Приемы коррекционной работы при ринолалии
Оценка 4.7

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
дефектология
Детсад—1 кл
09.08.2018
Приемы коррекционной работы при ринолалии
В материале представлен опыт работы логопеда с детьми, страдающими ринолалией. Приводится пример обследования ребенка, индивидуальный план коррекционной работы. Описаны приемы работы с детьми-ринолаликами. Использованные методические приемы на практике показали, что они имеют положительный эффект. максимальное отвлечение ребенка от контроля звучания, параллельность в работе над дыханием и артикуляцией создают условия для формирования правильных артикуляционных укладов и способствуют постановке звуков в более короткие сроки.
Приемы коррекционной работы при ринолалии.docx
Приемы коррекционной работы при ринолалии.  Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения,  обусловленное анатомо­физиологическими дефектами речевого аппарата.  Данные речевые нарушения встречаются при таких нервно­психических  расстройствах как умственная отсталость, задержка психического развития, а  также сопровождают речевые расстройства (алалию, дизартрию), тугоухость и при этом имеют особенности своего проявления. Занятия по коррекции речевого дефекта при ринолалии я провожу с  детьми, поступившими после операции хейлопластики и уранопластики. В  основе моей работы – методика А.Г.Ипполитовой, но также пользуюсь  методиками Л.И.Вансовской (по массажу), И.И.Ермаковой (по работе над  голосом), использую методические приемы А.Н.Стрельниковой,  Л.И.Беляковой, Н.Н.Гончаровой, Т.Г.Шишковой (по работе над дыханием). Работу с ринолаликами начинаю с изучения анамнеза. Проверяю  анатомические особенности строения артикуляционного аппарата, определяю  вид расщелины. Отмечаю подвижность верхней губы, выраженность рубцовых  изменений, состояние уздечки. Определяю форму свода, рубцы, степень их  выраженности, длину и подвижность небной занавески. При описании  состояния языка отмечаю его позицию в полости рта, состояние корня,  кончика, подвижность языка, его напряженность или вялость. Выявляю  изменения зубных рядов, прикуса. Исследую звукопроизношение, степень  назализации, словарный запас ребенка, состояние грамматического строя  речи, связной речи, фонематического восприятия. Определяю тип и характер  физиологического и речевого дыхания, особенности голоса. Проверяю  состояние моторики рук. Выясняю отношение ребенка к своему дефекту.  На основании данных проведенного обследования составляю  индивидуальный план коррекционной работы с ребенком. Для иллюстрации  приведу выписку из речевой карты. Надежда Ж. родилась с полной расщелиной мягкого неба. Ребенок от 2­ ой беременности, протекавшей с угрозой выкидыша. Роды затяжные. У матери эндокринные нарушения (сахарный диабет). Ребенок закричал сразу,  вскармливался с помощью специальных сосок. Физическое развитие с  задержкой. Ребенок соматически ослаблен (частые ОВРИ, отиты). Раннее  речевое развитие протекало с задержкой: гуление в 4 месяца, лепет в 8  месяцев, первые слова к 2­м годам, фраза к 4,5 годам. К логопеду обратились  в возрасте 5,5 лет. У ребенка отмечаются рубцовые изменения мягкого неба  (операция проведена в возрасте 3 лет), оно укорочено, подвижность резко снижена. Кончик языка оттянут вглубь рта, корень массивный, спинка  приподнята, напряжена. Подъязычная связка укорочена. Затруднен подъем  языка вверх. Губы пассивны. Речь невнятная с назальным оттенком.  Звукопроизношение грубо нарушено: при произнесении свистящих звуков –  шипящий фон, при произнесении шипящих – свистящий, Р, РЬ  ­ отсутствуют,  при произнесении Л артикуляция смещена в задненебный отдел, J заменяет на  ЛЬ. Гласные произносятся с вялой артикуляцией. Словарный запас бедный,  грамматический строй речи грубо нарушен (отсутствуют предлоги), связная  речь – простое нераспространенное предложение. Нарушено фонематическое  восприятие: путает глухие и звонкие согласные. Звуковой анализ не  сформирован. Дыхание ключичное, поверхностное, воздушная струя  рассеянная, слабая. Голос тихий, глухой, затухающий. Речевой выдох  укорочен. Нарушена мелкая моторика рук: недостаточная ловкость,  нарушение координации, недостаточный объем движений. Ребенок в контакт  вступает неактивно, скован, стесняется, но дефект осознает и хочет его  исправить. Логопедическое заключение: открытая ринолалия, ОНР, II уровень  речевого развития. План работы с Надеждой Ж. Постановка косто­абдоминального типа дыхания. Выработка ротового выдоха. Активизация мягкого неба и глоточных мышц. Массаж мягкого неба. Активизация двигательной функции речевого аппарата: активизация кончика  языка, перемещение его к передним зубам, опускание корня, расслабление  языка. Развитие подвижности губ. Постановка гласных звуков: А, Э, О, Ы, У, И. Вокальные упражнения.  