Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся
Оценка 4.6

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
математика +1
Взрослым
27.05.2017
Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся
Меняются цели и задачи современного образования: формирование знаний и умений уступает место формированию компетентностей. Компетентностный подход не может быть реализован при традиционных формах и методах обучения.Системное и эффективное формирование мнформационно-коммуникационной компетенции возможно при условии использования ИКТ. Задача учителя состоит в том, чтобы найти такие формы образовательного процесса, которые способствовали бы вовлечению учащихся в активную познавательно-исследовательскую деятельность.
Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся..docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся. Автор: Жусупова Дамеля Бактаевна, учитель математики ФУО «Голубой парус». Введение………………………………………………………………………...…3 Содержание Раздел.1.   Возможности   организации   проектной   деятельности   учащихся   в процессе обучения математике с применением информационных технологий. 1.1Понятие современных информационно­коммуникационных технологий...5 1.2.Основные   направления   использования   информационных   технологий   в преподавании математики………………………………………………………..6 1.3.Дидактический   аспект   информационных   технологий   в   проектной деятельности………………………………………………………………………7 информационных   технологий   в   проектной 1.4. Психологический аспект  деятельности……………………………………………………………………..11 Раздел.2.Реализация   метода   проектов   в   обучении   математике   с использованием информационных технологий……………………………….16 2.1. Исследовательский проект…………………………………………………17 2.2. Информационные проекты…………………………………………………19 2.3. Творческий проект………………………………………………………….26 Раздел.3. Отслеживание результатов апробации……………………………..29 Заключение………………………………………………………………………33 Литература……………………………………………………………………….34 2 3 Введение человеком,  Роль информационно­коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе   определена   в   законе   Республики   Казахстан   «Об   образовании». Информационно­коммуникативная   компетентность   ­   один   из   основных приоритетов   в   целях   общего   образования,   и   связано   это   не   только   с образовательными задачами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает   роль   информационной   деятельности,   а   внутри   нее   ­  активной, самостоятельной   обработки   информации  принятия   им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств. Меняются цели и задачи современного образования: формирование   знаний   и   умений   уступает   место   формированию компетентностей. Компетентностный подход не может быть реализован при традиционных   формах   и   методах   обучения.   Системное,   эффективное формирование информационно­коммуникативной компетенции для основной массы  учащихся сегодня возможно только  при условии использования ИКТ. Но,   при   всех   преимуществах   компъютерные   средства   обучения,   в большинстве случаев, используются в рамках субъект – объектной модели взаимодействия   в   системе   учитель   –   компъютер   –   ученик,   что   не   всегда способствует   развитию   личности   учащегося.   Задача   учителя,   в   контексте развития   личности   учащегося,   должна   состоять   в   том,   чтобы   найти   такие формы организации образовательного процесса, которые способствовали бы вовлечению   учащихся   в   активную   познавательно   –   исследовательскую деятельность.       Таким образом, актуальность данной работы определяется противоречием между декларируемыми целями современного образования, направленного на личностно   –   ориентированное   обучение   (с   одной   стороны),   и   реально существующей   системой   обучения,   которая   недостаточно   учитывает   и использует ИКТ в качестве активизации   учебной деятельности, развития и реализации творческих способностей личности (с другой стороны).               Всё сказанное выше определяет проблему исследования: выявление возможностей   организации   проектной   коммуникативно   –   диалогической деятельности учащихся с применением информационных технологий. Актуальность   и   неразработанность   указанных   выше   проблем   определяют выбор темы исследования: «Организация проектной деятельности учащихся с применением информационных технологий». Объект:   процесс   обучения   по   методу   проектов   с   применением информационных     технологий. Предмет:   среды.   формирование   личностно­   ориентированной   образовательной   4 В   основу   исследования   положена   гипотеза:   Если   процесс   обучения сопровождается   организацией   проектной   деятельности   с   применением информационных технологий, то это способствует формированию личностно­ ориентированной образовательной среды.              Цель: разработка и обоснование новых форм представления учебного материала через проектную деятельность с использованием информационных технологий.       Задачи: 1.Проанализировать  возможности   организации   проектной   деятельности   в процессе   обучения   математике   с   использованием  информационных технологий.   2.Разработать   комплексные   проекты   с   использованием   информационных технологий.  3.Доказать, что использование информационных технологий на основе метода проектов     способствует   формированию   личностно   ориентированной образовательной среды. Этапы работы: 1­ этап(2004­05г)   Изучение   литературы   по   теме   и   проведение   анализа, отбор необходимой информации, определение научного аппарата. 2­ этап(2005­06г)   Проведение   работы   по   отбору   содержания   учебного материала и выбору формы представления их с помощью ИКТ. 3­ этап(2006­07)   Апробация   созданного   методического   обеспечения   для использования графов в планиметрических теоремах и задачах:  ­ пособие для учителей;  ­рабочая тетрадь для учащихся 7­9 классов;  ­электронное пособие для учителей;  ­обучающая программа для учащихся 7­9 классов; 4­   этап(2007­08г)                формулировки выводов исследования. Новизна работы состоит в следующем:   Систематизация   результатов   исследования, ­ определены особенности применения графов в курсе геометрии; ­ предложена целостная система применения графов в       планиметрических теоремах и задачах; ­ разработан учебно­методический комплекс  по геометрии  7­9 кл. Практическая   значимость   работы   заключается   в   том,   что     определены новые подходы к образованию и воспитанию учащихся при включении их в проектно­исследовательскую деятельность. 5 Раздел1. Возможности организации проектной  деятельности учащихся в процессе   обучения   математике   с   применением   информационных технологий. 1.1.Понятие современных информационно­коммуникационных технологий.          Формирование   информационно­коммуникативной   компетенции   для основной   массы   учащихся   сегодня   возможно   только   при   условии использования   ИКТ.   А,   значит   успешность  намеченных   в   школе преобразований   во   многом   зависит   от   их   применения.  Другими   словами, информатизация   ­   это   важнейшее   направление   модернизации   системы образования.   Начиная   с   70­х   годов   прошлого   века   в   школьную   практику обучения математике вместе с компьютером вошли новые информационные технологии.   Вопросам   и   перспективам   применения   информационных технологий   в   процессе   обучения   математике   посвящены   работы   и исследования  А.