяц, сОбака - хвОст, инЕй - бЕлый);пример с рисунками (в слове «яблОкО» на месте букв «О» можно изобразить круглые яблочки и т.д.)
6. Распредели слова.
Для лучшего запоминания можно придумать различные задания.  Например, распределить словарные слова, изученные за определённый период,  по родам, по числам, по склонениям, по частям речи и так далее (в зависимости от возраста младших школьников и изученных тем)
7. Написание слов с закрытыми глазами.Закройте глаза, представьте это слово, написанное на доске или в учебнике. Назовите его по буквам. Заставьте подвигаться «опасную» букву. Какая буква «двигается»? Прочтите медленно, как будете писать. Запишите это слово 5 раз, каждый раз проговаривайте вслух, что пишете.
8.Игра «Глаз-фотограф».Словарные слова можно напечатать на полосках бумаги (каждое слово на отдельной полоске). Ученикам показывают слово на одну секунду. А потом они записывают это слово по памяти. За одну игру можно показывать 5-8 слов. Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.
9. Игра «Найди слово».В каждой строчке среди различных букв нужно найти спрятавшиеся словарные слова и подчеркнуть их цветным карандашом.Например:П Е Н Т О К Л А С С О К О М О Л О К О Т Б
Т Ь Л И С И Ц А П Л Е Н О П Е Т У Х А Т А
В Ы Р А Т Ь Л П О С У Д А Э Х Т М О Р О З

10. Игра «Анаграммы». Составить из перемешанных букв словарное слово. Далее можно предложить учащимся составить и записать предложения с разгаданными словарными словами. Например: ДЬТЕРАТ, АТВУБСО.

11. Ребусы. Польза ребусов для детей и взрослых бесспорна:

  • развивается логика: чтобы правильно «считать» картинку, нужно порассуждать над взаимным расположением элементов головоломки, подобрать верные правила;
  • развивается память: если в ребусе зашифровано длинное слово, нужно запоминать разгаданные части слова или фразы, а также ошибочные предположения;
  • развивается нестандартное мышление: картинку-шифровку можно интерпретировать по-разному, а решение ребусов на скорость может превратиться в увлекательную игру;
  • регулярные тренировки развивают сообразительность и скорость мышления;
  • увеличивается словарный запас.

Для создания ребусов можно воспользоваться «Генератором ребусов» (http://kvestodel.ru/generator-rebusov). В этом генераторе ребусов можно автоматически создать ребус, зашифровав там слово или фразу на русском языке. После создания ребуса нужно скачать его как картинку. [7]

12.Найди слог. Первый слог потерялся. Восстанови слова. Найди вторую орфограмму в словах.

...роз                        ...род

...хоз                        ...радь

...вод

13.Лишнее слово. Какое слово лишнее? Почему? Посуда, капуста, девочка, одежда (Возможные варианты ответов: 1 вариант- одежда (это словарное слово начинается с гласной, остальные – с согласной буквы); 2 вариант – девочка (это одушевленное имя существительное, остальные - неодушевленные). При выполнении данного задания учащиеся не только повторяют и запоминают словарные слова, но и учатся анализировать слова со всех точек зрения.

14.Работа со словарем, помещенным в учебнике

  • Выбери слова на тему «Птицы», «Животные» и др.
  • Написать слова, которые начинаются с буквы «д», «к» и т.д.

15.Гласные потерялись. Восстанови слова, запиши правильно:

Крндш, джрнй, двчк, млк, брз.

16.Замените описательные обороты одним словом

·         Ящичек для ручек, карандашей (пенал)

·         Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (язык)

·         Предпоследний день недели (суббота)

·         Женский головной убор (платок)

·         Учащийся средней школы (ученик)

·         Комната для занятий в школе (класс)

17. Отгадай загадку. Использование загадок, отгадки которых являются словарными словами:

Черный Ивашка,                        Расту в земле на грядке я,

Деревянная рубашка,                Красная, длинная, сладкая.