Развитие силы голоса, высоты, расширение диапазона голоса. Развитие фонематического восприятия. Постановка: J, Я, Е, Ё, Ю. Постановка: Ф, С, Ш, Щ, Х; П, Т, К, Ц, Ч; В, З, Ж; Б, Д,Г; Л, Р, М, Н. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах,  предложениях, текстах. Обогащение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи. Работа над связной речью. Приемы, которые я использую при работе с детьми­ринолаликами. Развитие косто­абдоминального типа дыхания. Чтобы овладеть данным типом дыхания, необходимо развивать  ощущения движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота. 1 этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания. Длительность каждого упражнения 4­5 минут. В течение дня упражнения  повторяются 2­3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной  недели. Ребенок выполняет упражнения сначала в положении лежа, затем сидя и стоя. Упражнение 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на  живот в области диафрагмы легкую игрушку и дают инструкцию: «Положим  игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох,  и опускается, когда ты делаешь выдох». Ребенок следит глазами за  подниманием и опусканием игрушки при вдохе и выдохе. Упражнение можно  сопровождать рифмовкой, произносимой взрослым: Качаю рыбку на волне, То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывет ко мне. Упражнение 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь  на область диафрагмы. Взрослый дает инструкцию: «Положи ладонь на то  место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается,  когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение  можно сопровождать рифмовкой: Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнения 3 и 4 выполняются в положении сидя и стоя. 2 этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов  дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой. Внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; вдох осуществляется в  момент физической нагрузки. Первый комплекс. С помощью упражнений этого комплекса ребенок  учится выполнять двойные «быстрые вдохи» через нос в положении стоя, а  также в сочетании с движениями головы и рук. Упражнение 1. Выполнение пары «быстрых вдохов». Стоя перед  взрослым, ребенок слегка приподнимает подбородок, плечи расправлены,  руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по 2 раза и отдыхаем». Взрослый демонстрирует вдохи, при которых слышен шум воздуха и видно, как ноздри сближаются с  носовой перегородкой. Упражнение выполняется перед зеркалом. Упражнение 2. Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному  сигналу взрослого. Исходное положение, как в упр.1. Логопед произносит  рифмовку; ребенок выполняет «быстрые вдохи» по его сигналу – быстрому  движению руки вверх. Рифмовка: За стеклянными дверями Стоит мишка с пирогами. Здравствуй, мишенька­дружок, Дай понюхать пирожок (2 коротких «быстрых вдоха» по сигналу логопеда). Упражнение 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте  головы то вправо, то влево. Исходное положение, как в упр.1. Игра «Найдем  спрятавшегося зайчика». Упражнение можно сопровождать рифмовкой: Раз, два, три, четыре, пять! Где же зайчика искать? Может, справа под кустом? (Поворот головы вправо, 2 «быстрых вдоха»,  возврат головы в исходное положение). Может, слева за бревном? (Поворот головы влево, 2 « быстрых вдоха»,  возврат головы в исходное положение). Упражнение 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении  ладони то к правому уху, то к левому и легком повороте головы в  противоположную сторону. Исходное положение, как в упр.1. Инструкция: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево,  прислушиваться и нюхать воздух. Поворачиваем  голову направо и  прикладываем ладонь к левому уху, нюхаем воздух (2 «быстрых вдоха»).  Отдыхаем. Поворачиваем голову налево и прикладываем ладонь к правому  уху, нюхаем воздух (2 «быстрых вдоха»). Отдыхаем. Упражнение 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии  подбородка. Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены,  руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция: «Поднимем голову вверх и  понюхаем воздух (2 «быстрых вдоха»). Отдыхаем. Упражнение 6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому плечу, то к левому плечу. Исходное положение, как в упр.5.  Инструкция: «Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух (2  2быстрых вдоха»). Отдыхаем. Наклоняем голову к левому плечу, нюхаем  воздух (2 «быстрых вдоха»). Отдыхаем. Упражнения второго комплекса развивают грудобрюшный тип дыхания  в процессе ходьбы. Упражнение 1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов»,  далее следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.  Исходное положение: стоя. Инструкция: «На первый шаг нюхаем воздух (2  «быстрых вдоха», затем делаем 3 шага. Шаги будем делать под хлопки».  Упражнение 2. На первый шаг выполняется поворот головы (то направо, то налево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное  положение и следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный  выдох. Исходное положение, как в упр.1. Инструкция: На первый шаг  поворачиваем голову направо и нюхаем воздух (2 «быстрых вдоха»). Затем  смотрим прямо, делаем подряд 3 шага и отдыхаем. А теперь делаем шаг и  поворачиваем голову налево, нюхаем воздух. Опять смотрим прямо, делаем 3  шага и отдыхаем. Все движения делай под мои хлопки». Упражнение 3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к  левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и  следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.  Исходное положение, как в упр. 1. Инструкция: «На первый шаг  прислушиваемся и нюхаем воздух, (2 «быстрых вдоха»). Затем опускаем руку, делаем 3 шага и отдыхаем. Все движения выполняй под мои хлопки». Упражнение 4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и  выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное  положение и следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный  выдох. Исходное положение, как в упр. 1. Инструкция: «На первый шаг  поднимаем голову вверх и нюхаем воздух. Затем смотрим прямо и делаем 3  шага. Все движения выполняй под мои хлопки». Упражнение 5. На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в  исходное положение и следуют 3 шага, во время которых происходит  непроизвольный выдох. Исходное положение, как в упр. 1. Инструкция: «На  первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух (2 «быстрых  вдоха»). Затем смотрим прямо и делаем 3 шага. А теперь делаем шаг,  наклоняем голову к левому плечу и нюхаем воздух. Опять смотрим прямо и  делаем 3 шага. Все движения выполняй под мои хлопки». Упражнение 6. На первый шаг выполняется поворот головы то вправо,  то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладоши, далее голова  возвращается в исходное положение и следуют 3 шага, во время которых ребенок трижды хлопает в ладоши и спонтанно выдыхает воздух. Исходное  положение, как в упр. 1. Инструкция: «На первый шаг поворачиваем голову  направо, нюхаем воздух и одновременно хлопаем в ладоши. Затем смотрим  прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладоши. А теперь поворачиваем голову  налево, нюхаем воздух и одновременно хлопаем в ладоши. Смотрим прямо,  шагаем спокойно и хлопаем в ладоши». Третий комплекс упражнений способствует дальнейшей тренировке  косто­абдоминального типа дыхания и увеличению объема легких. Упражнение 1. Выполнение встречных движений рук, направленных на  сжатие грудной клетки. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч,  согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются  горизонтально перед грудью, параллельно друг другу. Инструкция: «В лесу  стало совсем холодно и надо согреться. Поднимем руки до уровня плеч,  согнем их в локтях, обнимем себя за плечи. Вернем руки в исходное  положение. А теперь сделаем это упражнение вместе. На счет «раз» ­ быстро  обнимем плечи и вернем руки в исходное положение. На счет «два» ­ снова быстро обнимем плечи и вернем руки в исходное  положение. Опускаем руки и отдыхаем на счет «три», четыре», «пять». Упражнение 2. Выполнение «быстрых вдохов» при встречных  движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение, и  осуществляется непроизвольный выдох. Исходное положение, как в упр. 1.  Инструкция: «На счет «раз» ­ быстро обнимем плечи и понюхаем воздух.  Вернем руки в исходное положение, но не опускаем их. На счет «два» ­  сделаем такое же движение руками и снова понюхаем воздух. Опускаем руки  и отдыхаем на счет «три», «четыре», «пять». Упражнение 3. Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки  опущены, кисти сведены, ладони сжимают палочку («рукоятку насоса»).  Инструкция: «Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки,  делаем небольшой наклон вперед – 1 «быстрый вдох». Чуть выпрямились.  Еще наклон – нюхаем воздух (2 «быстрых вдоха»). Теперь выпрямляемся,  отдыхаем – «три», «четыре», «пять». Дифференциация ротового и носового дыхания. Упражнение 1. Вдох и выдох носом. Игра «Надуваем шарик».  Инструкция: «Представь, что мы надуваем воздушный шарик. Надуваем  живот, как будто у нас большой шар». Рука ребенка на области диафрагмы.  Упражнение сопровождается рифмовкой: Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул – выдыхаем (выдох). Наши мышцы расслабляем. Упражнение 2. Вдох носом, выдох ртом. Игра «Задуй свечу». На  расстоянии 10 см от губ ребенок держит полоску бумаги, условно  изображающую свечу. Левая рука лежит на животе, фиксируя вдох и выдох.  Производится спокойный вдох носом (живот надувается). Затем нужно  медленно дуть на «свечу». Игра «Согреем руки». Вдохнуть носом, руки  поднести ко рту. Сделать медленный выдох открытым ртом. Упражнение 3. Вдох ртом, выдох носом. Игра «Пловец». Инструкция:  «Представим, что мы пловцы, поднимем голову, сделаем короткий вдох ртом  и опустим голову («нырнем» в воду), выдохнем через нос». Упражнение 4. Вдох и выдох ртом. При разучивании видов вдоха и выдоха обращаю внимание ребенка на  правильное положение органов артикуляции. При ротовом выдохе кончик  языка нужно удерживать у нижних резцов. Массаж мягкого неба. Поверхностное поглаживание (30сек.). Поглаживание прерывистое и энергичное (30 сек.), при этом палец  двигается рывками и ритмично по направлению к задней стенке глотки. Спиралевидное растирание (1 минута). Интенсивное растирание и разминание в медленном темпе. Активизация мягкого неба и глоточных мышц. Для стимуляции, повышения пластичности тканей мягкого неба, активизации  задней стенки глотки, для достижения достаточного контакта мягкого неба с  верхним сжимателем глотки применяю следующие упражнения. Произвольное покашливание (язык у нижних резцов) с активным  выдохом. Покашливание 2­3 раза на одном выдохе. Позевывание при открытом рте. Полоскание горла с запрокинутой головой. Вдох с позевыванием через рот – выдох через рот. Вдох носом и ртом одновременно – выдох ртом – выдох частый,  толчкообразный. Глотание воды, слюны маленькими порциями. Имитация рвотного рефлекса. Активизация органов артикуляции. Для отработки необходимой свободы и активности движений губ провожу  следующие упражнения. 1. Опускание и поднимание (поочередное и одновременное) верхней и нижней  губ. 2. Вытягивание губ «хоботком». 3. Оттягивание губ в стороны. 4. Расслабление и легкое похлопывание верхней губы о нижнюю. 5. Удерживание губами трубочек. 6. Движения вытянутыми губами влево, вправо. 7. Имитация обрызгивания водой белья. 8. Опускание и поднимание нижней челюсти при плотно сжатых губах. 9. Набрать воздух под верхнюю губу, под нижнюю. Массаж верхней губы. Массирую верхнюю губу 2­м и 3­м пальцами обеих рук от носа вниз до  края верхней губы. Провожу поглаживание, растирание, разминание и  вибрацию по 2 минуты. Движения языком влево­вправо в преддверии полости рта. Полоскание зубов, удерживая воду под губами. Растягивание уголков рта. Указательными пальцами надавливаю на уголки рта и двигаю ими 3 раза  в противоположном направлении. Упражнения для языка. 1. Поглаживание, похлопывание, вибрация языка шпателем, который  расположен на передней части спинки языка. 2. Легкое покусывание кончика языка. 3. «Лопаточка» ­ «иголочка». 4. «Качели» ­ «часики». 5. Скольжение языка вглубь рта по твердому небу в форме крючка. 6. «Лошадка». 7. Длительное удержание широкого языка во рту с лежащим на его спинке  леденцом. 8. «Почесывание» расслабленной передней части языка о верхние зубы.  9. Круговое облизывание кончиком языка губ, слизывание широким языком  «варенья» с верхней губы. 10. Вылизывание тарелок, выпуклой стороны столовой ложки широкой  поверхностью языка. 11. «Уколы» кончиком языка в щеки. Данные упражнения способствуют формированию навыка расслабления, уплощения и продвижения языка вперед, в результате которых уменьшается  объем корня и спинки языка. Параллельно с работой над дыханием провожу гимнастику  артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков.  