Цели урока:
- изучение признаков делимости ; сформировать навык определения чисел, делящихся на 2, на 3, на 5, на 9 ,на 10 без непосредственного деления, а на основании признаков делимости;
- развитие внимания, умения анализировать и сопоставлять; развитие умения работать по аналогии, развитие зрительной памяти;
- воспитание аккуратности, умения организовывать свою работу и поэтапное её выполнение, формирование адекватной самооценки.
Тип урока: урок новых знаний (основной объём)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вводное повторение
А) теоретический опрос
- Какие числа называются натуральными?
- Дать определение четного, нечетного числа.
- Что называется делителем числа a? Назовите делители чисел 6, 23, 15.
- Что называется кратным числа a? Назовите несколько чисел кратных 6, 23, 15.
- Назовите свойства деления.
- Назовите какие-нибудь два числа, делителем которых являются числа 10, 5, 2, 25, 100.
- Известно, что некоторое число делится на 10. Делится ли оно на 2? На 5?
Б) Скоросчёт (1 мин, самопроверка)
515:5 350:5 225:25 375:25 450:50
1050:50 2000:125 1000:125 400:25 800:25
В) Математический диктант. «Да» и «нет» не говорите, лучше сразу напишите».
Делится ли:
34 – 8 на 8; 32 – 8 на 4; 34 * 8 на 4; 34 * 9 на 3; 66+111 на 11; 202х*105 на 101?
Самопроверка: нет, да, да, да, нет, даНачнем нашу работу с небольших чисел.
Задание: Запишите по четыре двухзначных или трехзначных числа в каждую из трех строк. В первую строку, числа, о которых вы знаете, что они делятся на 2, во вторую строку – числа, которые делятся на 5 и в третью строку – числа, которые делятся на 10.
Пример выполнения задания на доске:
2: 28 14 400 66 32
5: 475 60 55 555 700
10: 60 750 320 600
А). Обратим внимание на первую строку. Подчеркните во всех числах этой строки последнюю цифру. Назовите все цифры, которые подчеркнули (ответ учащихся – 0, 2, 4, 6, 8). Давайте подумаем, как называются эти цифры? Ответ: четные (в случае затруднения учитель наводит учащихся на мысль о другой группе цифр 1, 3, 5, 7, 9).
Далее учащимся предлагается сформулировать признак делимости чисел на два: если число оканчивается четной цифрой (0, 2, 4, 6, 8), то это число делится на два.
Дополнительный вопрос: Как называются числа, которые оканчиваются четной цифрой?
Б). Обратим внимание теперь на последнюю цифру у чисел второй строки (которые делятся на 5). Подчеркните эту цифру и назовите.
Сформулируем признак делимости чисел на пять: если число оканчивается на 0 или на 5, то число делится на пять.
Дополнительный вопрос: Какой цифрой оканчиваются числа, которые делятся на 5?
В). Что можно сказать о последней цифре чисел, которые делятся на 10?
Сформулируйте признак делимости на 10: если число оканчивается нулём, то число делится на 10.
Дополнительный вопрос: Как вы думаете, чем оканчиваются числа, которые делятся без остатка на 100? на 1000?
1 урок.docx
Тема: Признаки делимости.
1 урок.
Цели урока:
изучение признаков делимости ; сформировать навык определения чисел, делящихся на
2, на 3, на 5, на 9 ,на 10 без непосредственного деления, а на основании признаков
делимости;
развитие внимания, умения анализировать и сопоставлять; развитие умения работать по
аналогии, развитие зрительной памяти;
воспитание аккуратности, умения организовывать свою работу и поэтапное её
выполнение, формирование адекватной самооценки.
Тип урока: урок новых знаний (основной объём)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вводное повторение
А) теоретический опрос
Какие числа называются натуральными?
Дать определение четного, нечетного числа.
Что называется делителем числа a? Назовите делители чисел 6, 23, 15.
Что называется кратным числа a? Назовите несколько чисел кратных 6, 23, 15.
Назовите свойства деления.
Назовите какиенибудь два числа, делителем которых являются числа 10, 5, 2, 25, 100.
Известно, что некоторое число делится на 10. Делится ли оно на 2? На 5?
Б) Скоросчёт (1 мин, самопроверка)
350:5
2000:125
225:25
1000:125
515:5
1050:50
375:25
450:50
400:25
800:25
В) Математический диктант. «Да» и «нет» не говорите, лучше сразу напишите».
Делится ли:
34 – 8 на 8; 32 – 8 на 4; 34 * 8 на 4; 34 * 9 на 3; 66+111 на 11; 202х*105 на 101?
Самопроверка: нет, да, да, да, нет, да
3. Постановка задачи, определение темы урока
Ребята, когда я спешила на урок, мне вручили телеграмму, а знаете от кого? …Эта
телеграмма от доктора Айболита. И мне хотелось бы поделиться с вами её содержанием
(зачитывается телеграмма, в которой Айболит просит о помощи. Примерное содержание
телеграммы содержится в приложении 1, карта со списком домов в приложении 2).
Телеграмма
Дорогие ребята, сейчас я лечу на планету Миллиония, там вспыхнула страшная эпидемия,
если её не предотвратить в течение нескольких часов, от её быстрого распространения
погибнут все звери на этой планете. На планете Миллиония миллионы улиц, на каждой из
которых миллионы домов, в каждом из которых миллионы этажей. Обойти все эти дома я
не успею. Если срочно не помочь – зверюшки погибнут. Но у меня есть достоверная
информация о том, что эпидемия началась на Зоологической улице в одном из домов и ещё
не распространилась на другие дома. Номер этого дома делится одновременно на число 2 и
на число 5. Высылаю карту со списком домов. Помогите найти нужный номер дома. О, если
я не найду. Я же совсем пропаду. Что станется с ними, с больными, С моими зверями
родными!
