Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.
Оценка 4.6

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
pptx
история +1
4 кл—11 кл
12.10.2017
Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
2017 Применение элементов технологии критического мышления.pptx

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания Крикливенко Ольга Юрьевна учитель истории, обществознания и права МБОУ СОШ №1 имени А.Ваганова г.Мончегорска

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
Технология развития  «критического мышления»       Данная технология появилась в российском образовании в  1997  году,  её  авторы  ­  американские  учёные  Ч.  Темпл,  К.  Мередит,  Д.  Стилл.  Основоположники:  С.Уолтер,  Жан  Пиаже,  Лев  Выгодский,  Д.  Эльконин,  В.  Шаталов,  Ш.  Амонашвили, А. Аматюшкин, М. Муханов. Л.Выгодский Д. Эльконин В.Шаталов Ш.Амонашвили А. Аматюшкин

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
Технология развития  «критического мышления»     Цель  ТРКМ: развитие  интеллектуальных  умений  учащихся,  необходимых  не  только  в  учебе,  но  и  в  обычной  жизни  (умение  принимать  взвешенные  решения,  работать  с  информацией,  анализировать  различные стороны явлений и др.).         Задачи ТРКМ:  научить выделять причинно­следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;  отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой;  выделять ошибки в рассуждениях;  уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от     предположения и личного мнения.

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
Технология развития  «критического мышления»     Технология ТРКМ – надпредметная, проникающая, она применима в любом  предмете.      Основа технологии – трехфазовая структура урока  «Вызов – Осмысление – Рефлексия» 1– я стадия Вызов: – актуализация  2– я стадия Реализация смысла: – получение новой  3– я стадия Рефлексия: – размышление,  информации; – учащиеся соотносят  старые знания с новыми. рождение нового знания; – постановка учеником  новых целей обучения. имеющихся знаний; – пробуждение интереса  к получению новой  информации;  – постановка учеником  собственных  целей  обучения.

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
Стадия «Вызов»  Важнейшими функциями фазы  «Вызова»  являются: Информационная.  Вызов  уже  имеющихся  у  учащихся  знаний,  опыта  по  теме.  («толстые» и «тонкие» вопросы, «Кубик Блума» и др.) Мотивационная.  Предъявляя  «свой  опыт»,  мы  ждём  его  подтверждения  и  расширения,  задавая  «свои  вопросы»,  хотим  получить  на  них  ответы,  это    интересно  ученику. Систематизационная.  учащимся  систематизировать  (в  большинстве  случаев  графически  оформить)  материал  до  его  изучения, для этого служат отдельные приёмы ТРКМ («кластеры», линии сравнения в  «сводной» таблицах и др.). задание  или  помогает    Учитель  дает  Целеполагания.  Озвучивая  свои  вопросы  (запросы)  к  изучаемому,  систематизируя  знания  на  стадии  вызова,  ученик  выбирает  направления  изучения  темы,  ставит  собственные цели.       Вывод: на стадии Вызова рождается первоначальное знание, актуализируется опыт,  формулируются вопросы, хочется получить ответ ­ информацию, которую необходимо  проверить, дополнить, изучить.

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
Стадия «Осмысление»  Важнейшими функциями фазы  «Осмысление»  являются: Информационная  (новая  информация).  Вызов  уже  имеющихся  у  учащихся  знаний, опыта по теме. («толстые» и «тонкие» вопросы, «Кубик Блума» и др.) Мотивационная.  Предъявляя  «свой  опыт»,  мы  ждём  его  подтверждения  и  расширения,  задавая  «свои  вопросы»,  хотим  получить  на  них  ответы,  это    интересно  ученику. Целеполагания.  Озвучивая  свои  вопросы  (запросы)  к  изучаемому,  систематизируя  знания  на  стадии  вызова,  ученик  выбирает  направления  изучения  темы,  ставит  собственные цели.        Вывод:  вторая  стадия  урока  ­  смысловая,  где  даются  новые  знания  (лекция,  текст  параграфа,  видеофильм,  опыт  и  т.  д.).  На  этом  этапе  урока  учителю  важно  «не  забыть» о работе, проведённой на стадии вызова, подавать новый материал, учитывая  запросы учащихся, их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) учащихся.

