Тема: «Звук [ы]»
Цель: «Знакомство детей со звуком [ы]»
Образовательные задачи:
-закрепить четкое произношение звука [ы] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
-познакомить с артикуляцией и характеристикой звука;
-продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;
-формировать умение определять гласный звук в середине односложных слов и в конце слова;
-формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков;
-упражнять в образовании существительных в форме мн. ч. Им. п.;
-формировать умение воспроизводить речевой материал с изменением силы голоса, темпа, ритма и интонации звучания;
-упражнять в составлении предложений по предметным картинкам.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать длительный речевой выдох;
-развивать фонематические процессы;
-развивать просодическую сторону речи;
-развивать память, внимание, мышление;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, символы звука [ы].
Ход занятия
Орг. момент
Логопед предлагает вспомнить гласные звуки, которые учили па прошлом занятии (А, У,И, О). Затем по беззвучной артикуляции логопеда дети угадывают сочетания из двух, трех гласных звуков, определяют их количество и порядок.
Введение в тему
-Посмотрите, это мишка. Он очень любит рычать: «Ы-ы-ы».
-Сегодня мы познакомимся со звуком [ы].
Основная часть
Артикуляция и характеристика звуков
Дети берут зеркала и произносят звук.
-При произнесении звука [ы] – губы улыбаются, зубы сжаты. Подбородок немного выдвигается вперед.
-Это гласный звук, потому что воздух свободно проходит через рот, не встречая преграды. Звук обозначается красным квадратом.
Дети громко произносят звук [ы] (громко, тихо, длительно, кратко), уточняя еще раз, что это звук гласный.
Игра «Эхо»
Повторение слоговых цепочек с изменением темпо - ритмического рисунка.
Ты-ты-ты ып---ып-ып ыф-ыф---ыф
Ты---ты---ты ык---ык---ык бы-бы-бы
Игра «Выложи из звуков»
Дети выкладывают с помощью символов звукосочетания из 2-3 гласных звуков: АЫ, УЫ, ОЫ, ИЫ.
Звукосочетания произносятся на одном выдохе.
Игра «Один — много»
Каждый ребенок, подбирая к своей картинке соответствующую парную, называет их.
кот – коты кит – киты дуб – дубы ванна – ванны
бант – банты нота – ноты лента – ленты лев – львы
Игра «Место звука»
Еще раз называются только картинки, где изображено несколько предметов. Делается вывод, что звук [ы] слышится в конце слова.
Далее логопед называет картинки с изображением (бык, сын, сыр, мышь), утрированно произнося звук [ы] и знакомит детей с тем, что он слышится в середине слова.
Предложить детям определить, где слышится звук [ы]: в середине или в конце слова.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Игра «Что у тебя?»
Ребенок берет картинку с изображением нескольких предметов и составляет предложение типа: «У меня панамы».
Предложение повторяется вопросительной и восклицательной интонации.
Итог занятия
-С каким звуком мы с вами познакомились?
-Звук [ы] – это какой звук?
-Вспомните слова со звуком [ы].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.