Принципы театральной педагогики в современном образовании
Оценка 4.8

Принципы театральной педагогики в современном образовании

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
другое +1
7 кл—11 кл
07.10.2021
Принципы театральной педагогики в современном образовании
Статья посвящена вопросу использования средств театральной педагогики в системе образования. В материале рассматриваются проблемы современного образования, основные принципы театральной педагогики и формы её исполь-зования. Автором показано, что методология театральной педагогики явля-ется эффективной технологией для решения проблем в обучении современного поколения.
статья_ Терехова М.С._ Кемеровская область_ Осинниковский ГО.doc

Терехова М.С.,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»,

г. Осинники, Кемеровская обл.,

e-mail: [email protected]

 

Принципы театральной педагогики в современном образовании

Principles of theater pedagogy in modern education

 

Статья посвящена вопросу использования средств театральной педагогики в системе образования. В материале рассматриваются проблемы современного образования, основные принципы театральной педагогики и формы её использования. Автором показано, что методология театральной педагогики является эффективной технологией для решения проблем в обучении современного поколения.

Театральная педагогика, проблемы современного образования,  эффективная технология.

The article is devoted to the use of theatrical pedagogy in the education system. The article deals with the problems of modern education, the basic principles of theater pedagogy and the forms of its use. The author shows that the methodology of theater pedagogy is an effective technology for solving problems in the training of the modern generation.

Theater pedagogy, problems of modern education, effective technology.

В России исторически так сложилось, что воспитание детей лежало на всём укладе жизни общества. Сегодня подобный тезис не имеет под собой никаких оснований. Это связано со многими факторами, в том числе с развитием медийной среды, которая захватывает всё больше и больше внимания детей, особенно подросткового возраста, при этом часто пропагандируя абсолютную ценность материальных благ, насилие, преступность и тому подобное. Да и сам XXI век довольно прагматичен: в нём часто не находится места подлинному переживанию, качественному общению, неспешному осмыслению, то есть неким внутренним нравственным открытиям, которые способствуют развитию личности человека. Уменьшение в целом культурного уровня – тоже проблема современного общества. Возможно, это не катастрофа, а лишь признаки эволюции или роста… Но ясно одно: растёт поколение, которое не получает в должной мере опыта и практики различения настоящего переживания от виртуального; которое не умеет превращать абстрактные значения в личностные смыслы; с которым мы теряем возможность вести диалог.

Подобная ситуация, конечно, должна решаться и решается на государственном, областном, муниципальном, школьном уровнях образовательной политики. Но не стоит забывать, что есть средства театральной педагогики, которые напрямую направлены на решение таких проблем.

Если обратиться к истории, то в России школьный театр возник в ХVII веке. Он существовал в Славяно-греко-латинской академии, в Кадетском корпусе, в Смольном институте и других престижных учебных заведениях. В ХХ веке редкая школа не имела театрального кружка. Во время глобальных изменений в стране данная традиция была утеряна совсем или стала существовать формально.

Что же сегодня понимают под театральной педагогикой?

Театральная педагогика – это «система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах» [1, с. 2].

Из данного определения следует, что театральная педагогика – это не только про театр, сцену, мизансцену, актёрскую игру и тому подобное, но и про создание среды для живого общения, целью которого всегда будет формирование целостной картины мира, одновременное развитие эмоциональных и интеллектуальных способностей обучающихся; про пространство, ориентированное на создание условий для включения каждого ребёнка через своё собственное творчество, через работу с художественным образом в сферу культуры.

Такие цели меняют роль учителя. Он становится и режиссёром образовательного пространства, и культурным посредником, и просветителем. В целом, личность учителя – это уже инструмент театральной педагогики, поэтому особенно важным является понимание им, что будет происходить не воспитание актёра, а взращивание личности.

В связи с выше сказанным отметим, что необходим адаптированный инструментарий профессиональной театральной педагогики, а также новые способы вести диалог с детьми.

