Можете ли вы полностью ответить на следующие вопросы:
Знаете ли вы, что такое модель?
Что такое моделирование ?
Что такое объект моделирования ?
Знаете ли вы на какие виды делятся все модели ?
Знаете ли вы, какие существуют формы представления информационных моделей ?
Можете ли вы привести примеры форм представления информационных моделей?
Тема урока:
Тема урока:
Можете ли вы полностью ответить на
следующие вопросы:
• Знаете ли вы, что такое модель?
• Что такое моделирование ?
• Что такое объект моделирования ?
• Знаете ли вы на какие виды делятся все
модели ?
• Знаете ли вы, какие существуют формы
представления информационных моделей ?
• Можете ли вы привести примеры форм
представления информационных моделей?
Цели
Цели
урока:
урока:
• Рассмотреть, что такое формы представления
информационных моделей.
• Научиться приводить примеры форм
представления информационных моделей.
Заполните СХЕМУ КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ
КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ
Заполните СХЕМУ
и пропуски в предложении:
и пропуски в предложении:
МОДЕЛИ
Материальные
(предметные)
модели воспроизводят
геометрические,
физические и другие
свойства оригинала
Информационные
(абстрактные) модели –
строятся только на
информации,
характеризующей свойства и
состояние объекта
моделирования
Образные
(наглядные)
модели - это
чертежи, графики,
фотографии
Знаковые
(символьные)
модели – это текст,
формула, программа,
описание ТП
Смешанные
модели – это
таблицы,
схемы,
плакаты,
фильмы
В основе метода моделирования лежит ______________
В основе метода моделирования лежит информационный
подход к изучению окружающей действительности.
подход к изучению окружающей действительности.
Предметом изучения информатики являются
Предметом изучения информатики являются
___________________ модели.
информационные модели.
Цели моделирования
Цели моделирования
Цели моделирования
Цели моделирования
Информационное
моделирование
применяют для:
• представления (описания)
материальных предметов;
• объяснения известных фактов;
• построения гипотез;
• получения новых знаний об исследуемых
объектах;
• прогнозирования;
• управления.
Разные науки исследуют объекты и процессы
под разными углами зрения и строят различные
типы моделей. Возьмем в качестве примера
человека: в разных науках он исследуется в
рамках различных моделей. В рамках механики
его можно рассматривать как материальную
точку, в химии — как объект, состоящий из
различных химических веществ, в биологии —
как систему, стремящуюся к самосохранению, и
так далее.
Один и тот же объект
может иметь
множество моделей,
а разные объекты
могут описываться
одной моделью.
Формы представления
Формы представления
информационных моделей
информационных моделей
Информационные модели отражают
различные типы систем объектов, в которых
реализуются различные структуры
взаимодействия и взаимосвязи между
элементами системы.
В настоящее время существуют следующие
формы представления информационных
моделей:
• описание,
• таблица,
• граф (дерево, сеть, блок – схема),
• рисунок,
• формула,
• чертеж,
• схема.
Для отображения систем с различными
структурами используются различные типы
информационных моделей, основными из которых
являются табличные, иерархические и
сетевые.
1. Описание
1. Описание
Естественные языки
используются для построения
словесных, текстовых,
описательных моделей.
Описательные модели – это
устные и письменные
описания с использованием
иллюстраций.
Словесные модели могут описывать ситуации,
события, происходящие в жизни, с целью их
осмысления и использования опыта.
Например, описание любого технологического
процесса – это информационная описательная
модель.
Со словесного описания начинается
построение вообще любой модели,
так как оно более или менее точно
отражает оригинал. При создании
словесной модели важно уметь ясно
и понятно строить фразы, выделять
ключевые моменты, правильно
пользоваться терминологией,
ссылаться на известные факты.
Информационные модели, в том
числе описательные, - это продукт
творческой деятельности человека.
Компьютер позволяет
на качественно новом уровне
перевести мысленную модель в
знаковую форму.
2. Таблицы
2. Таблицы
Одним из наиболее часто используемых типов
информационных моделей является
прямоугольная таблица.
Такой тип моделей применяется для описания ряда
объектов, обладающих одинаковыми наборами
свойств.
Широко известно табличное представление
математических функций, статистических данных,
расписаний поездов и самолетов, уроков и так
далее.
Параметры
Объект
Действия
Среда
Название
Значения
Табличная модель (таблица) – состоит из строк и
столбцов.
В верхней строке таблицы обычно располагаются
заголовки столбцов. Пересечение строки и столбца
образует ячейку.
Представление объектов и их свойств в форме
таблицы часто используется в научных
исследованиях.
Так, на развитие химии и физики решающее
влияние оказало создание Д. И. Менделеевым
в конце XIX века периодической системы
элементов, которая представляет собой
табличную информационную модель.
Практическое
Практическое
задание:
задание:
В текстовом редакторе
создать компьютерный
текстовый документ,
содержащий описательную
и табличную модели на
базе профессиональной
информации.
Итоги урока:
Итоги урока:
• Мы рассмотрели формы представления
информационных моделей – описание и
таблицу.
• Научились приводить примеры форм
представления информационных моделей.
• Продолжили совершенствовать навыки
работы с тестом на компьютере.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Приведите примеры
моделирования в вашей
профессиональной деятельности.
Как модели помогают определить
нам качество продукта?
При создании презентации и подготовке урока были использованы
При создании презентации и подготовке урока были использованы
следующие материалы и литература:
следующие материалы и литература
1.Материалы из ВИКИПЕДИИ (свободной энциклопедии)
http://ru.wikipedia.org/wiki .
2.Макарова Н.В. «Информатика. Практикум по информационным технологиям» –
СПБ.: Питер, 2008. -180 с.
3.Пушкарёва Е. В. «Эффективность использования презентаций
в преподавании»http://pedsovet.org/forum/lofiversion/index.php/t57.html.
4.Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике. Пособие для
10-11 кл. средней школы» -М.: «Вако», 2008. -352с.
5.Угринович Д. Н., «Информатика и информационные технологии», -М.:
«Бином», 2006. -511 с.: ил.
6.Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. «Практикум по информатике
и информационным технологиям» М.: Бином, 2002. -214 с.
7.Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. -
Екатеринбург: «У-Фактория», 2003. -192 с.
8.Рисунки: http://www.pedlib.ru/work_room/index.php?corner=pics;
http://www.inf1.info/; http://redcat-7.narod.ru/indexphoto.html, а также
фотография учащихся группы 5/6 (профессия «повар – кондитер»)
при защите профессионального проекта.