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
Стадия «Рефлексия»  Важнейшей функцией фазы  «Рефлексия»  является: Развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся:   формирует самостоятельность мышления;   осуществляет  контроль  за  собственным  мыслительным  процессом  и  учебной  деятельностью;   вооружает способами и методами самостоятельной работы;   даёт осознание и управление собственным мышлением;   осуществляет мониторинг мыслительного процесса и управление им;   даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе   позволяет  влиять  на  цели,  способы,  методы  и  результаты  образовательного  «учитель­ученик»; процесса и т. д.           Вывод:  на  стадии  рефлексии  учителю  важно  организовать  обсуждение  пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и  продемонстрировать, как  изменилось  его  знание  от  стадии  вызова  к  стадии  рефлексии.  Не  менее  важным  является  и  осознание  своего  «мыслительного  пути»,  действий  учащегося,  оценки  своей  работы  в  команде,  своего  понимания  пройденного,  которые  помогут  ученику  в  дальнейшем и научат его учиться и без помощи учителя.

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ПРИЁМ  СТАДИИ «ВЫЗОВА» «Понятийное колесо». Стадия  вызова:  учитель  предлагает  учащимся  перечислить  известные  им  типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их  схемой.  Своё  название  он  получил  из–за  того,  что  в  законченном  виде  похоже  на  колесо,  в  центре  которого  пишется  ключевое  (изучаемое  на  уроке)  понятие  (тема),  слова–ассоциации  (словосочетания), которые предлагают дети. соединенные  лучами  вокруг  него,  а  Пример: урок обществознания в 8 классе по теме: «Что такое общество». Цель  урока: актуализировать  имеющиеся  знания  об  обществе;  создать  условия для формирования новых знаний об обществе и его типах. Например,  дать  задание  сгруппировать  похожие  понятия,  а  затем  назвать  «колесо»  признаки,  выстраивается в стройную логическую схему урока. объединение.  Так  проводилось  которым  по

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
«Понятийное колесо» на уроке обществознания в 8 классе.  Тема «Что такое общество»

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ПРИЁМ  СТАДИИ «ОСМЫСЛЕНИЯ»­  «РЕФЛЕКСИИ»  «Фишбоун»  «Фишбоун»  ­  с  английского  «Рыбная  кость»  или  «Скелет  рыбы»,  приём  направлен  на  развитие  критического  мышления  учащихся  в  наглядно­ содержательной форме.  ­  установление  причинно  Суть  данного  методического  приёма  ­  следственных  взаимосвязей  между  объектом  анализа  и  влияющими  на  него  факторами, совершение обоснованного выбора.  Схемы Фишбоун дают возможность: 1. организовать работу участников в парах или группах; 2. развивать критическое мышление; 3. визуализировать взаимосвязи между причинами и  следствиями;    4. ранжировать факторы по степени их значимости.

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на Руси Междоусобные  войны и борьба  за киевский  престол Усиление  экономичес­ кой мощи  отдельных  земель Отсутствуют  тесные торговые  связи между  княжествами Города не хотят  подчиняться Киеву,  стремятся к  самостоятельности Причины  распада  Древней  Руси Раздробленность  на Руси была  неизбежна Не был  определен  порядок  наследования  киевского  престола Различия  территорий по  природным и  хозяйственным  условиям Натуральное  хозяйство Рост и  развитие  городов