Проведение гимнастики начинаю с отработки беззвучных артикуляций  гласных: «Будем учиться по­разному открывать рот при выдохе. Сделаем  вдох ртом, а выдох – широко открытым ртом. Язык широкий. Лежит у нижних зубов». Выдох контролируется с помощью ватки, которую логопед держит  около губ ребенка. При таком положении органов артикуляции должен  получиться шепотный звук А. Для вызывания шепотного звука Э даю  инструкцию: «Слегка улыбнемся, язык будем держать у нижних зубов и  выдохнем ртом». Чтобы получить шепотный О, ребенок должен поместить  язык у нижних резцов, губы «сделать овальчиком» и выдохнуть ртом. Для  шепотного Ы необходимо напрячь мышцы верхней губы, язык держать у  нижних резцов, не улыбаться, хорошо показать нижние зубы и выдохнуть  ртом. Для шепотного У уклад органов артикуляции такой же, как при О,  только губы вытянуты «хоботком». При формировании уклада органов  артикуляции для И даю инструкцию: «Улыбнемся и выдохнем ртом». Когда  сформирован уклад для И, перехожу к созданию укладов для Я, Е, Ё, Ю, J:  «Будем делать выдох  ртом и переходить от улыбки к уже знакомым  движениям». Затем перехожу к выработке артикулем согласных. Начинаю с  показа артикуляции Ф без выдоха, чтобы ребенок не мог услышать звук и  произнести его искаженно. «Потрогаем верхними зубами нижнюю губу и  выдохнем через них». Около губ ребенка держу ватку для контроля наличия  ротового выдоха. Для вызывания С ребенку предлагаю улыбнуться, кончик  языка поместить у нижних зубов и спрятать его за «заборчик», затем подуть в  таком положении на кончик языка. Для вызывания Ш ребенок делает  «чашечку», прячет ее за верхние зубы, верхние и нижние резцы сближает до 4­ 6мм, губы вытягивает вперед широким «хоботком» и в таком положении дует на «чашечку». При вызывании Щ язык поднимаем к верхним резцам и делаем  ротовой выдох. Игра «Погреем руки» способствует вызыванию Х. Когда у ребенка будет сформирован ротовой выдох, усвоены гласные в  шепотном произнесении и фрикативные глухие согласные, перехожу к  включению голоса при длительном ротовом выдохе. Работу начинаю с  озвончения Ф: «Положим руку на горло и скажем: ф­ф­ф… Голос молчит. А теперь снова подуем и включим голос». Будет слышен В. Аналогично вызываю З от С в игре «Покажем, как поет оса», Ж от Ш в игре «Волшебное  превращение»: «Покажем, как шипит змея, потом включим голос, и змея  превратится в жука». Формирую короткий ротовой выдох. Подготовкой к нему является  тренировка выдоха на J. «Улыбнемся и выдохнем очень быстро». Будет  слышен шепотный J. Выдох контролируется полоской бумаги. При  формировании П даю инструкцию: «Сомкнем губы и резко и коротко  выдохнем, постреляем губами». Контроль с помощью ватки. Для вызывания Б включаем голос и «стреляем» губами. При вызывании Т предлагаю прижать  кончик языка к бугоркам за верхними зубами и резко выдохнуть. Игра  «Покажем, как сердится еж»: т­т­т… . Звук Д вызывается аналогично и  добавляется голос. Игра «Поиграем на барабане»: д­д­д… . Выработку  короткого ротового выдоха также провожу во время вызывания К и Г. Прошу  ребенка подогнуть язык, как кулачок и резко выдохнуть. Для вызывания Ц  описываю и показываю положение языка, затем произношу звук. Обращаю  внимание ребенка на отведение углов рта в стороны и активный порывистый  выдох. Формирование сонорных звуков. Звук Л вызываю от Ы: прошу ребенка улыбнуться, поднять кончик  языка вверх и сделать «укол» в бугорки за верхними зубами, а в это время  тянуть звук Ы. Звук Р вызываю от З в верхней артикуляции или от сочетания  ДЗ с помощью шарикового зонда или соски. Игра «Заведем моторчик». Если мягкие звуки не появляются спонтанно, то делаю акцент на  утрированное отведение углов рта в стороны. Последовательность работы по  вызыванию мягких звуков такая же, как при вызывании твердых согласных.  Подготовительные упражнения для коррекции отдельных звуков могут  продолжаться до тех пор, пока не будет выработан четкий кинестетический  стереотип. Поставленные звуки автоматизирую и затем дифференцирую на  материале слогов, слов, предложений, текстов. Развитие фонационного выдоха, работа с гласными. Для развития фонационного выдоха использую следующие упражнения.  Каждое упражнение отрабатывается неделю. Упражнение 1. Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на  выдохе гласного звука. Исходное положение: стоя, подбородок слегка  приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч. Инструкция: «Будем  петь звуки. Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Откроем широко рот, язык подвинем к нижним зубам, сделаем 2 вдоха, включим голос и на выдохе  поем». Ребенок поет: А­А­А (Э, О, И, У). Предварительно уточняется  артикуляция каждого гласного звука. Упражнение 2. Выполнение ротового вдоха. Исходное положение:  произвольное. Инструкция: «Представим, что к нам на парашюте спустился  Чебурашка. Мы обрадовались и удивились». Логопед быстро и бесшумно  вдыхает воздух. «Давай вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо,  чтобы не испугать Чебурашку». Упражнение 3. Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и  пропевание на выдохе гласного звука А (Э, О, И, У) при медленном  возвращении рук в исходное положение. Исходное положение: стоя,  подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.  Инструкция: «Сейчас мы тихо­тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем  руки вверх. Затем будем медленно опускать руки и петь звук А (Э, О, И, У). На первых занятиях поем А и Э, через 2­3 занятия добавляем О, через 2­ 3 занятия – И, потом У. Затем отрабатываю произнесение гласных в сочетании по два и три. Сначала в упражнения включаю только А, Э, О, другие гласные  ввожу позже. Пропевание сочетаний звуков: АЭ АЭА ЭОЭ АО АЭО ЭОА ЭА АОА ОАО ЭО АОЭ ОАЭ ОА ЭАЭ ОЭА ОЭ ЭАО ОЭО Работу с согласными начинаю с проговаривания с ребенком слоговых  упражнений, где фрикативный согласный стоит в закрытом слоге: АФФФ,  ЭФФФ, ОФФФ и т.д. Затем фрикативные звуки отрабатываю в  интервокальной позиции: АФА АФЭ АФО АФУ АФЫ АФЯ АФЕ АФЁ АФЮ АВУ АФИ АВА АВЭ АВО АВЯ АВЕ АВЁ АВИ АВЮ АВЫ Если ребенок владеет звуками Л, ЛЬ, то эти звуки также можно  включить в данные упражнения. Все звукосочетания ребенок проговаривает сначала отраженно за  логопедом, затем самостоятельно на мягком выдохе. Чтобы подготовить ребенка к правильному произнесению согласных в  открытых слогах (для которых необходимо более высокое поднятие небной занавески по сравнению с обратными слогами), отрабатываю сначала  произнесение с уменьшением силы голоса на первом гласном звуке и  увеличением на втором: аВА, аВЭ, и т.д. Подвожу ученика к беззвучному  проговариванию первого гласного: «Первый звук покажем губами (без  голоса), а остальные звуки проговорим». Затем переходим к проговариванию  открытых слогов: ВА, ВЭ, ВУ, ВЫ и т.д. Автоматизация звуков в словах и фразах. Использую слова, включающие только поставленные звуки. Если  ребенок правильно произносит В, ВЬ, Ф, ФЬ, Л, ЛЬ и гласные, можно  предложить ему произнести слова: Вова, Валя, воля, вилы, Элла, Алла, Лёва,  Аля, Лёля, Уля, Оля, Лиля, Филя, вуаль, увела, вывела, выл, выли, лава,  велели, вёл, вели, вили, вылили, ловили, олива, вынул, овал; сочетания слов:  вон Валя, вон Вова, вон лев, вон вилы, вон вол, вон волы, вон вуаль. Фразы: У  аллеи Лёва. Лёва ловил Олю. Валя вела Лёлю. У Вовы лев. У Лили и Али  оливы. У Вали вилла. У Ляли Лиля. У Али вилы. У Вали вуаль. Филя вынул  вилы. Автоматизация звуков в текстах. Если ребенок правильно произносит гласные, а также Л, ЛЬ, Б, БЬ, К, З, ЗЬ, Н, НЬ, Х, Т, ТЬ, Д, ДЬ, П, ПЬ, В, ВЬ, С, СЬ, можно предложить следующий текст. Это Лиля. У Лили была кукла. Ее звали Ляля. У Ляли были белые  локоны. Лиля одевала Лялю в платье. Лиля любила Лялю. Это Толя. Толя  любит яхты. Яхты плавали в воде. Автоматизация звуков в стихах. В качестве примера приведу стихотворение на автоматизацию Ж: Я – жук, я – жук, и потому Жужжу, жужжу и не тужу, Жужжу, жужжу, жужжу, жужжу. Дифференциация звуков (на примере дифференциации Ш­Ж). 1. Проговаривание слов, различающихся одним звуком: шаль – жаль шить – жить машут – мажут Луша – лужа 2. Игра «Договори слово»: добавить слог ШИ или ЖИ: мы…(ши) лы…(жи) но… лу… ска… сло… напи… поло… 3. Изменить слова по образцу: водил – вожу писал – пишу носил – сидел – махал –  положил –  сказал –  спешил –  4. Разложить картинки в два домика: в один со звуком Ш, в другой – со  звуком Ж. 5. Отгадать загадки, определить, какой звук: Ш или Ж есть в отгадке. Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождик). Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (Кошка). 6. Проговаривание слов, содержащих Ш и Ж: лежишь, бежишь, живешь,  жалеешь, покажешь. 7. Проговаривание словосочетаний со звуками Ш и Ж:  Желтая шаль, жидкая каша, кожаная шапка, свежие плюшки, тяжелая штанга,  шум дождя, смешной ежик. 8. Игра «Подбери картинку к моему слову». У ребенка картинки: крыша, кошка, шкаф. Ученик подбирает картинку к  данному слову и проговаривает словосочетание. Книжный… (шкаф), рыжая… (кошка), железная… (крыша). 