Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже
Оценка 4.9

Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже

Оценка 4.9
Семинары
docx
администрации
Взрослым
07.12.2018
Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже
В колледж на обучение поступили 11 студентов с ограниченными возможностями здоровья. Перед педагогами колледжа стал вопрос: как обучать студентов с ограниченными возможностями здоровья, каким методам и принципам отдать предпочтение. Большинство учащихся имели отклонения в здоровье по слуху. В статье сделана подборка материала для оказания помощи педагогам в обучении студентов с ОВЗ.
Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже.docx
Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже Масанина Т.Н., методист Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. В основу инклюзивного   образования   положена   идеология,   которая   исключает   любую дискриминацию,   обеспечивает   равное   отношение   ко   всем   людям,   но   создает   особые условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности.  Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования.  В связи, с чем возник инклюзивный подход? Инклюзивный   подход   в   образовании   стал   утверждаться   в   связи   с   тем,   что   в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как   нарушение   здоровья,   приходит   «социальная»   модель,   которая   утверждает: причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом. Канадский философ,  Жан Ванье, который организовал школу для детей с ограниченными возможностями здоровья, сказал:  «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему­то научить»  Инклюзивное   образование   начинает   свой   путь   в   России   с   1991   года,   сначала   в   виде эксперимента, а в 2008 году появляются первые инклюзивные   классы, а затем школы. Основой для ведение образования детей с ОВЗ являются следующие документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в   Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.  № 181­ФЗ «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации»; 3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная  среда» на 2011­2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175; 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013­ 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792­р; 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от14.06.2013г № 464 «Об утверждении порядка   и   организации   и   осуществлении   образовательной   деятельности   по образовательным программам среднего профессионального образования»;  6.  Рекомендации  по  разработке  и   реализации  адаптированных  программ,   утвержденные директором Департамента государственной, политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерством образования и науки России от 20 апреля 2015г № 06­830НВ.  Основная   цель   инклюзивного   профессионального   образования   в   Российской Федерации – реальное обеспечение его доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствующее их социализации и интеграции в общество.  Что значит быть инклюзивным? Быть   инклюзивным   –   означает   искать   пути   для   всех   лиц   с   ограниченными возможностями   здоровья,   быть   вместе   во   время   обучения   (включая   детей   с инвалидностью). Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) Для   достижения   поставленной   цели   необходимо   решение   комплекса   основных задач:  развитие условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием электронного обучения   и   дистанционных   образовательных   технологий,   независимо   от   места проживания обучающихся; создание   инфраструктуры,   обеспечивающей   универсальную   безбарьерную   среду   в субъектах   Российской   Федерации   для   получения   профессионального   образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для успешного профессионального самоопределения и социализации инвалидов   и   лиц   с   ограниченными   возможностями   здоровья   посредством   системы профессионального образования.    Включающее инклюзивное образование базируется на восьми принципах: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное   образование   может   осуществляться   только   в   контексте   реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Методическим обеспечением образовательного процесса является наличие:  Адаптированной рабочей программы по дисциплине.  Адаптированной   образовательной   траектории     каждого   студента   в   зависимости   от медицинских показаний.   Комплекта  дидактических материалов.  Контрольно­измерительные материалы. Особенности процесса обучения студентов с ОВЗ:  Корректировка учебного процесса (сроки освоения тем, выполнения заданий, формы и методы обучения);  Корректировка критериев и условий определения результатов обучения;  Особая организация учебного пространства. В нашем колледже обучается 11 студентов с ОВЗ. Среди них большинство составляют подростки с нарушением слуха. Первичный   дефект   –   нарушение   слуха   приводит   к   отклонениям   развития   высших психических функций, которые развиваются в процессе общения и взаимодействия. В студенческом возрасте в условиях социальной и профессиональной адаптации вторичные дефекты   в   большей   степени   вызывают   проблемы   в   формировании   учебных   знаний   и умений.  Студенты не понимают смысл сказанного полностью, а создаётся впечатление, что они   имеют   недостаток   интеллекта.   Данный   дефект   затрудняет   формирование практических навыков.  Возникает   цепочка   нарушений:   нарушение   слуха   вызывает   нарушение познавательной   деятельности,   возникающая   при   этом   вторичная   проблема   –   это недоразвитие   речи   и,   соответственно,   нарушение   социальной   адаптации   и   учебной деятельности.  Более  низкая, по сравнению со слышащими,  продуктивность внимания  и памяти,   неумение   обобщать,   устанавливать   причинно­следственные   связи   и   т.д.   Таким образом,   главная   проблема   аномального   развития   студентов   с   ограниченными возможностями здоровья  по слуху связана с уменьшением объёма внешнего воздействия. А любая учебная деятельность в – первую очередь основана на внешних методах учебного воздействия.  Какие   методы   у   нас   преобладают   на   уроках?   