Цели:
– Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.
Оборудование: иллюстрации с изображением способов добычи и использования ископаемого топлива, коллекции «Каменный уголь и его применение», «Нефть и нефтепродукты», «Торф и его применение».
Беседа.
– Что приводит тела в движение или вызывает их изменение?
– В каком виде можно запасти и сохранить энергию?
– Когда и при каких условиях выделяется энергия?
Отвечают на вопросы.
– Прочитайте диалог на с. 104.
– О чём в нём идёт речь? Какой у вас возникает вопрос?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– Откуда берётся энергия в хозяйстве человека?
– «Топливо».
Окружающий мир
Урок 25.
РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА
Тема: Приручение огня
Цели:
– Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.
Оборудование: иллюстрации с изображением способов добычи и использования ископаемого топлива, коллекции
«Каменный уголь и его применение», «Нефть и нефтепродукты», «Торф и его применение».
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
4 3
Беседа.
– Что приводит тела в движение или вызывает их изменение?
– В каком виде можно запасти и сохранить энергию?
– Когда и при каких условиях выделяется энергия?
Отвечают на вопросы.
– Прочитайте диалог на с. 104.
– О чём в нём идёт речь? Какой у вас возникает вопрос?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– Откуда берётся энергия в хозяйстве человека?
– «Топливо».
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и.ΙΙ Совместное
открытие знаний.
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План. 3
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
4 5 6 7 2 4 3
1. Работа в учебнике.
– Как получают и на что тратят энергию растения, животные и человек?
(Растения получают энергию солнца, животные и человек получают энергию
питательных веществ. Организмы тратят энергию на рост, развитие, движение и
другие процессы, связанные с жизнедеятельностью.)
– А может ли человек получать и использовать энергию вне своего организма?
(Да. Сжигая уголь или дрова, человек получает тепло.)
– Выполните задание на с. 104.
– Удобно ли пользоваться костром для приготовления пищи и обогрева? ( Нет.)
Выполняют задание.
– Какие приспособления появились у людей для приготовления пищи, обогрева?
(Газовые и электрические плиты, печки и обогреватели.)
(См. рисунок на с. 104.)
– Только ли для домашних нужд необходим огонь? Где ещё он используется?
(Человек использует огонь на заводах и фабриках, электростанциях, для
движения.)
– Что сейчас использует человек для получения огня? Выполните первое задание
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
© ООО «Баласс», 2014на с. 105.
Выполняют задание.
2. Работа с коллекциями «Торф», «Нефть», «Уголь» (можно по группам)
по плану:
– Как выглядит полезное ископаемое?
– Как оно образовалось?
– Как его добывают?
Рассматривают коллекции, обсуждают ответы на вопросы плана,
выполняют задание.
– Почему топливо называют ископаемым? Что получают из ископаемого топлива?
(Работа с коллекциями.)
– Ископаемое топливо образовалось глубоко под землёй, очень давно. В нём
запасена энергия солнца, полученная планетой много лет назад.
– Бесконечны ли запасы ископаемого топлива? Что делать человеку, когда эти
запасы истощатся?
– Как мы ответим на вопрос урока?
– Запасы ископаемого топлива когданибудь закончатся. Человек будет искать
новые виды топлива.
– Человек перерабатывает разные виды топлива и получает энергию.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
4 3 7 2 3 4 3 2
1. Работа по учебнику.
Вопросы на с. 106.
2. Работа в рабочей тетради.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план.)
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
© ООО «Баласс», 2014высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли
в устной форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
знаний.
VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
Дватри задания на выбор в рабочей тетради.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания.
3. Игра.
– Смог бы самолёт летать на паровом двигателе? Почему?
– Как бы двигалась машина или паровоз (тепловоз, электровоз) на реактивном
двигателе?
– Смогла бы ракета взлететь на двигателе внутреннего сгорания?
Играют по цепочке: один задаёт вопрос, другой объясняет.
4. Проверочная работа № 15.
Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или
одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Чтение учебника (тема 23.) Однодва задания на выбор. Вопрос: как попадает
тепло в твою квартиру?
– Посоветуйся с родителями.
4 Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.
– Что нового вы узнали на уроке?
© ООО «Баласс», 2014– Какое топливо и как использует человек?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Возможные ответы на задания рабочей тетради.
В задании 1 ученики напишут, что энергия для разведения огня и горения костра была запасена в древесине (усвоенная
солнечная энергия в прошлом.)
Выполнив задание 2
, школьники получат следующую таблицу.
На вопрос задания 4 о том, чем уголь лучше дров, ученики могут ответить, что при сжигании уголь даёт больше тепла.
© ООО «Баласс», 2014В задании 5 они напишут, что из нефти можно сделать топливо для двигателя внутреннего сгорания, более сильного и
мощного, чем паровой двигатель (кроме того, нефть удобнее транспортировать, а главное – её удаётся разделить на
отдельные вещества, каждое из которых используется поразному: бензин, керосин.)
В задании 6 ребята должны доказать, что газ лучше нефтепродуктов. Они могут написать, что газ при сгорании меньше
загрязняет воздух.
Выполняя задание 7
, ученики могут выделить следующие причины, заставляющие людей искать новые виды топлива: 1)
требуется всё больше топлива для техники; 2) требуется топливо, которое не загрязняет природу; 3) запасы многих
видов ископаемого топлива истощаются.
В задании 8 школьники должны объяснить, почему не делают самолёты с паровым двигателем. Основная причина этого –
малая эффективность парового двигателя, но ребятам проще ответить, что паровому двигателю потребуется так много
дров, что самолёт не сможет взлететь.
Выполняя задание 9, ребята раскрасят рельс, кирпич, воду (древесина, бумага и керосин горят).
В задании 10 ученики могут написать: «Не оставляй печь открытой – может возникнуть пожар» (рисунок слева); «Не
отходи от плиты во время приготовления пищи – она может залить огонь» (средний рисунок); «Не храни горючие
материалы дома» (рисунок справа).
Возможные ответы на задания проверочной работы № 15.
Вариант 1. Необходимый и Повышенный уровни. Парусное судно – сила ветра. Пароход – уголь. Теплоход – солярка.
Моторная лодка – бензин. Максимальный уровень (например). Лошадь и сено в прошлом, автомобиль и бензин в
настоящем. Печь и дрова в прошлом, котёл и природный газ в настоящем. Мышечная сила (растягивание лука) и еда
в прошлом, ружьё и порох в настоящем.
© ООО «Баласс», 2014Вариант 2. Необходимый и Повышенный уровни. Мазут – завод. Солярка – трактор. Керосин – самолёт. Бензин –
грузовик. Максимальный уровень (например). Свеча и жир в прошлом, лампочка и уголь в настоящем. Печь и дрова в
прошлом, котёл и природный газ в настоящем. Мышечная сила (гребля) и еда в прошлом, моторная лодка и бензин в
настоящем.
© ООО «Баласс», 2014