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ПРИЁМ  СТАДИИ «ВЫЗОВА­РЕФЛЕКСИИ»  «ПМИ» и «ПМ?»       Приём  «ПМИ»  ­  таблица  «Плюс­минус­интересно»  либо  можно  использовать  и  на  стадии  «Рефлексии».  модификация  данной  таблицы  «ПМ?»  ­  «Плюс  —  минус  —  вопрос» (создатель Э. де Боно).          Приём  нацелен  на  актуализацию  эмоциональных  отношений  с  текстом.  Пошаговое  знакомство с новой информацией ­ это способ активной работы с текстом.           Например,  является  ли  атомная  энергия  энергией  будущего?  Занесём  имеющуюся  информацию  в  таблицу  «ПМ?».  Учащиеся  систематизируют  свой  информационный  запрос в виде вопросов и заносят их в третью графу.  «+» «­» «?»   Самый экономичный вид            Радиация   Сколько АЭС в мире?     энергии   Энергия будущего           При  чтении  текста    информация  фиксируется  в  графах  таблицы  «ПМИ»  и  отражает: ­ положительные стороны явления ­ П «+»,     ­ отрицательные стороны явления ­ М «­», ­ информацию, которая просто заинтересовала ­ «И».    Каковы основные причины                 Аварии на АЭС   аварий на АЭС?

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ПРИЁМ  СТАДИИ «ВЫЗОВА» ­  «ОСМЫСЛЕНИЯ»­ «РЕФЛЕКСИИ» «Толстые» и «тонкие» вопросы    Приём формирует умение работать с вопросами. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов  может быть использована на любой из трёх фаз урока.               На  стадии  Вызова  ­  это  вопросы,  на  которые  учащиеся  хотели  бы  получить  ответы  при  изучении темы.     На стадии Осмысления это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания,  при размышлении — демонстрация понимания пройденного.      В левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В  правую колонку — вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.    Например, на уроке истории по теме «Возникновение средневековых городов» на  стадии вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме. «Тонкие» вопросы        Когда в Европе стали возникать  города?         Сколько городов существовало в «Толстые» вопросы Чем отличается средневековый город  от античного?

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ПРИЁМ  СТАДИИ  «РЕФЛЕКСИЯ» Синквейн       Синквейн  ­  стихотворение,  представляющее  собой  синтез    информации  в  лаконичной  форме,  что  позволяет  описывать  суть  понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.          Цель­ отработка понятий, рефлексивная оценка пройденного.        Синквейн поможет организовать итоговое повторение, резюмировать  полученную  информацию,  оценить  понятийный  багаж  учащихся,  научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме.       Правилами  написания  этого  стихотворения  является  определённое  количество слов в строке и назначение каждой строки.    Учащиеся учатся писать подобные стихотворения в парах, напоминая  друг другу правила написания, подбирая лексику.

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ПРИЁМ  СТАДИИ  «РЕФЛЕКСИЯ» Синквейн Правила: 1 строка ­ название стихотворения, тема (обычно существительное); 2 строка ­ описание темы (два прилагательных); 3 строка ­ действие (обычно три глагола, относящихся к теме); 4 строка ­ чувство (фраза из 4х слов, выражающих отношение автора к теме); 5 строка ­ повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное). Например, на уроке обществознания по теме  «Общество». 1.Общество. 2.Человеческое, разнообразное. 3.Отражает, показывает, помогает. 4.Это часть мира. 5.Группы людей.

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ПРИЁМ  СТАДИИ  «РЕФЛЕКСИЯ» Диаманта первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.         Стихотворная форма из семи строк,  Составляется по следующей схеме: 1 строка – существительное, тема диаманты    2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих какие– то  интересные, характерные признаки явления, предмета,  заявленного в теме диаманты    3 строка – 3 глагола, раскрывающие действия, воздействия  и т. д., свойственные данному явлению    4 строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4  существительных, переход к антонимичным понятиям)    5 строка –  3 глагола, раскрывающие действия, воздействия  и т. д., свойственные явлению – антониму    6 строка –  2 прилагательных (по отношению к антониму)    7 строка – существительное, антоним теме. 1.Язычество 2.Древнее, жестокое 3.Почитают,  преклоняются,  обожествляют 4.Многобожие, идол –  храм, единобожие 5.Верят, крестятся,  молятся 6.Православное,  единое 7.Христианство