9. Изменить предложения по образцу. Я жду – ты ждешь. Я жму ­ … Я жую ­ … Я уважаю ­ … Я лежу ­ … 10. Проговаривание предложений с данными звуками. К пляжу бежали детишки. Шуршит желтый шелк. В лукошке лежал урожай  ежевики. Шли большие дожди, были большие лужи. 11. Придумать предложения с данными словосочетаниями: кожаная шапка, нужные машины, шустрый жеребенок. 12. Игра «Исправь ошибки Незнайки». Я вязать варежки. – Я вяжу варежки. Ты жарить картошку. –  13. Игра «Распутай предложение». Чижик, в, Маша, у, живет, клетка. – У Маши в клетке живет чижик. Алеша, живут, у, ежи. –  Мы, положить, мешок, желуди, в. –  14. Ответить на вопросы. Кто такие кошка, лошадь? (Кошка, лошадь это домашние животные.). Что кладут в книжный шкаф? У какого животного самая длинная шея? 15. Дифференциация Ш­Ж в стихах, загадках. Ель на ежика похожа: Еж в иголках, елка  ­ тоже. Мышка в кружечке зеленой Наварила каши пшенной. Ребятишек дюжина Ожидает ужина. У меня три подружки, у каждой по кружке. Сколько кружек у всех моих подружек? Дифференциация Ш­Ж в текстах. Гроза Ребятишки пошли в лес. Солнце закрыла тяжелая туча. Хлынул дождик. Ребятишки побежали к шалашу. Игра в «Кошки – мышки» На лужайке Жанна, Леша и Женя играли в «Кошки­мышки». Жанна  была кошкой, а Женя – мышкой. Жанна поймала Женю. Потом Леша был  кошкой, а Жанна – мышкой. Развитие речеслуховых дифференцировок. Упражнения 1. «Угадай, что звучало». Ребенку предлагается распознать на слух: а) один из звучащих инструментов  (губная гармошка, дудочка, свисток); б) один из звучащих предметов (связка  ключей, монеты, шуршание бумаги); в) действия (хлопки, стук в дверь,  тиканье часов). 2. Распознавание голосов знакомых людей. 3. Распознавание голосов животных (жужжание жука, карканье вороны,  ржание лошади). 4. «Скажи, что ты слышишь на улице» (шум транспорта, ветра, дождя). 5. Распознавание слов, близких по слуховому составу: вол – пол – кол; тик –  так – тук. 6. Узнавание оппозиционных слогов и слов: фа – ва, та – да, батон – бутон,  угол – уголь, балка – палка. 7.Выделение звука на фоне слова со смешиваемыми согласными, например, Л  и J: лук – юг, лава – Ява. 8. Определение первого и последнего звука в слове. 9. Определение последовательности звуков в слове. 10. Определение количества звуков и слогов в слове. 11. Выделение слова с предложенным звуком из группы слов. 12. Придумывание слов с заданными звуками, например, со звуками Ш и Ж. Работа над голосом начинается с работы над дыханием и  звукопроизношением, так как процесс фонации формируется в условиях  речеобразования. Вокальные упражнения Сначала предлагаю спеть А и Э на одной ноте в диапазоне ми – си  первой октавы. Затем переходим к пению терций. Гласные поем по 2­3 раза  подряд (по возможности, под аккомпанемент фортепиано). Пение начинаем с  низкого тона. Обращаю внимание ребенка на то, что петь надо достаточно  громко, без напряжения. Вокальные упражнения ребенок выполняет стоя. Для увеличения силы голоса, высоты, развития интонации использую  следующие упражнения. 1. Пение на выдохе У с изменением силы голоса (на ноте ми, фа или соль  первой октавы в зависимости от возможностей ребенка). «Сейчас будем петь  громко, паровоз близко». Логопед дает образец. «А теперь вместе погудим,  как будто паровоз близко. А теперь погудим тихо­тихо, паровоз далеко». 2. Пение на выдохе И с изменением высоты голоса в диапазоне терции ми –  соль первой октавы: «Будем петь, как большой комар, низким голосом».  Логопед дает образец. «А теперь споем, как маленький комарик высоким  голосом». 3. Пение на выдохе ряда гласных с разной интонацией. «Сейчас я пропою  волшебное слово, а ты послушай: АЭО. А теперь споем вместе. Давай  попробуем спросить на волшебном языке: «Как дела?» Логопед поет с  вопросительной интонацией от ноты соль до ноты ми. «Давай споем вместе».  Затем ряд гласных пропевается с интонацией удивления от ноты ми до ноты  соль. Далее переходим к «мычанию» ­ протяжному произнесению М с  фиксацией внимания на носовом резонансе. Сначала «мычание» производим  коротко, затем постепенно удлиняем звучание. «Откроем рот широко и  представим, что у нас во рту большое яблоко, оно давит на язык, поэтому  язык лежит внизу. А теперь только сомкнем губы, а во рту оставим яблоко и  «помычим»: М­М­М». После отработки подачи звука «в маску» приступаю к обучению  слитному произнесению открытых слогов с М: МА, МО, МЭ и т.