На сегодняшний день выделяют следующие основные формы театральной педагогики в школе: школьный театр; школы с театральными классами; школы с театральной атмосферой; центр детского творчества – театр; театральная школа искусств; детские зрительские клубы при профессиональных театрах; интеграция предметов гуманитарного цикла и образовательной области «Искусство» на основе театральной работы и театрально-педагогических методов; внедрение методов театральной педагогики в работу учителей начальных классов на всех уроках, в воспитательной и внеурочной деятельности; точечное применение методов театральной педагогики на разных уроках общеобразовательного цикла в начальном, среднем и старшем звене [1, с. 5-6].

Свою педагогическую деятельность на протяжении нескольких лет я основываю на ценностно-ориентированном подходе в преподавании русского языка и литературы: отбираю фундаментальные, значимые компоненты национальной концептосферы, которые способствуют формированию, развитию мировоззрения обучающихся; использую классическую драматургическую структуру при построении уроков; внедряю приёмы театральной педагогики как способ проживания текста художественного произведения; провожу мастерские в рамках клубной деятельности (поэтический клуб).

Но непосредственная реализация в образовании «принципов событийности, проживания, личностного творческого действия и импровизации, связывающее интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие» происходит в рамках театральной студии [2].

В основу программы студии положены ведущие принципы театральной педагогики:

1.    Принцип событийности, сущность которого заключается в том, что во время занятия должно происходить нечто такое, что для участников действия меняет мир, отношение к себе, потому что через переживание события человек развивается.

2.    Принцип проживания или личного творческого действия, определяет, что событие не может быть результатом принятия внешних условий, оно должно быть только результатом личного переживания и открытия.

3.    Принцип импровизации, утверждающий, что, прежде чем думать, нужно действовать, то есть непосредственность и спонтанность – это качества, которые помогут раскрыть потенциал ребёнка.

Содержательный компонент программы основывается на таких модулях обучения:

1.    Основы театральной культуры.

2.    От тренинга к театру.

3.    Сценическая речь.

4.    Сценическое движение.

5.    Актёрское мастерство.

6.    Работа над спектаклем.

Цель программы: создание условий для раскрытия творческой личности ребёнка и его развития средствами театральной педагогики.

Задачи программы:

1.    Развивать познавательную сферу (мышление, память, воображение, речь) обучающихся.

2.    Воспитывать культуру речи обучающихся в совокупности с мимикой, пластикой и навыками дикции.

3.    Формировать у обучающихся умение строить коммуникацию.

4.    Способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала обучающихся.

5.    Мотивировать обучающихся на развитие художественного вкуса.

Деятельность обучающихся предусматривает следующие виды работы: беседы; наблюдения; игры; тренинги; ритмопластика; упражнения на дыхание, артикуляцию, голос; изучение и анализ художественного материала (тексты, фильмы, мультфильмы, спектакли); работа с разными видами этюдов; импровизации; постановка спектаклей; поездки в театры; встречи с представителями культуры; экскурсии.

Итак, можно смело сказать, что образовательные инструменты театральной педагогики дают ответы на многие вызовы, стоящие перед образованием и обществом в целом.

 

 

Литература

 

1. Климова Т.А., Косинец Е.И., Никитина А.Б. Театральная педагогика в современной школе / Т.А. Климова, Е.И. Косинец, А.Б. Никитина. – Текст : непосредственный // Искусство. Всё для учителя! – 2012. – №8. – С. 2-6.

2. Климова Т.А. Как театральная педагогика помогает в школе : [сайт]. – URL: https://newtonew.com/school/drama-education-in-russia. – Текст : электронный.


Терехова М.С., муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31», г

Терехова М.С., муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31», г

Уменьшение в целом культурного уровня – тоже проблема современного общества

Уменьшение в целом культурного уровня – тоже проблема современного общества

В связи с выше сказанным отметим, что необходим адаптированный инструментарий профессиональной театральной педагогики, а также новые способы вести диалог с детьми

В связи с выше сказанным отметим, что необходим адаптированный инструментарий профессиональной театральной педагогики, а также новые способы вести диалог с детьми

Содержательный компонент программы основывается на таких модулях обучения: 1

Содержательный компонент программы основывается на таких модулях обучения: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2021