Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.
Оценка 4.6

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.

Оценка 4.6
Лекции
docx
математика +1
5 кл—9 кл
27.02.2018
Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики.
Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. При переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей. В работе показаны различные приемы, которые помогают при работе на уроках физики и математики.
приемы смыслового чтения.docx
МБОУ «Кадуйская средняя школа» Учитель физики и математики Андрух Наталья Васильевна Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики. Чтение делает человека знающим,  беседа — находчивым,  а привычка записывать — точным.                                                  Бэкон Ф. Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены “ключевые компетентности”. Новое качество обучения требует разработки и отбора приемов и технологий,  обеспечивающих деятельностный подход. Сегодня же, нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей  развития читательской грамотности является стратегиальный подход к  обучению смысловому чтению.  Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание смыслового содержания текста.  Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД: •  личностные УУД –  мотивация чтения,  мотивы учения, отношение к себе и к школе; •  регулятивные УУД – принятие обучающимся  учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; • познавательные УУД – логическое и абстрактное  мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация  внимания, объём словаря; • коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить  сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно  передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Стратегия смыслового чтения 1. Поиск информации и понимание прочитанного 2. Преобразование и интерпретация 3. Оценка информации Одним из решений этой проблемы является организация систематической  работы с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во  время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования  умений работы с текстом относят следующие: Y – YI классы  выделение главного в тексте;  составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;  умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;  грамотно пересказать прочитанный текст. YII – YIII классы  умение составить план прочитанного;  воспроизводить текст по предложенному плану;  умение пользоваться образцами решения задач;  запоминание определений, формул, теорем. IX – XI классы  работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);  использование новой теории в различных учебных и жизненных  ситуациях;  подтверждение научных фактов;  конспектирование новой темы. Причины возникновения проблем при работе с математическим  текстом: 1. Своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и  краткость изложения  2. Широкое применение символики, преобладание дедуктивного метода  изложения информации 3. Тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами 4. В текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в  тексте» ­ это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы Ключевые направления работы с  текстом: выделение главного в тексте;   умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;   умение воспроизводить текст по предложенному плану;      умение пользоваться образцами решения задачи. грамотно пересказать прочитанный текст; запоминание правил, формул; составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; 1 этап – работа до чтения 2 этап – работа с текстом  3 этап – работа после чтения Помочь оживить урок и сделать его более эффективным в плане развития  ключевых компетентностей учащихся может американская технология  развития критического мышления (ТРКМ), известная в России с 1997г. Она  предлагает строить урок по схеме: вызов ­ реализация смысла – рефлексия,  используя набор приемов и стратегий. Особенно эффективна данная  технология при работе учащихся с учебным текстом. На предметах устно­ практического характера, таких как физика и математика, часто приходится  работать с “сухими” информационными текстами, научными и  публицистическими. Приемы ТРКМ одинаково хорошо “работают” на обоих  из них. Рассмотрим некоторые из приёмов работы с текстом (рис. 1): Рис.1. Методические приемы ТРКМ : вопросы к тексту учебника. 1    Приём Например:тема: «Окружность и круг» (5 класс)  1. Прочитайте текст.  2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?  3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?  4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это  предложение главное?  2Приём работы с кластером Кластеры (автор ­ Гудлат) – выделение смысловых единиц текста и  графическое оформление в определенном порядке в виде кластера, грозди.  Делая какие­то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно  распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Слово  “кластер” в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера  позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой­либо темы.  Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в  разные стороны стрелки­лучи, которые соединяют слово с другими, от  которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее (рис. 2). Кластер  может быть использован на самых разных стадиях урока. Например, этот  прием может быть применен в стадии вызова, когда мы систематизируем  информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде  вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, на уроке математики по теме «Положительные и отрицательные  числа» Рис. 2. Кластер: положительные и отрицательные числа Большой потенциал имеет этот прием и на стадии рефлексии: это  исправления неверных предположений, заполнение на основе новой  информации, установление причинно­следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по  всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом  является презентация кластеров. Задача этой формы не только в  систематизации материала, но и установлении причинно­следственных связей  между гроздьями. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких  “гроздей”, выделение новых. На стадии рефлексии работа с кластерами  завершится. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся  возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое  задание. Вариацией кластера может быть составление концептуальной  таблицы по теме. 3 Прием: «Инсерт». Технология “критическое мышление” предлагает методический прием,  известный как инсерт (I – interactive, N – noting, S – system, E – effective, R –  reading, T – thinking (интерактивная системная разметка для эффективного  чтения и размышления) авторов Вогана и Эстеса). Этот прием является  средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного  текста. Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их  карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.  Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки  могут быть следующие: Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте  информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.  При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет  значения. Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация.  