ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ АВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Методика АВА применяется в тех случаях, когда поведение
ребенка:
Данная
методика помогает снизить число стереотипий, особенно двигательных при
коррекции ребёнка с аутизмом, а также, если ребёнок агрессивен или
склонен к самоагрессии. Процесс научения можно описать формулой: предшествующий
фактор – поведение – последствие.
Поведение в данном случае понимается довольно широко. Это
может быть любое взаимодействие ребенка с окружающим
миром (игра, чтение, речь, ходьба и тд). Последствия – это
все, что происходит в окружающей среде после проявления поведения.
Последствия могут быть представлены в двух формах: поощрение и
наказание. Эффективность поощрения и наказания зависит от
того, насколько они важны для ребенка. Если, например, за
плохое поведение ребенка лишают того, что ему не очень нужно, то
эффективность наказания будет невелика.
Предшествующий стимул – это то, что присутствует в
окружении ребенка до поведения.
Для формирования различных навыков в прикладном анализе используют подсказки. Подсказка может являться предшествующим фактором, который помогает контролировать поведение ребенка. Например, ребенка учат отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?». После данного вопроса (на который в будущем ребенок должен отвечать), дается подсказка: «Скажи, Саша» или «Саша». После того, как ребенок повторит сказанное взрослым (подсказку), его поощряют (допустим, гладят по голове). Подсказки бывают разными: это могут быть вербальные (слова, инструкции, команды, просьбы), невербальные (жесты, мимика), зрительные (знаки, карточки, картинки), физические (взрослый берет за руку ребенка) и т.д.
Следующий пример поможет понять данную формулу:
Специалист
дает инструкцию ребенку: «Дотронься до носа». Далее следует
подсказка: психолог показывает на свой нос. Ребенок демонстрирует
навык, касаясь своего носа. После специалист подкрепляет поведение
ребенка поощрением: гладит его по голове.
Прикладной анализ исходит из того, что манипулируя факторами в окружающей
среде, можно изменять поведение ребенка. Важной составляющей данной
методики является то, что взрослый полностью контролирует поведение
ребенка, управляет его деятельностью. Например, у ребенка есть
тяга к стереотипному постукиванию по столу руками. В данном
случае, взрослый контролирует это негативное поведение
ребенка – фиксирует его руки в момент появления данной стереотипии.
Некоторые методы обучения, используемые в прикладном анализе поведения
Устранение нежелательных форм поведения
Нежелательное поведение – это поведение, повторение которого от ребенка не хотелось бы видеть при аналогичных обстоятельствах. Это такие поведенческие реакции, как крик, агрессия (попытки ударить или укусить, отталкивания, пинки и т.д), аутоагрессия (попытки ребенка нанести удары самому себе), и другие формы поведения, препятствующие обучению. Родители, специалисты должны различать, когда ребенок ведет себя неприемлемо, и делать так, чтобы это поведение не получало подкрепления.
Выделяют следующие виды поощрений:
Для создания программы, нацеленной на устранение нежелательного поведения ребенка, используются методы без применения наказания:
В арсенале АВА несколько сотен программ, среди которых выделяют следующие: невербальная и вербальная имитация, случайное обучение, понимание языка, называние предметов, классификация предметов и т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.