П.Ершова,  Э.И.Кузнецова,  В.М.Монахова, Е.И.Машбица, и др. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин   «новая   информационная   технология   обучения».   Любая педагогическая технология ­ это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование).  Компьютерные   технологии   обучения   ­  совокупность   методов,   приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники,   средств   телекоммуникационной   связи   и   интерактивного программного   продукта,   моделирующих   часть   функций   педагога   по представлению,   передаче   и   сбору   информации,   организации   контроля   и управления   познавательной   деятельностью.   Применение   компьютерных технологий   обучения   позволяет   видоизменять   весь   процесс   преподавания, реализовывать обучения, интенсифицировать   занятия.   Безусловно,   современный   компьютер   и интерактивное   программно­методическое   обеспечение   требуют   изменения формы   общения   преподавателя   и   обучающегося,   превращая   обучение   в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий. личностно­ориентированного   модель       Современные информационно­коммуникационные   технологии обучения ­ средств совокупность телекоммуникационной   связи,   инструментальных   программных   средств, обеспечивающих   интерактивное   программно­методическое   сопровождение современных технологий обучения. компьютерной   современной   техники,   Информационная   технология   ­   это   совокупность   знаний   о   способах   и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки   и   передачи   информации     для   получения   новых   сведений   об 6 изучаемом объекте. В современном понимании информационная технология обучения   ­   это   педагогическая   технология,   использующая   специальные способы,   программные   и   технические   средства   (кино­,   аудио­   и видеосредства,   компьютеры,   телекоммуникационные   сети)   для   работы   с информацией.   Таким образом, информационную технологию обучения следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно­воспитательного процесса.  1.2.Основные направления использования информационных технологий в  преподавании математики.              Педагогическая целесообразность реализации возможностей  средств информационных   технологий   в   процессе   преподавания   математики определяется такими факторами, как незамедлительная обратная связь между пользователем   и   средствами   информационных   технологий;   компьютерная визуализация   учебной   информации   об   объектах;   автоматизация   процессов вычислительной, информационно­поисковой деятельности, а также архивному хранению   информации;   автоматизация   процессов   обработки   результатов учебного   эксперимента;   автоматизация   процессов   информационно­ методического обеспечения. Применение  информационных  технологий  в  процессе  изучения математики способствует   формированию   у   учащихся   определённых   знаний,   умений, навыков   в   результате   осуществления   информационной   деятельности   со средствами   информационных   технологий;   поддержанию   мотивации применения   информационных   технологий   ;   развитию   наглядно­образного, творческого   типов   мышления;   развитию   эстетического   восприятия математических   объектов;   развитию   коммуникативных   способностей обучаемых.                  Информационное   взаимодействие   в   условиях   функционирования локальных   и   глобальной   компьютерных   сетей,   реализации   потенциала информационного ресурса. Современный   период  информатизации   образования   предопределяет соответствующий уровень решения вопросов информационного обеспечения учебно­воспитательного процесса на базе использования ресурсов Интернета.    Особенности   учебно­воспитательного   процесса   в   условиях информатизации образования, в том числе практика использования средств   в   процессе   преподавания  математики,   к информационных   технологий   которым можно отнести организацию различных видов учебной деятельности на   уроках   математики   по   обработке,     хранению,   передаче   учебной информации,   а   также   при   реализации   информационного   взаимодействия между   участниками   образовательного   процесса   с   использованием электронных     математических   Применение               средств   обучения. 7 доступности;   информационных систем в учебной деятельности повышает эффективность обучения. Это осуществляется при следующих видах деятельности: решении учебных   задач   для   совершенствования   учебной   деятельности   за   счёт использования   математических   информационных   систем;   осуществлении деятельности по оформлению результатов работы в виде отчёта, презентаций, учебного проекта, выполненных средствами информационных технологий .         Основные положения разработки и использования электронных средств образовательного   назначения,   их   проектирования.   Электронное   издание образовательного  назначения   в  настоящее   время  является   одним  из  самых популярных средств обучения, функционирования на базе информационных технологий. К дидактическим требованиям относятся: обеспечение научности содержания;   и последовательность обучения; компьютерная визуализация и интерактивный диалог.   К   методическим   требованиям   относятся:   индивидуализация   и дифференциация   процесса   обучения;  высвобождение    учебного  времени   за счёт выполнения трудоёмких вычислительных работ; наглядная демонстрация динамики изучаемых процессов.                  Педагогико­эргономические условия безопасного и эффективного применения   средств   вычислительной   техники,   средств   информатизации   и коммуникации. Применение средств информационных технологий  в обучении возможно   в   условиях   работы   специализированного   кабинета,   оснащённого комплектом   техники, который соответствует психолого­педагогическим   и технико­эргономическим требованиям. 1.3. деятельности.  Дидактический   аспект   информационных   технологий   в   проектной систематичность адаптивность;   В   настоящее   время   большинство   педагогических   инноваций   связано   с современными   информационными   технологиями.   Представление   учебного материала   в   электронном   виде,   несомненно,   повышает   его   мобильность, доступность, информационную ёмкость. Однако зачастую в образовательном процессе   информационно­коммуникационная   среда   используется   лишь   для реализации   функций   хранения   информации   и   выдачи   её   по   запросу пользователя.   Такой   подход   внедрения   информационных   технологий   в организацию образовательного процесса качественно не меняет его, а лишь повышает его эффективность за счёт  количественных показателей. Какие изменения в учебно­воспитательный процесс могут быть внесены, в связи с применением информационных технологий через метод проектов? В традиционной  педагогике субъект ­ объектная модель взаимодействия в системе   учитель­ученик   не   способствует   развитию   личности.   В образовательном процессе, построенном на основе этой модели, обучаемый играет   пассивную   роль   реципиента   –   поглотителя   знаний,   а   учитель   –   их транслятора. Прогрессивной, личностно­ориентированной считается субъект­ субъектная модель. В этом случае обучаемый играет активную роль. Такой образовательный процесс способствует становлению личности, способной к 8 самореализации   в   жизни.   