Принципы инклюзивной культуры в работе со слепыми детьми
Оценка 4.7

Принципы инклюзивной культуры в работе со слепыми детьми

Оценка 4.7
docx
дефектология +1
20.05.2020
Принципы инклюзивной культуры в работе со слепыми детьми
В статье рассмотрены проблемы инклюзивной культуры в работе со слепыми учащимися. Проблемы с которыми сталкиваются учителя при интеграции слепых учащихся, находящихся на домашнем обучении. Проблемы людей не знакомых с инклюзивным образованием, и наше виденье решения данных проблем.
Лифенко Л.Б. _ статья Принципы инклюзивной культуры в работе со слепыми.docx

Лифенко Леся Богдановна

учитель-логопед,  учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Гарифулина Наталья Андреевна

Заместитель директора, учитель ОБЖ

 

Российская Федерация, г.Белгород, МБОУ СОШ №21

 

  Принципы инклюзивной культуры в работе со слепыми детьми

 

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы инклюзивной культуры в работе со слепыми учащимися. Проблемы с которыми сталкиваются учителя при интеграции слепых учащихся, находящихся на домашнем обучении. Проблемы людей не знакомых с инклюзивным образованием, и наше виденье решения данных проблем.

 

Ключевые слова: дети с ОВЗ; слепые дети; толерантность; инклюзивная культура; инклюзивное образование; надомное обучение; формирование инклюзивной культуры.

 

Инклюзия (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) термин, используемый для описания процесса взаимодействия людей с различными  видами инвалидности и людей без инвалидности. Чаще этот термин использовался применительно к системе образования, совместного взаимодействия и обучения детей с инвалидностью и их физически здоровых сверстников.                                             

Культура имеет несколько значений, согласно одному из которых, под культурой понимают человеческую деятельность в разных ее проявлениях, включая все формы и способы самовыражения и самопознания, накопление человеком определенных навыков и умений. Таким образом для себя мы выводим понятие инклюзивной культуры, как  главный навык развития совместного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья и людей не имеющих такого статуса, приобретение детьми с ОВЗ навыков взаимодействия в социуме, накопление собственного опыта.                

Основой  инклюзивной культуры  является мышление, рассмотрим факторы способствующие развитию такого, инклюзивного мышления:

- Семья (воспитание, окружение)

- Личный опыт, освоение бытовых и социальных навыков.

- Фактическое место жительства.

- Отношение родителей к ситуации инвалидности ребёнка: организация посильной помощи, возможность выполнения домашней работы, адаптированное развитие бытовых навыков, гиперопека, отрицание

- Система образования: коррекционное (специальное) образование, индивидуальное обучение на дому, обучение в массовой школе (интеграционная система – стихия инклюзия, без создания специальных условий), инклюзивное образование.

- Мотивирующие внешние факторы: для людей с инвалидностью (примеры преодоления препятствий, людьми с похожими жизненными ситуациями), для физически здоровых людей, примеры сохранения оптимизма, развития силы духа.

Группы этих факторов  имеют разное влияние на  развитие инклюзивного мышления у людей с инвалидностью и у людей без инвалидности.                     

Рассмотрим влияние факторов на человека с ограниченными возможностями здоровья, , мы возьмем за пример обучение слепых детей, так как это новая и не достаточно развитая  сфера деятельности.  Мышление, даже при одном и том же диагнозе, может быть разным.

Выбор образовательной системы для ребёнка, всегда остаётся за родителем, законным представителем ребёнка. В нашей практике мы сразу столкнулись с двумя разными видами. В первом случае родители выбрали обучение на дому. Родителями,  всеми силами стараются помочь ему, оберегая от любой даже минимальной нагрузки. ограждают ребенка от освоения элементарных навыков бытового обслуживания, жалея ребенка, создавая условия тормозящие развитие индивидуальности. Ребенок не знаком с другими детьми, как обучающихся инклюзивно, так и детьми с так называемой «нормой». У него нет возможности для накопления социального опыта, развития навыков общения, так как он постоянно находится в одной и той же среде, за исключением того, что в эту среду внедряется учитель, но педагог не имеет возможности передать теоретически опыт общения и социализации. В дальнейшем такому ребёнку достаточно непросто адаптироваться в другой  для него действительности, ведь за порогом собственного дома,  за дверями мира, который создали родители для ребёнка, он также сталкивается с отсутствием тепличных условий, к которым он привык.  Также при таком подходе  к воспитанию и образованию, ребёнок часто считает себя не мощным и несчастным, возникает стереотипное мышление, о том, что все окружающие должны и обязаны оказывать ему всестороннюю помощь и поддержку, ведь у него есть ограниченные возможности здоровья. О втором случае, совершенно другое отношение к ребенку и к учебе. Выбор родителей – обучение в стенах школы, но индивидуально. Но даже при индивидуальном обучении, ребенок получает навыки необходимые в дальнейшей жизни. Мама уходит, и он остается сам на сам с учителем, он должен сам решить поставленные перед ним задачи, не прибегая к посторонней помощи. Так же в стенах школы он имеет возможность общаться с детьми, приобретая навыки жизни в социуме. При не соблюдении каких то определенных правил поведения, есть возможность такому ребенку на примере других детей показать как нужно себя вести, просто совершив экскурсию в класс. При обучении ребенка в школе, родители занимают выжидательную позицию, они не бегут сразу на зов о помощи, а выступают как союзники в процессе обучения, воспитания, социализации и интеграции. И слепой ребенок понимает, что есть мир вне дома, есть дети и люди с которыми ему вольно или невольно приходится контактировать. Также из школы проще интегрировать ребенка в развлекательный мир, посещая музеи, библиотеки, филармонию, театры, утренники в стенах школы. Специфичность слепых детей в том, что компенсация нерабочего зрительного анализатора идет за счет слухового анализатора, такие дети остро реагируют на шум, крик, но в процессе обучения в школе, такие дети адаптируются к шуму, и со временем перестают воспринимать его как раздражающий фактор, чего не происходит в стенах дома. Мир за порогом дома его не так пугает, как ребенка, обучающегося на дому.