Словесные!!!   А   у  человека   с нарушениями     по   слуху   с   детства   формируется   мышление   исключительно   с   помощью образов, а не слов. Учитывая пониженную активность мышления, низкий уровень речевого развития, для   организации   учебной   деятельности   студентов   с   ОВЗ   по   слуху,     необходимо предпочтение   отдавать   наглядно­действенному   и   наглядно­образному   мышления   над словесно­логическим.  Для данных студентов характерные привычные способы действия ­ воспроизведение по памяти. Педагогические принципы обучения студентов с нарушением слуха:  Наглядность;  Индивидуализация;  Коммуникативность на основе использования ИТ. Методы ведения уроков для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:  При   организации   образовательного   процесса   со   слабослышащими   студентами необходима особая фиксация на артикуляции выступающего.  С целью получения информации в полном объеме, обязательно звуковую информацию дублировать зрительной.   Процесс   обучения   требует   использования   дополнительных   приемов   для   повышения эффективности   запоминания   материала   (некоторые   основные   понятия   изучаемого материала   необходимо   объяснять   дополнительно,   уделять   повышенное   внимание специальным профессиональным терминам, постоянно писать на доске используемые термины и контролировать их усвоение).  Подача   учебного   материала   осуществляется   небольшими,   логически   законченными дозами.  Перед   каждым   видом   деятельности ставится   цель.   По   окончании   деятельности   ­ осуществляется закрепление.  Для обучающихся с характерными  трудностями в восприятии и медленном  усвоении материала  систематически используется повторение.  Большое по объему задание предлагается не целиком, а в виде последовательности отдельных частей, периодически контролируется выполнение каждой части и вносятся необходимые корректировки.   Для   слабослышащих   студентов   эффективна   практика   опережающего   чтения,   когда студенты   заранее   знакомятся   с   лекционным   материалом   и   обращают   внимание   на незнакомые слова и фрагменты.  Изложение   материала   должно   сопровождаться   простыми   предложениями,   без грамматических конструкций, с выделением главных идей.  С целью сокращения объема записей целесообразно использовать опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям.  Использовать   мотивирующие   факторы   контроля   знаний   (накопительные   оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Условия   организации   взаимодействия   в   учебном   процессе   реализуются   следующим образом:   четкость   планирования   урока   (определение   его   конкретных   целей,   понятные формулировки задания и выбор критерия оценки качества его выполнения); поэтапно разъяснять задание, учить последовательно выполнять задание, повторять при необходимости инструкцию к выполнению задания. наблюдать   за   учащимся,   стимулировать   к   достижению   гармоничных   совместных действий, направленных на решение задач, своевременно корректировать ход урока, при необходимости вмешиваться в действия мини­коллективов;  оценка результатов (самими учащимися, самооценка, оценка и советы педагога, как по знаниям,   так   и   по   результатам   взаимодействия,   совместная   рефлексия,   умение преподавателя стимулировать обучающихся  и вознаграждать их за успехи). личностная оценка индивидуальных достижений обучающихся («я сегодняшний лучше, чем я вчерашний»), без привязки к академическим нормам.     Обучение   студентов   с   ограниченными   возможностями   по   слуху   сопровождается коррекционно­обучающей деятельностью:   организация   специальных   индивидуальных   и   групповых   занятий   с   обучающимися   с приглашением, при необходимости,  сурдопедагога, социального педагога  и педагога­ психолога; осуществление   коррекционно­развивающей   деятельности   в   процессе   обучения   на урока.  Средства, используемые для обучения лиц с ограниченными возможностями  здоровья по слуху:  средства предметно­образной наглядности («натуральны» предметы, их плоскостные и объемные изображения); средства знаковой (условной) наглядности (схемы, опорные сигналы, чертежи, карты, графики, таблицы, опорные конспекты, словари терминов и т. д.); средства динамической наглядности (видеофильмы, кинофильмы или их фрагменты, компьютеры, презентации).   Особую   роль   в   педагогической   деятельности   играют   видеоматериалы.   Предъявляемая видеоинформация   может   сопровождаться   текстом,   или   сурдопереводом.   Обучающуюся функцию выполняют компьютерные модели, лабораторные практикумы и конструкторы. Эффективно   использование   письменных   и   устных  средств   коммуникации   при   работе   в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.  Необходимо предусмотреть перераспределение количественного соотношения лекционных и практических занятий в сторону увеличения практических. Требуется строгая дозировка умственной,   зрительной   и   слуховой   нагрузки     для   того,   чтобы   избежать   чрезмерного переутомления. Чтобы учащийся меньше писал – используются опорные конспекты. Мотивационным   фактором   в   интенсивной   учебной   работе   и,   в   первую   очередь, самостоятельной   является   личность   преподавателя.   Преподаватель   это   пример   для студента   как   профессионал,   как   творческая   личность.   Преподаватель   может   и   должен помочь  студенту раскрыть  свой  творческий  потенциал,  определить  перспективы  своего внутреннего роста. Для преподавателей, работающих со студентами с ОВЗ, рекомендуем сайт для работы и подготовки к экзаменам http://www.fipi.ru/trensborniki­OVZ.

Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже

Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже

Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже

Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже

Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже

Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже

Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже

Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже

Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже

Принципы и методы обучения студентов с ОВЗ в колледже
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2018