Именно   поэтому   новые   информационные педагогические   технологии   должны   ориентироваться   на   активизацию самостоятельной учебной деятельности, на развитие и реализацию творческих способностей   личности,   на   исследовательский   характер   познавательной деятельности. Формирование информационно­коммуникативной компетенции для   основной   массы   учащихся   сегодня   возможно   только   при   условии использования   ИКТ.   Но,   при   всех   преимуществах   компьютерные   средства обучения, в большинстве случаев, используются в рамках субъект – объектной модели   взаимодействия   в   системе   учитель   –   компьютер   –   ученик,   что   не всегда   способствует   развитию   личности   учащегося.   Задача   учителя,   в контексте развития личности учащегося, должна состоять в том, чтобы найти такие   формы   организации   образовательного   процесса,   которые способствовали   бы   вовлечению   учащихся   в   активную   познавательно   – исследовательскую деятельность. При этом источником развития личностных качеств   могут   выступать   различные   учебные   проблемные   ситуации. Личностный   опыт   может   приобретаться:   в   рамках   самостоятельного познавательного   поиска   с   последующей   систематизацией,   в   ходе   которого новое   знание   наделяется   личностным   смыслом;   в   процессе   проектной коммуникативно­диалогической деятельности при решении задач в группах, где   происходит   выработка   и   апробация   собственной   позиции;   в   ходе самореализации   при   выполнении   творческих   заданий.   Педагогические технологии   подобного   рода   поддерживают   субъект­субъектные   модели. Построение   личностно­ориентированной   педагогической   системы   являются насущными требованиями к образованию сегоднящнего дня. Одним из путей реализации такого подхода является применение в обучении метода проектов и информационных технологий. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он   возник   еще   в   начале   нынешнего   столетия   в   США.   Разработан американским   философом   и   педагогом   Дж.Дьюи,   а   также   его   учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через   целесообразную   деятельность   ученика,   сообразуясь   с   его   личным интересом   именно   в   этом   знании.   Учитель   может   подсказать   источники информации,   а   может   просто   направить   мысль   учеников   в   нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно   и   в   совместных   усилиях   решить   проблему,   применив необходимые   знания   подчас   из   разных   областей,   получить   реальный   и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется,   со   временем   идея   метода   проектов   претерпела   некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится  интегрированным   компонентом   вполне   разработанной   и структурированной   системы   образования.  Но   суть   ее   остается   прежней   ­ стимулировать   интерес   учащихся   к   определенным   проблемам, 9 предусматривающим   решение   этих   проблем, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность,   умение практически   применять   полученные   знания,   Метод   проектов   привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли  в  России практически  параллельно  с разработками  американских педагогов. Под руководством русского  педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была   организована   небольшая   группа   сотрудников,   пытавшаяся   активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее,   уже   при   советской   власти   эти   идеи   стали   довольно   широко внедряться   в   школу,   но   недостаточно   продуманно   и   последовательно   и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор   до   недавнего   времени   в   России   больше   не   предпринималось   сколько­ нибудь   серьезных   попыток   возродить   этот   метод   в   школьной   практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США,   Великобритании,   Бельгии,   Израиле,   Финляндии,   Германии,   Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода   к   образованию   Дж.Дьюи,   его   метод   проектов   нашли   широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных   проблем   окружающей   действительности   в   совместной деятельности школьников.  Проектная технология является хорошим рычагом, чтобы привести школу в движение. Развитие психологии позволило разработать и научно обосновать личностно­ориентированный   подход   к   обучению.   Он  характеризуется поисковой направленностью в учении, наличием познавательного интереса и стремлением удовлетворить его при помощи различных источников, а также эмоциональным подъемом при благополучном протекании деятельности. Главной   ценностью   работ,   выполненных   учащимися   самостоятельно, является то, что они учат самих учащихся не только решать задачи, но и ставить задачи, планировать действия и способы их выполнения, отыскивать новые, объективно ценные способы. Тем самым образование решает одну из социальных проблем, определенную еще Дж. Дьюи, «когда в сознании того, кто делает какую­либо работу, ясны метод, цель и понимание его работы, деятельность имеет смысл для него самого»  Таким образом, функция обучения меняет свое наполнение. Принципиально изменяется   взаимодействие   обучаемых   и   педагогов.   Они   становятся субъектами процесса обучения. В   таблице     сравниваются   особенности   традиционной   и   инновационной педагогик. 10 Параметры Традиционная Инновационная Цель Формирование знаний,  умений, навыков Развитие личности Интегральная  характеристика Характер  взаимоотношений Школа памяти Школа развития Субъект—Объект Субъект—Субъект Девиз педагога «Делай, как я!» «Я вместе с тобой» Характер и стиль  взаимодействия Авторитарность,  монологичность Демократичность,  диалогичность, открытость,  рефлексивность Методы обучения Иллюстративно­ объяснительные Проблемные Ведущий тип  деятельности,  осваиваемый  учеником Формула  обучения Репродуктивный,  воспроизводящий Продуктивный, творческий,  проблемный Знания —  репродуктивная  деятельность Проблемная деятельность  — рефлексия — знания Способы  усвоения Заучивание,  деятельность по  Поисковая мыслительная  деятельность, рефлексия 11 алгоритму Функции учителя Носитель информации Организатор  Позиция ученика Пассивность сотрудничества, консультант,  управляющий поисковой  работой учащихся Активность, наличие  интереса к деятельности Одним  из  путей  реализации   такого  подхода  в  обучении  является  метод проектов. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного   процесса,   ориентированную   на   творческую   самореализацию личности   учащегося   путем   развития   его   интеллектуальных   и   физических возможностей,   волевых   качеств   и   творческих   способностей   в   процессе создания   продукта,   имеющего   практическую   значимость.   Любой   проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определенного потребителя. В процессы   работы  учащиеся  вовлекаются  в  так  называемую проектную   деятельность,   направленную   на   освоение     опыта   и   овладение специальными умственными действиями и операциями. Перечислим основные требования, предъявляемые к организации проекта. 1.Проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения. 2.Решаемая с его помощью проблема и предлагаемые результаты должны иметь практическое (возможно и теоретическое)значение. 3.Работа   учащихся   над   проектом   является   самостоятельной   и   носит исследовательский характер. 4.Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из целей и задач. При организации такой деятельности  необходимо подмечать проявления качеств и умений учащихся, культивировать  их, создавать условия для их развития.   Организация   проектной   деятельности   с   использованием компьютерных   информационных   технологий   способствует   формированию информационно­ коммуникативной компетенции. Итак, метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретенные знания и умения. 12 1.4.Психологический   аспект   информационных   технологий   в   проектной деятельности. Современная   психология,   утверждая   центром   теории   деятельности человека, вступающего в многозначные отношения с окружающими придаёт особую   значимость   проблеме   общения,   в   которых   раскрываются   сущности силы   индивида   и   коллектива.   Известный   психолог   С.Л.Рубинштейн утверждал,   что,   вступая   в   общение,   в   соучастие   в   деятельности,   человек привносит в этот мир отношения, в его опыте. Эти отношения – деловые, общественные, личностные(симпатии и антипатии, расположения и неприязни) – становятся обьективным фактором, оказывающим влияние на деятельность не только данного индивида, но и других людей –участников деятельности и общения.   В   организации   проектной   деятельности   от   отношений,   которые складываются   между   учителем   и   учениками,   между   членами   данного коллектива,   многое   зависит,   формирование   личностных   образований учащижся   –   активности,   самостоятельности,   познавательных   интересов, стремлением выслушать каждого проявить участие к настроению учащихся. Благополучно   сложившиеся   отношения   в   коллективе   способствуют   и благополучию   учебной   деятельности.   Проблема   отношений   в   учебном процессе   отражает   характер   общения   среди   его   участников   и   является сложнейшим   фактором   совместной   учебной   деятельности   учителя   и учащихся. Влияние отношений на статус ученика в учебной деятельности на его работоспособность несомненна. Надо ориентировать на педагогическую целесообразность   построения   и   организации   совместной   деятельности. Исследованиями   подтверждено,   что   фактор   отношений   имеет   явное преимущество во влиянии на деятельность перед содержанием и методами обучения,   несмотря   на   то   что   принято   считать   последние   основными компонентами   учебного   процесса.   Вне   общения   людей   человеческая деятельность невозможна и отношения как проявления чисто человеческой деятельности   оказывают   на   неё   столь   сильное   влияние.   Игнорирование учителем   проблемы   отношений   приводит   к   отрицательным   результатам, поэтому   необходимо   стремиться   к   активному,   деятельному   участию   в учебном   процессе   каждого   ученика,   в   его   совместной   деятельности   с учителем. Как   известно,   детей   в   коллективе   связывают   не   только   деловые, «формальные» отношения, которые А.С.Макаренко определил как отношения ответственной   зависимости.   Большое   значение   на   их   жизнь   и   развитие оказывают,   также,   отношения   «неформальные»,   основанные   на   таких избирательных чувствах, как симпатия, восхищение или, напротив антипатия, враждебнось,   неприязнь.В   каждом   коллективе   школьников   есть   и   свои неформальные   лидеры,   и   свои   «ведомые»,   и   свои   «звёзды»,   и   свои «отверженные». Естественно, положение, которое ученик занимает в системе 13 таких   отношений,   в   значительной   мере   определяет   его   психическое самочувствие,   оказывает   влияние   на   нравственное   развитие,   на   процесс обучения. Это требует от педагога знания не только положения отдельных учеников в системе межличностных отношений, сложившихся в классе, но и общего психологического климата. Для решения этих задач можно применять различные социометрические методики: 1)Методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе; 2)Методика   анализа   социально­психологических   связей   учащихся(по   его самооценке); 3)Методика учёта ИСУ; 4)Методика выявления сплочённости группы. Диагностика положения школьника в системе межличностных отношений. 1. Методика   выявления   социометрического   статуса   личности   и структуры межличностных связей в группе. Концептуальное описание характеристики. Социометрическая   структура   группы   несёт   важную   информацию   о харакере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: ­Кто является неформальным лидером группы? ­Каково распределение статусов? ­Какова эмоциональная сплочённость группы? ­Кто кого предпочитает в общении? Процедура опроса. Обьясняется   смысл   опроса,   зачитывается   инструкция   и   даются необходимые пояснения.Каждому участнику группы дается список группы и опросный лист с инструкцией и двумя критериями. Опросный лист. Инструкция.Перед   вами   список   класса   в   алфавитном   порядке.Слева   от каждой   фамилии   стоит   номер,   который   является   шифром соответствующего ученика вашего класса.Выберите из списка пять человек в   порядке   предпочтения(   или   отвержения)   и   укажите   их   цифры   в прямоугольниках, расположенных ниже вопросов. 1.С кем из класса вы чаще всего общаетесь или хотели бы общаться.? 2.С кем из класса вы реже всего общаетесь или менее всего хотели бы общаться ? Обработка результатов 1) По данным опросных листов заполняется социометрическая таблица. 2) Подсчитывается количество положительных («+») выборов для каждого участника. 3) Подсчитывается   количество   положительных   баллов   для   каждого участника.За   первый   выбор   испытуемому   присваивается   2балла,   за второй – 1балл, за все последующие выборы – по о,5 балла. 14 4) Подсчитывается   количество   отвержений   («­»выборов)     для   каждого участника. 5) Подсчитывается   количество   баллов   за   отвержение(«­»баллы)     для каждого участника. 6) Строится   социограмма.Она   представляет   собой   график   изображения межличностных   связей   между   участниками.   На   схеме символически(цифрами)   обозначаются     участники   и   указываются   их выборы и направление этих выборов(стрелками). 7) Определяется значение показателя сплочённости группы: 8) С=NB /N(N­1), где    C – сплочённость группы:                                    N – количество участников:                                   N(N ­ 1) – число взаимных выборов в группе:                                    NB  ­ количество взаимных выборов в группе. Социометрическая таблица №п/п Тот, кто выбирает Тот, кого выбирают 01 02 03 04 05 1. 2. 3. 4. 5. Количество «+» выборов Количество «+» баллов Количество «+» выборов Количество «+» баллов Порядковый номер Статус 15 Методика   анализа   социально­психологических   связей   учащихся  (по   его самооценке). Процедура опроса. Обьясняется   смысл   опроса,   зачитывается   инструкция   и   даются необходимые пояснения. Каждому участнику группы дается опросный лист с инструкцией и семью критериями. Обработка результатов. 1) По данным опросных листов заполняется социометрическая таблица по критериям эмоционального тяготения. 2) Подсчитывается количество баллов для каждого участника. Лица ближайшего окружения учащихся  Критерии в о л л а б   о г е с В Сове­ туюсь Доро­ жу мне­ нием Могу дове­ рить­ ся Уве­ рен пой­ мёт Уве­ рен по­ может Уве­ рен защи­ тит Хочу подра ­жать 1. 2. Дя учёта предпочитаемых видов  взаимодействия в классе при выполнении проектных   работ   можно   использовать   матрицу   следующего   вида,   где степень   предпочтения   тех   или   иных   видов   деятельности   оценивается   в баллах,   например   от   1   до   5.   