д. Объясняю  ребенку, что согласный тянем долго, а гласные поем коротко. Аналогичные  упражнения проводим со звуком Л. После этого тренируемся в попарном  произнесении слогов: МА­МА, МЭ­МЭ, МА­МЭ, МЭ­МА и т.д. Аналогичные  упражнения провожу со всеми сонорными и звонкими фрикативными  согласными. Соблюдаю следующую последовательность согласных: М, Н, J, Л, Р. В, З, Ж. Даю задания на повторение равноударных слогов, например, ЛА­  ЛО­ ЛЭ ­ЛУ и слогов с перемещением ударения: ЛА­ ЛА, ЛА ­ЛА, ЛА­ ЛА­  ЛА.  Речевые упражнения начинаю с произнесения сочетаний из двух слов и  спряжений глаголов «в маску» с опорой на согласные: М, Н, J, Л, Р, В, З, Ж:  Вон Вова. Вон мама. Я мела пол. Я вылила воду. Я живу на восьмом этаже. Распространение фразы провожу постепенно. Я ела. Я ела малину. Я ела малину летом. Я ела малину летом в июле. Подготовкой к правильному голосоведению служат тренировки в  повторении коротких скороговорок и стихов с опорой на соноры. Приведу  примеры некоторых из них. Караулила Уля улей. У улья Юлия дует в свистулю и пулею пчелы летят.  Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели. Если видишь: на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, То подобная картина Называется пейзаж. Для увеличения силы голоса и расширения его диапазона приступаем к  пению коротких музыкальных фраз и песенок. Сначала разучиваем вместе с  ребенком мелодию и поем ее на гласные звуки, потом переходим к пению со  словами. Например, «А­у!», «Ку­ку!», «Веселый музыкант» А. Филиппенко,  «Грибок» М. Раухвергер, «Неваляшки» З. Левина, «Как на тоненький ледок»  (русская народная песня). В этих мелодиях фразы построены с интервалами  не меньше терции.  Далее отрабатываю фразы, в которых тоны располагаются по звукоряду. Например, «Веселые гуси» (русская народная песня), «Белка» (А. Березняк,  «Василек» (детская песенка), « Как под горкой» (русская народная  прибаутка). Вокальные упражнения заканчиваются пением народных  прибауток на одном тоне. Например, «Котик», «Андрей­воробей». ЗАКЛЮЧЕНИЕ При ринолалии наблюдается нарушение верхней части периферического конца речедвигательного анализатора. Ведущим нарушением в структуре  речевой деятельности является дефект фонетико­фонематического строя  речи. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и  речеобразования. Необходимо стимулировать небные и глоточные мышцы,  вырабатывать ротовой выдох, его направленность, длительность и  диафрагмальный тип, перевести артикуляционную базу звуков в передние  отделы ротовой полости. Устранение назализации необходимо начинать с шепотного  произнесения гласных звуков. Параллельно с автоматизацией  сформированных навыков вводить упражнения для постановки голоса,  расширения его диапазона, высоты, силы. Формировать фонематическое  восприятие и слуховое внимание. Использованные мною методические приемы на практике показали, что  они имеют положительный эффект. Максимальное отвлечение ребенка от  контроля звучания, параллельность в работе над дыханием и артикуляцией  создают условия для формирования правильных артикуляционных укладов и способствуют постановке звуков в более короткие сроки. Сознательный  слуховой контроль ребенка позволяет ему следить за своим произношением.  В речи детей с ринолалией нередко проявляются дизартрические  расстройства. В перспективе считаю необходимым в систему коррекционно­ логопедического воздействия включить работу по формированию  кинестетических и кинетических основ артикуляционных движений, а также  особое внимание уделить развитию мелкой моторики рук. ЛИТЕРАТУРА 1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И.Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. 2. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах  неба. – СПб.: Гиппократ, 2000. 3. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. – М., 1960. 4. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М.:  Просвещение, 1984. 5.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. – М.: Просвещение, 1983. 6. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М., 1989. 7.Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. – М., 1989. 8. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития  речи. – М.: Аквариум, 1995. 9. Принципы дооперационной профилактической работы с детьми с  врожденными расщелинами губы и неба/ Воронцова Т.Н. Речевые  расстройства у детей и методы их устранения. – 1978.

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии

Приемы коррекционной работы при ринолалии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2018