Учащийся ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается  с прочитанным текстом. Знаком “минус” (­) отмечается то, что идет вразрез с  имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. Знаком  “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует  дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с  текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно  школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном  тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом  важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. Весьма интересным в этом приеме является знак “вопрос”. Авторы учебников  ставят перед учащимися самые разные вопросы, учитель на уроке требует  ответов на них, а вот места для вопросов самих детей ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат всего этого хорошо известен: школьники не всегда  умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их  задавать. А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина  ответа. Именно поэтому знак “вопрос” весьма важен во всех отношениях.  Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать,  что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается “за  кадром”. А это стимулирует учащихся к поиску ответа на вопрос, обращению  к разным источникам информации. Технологический прием “Инсерт” и  таблица “Инсерт” сделают зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”. 4 Прием: Составления маркировочной таблицы “ЗХУ”       является вариацией вышеописанного метода “Инсерт”. Одной из возможных  форм контроля эффективности чтения с пометками является составление  маркировочной таблицы. В ней три колонки: что мы знаем, что мы хотим  узнать, что мы узнали. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения,  понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или  иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет  учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и  поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица  заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее  дома, а на данном уроке записать в каждой колонке один ­ два тезиса или  положения. Например, по геометрии по теме «Многоугольники». V уже знал +  ­   узнал новое думал иначе ? есть вопросы o определение  многоугольника o не понял как  получили формулу o Многоугольник o Периметр  многоугольника o Диагональ  o Угол o Противоположные  стороны, вершины четырехугольника o o o Внутрен няя, внешняя область  многоугольн ика Выпуклы й  многоугольн ик (n­ 2)•180° 5 Прием:  «Синквейн» Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из  пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная одним  словом, обычно существительным; вторая – описание темы в двух словах, как  правило, прилагательными, третья – описание действия в рамках данной темы  тремя словами, обычно глаголами, четвертая строка – фраза из четырех слов,  выражающая отношение автора к данной теме, и пятая – одно слово, синоним  к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее  суть темы. Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для  синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза оценки  понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн – резюмирует  информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких  словах. Использовать синквейны можно при изучении любой темы: Например, на уроке физики по теме «Двигатель внутреннего сгорания». Двигатель. Горячий, рычащий. Помогает, возит, отравляет. Друг нам или враг? ! Железка.  6Приём: «Тонкие» и « Толстые» вопросы  Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А  можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту  параграфа и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;  «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение  соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается  сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с  пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя  таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.   «Толстые» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? «Тонкие» вопросы Кто..? Что…?  Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?      записи   7Приём: «Составление краткой   Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать  проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.      задачи» Формы краткой записи:  ключевые слова с указанием связей;   таблицы; схемы. Например, задачи на движение. Этот прием можно использовать и при решении задач при подготовки к ОГЭ 9 класс. Задача: Из А в В одновременно выехали два автомобилиста. Первый проехал  с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину  пути  со скоростью, меньшей скорости первого автомобилиста на 6 км/ч, а  вторую половину пути проехал со скоростью 56 км/ч, в результате чего  прибыл в В одновременно с первым автомобилистом. Найдите скорость  первого автомобилиста, если известно, что она больше 45 км/ч.     «Составление вопросов к задаче»  8Приём:   Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической  задачи, формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно  использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные  данные; нужны дополнительные данные. Например, задача по теме «Смеси» Описать с помощью таблицы смесь азотной и соляной кислот,  если известно, что доля азотной кислоты 0,4, а её масса 430 кг. Решение: Определим массу всей смеси по формуле Масса всей смеси 1075 кг Доля   0,4    Доля      0,6 Масса   430 кг Масса    645 кг 9 Прием: “Верные или неверные утверждения или “Верите ли Вы?” может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая  “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему  (ситуацию, обстановку, систему правил).  Например,в начале изучения темы “Углы” в 5 классе можно предложить  учащимся поиграть в игру “Верю ­ не верю”:  Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом  Угол – это геометрическая фигура.  Угол состоит из двух пресекающихся прямых  Бывают углы остроумные и тупые  Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки  Равные углы – это те, у которых равны стороны  Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.  Бывает угол прямой  Угол может быть тощим  Острый угол – это угол, который меньше прямого  Веришь, что Шарль Перро, автор “Красной Шапочки”, написал сказку  “Любовь угла и линейки”? Например, задания из ОГЭ 9 класс: Известно, что a > b > c. Какое из следующих чисел отрицательно? В ответе укажите номер правильного варианта. Например, задание верно­неверно из ОГЭ 9 класс : 1. Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную этой прямой. 2. Треугольник со сторонами 1, 2, 4 существует. 3. Если в ромбе один из углов равен 90°, то такой ромб — квадрат. В ответе укажите номер правильного варианта. Асмолов А. Г. Системно – деятельностный подход к разработке  Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения  правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их,  вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно  понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. При  переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это  позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных  способностей.  Литература: • стандартов нового поколения / / Педагогика, 2009. №4. – с. 18 – 22. • основной      школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие  для учителя/– М.:Просвещение, 2010. • мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / – 2 –  е изд., дораб. – М .: Просвещение, 2011. – 223 с. : ил. – (Работаем по новым  стандартам). • основного общего образования / и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение,  2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения). •       http://mathege.ru. А.Г. Асмолова­ формирование универсальных учебных действий в  С. И. Заир – Бек, И, В. Муштавинская­ развитие критического  Федеральный государственный образовательный стандарт  Открытый банк заданий по математике ОГЭ 2018.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики.

Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на  уроках математики и физики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018