Использование   такой   матрицы   позволяет проектировать деятельность учащихся так, чтобы каждый чувствовал себя свободно и комфортно.    Виды Индиду­ В   парах В   парах В   груп­ В   груп­ В   кол­ 16 ально Ф.И уч­ся посто­ янного состава перемен­ ного состава лективе пах посто­ янного состава пах перемен­ ного состава 1. 2.     среда­   Психолого­   педагогическое   сопровождение   –   это   поддержка   и   помощь ребёнку с системе отношений с окружающими (взрослыми и детьми) с самим собой. Образовательный процесс , построенный на основе модели (субъект­ информационно­коммуникационная субъект)способствует становлению   личности,   способной   к   самореализации.   Следовательно, внедрение информационных технологий в проектной деятельности учащихся позволяет   использовать   психолого­педагогические   разработки,   которые способствуют   раскрытию,   сохранению   и   развитию   личностных   качеств обучаемых.   В   ходе   совместной   проектной   деятельности   реализуется атмосфера   сотрудничества   учащихся   и   учителя.   Они   –   сотрудники   и раскрываются  друг перед  другом  в  новом  качестве. При  таком  подходе  в коллективе создаётся комфортная среда, которая позволяет самореализации личности. 17 18 Раздел.2.   Реализация   метода   проектов   в   обучении   математике   с использованием информационных технологий. Метод проектов с применением информационных технологий – это мощный инструмент в обучении математике. Проекты Индивидуальные Групповые Коллективные Исследовательские Информационные Творческие Электронное пособие по  геометрии для 7­9  классов. Электронные  справочники по алгебре  8­9 , 10­11 классов. Электронный сборник  познавательно­  интеллектуальных игр Инфотека по математике 19 2.1.Исследовательский проект.   Геометрию   считают   трудным   предметом.   Почти   каждую   задачу   можно решить   несколькими   способами,   использовать   при   решении   различные методы. Но в этом и заключается её   огромный развивающий потенциал. В качестве   некоторого   вспомогательного   средства,   позволяющего   облегчить процесс   обучения   геометрии   можно   использовать   графы.   Теория   графов отличается  своей  наглядностью,  её  модели  легки  для  восприятия.    Графы можно   использовать   как   язык,   описывающий   различные   ситуации, возникающие в процессе обучения. Язык теории графов весьма естественен. Фактически люди часто пользуются графами, не догадываясь об этом, когда изображают   различные   дискретные   объекты   в   виде   точек,   кружочков, квадратиков, а связь между ними в виде линий. Поэтому применение графов не вызывает особых затруднений у школьников.        Графом   называется   совокупность   конечного   числа точек, называемых вершинами графа, и попарно соединяющих некоторые  из  этих вершин линий, называемых ребрами или дугами графа.        Самое трудное в доказательстве теорем и в поиске решения задачи – это установление   цепочки   логических   следований,   которая   приводит   к доказываемому   утверждению.   С   помощью   графов   можно   легко   выстроить разрозненные геометрические факты в логические взаимосвязи.     Граф­схема есть  наглядный и простой способ для изучения геометрии. Эта схема   состоит   из   клеточек,   которые   могут   ассоциироваться   с   вершинами графов и связей между клеточками, которые ассоциируются с дугами графа. Две   вершины   связываются   дугой,   если   из   утверждения,   соответствующего начальной вершине, непосредственно следует утверждение, соответствующее конечной вершине. Это позволяет расчленить доказательство  геометрических теорем на составные элементы. При этом оказывается очень важным, что само доказательство   любого   утверждения   многими   способами   может   быть расчленено на доказательство более мелких утверждений. Каждому такому расчленению соответствует своя блок­схема и её   построение,   несомненно, является творческим процессом.     Если в процессе обучения геометрии в 7­9 классах наряду с традиционным словесно­символическим   решением   применять   метод   граф­схем,   то   он позволит   кратко,   точно   и   наглядно   изложить   доказательства   теорем   и решения   задач;   применять   такую   форму   записи,   которая   дисциплинирует мышление;   выполнять   разумные   сокращения   и   обозначения,   которые способствуют   геометрическому   видению;   легко   выделять   основные   этапы доказательства.  20 Предлагаемое   пособие   предназначено   для   изложения   современных подходов к изучению геометрии с применением граф­схем. К этому пособию прилагается рабочая тетрадь для учащихся 7­9 классов. В ней 28 граф­схем с основными планиметрическими теоремами и 28 граф­схем с задачами. В этой рабочей тетради каждой теореме соответствует своя блок­схема, в которой даётся   следующая   информация:   чертёж,   утверждение,   которое   нужно доказать,   условие   и   последовательность   логических   связок   в   виде незаполненных   клеточек,   которые   соединены   стрелками.   Данная   схема представляет собой каркас доказательства. Для выделения составных частей использованы цвета: условие теоремы – голубой, доказываемое утверждение­ розовый,   этапы   доказательства­белый.   Описанная   форма   доказательства теорем полезна и удобна учащимся, так как даёт им возможность видеть сам процесс   доказательства   в   его   развитии   и   в   целом,   что   очень   важно   для формирования     воображения   и   логического   мышления.   К   этим   пособиям имеется компьютерная поддержка. Название: Граф­схемы в планиметрических теоремах и задачах. Визитная карточка проекта Предмет Классы Краткое описание  проекта геометрия 7­9 Проект    представляет  собой   итог   двухлетнего изучения   применения   графов   в   школьном   курсе геометрии,     создания   учебно­   методического комплекса для учителей и учащихся 7­9 классов. Автор Жолмурзаева Томирис. Цели и задачи проекта Базовая информация Цель: Изучение применения графов в школьном курсе  геометрии. Задачи:    1. Определить сущность и содержание применения графов в    школьном курсе  геометрии;   2. Разработать УМК для проведения уроков геометрии в 7­9    классах. Этапы работы над проектом 1. Изучение литературы, анализ, определение научного  аппарата, исходных параметров работы, гипотезы, методов. 21 2. Проведение работы по отбору содержания изучения графов в школьном курсе геометрии, подготовка компьютерной  презентации десяти основных теорем из курса геометрии 7­9  классов, защита проекта на школьной научно­практической  конференции. 3. Коррекция работы, дополнение и систематизация  результатов исследования, создание УМК (пособие для  учителей, рабочая тетрадь для учащихся 7­9 классов),  формулирование выводов исследования, защита проекта на  городской научно­практической конференции. 4. Дополнение и систематизация результатов исследования,  дополнение УМК (электронное пособие для учителей,  автоматизированная  обучающая программа для учащихся),  формулирование выводов исследования, защита проекта на   научно­практической конференции «Жас галым», на  республиканской научно­ практической конференции. Какой результат  ожидается  на выходе 1.Реализация межпредметных связей информатики и  математики. 2.Выявление одного из эффективных методов изучения  геометрии с помощью графов и информационно­ коммуникационных технологий. 3.Развитие информационно­коммуникативных  компетентностей. 4.