"Проблема социализации обучающихся - основная задача воспитательной работы"
Оценка 4.6

"Проблема социализации обучающихся - основная задача воспитательной работы"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
классное руководство
9 кл—11 кл
22.02.2022
"Проблема социализации обучающихся - основная задача воспитательной работы"
В работе описан опыт работы классного руководителя по теме "Проблема социализации обучающихся - основная задача воспитательной работы"
опыт.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта воспитательной работы

по теме:

« Проблема  социализации  обучающихся -

 основная  задача воспитательной работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Каптилова Валентина Александровна,

МОУ «Крутоярская СОШ»

 классный руководитель 11 класса

 

 

«Выживает не самый сильный,

не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается

на происходящие изменения»

Чарльз Дарвин

Одной из основных задач системы нашего образования является воспитание школьников. Соответствующие нормы и положения закреплены в законодательстве, включены в основные документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Воспитание детей является наиболее организованной и массовой практикой общественного воспитания.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена следующая цель  - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Согласно Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  приоритетным направлением государственной молодежной политики является вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России.  Поэтому задачей педагога является объединение разных по уровню развития, интересам, способностям детей в коллектив, в котором свободное развитие  каждого является условием свободного развития коллектива. Педагогическим инструментом этого развития является социальное творчество учащихся. 

Чтобы быть успешным в современном обществе, ребенок должен обладать социальными умениями и навыками, устанавливать и поддерживать связь с социумом, действовать в команде, выстраивать правильно отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и старшим, разрешать возникающие конфликты.

В настоящее время школа  в основном является  тем местом, где ученик может развивать не только свои знания, но и получить добрый совет, поддержку. В школе  происходит формирование  взглядов на сущность протекающих явлений и событий, приобретается бесценный социальный опыт по взаимодействию с  окружающим миром.  Здесь воспитывается на толерантность, нравственные ценности, вырабатываются  правила и нормы поведения в  социуме. Именно на основании этих требований  в нашей  школе реализуется программа воспитания и социализации обучающихся разработанная в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

   Этот документ   стал базовым  звеном при составлении  моей воспитательной  программы «Вектор успеха». 

    В рамках подготовки к ФГОС в школе прошел педсовет. «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи». Был проведен мониторинг «Уровень социализированности  обучающихся», результаты которого послужили мотивом  к разработке и реализации данной программы.  

 Цель программы:  создание условий для формирования социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества

Задачи: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше». 

Сроки реализации программы: 4 года,  2016-2020 год

Этапы реализации Программы

1 период - основная школа (8-9 класс)

•        I этап – подготовительный,  погружение  в проблему (2016-2017 гг.)

•        II этап – практический (2017-2018 гг.)

        Использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных приемов,  деятельностной технологии, методов социальной и психолого-педагогической поддержки личности обучающихся  в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.  Частичное обобщение полученных результатов. Ожидаемый результат   первых двух этапов -

 Модель выпускника основной школы,  социально адаптированная личность.

2 период - средняя школа (8-9 класс)

·                   III этап – обобщающий (2018-2020 гг.)

Применение индивидуального подхода для профессионального самоопределения обучающихся. Ожидаемый результат   3  этапа - Модель выпускника  средней школы,  социализированная , профессионально  адаптированная  личность.  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

С целью формирования у учащихся позитивного социального опыта во всех сферах общественной жизни воспитательная работа в классе строилась по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности,

патриотизма, уважения  к правам,

свободам и обязанностям человека

 

Воспитание социальной

ответственности

и компетентности

 

 

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Воспитание нравственных

чувств, убеждений,

этического сознания

 

 
 

 

 

 


      

 

Воспитание ценностного

отношения к прекрасному,

формирование основ эстетической

культуры

 

 

 

 

 

 

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, к жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

 

 
               

 

 

 

Направление 1.  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценностные основы:

         Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Основное содержание воспитания и социализации учащихся

- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства

- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина;

- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины;

- стремление активно участвовать в делах класса, семьи, поселка;

- любовь к школе, своему поселку, малой Родине, народу России;

- уважение к защитникам Отечества;

- умение отвечать за свои поступки;

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Мероприятие

1.

Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана.

2.

Историко-патриотическая молодежная акция «Я – гражданин», посвященная Дню Конституции.

3.

Правовой час «Россия – все, чем я живу»

4.

Акция «Ветеран живет рядом»

5.

Устный журнал «Патриот – кто он?»

6.

Диспут «Страна, в которой бы мы хотели жить»

7.

