Тема: "Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования"
Цель:
Задачи:
Тип урока: обобщающий и систематизации знаний.
Оборудование: Физическая карта России, книги, атласы, контурные карты, ПК с выходом в Интернет на сайт www.ruschudo.ru (http://www.ruschudo.ru/regions/1.html), видео проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель географии: Все мы с вами любим любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты, окунуться в мир красок, звуков , которые дарит нам природа. Поэтому мы сегодня с вами, в составе исследовательской экспедиции, совершим путешествие по Русской равнине. Узнаем много нового, о природных богатствах этой территории. Используя раздел “Интернет” полюбуемся чудесами природы и архитектуры Русской равнины. Для этого нам нужно выбрать время года, которое вам больше всего нравится для путешествий и разделиться на группы.
Пояснение: Учащиеся должны сами выбрать время года (лето, зима, весна, осень). Урок проходит в классе, рисунки высвечиваются на экране.
Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности и еловые леса…
Но равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения России, положены железные дороги, образуя густую транспортную сеть. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва. Большое значение для развития хозяйства нашей страны имеют природные ресурсы. Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Вспомните, какие природные ресурсы вы знаете? Какие из них есть на Русской равнине?
2. Давайте займемся исследованием
На этот вопрос мы можем ответить, выполнив исследовательскую работу.
Для этого разделимся на группы:
3. Правила и приемы работы
Алгоритм задания.
Вопросы |
Проблема рационального использования |
1. Состав и местонахождение полезных ископаемых Русской равнины. 2. Найти на карте все бассейны полезных ископаемых. 3. Какими полезными ископаемыми обладает Ульяновская область? |
1. Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых. 2. Вывод: запасы и их ценность определить. |
Пояснение: используя учебник и атлас, ученики составляют схему:
1. Топливно-энергетические ресурсы:
а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.
б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.
в) торф.
2. Минеральные ресурсы:
а) металлические (железная руда,цветные металлы)- КМА,Кольский
полуостров.
б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро
Баскунчак.
Какой вывод можно сделать о минеральных природных ресурсах?
Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.
4. Практическая работа на контурной карте
Отметить бассейны:
Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.
5. Мозговой штурм
Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых?
Проблема: карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов.
Пути решения: рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.
Вывод: Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.
Учитель географии: Давайте посмотрим, к каким успехам пришли в ходе своей работы исследователи из второй группы?
Алгоритм задания
Вопросы |
Проблема рационального использования. |
По картам атласа и учебника найдите водные системы: 1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции. 2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки. 3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях. 4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами. 5. Какими породами представлены лесные ресурсы? |
1. Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины? Назвать отрицательные последствия ГЭС. 2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов? 3. Каковы пути решения проблемы рационального использования лесных ресурсов? |
Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины . Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей.
На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.
6. Мозговой штурм
Решите проблему рационального использования гидроэнергетических ресурсов.
При строительстве – отрицательные последствия ГЭС.
Пути решения проблемы. Дискуссия: надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?
Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.
Лесные ресурсы представлены разнообразными породами.
Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?
Сокращение площади лесов, изменение состава пород, уничтожение растений и животных, обмеление и загрязнение рек, эрозия почв.
Пути решения: лесовосстановление, мелиорация почв, создание заказников и заповедников.
Учитель географии: Третья группа готова рассказать о своих результатах.
Алгоритм задания.
Вопросы. |
Проблемы рационального использования. |
1. Назвать почвы Русской равнины и выделить среди них самые плодородные. 2. Каким образом используются эти почвы? 3. Что собой представляют агроклиматические ресурсы? |
1. Какие проблемы возникают при распашке земель? 2. Какие меры предпринимаются для улучшения земель и их рационального использования? |
Ученики: Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины, так как здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.
Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы.
На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.
Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.
К югу – садоводство, бахчеводство.
7. Мозговой штурм
Решите проблему использования почв.
Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).
Пути решения проблемы – мелиорация (борьба с эрозией, полезащитные полосы).
Учитель: четвертая группа занималась интереснейшим исследованием, давайте послушаем их.
Алгоритм задания.
Вопросы |
Проблема рационального использования |
1. Что означает термин “рекреационные ресурсы”. 2. Приведите примеры живописных ландшафтов и мест отдыха на территории Русской равнины. |
|
Ученик: Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха .Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, Легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.
Рекреационные ресурсы – места отдыха.
На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.
Учитель: В России проходил конкурс “7 чудес России”. Мы с вами можем посмотреть на сайте “Интернет” – претендентов и победителей.
www.rushudo.ru
http://www.rushdo.ru/regions (1.html)
Пояснение: все пересаживаются за компьютеры и исследуют сайт интернета.
А есть ли достопримечательности в нашей области. Назовите достопримечательности природы Ульяновской обл.
Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.
После окончания работы определяют в группах активно работавших учащихся и сами выставляют себе оценки.
8. Домашнее задание
Ресурс |
ГП |
Как использовать |
Экол.проблемы |
Пути решения проблем рационального природопользования |
|
|
|
|
|
1 группа
Исследуйте населенные пункты согласно заданию, составьте устно краткий ответ, ответив на вопросы.
1.г.Ухта,г.Москва,г.Ростов-на-Дону
2.г.Казань,г.Уфа,г.Нарьян-Мар
3.г.Курск,г.Мурманск
4.г.Апатиты,озеро Баскунчак и озеро Эльтон
5.Ульяновская область
Вопросы |
Проблема рационального использования |
1. Какие месторождения полезных ископаемых находятся вблизи этих населенных пунктов? 2. Найдите на карте все бассейны полезных ископаемых. |
1. Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых. 2. Вывод: каковы запасы и как их можно использовать? |
2 группа
Исследуйте географические объекты согласно заданию,ответив на вопросы.
1.Крупные реки,каналы
2.Гидроэлектростанции
3.Крупные порты
4.республика Коми,Кировская область,Нижегородская область.
Вопросы |
Проблема рационального использования. |
По картам атласа и учебника найдите водные системы: 1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции. 2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки. 3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях. 4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами. 5. Какими породами представлены лесные ресурсы? |
1. Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины? Назвать отрицательные последствия ГЭС.
2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов? 3. Каковы пути решения проблемы рационального использования лесных ресурсов? |
3 группа
Исследуйте субъекты РФ согласно заданию, составьте устно краткий ответ, ответив на вопросы.
1.Вологодская область
2.Воронежская область
3.Ставропольский край
4.Астраханская область
Вопросы. |
Проблемы рационального использования. |
1. Какие почвы Русской равнины преобладают в ваших субъектах и выделите среди них самые плодородные. 2. Каким образом используются эти почвы? 3. Что собой представляют агроклиматические ресурсы? |
1. Какие проблемы возникают при распашке земель? 2. Какие меры предпринимаются для улучшения земель и их рационального использования? |
4 группа
Исследуйте текст на стр.168учебника, ответьте на вопросы
Вопросы |
Проблема рационального использования |
1. Что означает термин “рекреационные ресурсы”. 2. Приведите примеры живописных ландшафтов и мест отдыха на территории Русской равнины. 3.Назовите рекреационные объекты Ульяновской области. |
1.Как хозяйственная деятельность людей влияет на количество и качество рекреационных объектов? |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.