Разработан программно­методический комплекс для  изучения геометрии в 7­9 классах: а) пособие для учителя;  б) рабочая тетрадь для учащихся;  в) электронное  пособие для учителя (компьютерные  презентации)  г) электронная обучающая программа для учащихся 7­9 классов. Возможности  развития проекта Время и сроки  проведения  проекта Применение графов в тригонометрии. 2 года. 22 2.2.Информационные проекты. 2.2.1.Название: Производная и первообразная. Предмет Классы Краткое описание  проекта Авторы Цели и задачи проекта Алгоритм  проведения  проекта Визитная карточка проекта Алгебра и начала анализа 10­11 Обобщение   и   анализ   материала   о   производной   и первообразной на основе широкой систематизации знаний   и   оформления   собранного   материала, используя   компъютерные   программы  Microsoft Power Point, Microsoft Exsel, Microsoft Word. Можаева.Л, Примак.О, Ногаева.А, Амаев.А. Базовая информация Цель: Установление связи нового материала с ранее  изученным материалом. Задачи:  1. Сравнить, обобщить и систематизировать материал о  производной и первообразной. 2. Применить информационные технологии в офомлении и  подаче проекта. 3. Развить навыки работы в группе. 1.Подготовительный. Определяют название проекта, его функции, предполагаемый пользователь  и  результат   проекта  (разработать   справочный материал для учащихся 10­11 классов). 2.Выдвижение идей и выбор лучшей идеи. На основе «мозгового штурма» обсудить все предложенные идеи   по   организации   данного   проекта   и   выбрать   наиболее интересную:   производная   и   первообразная   являются взаимообратными   понятиями,   поэтому   путём   сравнения, противопоставления   систематизировать   теоретический материал. 3.Планирование проектного задания, «проектный этап». 23 На   этом   этапе   разрабатывается   модель   проекта,   поиск информационных   ресурсов,   распределение   обязанностей   в группе.Одна микрогруппа исследует производную, другая – первообразную.   Затем   вместе   обсуждают,   сравнивают, устанавливают   связи   между   ними,   систематизируют теоретический материал используя компъютерные средства. 4.Изготовление проекта. Школьники приступают к изготовлению продукта. Разрабатывают   электронный   справочный   материал «Производная и первообразная». 5.Оценка и защита проекта.   применением Защита мультимедийного проектора, самооценка и рефлексия. Сами ребята   оценивают   работу:  что   получилось,  а  что  нет;  чему научились   в   ходе   проекта;   перспективы   улучшения   своего проекта.   выполненного   проекта   с Какой  результат  ожидается «на выходе» 1.Реализация межпредметных связей информатики и  математики. 2.Выявлен один из эффективных методов обучения к  систематизации знаний с использованием информационных  технологий. 3.Развитие информационно­коммуникативных  компетентностей. 4.Разработан электронный справочный материал  «Производная и первообразная» Разработка электронного справочного материала по решению  ключевых задач по данной теме. По учебному плану, когда в 11 классе изучается тема  «Первообразная» Возможности  развития  проекта Время и  сроки  проведения  проекта 2.2.2.Название: Первообразная и интеграл. Визитная карточка проекта 24 Предмет Классы Краткое описание  проекта Авторы Алгебра и начала анализа 11 Обобщение и анализ материала о первообразной и интеграле   на   основе     систематизации   знаний   и оформления   собранного   иатериала,   используя компъютерные   программы  Microsoft  Power  Point, Microsoft Exsel, Microsoft Word. Примак.О,Абдрахимов.Р, Базовая информация Цели и задачи проекта Алгоритм  проведения  проекта Цель: Одновременное и совместное изучение двух понятий. Задачи:  4. Сравнить, обобщить и систематизировать материал о  родственных понятиях   первообразной и интеграла. 5. Применить информационные технологии в офомлении и  подаче проекта. 6. Развить навыки работы в группе. 1.Подготовительный. Определяют название проекта, его функции, предполагаемый пользователь  и  результат   проекта  (разработать   справочный материал для учащихся 11 классов). 2.Выдвижение идей и выбор лучшей идеи. На основе «мозгового штурма» обсудить все предложенные идеи   по   организации   данного   проекта   и   выбрать   наиболее интересную:   первообразная   и   интеграл   являются родственными понятиями, поэтому путём сравнения, анализа систематизировать теоретический материал. 3.Планирование проектного задания, «проектный этап». На   этом   этапе   разрабатывается   модель   проекта,   поиск информационных   ресурсов,   распределение   обязанностей   в группе.Одна   микрогруппа   исследует   интеграл,   другая   – первообразную.   Затем   вместе   обсуждают,   сравнивают, устанавливают   связи   между   ними,   систематизируют теоретический материал используя компъютерные средства. 4.Изготовление проекта. Школьники приступают к изготовлению продукта. Разрабатывают   электронный   справочный   материал   « Первообразная и интеграл». 5.Оценка и защита проекта. 25 Это   последний,   экспертный   этап   деятельности:   защита выполненного   проекта   с   применением   мультимедийного проектора, самооценка и рефлексия. Сами ребята оценивают работу:   что   получилось,  а   что   нет;   чему   научились   в   ходе проекта; перспективы улучшения своего проекта. Какой  результат  ожидается «на выходе» 1.Реализация межпредметных связей информатики и  математики. 2.Выявлен один из эффективных методов обучения к  систематизации знаний с использованием информационных  технологий. 3.Развитие информационно­коммуникативных  компетентностей. 4.Разработан электронный справочный материал  «Первообразная и интеграл» Разработка электронного справочного материала по решению  ключевых задач по данной теме. Учебная четверть. Возможности  развития  проекта Время и  сроки  проведения  проекта Взаимообратные действия, к которым относятся вычисление производной и первообразной   и   родственные   понятия,   к   которым   относятся   вычисления первообразной и интеграла должны изучаться по возможности одновременно и совместно.   Психологическая   полнота   ассоциации   достигается   в   системе упражнений общностью приёмов вычислений, формул, таблиц. За счёт всего этого идёт саморазвитие мысли ученика, творчество, меньше делается ошибок при   вычислении.   Но,   на   практике   невозможно   одновременно   и   совместно изучить данные темы, так как понятие производной изучается в 10 классе, а понятие   первообразной   в   11   классе.   Благодаря   проектной   деятельности можно установить сходства и различия на основе сравнения этих понятий и создать справочный материал для повторения.         2.2.3.Название: Справочный , демонстрационный материал для уащихся 8  класса. 26 Предмет Классы Краткое описание  проекта Авторы Визитная карточка проекта Алгебра  8 Состоит   из   нескольких   модулей,   каждый   из которых   посвящён   конкретной   теме.   Знакомит школьников   с   некоторыми   понятиями   курса алгебры   8   класса:   рассказывается   об   истории возникновения каждого понятия, рассматриваемый теоретический   матерал   вводится   на   конкретных примерах.   используя компъютерные   программы   Microsoft   Power   Point, Microsoft Word. Учащиеся 8 класса.   Работа   оформлена, Базовая информация Цели и задачи проекта Цель: Обобщение и систематизация материалов курса алгебры 8 класса. Задачи:  1. Планировать и организовывать свою деятельность в  работе над проектом. 2. Применить информационные технологии в оформлении и  Перечень  модулей  изучаемых в  данном  проекте. Этапы работы над проектом подаче проекта. 