Проект «Известные люди нашего села»

 

Направление 2: Воспитание социальной ответственности и компетентности  

  Ценностные основы:  правовое государство, демократическое  государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность      за настоящее и будущее своей страны.                        

Основное содержание воспитания и социализации учащихся

- осознанное принятие  роли гражданина,  знание гражданских прав  и  обязанностей. 

- усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

- освоение  норм  и  правил   общественного   поведения, психологических  установок знаний  и  навыков,  позволяющих учащимся успешно действовать в современном обществе;

- приобретение опыта   взаимодействия, совместной деятельности  и  общения   со  сверстниками,  старшими  и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе   решения   личностных   и   общественно   значимых проблем;   

- формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Мероприятия по реализации данного направления работы

Мероприятие

1.

Круглые столы, встречи с интересными людьми в рамках реализации учебных и социальных проектов.

2.

Встречи с работниками правоохранительных органов, ПДН, КДН, ГИБДД

3.

Беседа на тему: «Ты живёшь среди людей»

4.

Полемика на тему: «Стоит ли жить по принципу «я сам по себе»?»

5.

Самоанализ «Я отношу себя к тем, кто никогда не…»

6.

Беседа-рефлексия: «Кто в нашем классе может сейчас объяснить свой смысл жизни?»

 

Направление 3: Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.

Ценностные основы:  нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Основное содержание воспитания и социализации учащихся

- сознательное принятие базовых национальных российских ценностях;

- любовь  к  школе,  своему  селу,  городу,  народу,  России;

- понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности   человеческой   жизни;   стремление   строить   свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости

- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Мероприятие

1.

Дискуссия  «Что значит - быть милосердным?»

2.

Круглый стол «Жить с достоинством - что это значит?»

3.

Час общения. Тренинг «Мои качества»

4.

«Проявление характера в жизненных ситуациях»

5.

Ролевая игра «Умей увидеть в другом человеке хорошее»

6.

КТД «Спешите делать добро!»

 

Направление 4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного  образа жизни

Ценностные основы: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;  экологическая безопасность; экологическая грамотность; экологическая культура; здоровье физическое, физиологическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье духовное, нравственное и социально-психологическое; здоровый и безопасный  образ жизни;

 Основное содержание воспитания и социализации учащихся

- понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

- осознание  единства  и  взаимовлияния  различных  видов здоровья человека: физического , физиологического,  психического, социально-психологического; репродуктивного ; духовного   (иерархия ценностей);   их   зависимости   от   экологической   культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;   

- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, походам, занятиям в спортивных секциях.

- представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека;

- способность прогнозировать  последствия деятельности человека   в   природе,   оценивать   влияние   природных   и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

- профессиональная  ориентация  с  учётом  представлений  о вкладе  разных  профессий  в  решение  проблем  экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

- развитие  экологической  грамотности  родителей,  населения; 

- устойчивая  мотивация  к  выполнению  правил  личной  и общественной гигиены  и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации; 

- резко  негативное  отношение  к  курению,  употреблению алкогольных  напитков,  наркотиков  и  других  психоактивных веществ (ПАВ);

- отрицательное   отношение   к   лицам   и   организациям, пропагандирующим  курение  и  пьянство,  распространяющим наркотики и другие ПАВ.

Мероприятия по реализации данного направления работы

Мероприятие

1.

Диалог-размышление «Здоровье и вредные привычки»

2.

Круглый стол «Это должен знать каждый»

3.

Стоит задуматься» - знакомство подростков с Федеральным Законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»

4.

Дискуссия «Как не стать жертвой преступления»

5.

Проект «Красота родного края»

6.

Экологический субботник

 

Направление 5. Воспитание трудолюбия, сознательного , творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии         

Ценностные основы:  интеллектуальное развитие личности, уважение к труду и людям труда; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; бережливость, выбор профессии.

         Основное содержание воспитания и социализации учащихся

- понимание  необходимости  научных  знаний  для  развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве ;

- осознание  нравственной  природы  труда,  его  роли  в  жизни человека

и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов

старших поколений;

- умение  планировать  трудовую  деятельность,  рационально использовать  время,  информацию  и  материальные  ресурсы, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;            

- сформированность  позитивного  отношения  к  учебной  и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам;           

- готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности  с   профессиональной  перспективой,  получать дополнительные знания и   умения, необходимые      для профильного или профессионального образования);

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей,  к  школьному  имуществу; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать  в  благоустройстве  школы  и  её  ближайшего окружения;             

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Мероприятия

1.

Диалог-размышление «Учеба? Это личное дело каждого или общественное дело»

2.

Тренинг «Способности, интересы, склонности»

3.