В основе инклюзии лежит равенство и ценность личности  ребёнка, каждый может быть полезным и стать частью целого.

        Мы при работе со слепыми детьми выделяем для себя основные принципы инклюзии:

-  ценность человека не зависит от его способностей, возможностей и достижений;

-  каждый ребенок способен думать и чувствовать;

- каждый ребенок имеет право на общение и на то, чтобы быть понятым и услышанным;

-  все дети нуждаются в общении друг с другом;

- обучение, воспитание и социализация может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- всем детям необходима  поддержка и дружба других детей;

- для слепых обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает и развивает все стороны жизни слепого ребенка.

Ребенок, который учится в системе инклюзивного образования, с самого начала получает уникальный опыт взаимодействия с детьми и людьми,  при правильном подходе учителей и педагогов, каждый из людей участвующих в процессе инклюзии дополняют друг друга, осознавая свою ценность и полезность в данном процессе, что положительно влияет на самооценку и общее психологическое состояние слепого ребенка.   В основе инклюзивного образования лежит идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Основная задача инклюзивного образования заключается в достижении всеми учащимися определенного социального статуса и утверждении своей общественной значимости, придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями. В дальнейшем дети прошедшие систему инклюзивного образования,   легче взаимодействуют с окружающими.

Инклюзия это не гарантия успеха, но при правильном педагогическом подходе, для детей, которые общаются в  коллективе своих сверстников, их окружение становится ведущим фактором социальной интеграции. Они постоянно учатся чему-то новому, своим примером учат других работе над собой и движению вперед, не смотря ни на что,  инклюзия помогает постепенно заменять ситуации неудач ситуациями успеха. Когда  дети видят вклад каждого в общую деятельность, это  оказывает большое влияние на уход от культивируемой модели беспомощности, к  модели ценности и полезности каждого члена общества вне зависимости от наличия инвалидности.

Развитие инклюзивного мышления и культуры зависит не только от воспитания, но и от опыта личного взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью,  в обществе сохраняется отрицательная тенденция, люди бояться общаться с такими людьми боясь навредить или быть неправильно понятыми, часто просто не зная как общаться и взаимодействовать с ними.

Но активная инклюзивная открывает новые возможности взаимодействия, с самого раннего возраста дети понимают, что все люди разные и это нормально, важно быть частью целого коллектива независимо от того, имеются какие то нарушения у ребенка или нет. Дети учатся взаимопомощи, отзывчивости, доброте, сочувствию.

Ключевую роль в инклюзивном образовании играет позиция педагога, от его компетентности и уровня развития инклюзивного мышления зависит психологический  климат в детском коллективе, умение работать с каждым ребёнком и правильно выстраивать отношения в команде, очень важно, если мы говорим об инклюзивном образовании, то педагог конечно должен психологически принимать и объективно оценивать потенциал развития любого учащегося.

Инклюзия оказывает влияние на каждого из участников образовательного и интегративного процесса, меняя представление о роли личности в отношениях, это очень существенно, потому, что все мы живём в одном пространстве, которое, так или иначе, предполагает различные формы  общения и взаимодействия друг с другом.


 

Лифенко Леся Богдановна учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Лифенко Леся Богдановна учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Мотивирующие внешние факторы: для людей с инвалидностью (примеры преодоления препятствий, людьми с похожими жизненными ситуациями), для физически здоровых людей, примеры сохранения оптимизма, развития силы духа

Мотивирующие внешние факторы: для людей с инвалидностью (примеры преодоления препятствий, людьми с похожими жизненными ситуациями), для физически здоровых людей, примеры сохранения оптимизма, развития силы духа

И слепой ребенок понимает, что есть мир вне дома, есть дети и люди с которыми ему вольно или невольно приходится контактировать

И слепой ребенок понимает, что есть мир вне дома, есть дети и люди с которыми ему вольно или невольно приходится контактировать

Когда дети видят вклад каждого в общую деятельность, это оказывает большое влияние на уход от культивируемой модели беспомощности, к модели ценности и полезности каждого члена…

Когда дети видят вклад каждого в общую деятельность, это оказывает большое влияние на уход от культивируемой модели беспомощности, к модели ценности и полезности каждого члена…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020