3. Привить навыки работы в группах. 1.Алгебраическая дробь. 2.Арифметический квадратный корень. 3.Квадратные уравнения. 4.Уравнения и неравенства. 1.Выбирали тему проекта. 2.Составляли планы проекта. 3.Готовились электронные версии модулей. 4.Защита проектов. Возможности  Расширение содержания созданных модулей, подготовка  27 Учебный год. модулей по другим темам. развития  проекта Время и  сроки  проведения  проекта          Учитель   управляет   процессом   обучения,   поэтому   должен   владеть информационными   технологиями,   обладать   способностью   формировать информационное пространство своего предметного курса. При изучении нового материала, обобщении и систематизации знаний, умений, навыков   можно   использовать   презентации   учебного   назначения, разработанных   в  Microsoft   Power   Point.   Приведём   в   качестве   примеров, разработанные нами презентации для обучения математике в 8­9 классах.   2.2.4.Название: Арифметическая и геометрическая прогрессии. Предмет Классы Краткое описание  проекта Автор Цели и задачи проекта Визитная карточка проекта алгебра 9 Арифметическая   и   геометрическая   прогрессии являются   родственнными   понятиями,   поэтому полезно   их   совместное   изучение.Используя компьютерные   программы  Microsoft  Power  Point, Microsoft  Word  составлена   презентация   к изложению нового материала. Жусупова.Д.Б. Базовая информация   Изучение   арифметической   и   геометрической  1.На   основе   сравнения   установить   связи   между Цель: прогрессии методом противопоставления. Задачи:    родственными понятиями прогрессии.  2.Примененить информационные технологии в оформлении и подачи   материала   проекта  (  разработать   демонстрационный материал для объяснения нового материала) Перечень  вопросов  изучаемых в  1.Определение   арифметической   и   геометрической прогрессии. 2.Формулы п­го члена прогрессии. 28 данной теме Использование  компъютера при  подготовке  учителя к уроку Ожидаемый  результат  3. Формулы суммы п­первых членов прогресссии. 4.Формула   суммы   п­первых   членов   бесконечной геометрической прогрессии. При подготовке к уроку учитель использует программы Microsoft Power Point,  Microsoft Word для подготовки иллюстративного ряда, теоретического материала. Созданный продукт учащиеся могут использовать для самообучения, для подготовки к  итоговому зачёту.  2.2.5.Название: Четырёхугольники. Предмет Классы Краткое описание  проекта Автор Цели и задачи проекта Визитная карточка проекта геометрия 8 Систематизация сведений о параллелограммах и их частных   видах.   Используя   компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Word и электронного   и   раздаточного   материала разработанного со авторстве с ученицей составлена презентация к изложению нового материала. Жусупова.Д.Б. Базовая информация   Обобщение   и   систематизация   сведений   о  1.Установить   сходства   и   различия   определений,   свойств, Цель: параллелограммах и их частных видах Задачи:    признаков четырёхугольников.  2.Примененить информационные технологии в оформлении и подачи   материала   проекта  (  разработать   демонстрационный материал для объяснения нового материала) Перечень  вопросов  изучаемых в  данной теме 1.Параллелограмм 2.Прямоугольник. 3.Ромб. 4.Квадрат. Использование  компъютера при  При подготовке к уроку учитель использует программы Microsoft Power Point,  Microsoft Word для подготовки 29 подготовке  учителя к уроку Ожидаемый  результат  иллюстративного ряда, теоретического материала. Созданный   продукт   учителя   могут   использовать   для для   проведения   уроков   обобщения   и   систематизаций изученного материала 2.3. Творческий проект.          Метод   проектов   можно   применять   во   внеклассной   работе.   Одна   из основных   задач   коллективной   формы   деятельности   –   создание   некоторого продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление   перечня   вопросов,   определения   задач   работы,   выбор   методов изучения проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками – всё это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. Акцент делается на познавательную деятельность ученика.   Игра —   уникальное   средство   обучения,   воспитания   и развития, кроме усвоения новой информации ученик переживает общее эмоциональное состояние   «открытия»,   радости   созидания,   ситуации   успеха.   У него формируется установка на привлекательность творческой исследовательской работы.   При   такой   работе     информационные   технологии   выступают   как средство,   помогающее   решить   проблемы   социально­значимой   ориентации, овладения   новой   информацией,     развития   проектно­исследовательских навыков, партнёрства и содружества учителей и учащихся.     Внеурочная   работа   ­   это   хорошая   возможность   для   организации межличностных отношений в классе, между учащимися школы и учителями. В процессе   внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов   школьников,   способствовать   формированию   информационно   ­ коммуникативных компетентностей.       Название: Познавательно ­ интеллектуальные игры. Предмет Классы Краткое описание  проекта Авторы Визитная карточка проекта Внеклассная работа 7­8 Работа   по   теме   предлагает   учащимся   изучение широкого   круга   вопросов,   создание   модулей ( разработки интеллектуальных игр) и оформление собранного   материала,   используя   компьютерные программы  Microsoft  Power  Point,  Microsoft  Exsel, Microsoft Word. Коллектив учащихся 8 класса. 30 Базовая информация Цели и задачи проекта Цель: Развитие творческих способностей учащихся через  игровую деятельность. Задачи:  1) Самостоятельное приобретение знаний из разных  источников. 2) Приобретение коммуникативных умений, работая в  коллективе. 3) Развитие исследовательских умений.      4)  Использование информационных технологий. Перечень  модулей  изучаемых в  данном  проекте Алгоритм  проведения  проекта 1. Турнир эрудитов. 2. Математическое казино. 3. Турнир знаний. 4. Счастливый случай. 5. Брейн­ринг и т.д. 1.Подготовительный. Определяют название проекта, его функции, предполагаемый пользователь и результат проекта. 2.Планирование. Составляют   план   работы,   распределяют   задачи   между членами коллектива. 3.Коллективный поиск.   Одна   группа   продумывает   вопросы,   другая   –   под руководством учителя разрабатывает игровую презентацию в Microsoft Power Point.  4.Получение результата. Создать интеллектуальных игр для учащихся 7­8 классов. 5.Оценка и защита проекта. Презентация, подготовленная второй группой используется в проведении   коллективной   игры   с   применением мультимедийного проектора. познавательно­ электронный     сборник   Какой  результат  ожидается «на выходе» 1.Реализация   межпредметных   связей   информатики   и математики. 2.Выявлен   один   из   эффективных   методов   развития творческих способностей с использованием информационных 31 технологий. 3.Разработан   электронный интеллектуальных игр для учащихся 7­8 классов.  сборник   познавательно­ Дальнейшую работу над сборником  мы видим в подготовке  модулей по другим темам. Учебный год. Возможности  развития  проекта Время и  сроки  проведения  проекта Раздел.3 Отслеживание результатов апробации.           Описана   методика   организации   и   оценки   результатов,   подтверждена рабочая гипотеза об эффективности внедрения информационных технологий в проектной деятельности учащихся. 