Неделя труда и профориентации «7 шагов к профессии»

4.

Дискуссия «Мои цели -ценности»

5.

Проектория. «Примерочная профессий»

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ  эстетической культуры.     

Ценностные основы:  красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.

         Основное содержание воспитания и социализации учащихся

- ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

- эстетическое восприятие предметов действительности,  развитие  способности  видеть  и  ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

- представления о душевной и физической красоте человека;

- интерес к занятиям художественным творчеством;

- представление об искусстве народов России.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Мероприятие

1.

Круглый стол «Досуг и свободное время школьника»

2.

Практикум «Учимся разрешать конфликты»

3.

«Мир человеческих чувств»

4.

КТД эстетической направленности

5.

Дискуссия «Учимся строить отношения»

 

Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Этот процесс  связан:

- с формированием моральных чувств, активной гражданской позиции,    волевых качеств;

- с усвоением социального опыта, социальных ролей, правил общественного поведения;                                                                                                                      - с выработкой  собственного конструктивного стиля поведения во взаимодействии с социальным окружением;                                                                          - с  развитием способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и  требований коллектива;                                                                                - с владением формами и  приемами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека;

-  с осознанием мотивов своей социальной деятельности;

- с  достижением уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту.

Для выявления результатов работы в качестве  мониторинга воспитания и социализации  обучающихся использовала следующие методы: тестирование, опрос,  анкетирование, собеседование, наблюдение.

Критерии  и инструментарий изучения эффективности реализации программы

Ожидаемые результаты

Критерии отслеживания результата

Методики

Уровень воспитанности                         

1. Уважение к школьным традициям.

2. Демонстрация знаний этикета и делового общения;

3. Овладение социальными навыками

1.Диагностика уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) 2.Диагностика личного роста (П.В. Степанов, И.В. Кулешов, Д.В. Григорьев)

Сформирован

ность познавательного потенциала

1. Освоение образовательной программы

2. Развитость мышления

3. Познавательная активность

 4. Сформированность учебной деятельности.

1. Тест умственного развития

2.  Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

4. Метод самооценки учащихся

Сформирован

ность коммуникативного потенциала

1. Коммуникабельность

2. Коммуникативная культура

3. Знание этикета

1.Методика выявления коммуникативных склонностей.

Сформированность нравственного  и творческого потенциала

 

1. Нравственная направленность личности

 2. Сформированность отношений  к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

2. Методики :"Акт добровольцев", "Ситуация свободного выбора"  

 3. Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся

Сформирован

ность качеств социализированной личности

1. Характер отношений между обучающимися

 2. Нравственные ценности.

3.  Благоприятный психологический климат в коллективе.

1.Методика М.И. Рожковой «Изучение социализирован

ности личности».

2.Методика диагностики социально-психологической адаптации. К. Роджерса .

3.Методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора».

Социальная адаптация

1.Усвоение социальных ролей.             

 2.Готовность к решению поставленных задач;

3. Мотивация деятельности и поведения.

1.Опросник Н. Е. Щурковой «Мои социальные роли». 2.Методика «Изучения уровня социализированности личности обучающегося (М.И. Рожков)

 

На момент начала работы по  реализации  программы  в моем классе обучалось    16 человек. Проведенный мониторинг  показал,  у  11   учеников (68 %) низкий уровень социализированности. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Одно  из наиболее развитых социальных качеств – нравственность. Проблемой практически для всех  является   адаптированность, (умение интегрироваться,  приспосабливаться  к требованиям социума),  автономность (способность управлять своими поступками) и активность  (умение проявить себя).  Потому основное внимание в работе уделяла  решению этих проблем. Понимала,  применение  традиционных методов будет мало эффективным, поэтому старалась использовать новые приемы и технологии. Прежде всего,   технологию  деятельностного  подхода.

При подготовке и проведении мероприятия предлагаю ученикам сформулировать  тему  занятия,  самостоятельно  ставят цели, задачи, планируют ход выполнения работы, организуют ее и подводят  результаты, делают анализ. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Такой метод создает условия, при которых ученик: думает,  ищет, сотрудничает, действует,  налаживает коммуникативные связи.

Ученики получают возможность высказать свое мнение, свою позицию, проявить себя. В процессе работы они  учатся видеть проблему, принимать решения, отстаивать свое  убеждение, управлять, работать в команде.

