Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur49_+.doc
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ Русский язык Урок 49 (44). Тема: Приставки про­ и пра­, по­ и па­, их правописание. Цель:   – развитие умений различать приставки про­ и пра­, по­ и па­, научиться правильно выбирать букву гласного с опорой на значение приставок. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Формирование УУД, Ход урока ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  5  1. Языковая разминка. 1.  Словарная   работа   с   опорой   на   «Школьный   орфографический словарь». – Прочитайте предложения, записанные на доске: о или а? На к_фтане к_рман, а в к_рмане – б_нан. и или е? Сидел под с_ренью с_ньор Пом_дор Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  © ООО «Баласс», 2013 1И заодно охранял кор_дор. (Л. Парамонова) – Найдите в словаре слова с пропущенными буквами. – Каким словарём вы воспользуетесь? (Орфографическим.) Запомните написание этих слов. – Спишите предложения. (Проверка сигнальными карточками.) – В каких словах надо запомнить написание двух букв гласных? 2. П. Выборочная проверка задания № 9 (рабочая тетрадь). –  Прочитайте   отрывок   из   сказки   Л.   Петрушевской.   В   чём   его особенность? – Поняли ли вы что­то из этого отрывка? –  Что вам помогало? (Сходство с существующими словами, вопросы, предлоги и приставки.) –  Какие буквы вы вставили на месте пропусков? Почему? (Есть такие приставки и предлоги: по, на, от, за, про.) – Как вы отличали предлоги от приставок, ведь смысл слов непонятен? –  Какая   есть   подсказка   перед   текстом?   (Предлоги   никогда   не встречаются перед словами­названиями действий.) – Прочитайте слова с предлогами. С какими словами (названиями) они употребляются? (С названиями предметов/существительными.) – В каких словах есть приставки? Что называют эти слова? (Действия.) 3 4 1 3 3  В правиле среди приставок с буквами о и а есть приставки про­ и пра­. – Какая приставка встречается чаще? (про­) – Приведите примеры слов с приставкой про­. (Прочитал, промолчал, проезд и т.д.) – А теперь послушайте слова: прабабушка, прадедушка, правнучка. учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  © ООО «Баласс», 2013 2задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Открытие новых  знаний. – Какую букву гласного нужно написать в приставке – о или а? – Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Ваши версии. (Подобрать проверочное слово / посмотреть в словарь / вывести новое правило.) – На этот вопрос будем искать ответ на уроке. – Запишите проблемный вопрос: Как различать приставку про­ и пра­? – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  Поиск решения. 1. Наблюдение над словами с приставками пра­ и про­; по­ и па­. а) Упр. 154. Выполняется под руководством учителя. – Найдите слова пробежка и прабабушка. –  В каких группах слов они встречаются? (Пробежка  во 2­й группе с приставками про­, прабабушка в 3­й группе с приставками пра­.) –  Почему слова с приставкой  про­  находятся в двух столбиках? (Под ударением и без ударения.) – Какое общее значение есть во всех словах в 3­й группе, с приставкой пра­?   (Названия   родственных   отношений   со   значением   «старый, древний».) –  Можно   ли   среди   этих   слов   найти   проверочные   для   каждого   вида приставок   –  про­  и  пра­?   Какие   это   слова?   (С   ударным   гласным   в приставке.) Назовите их. Сделайте вывод: как отличить приставку пра­ от приставки про­? Вывод: приставка  пра­  пишется в словах, указывающих на степень родства, имеет значение «старый, древний». В остальных случаях – © ООО «Баласс», 2013 3приставка про­. б)  Упр. 155 – организуется наблюдение над словами с приставками по­ и па­. –  Прочитайте   задание.   На   какой   вопрос   мы   должны   ответить?   (Как различать приставки па­ и по­?) Ученики   с   комментированием   записывают   слова   и   выделяют приставки. – В каких словах встречается приставка па­? – Какое она имеет значение? (См. в сносках – неродной.) – В чём ещё особенность этой приставки (сравни с приставкой пра­)? Подсказка:   в   каком   положении   находится   гласный   в   приставке? (Гласный под ударением.) – Какая приставка чаще встречается в словах? Проверьте себя: есть ли приставка па­ в списке правила? Сделайте вывод   Вывод: приставка па­ редко встречается в словах, она всегда ударная. Слова пасынок, паводок разбирают по составу. – Что означает слово паводок?  : как отличить приставку па­ от приставки по­? IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  1 3 5 1  3  Работа в учебнике. 1. Упр. 157. Выполняется в следующей последовательности: а)  Чтение текста и беседа по вопросу в конце текста (проситель  – устаревшее   слово,   означает   «человек,   который   обращается   с просьбой,   прошением   куда­либо   или   к   кому­либо»;  попрошайка  – употребляется в современной разговорной речи, означает «тот, кто Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. © ООО «Баласс», 2013 43. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. назойливо выпрашивает, надоедает просьбами»). б) Запись однокоренных слов, наблюдение за чередованием согласных в корне. Запись:  просьба,   прошение,   проситель,   попрошайка. устарели. в) В тексте только одно слово с приставкой про­ (прошло; сравним: ушло, пришло, перешло и т.д.). 2. Самодиктант. Упр. 156. Взаимопроверка.  В   старину, Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.   – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) – Что нового вы узнали на уроке? – Что помогает отличить приставку пра­ и па­ от сходных с ними про­ и по­? (Значение, ударение.) – Выполните задание № 4, тема 4 в рабочей тетради. – Сравните свой ответ с ключом в приложении (4). Что вам помогло в VΙ . Итог урока. © ООО «Баласс», 2013 5выборе правильного варианта? (Значение приставки пра­.) –  Какую   букву   вы   напишете   в   слове   3­го   варианта?   Почему   оно   не подходит для ответа? (Здесь нет приставки.)   4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 4, с. 131. 2. Задание № 7, тема 4 из рабочей тетради. Деятельность учеников:  – Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги.   –  Мотивировать  слитное – раздельное написание (по­  – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно;  по  – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма­пробел).  – Различать приставки по­ и па­, про­ и пра­. © ООО «Баласс», 2013 6