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ПРИЁМ  СТАДИИ  «ОСМЫСЛЕНИЯ»­  «РЕФЛЕКСИИ»

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ПРИЁМ  СТАДИИ  «ОСМЫСЛЕНИЯ»­  «РЕФЛЕКСИИ» Кубик Блума Притча о познании истины Один старик жил некогда в селенье. Был у него скакун – вождя желанье. Не захотел расстаться с ним за деньги, и конь исчез как будто в наказанье. «И денег нет, и скакуна лишился!» – на смех селяне подняли его. Старик в ответ раздумьем поделился: «Всей истины познать нам не дано!» Но через месяц, нагулявшись вволю, скакун привел с собою кобылиц. Средь радости, завистливого воя кричали люди: «Повезло, старик!» Судьбою вдруг обласканный, удачей, своим соседям вновь твердит одно: «Кто знает, что такое счастье? – Всей истины познать нам не дано!» Раз сын его, кобылу объезжая, Старик, на состраданья отвечая, «Всей истины нам не познать!» – твердит. Но вот селенье странник посетил, сумел он парня на ноги поднять. Старик на поздравленья пояснил: «Всей истины нам не дано познать!» И сын единственный сказал ему: «Отец! Прости меня, благослови в дорогу. Хочу познать я жизнь, как тот мудрец. Он повидал всего на свете много». Старик с любовью сына отпустил, не зная, сможет ли еще его обнять, а изумленным людям объяснил: «Всей истины нам не дано познать!» Давать оценку часто мы спешим добру и злу, иль истине и лжи. За малым мы не видим мир большим,             Задание.  Прочитайте  текст  притчи.  Составьте  по  нему  вопросы  на  все  6  уровней  (используя грани кубика Блума). Свои ответы разместите в комментарии на этой странице.

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ПРИЁМ  СТАДИИ  «ОСМЫСЛЕНИЯ»­  «РЕФЛЕКСИИ» Кубик Блума Притча «ИСТИНА» Вопросы: 1. Почему селяне подняли на смех старика ?   2. Объясните значение истины   3. Назовите главных героев   4. Предложи идею названия для притчи   5. Придумай объяснение исчезновения скакуна   6. Поделись впечатлениями о прочитанном   Ответы:  1. Т.к селяне завидовали старику "чёрной " завистью , и по этому , когда скакун сбежал они подняли его на смех из-за нищеты .  2. Истина - это утверждение, суждение , проверенное правдой .  3. а) старик      б) скакун       в) селяне   4. Познание истины .  5. Чтобы старик понял, цен о том, что у него есть .  6. Эта притча говорит нас о том, что за свою жизнь мы далеки от истины ( т.е от правды ) .

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ПРИЁМ  СТАДИИ  «ОСМЫСЛЕНИЯ»­  «РЕФЛЕКСИИ» Приём «Кроссенс»  Кроссенс  ­  ассоциативная  головоломка  нового  поколения,  означает  «пересечение  смыслов»  и  придумано  по  аналогии  со  словом  «кроссворд»,  которое  в  переводе  с  английского означает «пересечение слов».

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
Кроссенс на тему «Эпоха дворцовых переворотов».

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
Развитие критического мышления  приводит  к следующим результатам • Высокая  мотивация учащихся к образовательному процессу. • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости  мышления, его переключения с одного типа на другой. • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить  понятия и оперировать ими. • Развитие способности передавать другим авторскую  информацию, подвергать её коррекции, понимать и принимать  точку зрения другого человека. • Развитие умения анализировать полученную информацию.

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь и путём размышления – это самый благородный путь».

Применение элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

Применение элементов технологии критического мышления  на уроках истории и обществознания.
ИСТОЧНИКИ    ИНФОРМАЦИИ Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология развития критического  мышления на уроках истории и краеведения. — СПб., 2001. Заир­Бек С. И. , Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на  уроке. — М.: Просвещение, 2004. С. 62­63.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2017