С уважением, добрый доктор Айболит.
–Ребята,поможем Айболиту?… На доске уже выписаны номера домов на Зоологической улице, но обратите внимание, что
это огромные числа – ведь планета Миллиония. И если мы начнем сейчас делить эти числа
в столбик сначала на 2, а затем на 5, то планета погибнет. Надо постараться найти способ
для облегчения нашего поиска, и поэтому сегодня на уроке я предлагаю изучить признаки,
которые помогут нам без непосредственного деления легко определить, какие числа
делятся без остатка на 2, на 5, на 10.
4. Изучение нового материала
28
475
60
14
60
750
66
555
600
400
55
320
Начнем нашу работу с небольших чисел.
Задание: Запишите по четыре двухзначных или трехзначных числа в каждую из трех строк.
В первую строку, числа, о которых вы знаете, что они делятся на 2, во вторую строку –
числа, которые делятся на 5 и в третью строку – числа, которые делятся на 10.
Пример выполнения задания на доске:
32
2:
5:
700
10:
А). Обратим внимание на первую строку. Подчеркните во всех числах этой строки
последнюю цифру. Назовите все цифры, которые подчеркнули (ответ учащихся – 0, 2, 4, 6,
8). Давайте подумаем, как называются эти цифры? Ответ: четные (в случае затруднения
учитель наводит учащихся на мысль о другой группе цифр 1, 3, 5, 7, 9).
Далее учащимся предлагается сформулировать признак делимости чисел на два: если
число оканчивается четной цифрой (0, 2, 4, 6, 8), то это число делится на два.
Дополнительный вопрос: Как называются числа, которые оканчиваются четной цифрой?
Б). Обратим внимание теперь на последнюю цифру у чисел второй строки (которые
делятся на 5). Подчеркните эту цифру и назовите.
Сформулируем признак делимости чисел на пять: если число оканчивается на 0 или на 5,
то число делится на пять.
Дополнительный вопрос: Какой цифрой оканчиваются числа, которые делятся на 5?
В). Что можно сказать о последней цифре чисел, которые делятся на 10?
Сформулируйте признак делимости на 10: если число оканчивается нулём, то число
делится на 10.
Дополнительный вопрос: Как вы думаете, чем оканчиваются числа, которые делятся без
остатка на 100? на 1000?
Все эти признаки делимости относятся к первой группе признаков делимости. Это
признак делимости по последней цифре записи числа
Задание:
Допишите ещё по одному числу в каждую строку, но уже 4х или 5тизначному .
Делится ли число 111 на 3? А число 163? Можно ли определить это по последней цифре?
Можно ли вопрос о делимости на 3 решать по аналогии с признаками делимости 1й
группы? (Нет, поскольку число 111 делится на 3, но последняя его цифра на 3 не
делится. И наоборот, число 163 на 3 не делится, хотя и имеет на конце цифру,
делящуюся на 3, и даже две его последние цифры делятся на 3.)
111:3, т.к. (1+1+1):3
163 не делится на 3, т.к. (1+6+3) не делится на 3
Сформулируйте признаки делимости на 3 и на 9.
Признаки делимости на 3 и на 9 относятся к второй группе признаков делимости.
Опорный конспект: Признаки делимости чисел
Делитель
2
3
5
Признак
Оканчивается одной из цифр: 0,2,4,6,8
Сумма цифр делится на 3
Оканчивается на 0 или 5 9
10
Сумма цифр делится на 9
Оканчивается на 0
5. Первичное закрепление.
1. Какие из данных чисел делятся на2?
6797895 ; 89654 ; 4090 ; 7893; 34582 ; 895608; 9805 ;
12766; 254789 ; 147
2. Замените звездочки цифрами так, чтобы числа делились на 3,на 9?
2*5, 46*, *14
3. Какие из чисел 9376, 881, 1050, 12345, 1112 делятся на 2? Делятся на 5?, Делятся на
10?
6. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Заполните первый, второй и третий столбцы таблицы, предлагаемыми числами: 3; 6; 10;
17; 25; 34; 40; 59; 76; 85; 155; 192; 304; 305; 766; 845; 896; 900; 975; 5555; 6000.
Делятся на 2
Делятся на 5
Делятся на 10
2. Вместо знака * поставьте такие цифры, чтобы число делилось
а) только на 3;
б) на 9.
5*9*; 8*7*; 45*2; 124*1; 10*4; 27*0; 410*3.
7. Домашнее задание
§ 2.3 – 2.4 №208 устно , № 197, № 220
8. Итог урока. Рефлексия .
Какие признаки были рассмотрены?
На сколько групп можно разделить признаки делимости?
По какому принципу можно объединить признаки делимости на 2, 5 и 10? Признаки
делимости на 3 и 9?
Какой признак вам кажется легче?
Сегодня я расстаюсь с вами в таком настроении. Нарисуйте у себя в тетради, каким было
настроение у вас на уроке.
Признаки делимости математика5 кл
Признаки делимости математика5 кл
Признаки делимости математика5 кл
Признаки делимости математика5 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.