32 Отслеживание результатов апробации проводилось методом сравнения.  Сущность метода сравнения состоит в отслеживании результатов двух групп  учащихся:  1 Группа учащихся экспериментальной группы 8 класса гимназии «Голубой  парус», в которых занятия проводились с использованием  информационных технологий. 2 Группа учащихся контрольной группы. В этой группе учащихся занимались по обычной программе. В качестве контрольного класса были отслежены контрольные результаты  учащихся второй группы 8 класса гимназии «Голубой парус». Для обработки результатов используется математический аппарат,  основанный на обобщении разрозненных критериев оценки уровня усвоения  учащимися учебного материала. В основу расчетов положена формула: К=а/n, Где  K­ коэффициент усвоения,        а­ количество правильных ответов,        n­ общее число вопросов. Результат в среднем оценивается следующими соотношениями: “отлично”, при 0,9≤K≤1; «хорошо», при 0,7≤K≤0,9; “удовлетворительно” , при 0,5≤K<0,7; “неудовлетворительно” , при K<0,5. Сводные показатели коэффициента усвоения материала по группам.     33 При   психолого­педагогическом   обследовании   учащихся   8   класса   и   использованы следующие методики: 1.Социометрическая методика направлена на:    а) выявление статуса личности в группе;    б) выявление неформального лидера группы;    в) определение показателя сплочённости группы. 2.Методика анализа социально­психологических связей учащихся направлена на:     а) выявление эмоционального тяготения;    б) выявление особенностей взаимодействия в группе, учащегося в ней. 3.Методика   изучения   ису   направлена   на   выявление   особенностей   учебной деятельности.        Межличностные отношения охватывают значительный круг вопросов, но все   они   могут   быть   квалифицированы   с   учётом   трёх   компонентов взаимодействия: а) восприятия и понимания людьми друг друга; б) межличностной привлекательности; в) взаимовлияния и поведения.          Следует уделить больше внимания межличностной привлекательности, которая   проявляется   в   симпатиях   и   притяжениях.   Устойчивость взаимоотношений   определяется   не   только   совпадением   ценностных ориентаций,   но   и   определённой   координацией   поведенческих   актов.   Темп, ритм, точность выполнения поведенческих акта, направленного не только на выполнение предметных задач, но и на взаимодействие учащихся.      Если соотнести два фактора: уровень социометрического статуса и степень сходства по нему участников группы, то окажется, что: а) устойчиво взаимодействуют друг с другом (дружат) лица имеющие разные социометрические статусы в группе: б) отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностные неприятие те лица, которые имеют сходные статусы.     Положение, которое ученик занимает в системе межличностных отношений, определяет   его   психическое   самочувствие,   оказывает   влияние   на нравственное развитие, на учебную деятельность.   статусов, привлекательности, особенности взаимодействия в группе.      Исследования показали, что неформальным лидером в группе является        Распределение статусов:             Чтобы   выявить   степень   сплоченности   группы   подсчитали   общее количество   взаимных   выборов   в   группе.   Полученную   сумму   делят   на количество   всех   возможных   взаимных   выборов   в   группе.   Полученный результат и выражает степень сплоченности группы. Группа состоит из 10 человек.   Каждый   из   них   должен   зафиксировать   своё   отношение   к   9         По   результатам   проведенных   методик   выявляются:   распределение   степень   межличностной   степень   сплоченности   группы, 34 одноклассникам.   Следовательно,   количество   всех,   возможных   отношений составляет   6∙5=30.   Зарегистрировано   19   взаимных   выборов.   Показатель сплоченности группы составил    19/30 = 0,63.    Уважают   и   положительно   относятся   друг   другу   Джангунакова.С­ Тулеубаева.Р, Уган.Ж­Балтабай.Ж,Аринов.И­Кан .Х       Таким образом, учитывая межличностные отношения и предпочитаемые  виды взаимодействия в процессе  проектной деятельности можно более  эффективно проводить различные формы обучения (парная, групповая,  коллективная).  Социометрическая матрица № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Д. Т. У. Б. А. К. Количество «+» выборов Количество «+» баллов Количество «­» выборов Количество «­» баллов Порядковый номер Статус Д ­2 +0,5 +0,5 ­0,5 2 1 2 ­2,5 1 5 Т ­1 +0,5 +0,5 ­2 +0,5 3 1,5 2 ­3 2 4 У +2 ­1 +1 +1 3 4 1 ­1 3 3 Б +0,5 +2 +1 +2 +1 5 0,5 0 0 4 2 А +1 +0,5 +2 +2 +2 5 7,5 0 0 5 1 К ­2 +1 ­2 ­2 ­1 1 1 4 ­7 6 6 35 Социограмма Социометрическая таблица Д 0 3 2 2 3 Т 2 0 4 0 11 У 10 1 4 3 6 Б 10 10 4 12 11 А 10 2 7 10 11 К 4 6 0 4 1 Д Т У Б А К 36 Заключение.         Подводя   итоги   работы   применения   информационных   технологий   в   проектной деятельности были сделаны  следующие выводы: • Проведен анализ возможности организации проектной деятельности в  процессе обучения математике с использованием информационных  технологий. • Разработаны комплексные проекты с использованием информационных  технологий, среди которых программно­методический комплекс для  изучения геометрии в 7­9 классах:        а) пособие для учителя;        б) рабочая тетрадь для учащихся;        в) электронное  пособие для учителя (компьютерные презентации)            г) электронная обучающая программа для учащихся 7­9 классов •  Доказано, что использование информационных технологий на основе  метода проектов  способствует формированию личностно  ориентированной образовательной среды.       37 Литература  1.Закон Республики Казахстан об образовании.   2.Сулейменов Е. Информационные технологии в Казахстане – от потребления к созиданию // Континент.­ 2001.­№11­С.23. 3.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на   2005­2010   годы   //   Образование   в   Республике   Казахстан:   Сборник законодательных   актов   (в   4­х   томах,   3­е   издание).   Том1   /   Под   ред. М.М.Кузембаева.­ Астана, 2006.­240с.­ С.201­222.  4.  Информатизация   системы   образования.     Концепция   информатизации системы   образования   Республики   Казахстан   на   2002­2004   годы.­   Астана, 2001.­ 41 с. 5.Тарасова   Н.Н.   Использование   информационных   технологий   в   учебном процессе // Тезисы докладов на   Межд. конф. «Подготовка учительских и научно­педагогических   кадров   в   условиях   негосударственного   сектора образования».­Астана, 2003.­ С.162­165. 6.Барыкова Н.А. «Метод проектов» в преподавании информатики в системе общего   среднего   образования   //Сб.тр.   «X  международная   конференция «Информационные технологии в образовании, часть  II». М., МИФИ, 2000.­ С.60­61. 7.Дьяченко   В.К.   Сотрудничество   в   обучении:   О   коллективном   способе учебной работы: Кн.для учителя.­М.:Просвещение,1991. – 191 с. 8.Талызина Н.Ф.  Педагогическая психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб.   заведений.­   4­е   изд.,   стереотип.­  М.:  Академия,   2006   (Саратов: Саратовский полиграфический комбинат).­ 288 с. 9.Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). ­ М., 1995.­220 с. 10.Кузнецов.Э.И.Новые   информационные   технологии   в   обучении математике.//Математика в школе.­1990.­№5. 11.СелевкоГ.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.­ М.:Народное образование, 1998. 12.Полат.Е.И.Метод проектов. 38

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся

Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017