Где носом пройдет –                         (Морковь)

Там заметку кладет.                 Как надела сто рубах,

(Карандаш)                               Захрустела на зубах. (Капуста)

18.Игра «Слово - змейка». Запишите 5 словарных слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого. Например: вдруг – город – деревня – язык – капуста.

19.Сканирование. Блок слов висит в классе на стене, ребята периодически подходят к ним, читают, иллюстрируют. Затем предложить ребятам «сфотографировать» слова за минуту, прочитать про себя, проговорить по слогам. Когда слова сняты, проводится словарный диктант. Во время проверки дети сверяют написанное. Если ошибок в словах никто не сделал, слова отправляются на «пенсию». При наличии ошибок слова возвращаются на стену. При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя.

20.Диктант наоборот. Прочитать лексическое значение слов, дети определяют и записывают слова. Для таких диктантов необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно определить значение слова. В первом классе можно применять карточки с изображением картинки словарного слова.

21. «Чепушина». Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

В - ветер
Д - девочка
Р - ребята
У - улица
Г – город

         Для работы предложить учащимся словари. Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор и словарный запас.

22. Словари. Самым простым способ, позволяющим организовать процесс запоминания слов, является ведение индивидуальных словариков, аналогичных тем, что ведут на уроках иностранного языка. Методику ведения индивидуальных словарей, в которых ребёнок будет записывать значение слова, его происхождение и родственные ему слова, предложил В.Д. Купров. Индивидуальный словарик можно оформлять по-разному. В 1-2 классе лучше вести картинный словарик. Слова записываются по мере изучения, к ним рисуется или приклеивается небольшая картинка. На обратной стороне листа можно подбирать стихи, загадки, пословицы с изученными словами.

 23.Арт-терапия со словарными словами.  Прочитать словарное слова. Обвести цветной ручкой или карандашом.
На отдельном листе попробовать воспроизвести слово в необычном виде, другим шрифтом. Написать однокоренные или другие слова в данном стиле. Занятие крайне увлекательное. В  написании букв и пофантазировать
.

Подведем итоги. Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями.

         Ученикам начальной школы предстоит выучить около 200 словарных слов. Как сделать так, чтобы эти слова прочно запомнились и не вызывали затруднения? Я думаю, что ответ на этот вопрос был описан выше.     

Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов - важная задача словарной работы в начальных классах. Именно упражнения, основанные на вышеописанных приемах,  дают хорошие результаты. [5: 279]

 

Литература

1.     Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя / Канакина В. П. — М.: Просвещение, 2007. — 128 с.

2.     Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 464 с. Погодина А. А.

3.     Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций /А. А. Погодина// Начальная школа. — 2010.

4.     Методика обучения орфографии в школе / М. М. Разумовская. — М: Просвещение, 1992. — 190 с. Рамзаева Т. Г.

5.     Совершенствование содержания и методов обучения младших школьников русскому языку /Т. Г. Рамзаева. — СПб.: Образование, 1992. — 301 с.

6.     http://kvestodel.ru/generator-rebusov


 

7.     Скачано с www.znanio.ru

Яна Викторовна Бектяскина, учитель начальных классов

Яна Викторовна Бектяскина, учитель начальных классов

Работа по запоминанию правильного написанию словарных слов — трудная и кропотливая

Работа по запоминанию правильного написанию словарных слов — трудная и кропотливая

Ассоциативный образ или слово должно иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является опасной в словарном слове (лИмон - кИслый, рЕбята - дЕти,…

Ассоциативный образ или слово должно иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является опасной в словарном слове (лИмон - кИслый, рЕбята - дЕти,…

Для создания ребусов можно воспользоваться «Генератором ребусов» ( http://kvestodel

Для создания ребусов можно воспользоваться «Генератором ребусов» ( http://kvestodel

Игра «Слово - змейка». Запишите 5 словарных слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого

Игра «Слово - змейка». Запишите 5 словарных слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого

На отдельном листе попробовать воспроизвести слово в необычном виде, другим шрифтом

На отдельном листе попробовать воспроизвести слово в необычном виде, другим шрифтом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024