Приручение огня

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека. Оборудование: иллюстрации с изображением способов добычи и использования ископаемого топлива, коллекции «Каменный уголь и его применение», «Нефть и нефтепродукты», «Торф и его применение». Беседа. – Что приводит тела в движение или вызывает их изменение? – В каком виде можно запасти и сохранить энергию? – Когда и при каких условиях выделяется энергия? Отвечают на вопросы. – Прочитайте диалог на с. 104. – О чём в нём идёт речь? Какой у вас возникает вопрос? – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. – Откуда берётся энергия в хозяйстве человека? – «Топливо».
Иконка файла материала konsp_okr_4kl_ur25-korr.doc
Окружающий мир Урок 25.  РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА Тема: Приручение огня Цели:  – Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека. Оборудование:  иллюстрации   с   изображением   способов   добычи   и   использования   ископаемого   топлива,   коллекции «Каменный уголь и его применение», «Нефть и нефтепродукты», «Торф и его применение». Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 4  3  Беседа. – Что приводит тела в движение или вызывает их изменение? – В каком виде можно запасти и сохранить энергию? – Когда и при каких условиях выделяется энергия? Отвечают на вопросы. – Прочитайте диалог на с. 104. – О чём в нём идёт речь? Какой у вас возникает вопрос? – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. – Откуда берётся энергия в хозяйстве человека? – «Топливо». © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и.ΙΙ  Совместное  открытие знаний. – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? 4 5  6  7  2  4  3 1. Работа в учебнике. –  Как   получают   и   на   что   тратят   энергию   растения,   животные   и   человек? (Растения   получают   энергию   солнца,   животные   и   человек   получают   энергию питательных веществ. Организмы тратят энергию на рост, развитие, движение и другие процессы, связанные с жизнедеятельностью.) – А может ли человек получать и использовать энергию вне своего организма? (Да. Сжигая уголь или дрова, человек получает тепло.) – Выполните задание на с. 104. – Удобно ли пользоваться костром для приготовления пищи и обогрева? ( Нет.) Выполняют задание. – Какие приспособления появились у людей для приготовления пищи, обогрева? (Газовые и электрические плиты, печки и обогреватели.) (См. рисунок на с. 104.) –  Только ли для домашних нужд необходим огонь? Где ещё он используется? (Человек   использует   огонь   на   заводах   и   фабриках,   электростанциях,   для движения.) – Что сейчас использует человек для получения огня? Выполните первое задание классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. © ООО «Баласс», 2014на с. 105. Выполняют задание. 2. Работа с коллекциями «Торф», «Нефть», «Уголь» (можно по группам) по плану: – Как выглядит полезное ископаемое? – Как оно образовалось? – Как его добывают? Рассматривают   коллекции,   обсуждают   ответы   на   вопросы   плана, выполняют задание. – Почему топливо называют ископаемым? Что получают из ископаемого топлива? (Работа с коллекциями.) – Ископаемое топливо образовалось глубоко под землёй, очень давно. В нём запасена энергия солнца, полученная планетой много лет назад. –  Бесконечны ли запасы ископаемого топлива? Что делать человеку, когда эти запасы истощатся? – Как мы ответим на вопрос урока? –  Запасы ископаемого топлива когда­нибудь закончатся. Человек будет искать новые виды топлива. – Человек перерабатывает разные виды топлива и получает энергию. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 4 3 7 2 3 4 3 2 1. Работа по учебнику. Вопросы на с. 106. 2. Работа в рабочей тетради. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  © ООО «Баласс», 2014высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. знаний. VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Два­три задания на выбор в рабочей тетради. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. 3. Игра. – Смог бы самолёт летать на паровом двигателе? Почему? –  Как бы двигалась машина или паровоз (тепловоз, электровоз) на реактивном двигателе? – Смогла бы ракета взлететь на двигателе внутреннего сгорания? Играют по цепочке: один задаёт вопрос, другой объясняет. 4. Проверочная работа № 15. Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Чтение учебника (тема 23.) Одно­два задания на выбор. Вопрос: как попадает тепло в твою квартиру?  – Посоветуйся с родителями. 4   Обмен мнениями по результатам выполнения заданий. – Что нового вы узнали на уроке? © ООО «Баласс», 2014– Какое топливо и как использует человек? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Возможные ответы на задания рабочей тетради. В    задании 1 ученики напишут, что энергия для разведения огня и горения костра была запасена в древесине (усвоенная солнечная энергия в прошлом.) Выполнив задание 2  , школьники получат следующую таблицу.   На вопрос задания 4 о том, чем уголь лучше дров, ученики могут ответить, что при сжигании уголь даёт больше тепла. © ООО «Баласс», 2014В    задании 5 они напишут, что из нефти можно сделать топливо для двигателя внутреннего сгорания, более сильного и мощного, чем паровой двигатель (кроме того, нефть удобнее транспортировать, а главное – её удаётся разделить на отдельные вещества, каждое из которых используется по­разному: бензин, керосин.) В    задании 6 ребята должны доказать, что газ лучше нефтепродуктов. Они могут написать, что газ при сгорании меньше загрязняет воздух. Выполняя задание 7  , ученики могут выделить следующие причины, заставляющие людей искать новые виды топлива: 1) требуется всё больше топлива для техники; 2) требуется топливо, которое  не загрязняет  природу; 3)  запасы  многих видов ископаемого топлива истощаются. В задании 8 школьники должны объяснить, почему не делают самолёты с паровым двигателем. Основная причина этого – малая эффективность парового двигателя, но ребятам проще ответить, что паровому двигателю потребуется так много дров, что самолёт не сможет взлететь.   Выполняя задание 9, ребята раскрасят рельс, кирпич, воду (древесина, бумага и керосин горят). В  задании 10  ученики могут написать: «Не оставляй печь открытой – может возникнуть пожар» (рисунок слева); «Не отходи   от  плиты   во   время  приготовления   пищи  –  она  может  залить  огонь» (средний   рисунок); «Не   храни   горючие материалы дома» (рисунок справа). Возможные ответы на задания проверочной работы № 15. Вариант 1. Необходимый и Повышенный  уровни. Парусное судно – сила ветра. Пароход – уголь. Теплоход – солярка. Моторная   лодка   –   бензин.  Максимальный   уровень  (например).   Лошадь   и   сено   в   прошлом,   автомобиль   и   бензин   в настоящем. Печь и дрова в прошлом, котёл и природный газ в настоящем. Мышечная сила (растягивание лука) и еда в прошлом, ружьё и порох в настоящем. © ООО «Баласс», 2014Вариант 2.  Необходимый и Повышенный   уровни. Мазут – завод. Солярка – трактор. Керосин – самолёт. Бензин – грузовик.  Максимальный уровень  (например). Свеча и жир в прошлом, лампочка и уголь в настоящем. Печь и дрова в прошлом, котёл и природный газ в настоящем. Мышечная сила (гребля) и еда в прошлом, моторная лодка и бензин в настоящем. © ООО «Баласс», 2014

Посмотрите также