Я стараюсь создать такую ситуацию, такие условия, при которых каждый ученик смог бы проявить свою индивидуальность, показать свое  «Я». В результате чего результат работы каждого является составной частью единого успеха. Для этого применяю метод КТД, пришла к выводу – наиболее эффективной в данном случае является проектная технология.  Эту технологию решила применить сразу на первом этапе реализации программы социализации обучающихся. Ученики класса были вовлечены в реализацию общешкольного проекта «Краеведческий дозор». Этот проект был приурочен к юбилею школы. Наш класс  получил задание собрать материал об учителях, работающих в школе с момента ее открытия. Каждый ученик сам определял поле своей деятельности. Кациева Альбина  решила собрать материл  об учительских династиях, Горобец Данил о учителях – участниках ВОВ, Батырова Елена  о нынешних учителях,  Смирнов Сергей  о учителях физической культуры, Батыров Сергей – о учителях, выпускниках нашей школы. Так,  результат работы каждого привел к тому, что мы собрали и оформили альбом «Учителя Крутоярской школы 1961- 2016 гг»  для школьного краеведческого музея.  . Дальше были проекты «Я на этой земле родился», «Красота родного края» , направленные на  воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование эстетической  и экологической культуры, здорового образа жизни, любви к родному краю.

Сегодня мы работаем  над проектом «Моя семья в годы войны». Работа над проектом способствовала  развитию нравственности, патриотизма, творчества, кроме того она способствовала развитию автономности, активности, адаптированности учащихся.

Не менее важным для социализации обучающихся является технология сотрудничества. Современный человек должен знать требования общества, соответствовать правилам и нормам поведения, регулировать свои  взаимоотношения с обществом, т.е. уметь адаптироваться. Поэтому старалась наладить процесс сотрудничества, взаимодействия моих учеников с социумом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ученики посещают кружки и секции, библиотеки, музеи. Представители пограничной заставы частые гости класса. С целью ознакомления  сельскохозяйственного производства мы неоднократно посещали фермерское хозяйство. Удачным было то, что мой класс изучает английский язык в другой школе с незнакомым учителем. Все это способствует социальной адаптированности,  ученики учатся приспосабливаться к условиям среды, к требованиям социума,  соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной ситуации.

Развитию основных качеств социализированной личности (автономности, активности, адаптированности и нравственности) способствует вовлечение учеников в различные конкурсы. Мои ученики участники конкурсов: «Символика России», «Герои Отечества - наши земляки», «Отечество», «Летопись добрых дел», «Вода на Земле»  и т.д.

Они не просто принимают участие в конкурсах, они добиваются результатов, становясь победителями и призерами.

Практикуя в работе с классом  применение    современных технологий, изменила и формы проведения мероприятий, теперь чаще всего проводим диспуты, дискуссии, тренинги, деловые игры,  уроки самовоспитания, часы размышлений.  ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

С  этой целью пользовалось  методикой С. Г. Молчанова, суть которой, развитие и фиксации процесса  социализации. В соответствии с рекомендациями С. Г. Молчанова проводила мероприятия, способствующие формированию социальных компетенций.   Мероприятия сгруппировала по 3 блокам:

1. Мероприятия, ориентированные на формирование теоретических представлений о социальных компетенциях.

2. Мероприятия, ориентированные на формирование представлений о возможных способах позитивного поведения.

3. Мероприятия,   демонстрирующие   освоенные способы поведения.

По 1 блоку проводились мероприятия следующей тематики:
1. Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя? 
2. Сила характера. От чего она зависит? . 
3. Учись видеть прекрасное в человеке. 
4. Учимся строить отношения.

5.  Учимся сочувствовать
6. Что такое настоящая дружба?

7. Как завести друзей в новом коллективе.

Мероприятия  2 блока:

1. Как жить старшекласснику
2.
Как повысить самооценку.
3.
Уверенность в себе
4.
Как полюбить себя

5.Ответственное отношение к обязанностям. 
6.  Как
найти свое место в жизни

7. Роль волевых качеств характера человека в его жизни. 
            Мероприятия  3 блока:

1. Уроки толерантности.

2. У меня получается…!

3.  Мои жизненные ориентиры

4. Пути совершенствования

5. Управляю  собой

6. Жизнь в позитиве

Применение данных технологий, методик и форм работы привело к изменению результатов первоначального мониторинга и  выполнению поставленных на первый этап  целей.  ПРИЛОЖЕНИЯ 5-7.

  В настоящее время в моем классе обучается  4 ученика. Приступив к реализации 3 этапа,  совместно  с каждым учеником составили троекторию  индивидуального развития. Два ученика, придя в 10 класс четко знали,  кем они хотят стать, поэтому с ними  составлялся путь  достижения успеха. Остальные не имели четкого представления своего будущего. С ними определяли  профессиональный выбор. Для этого использовали  профориентационные  тесты, мониторинги, встречи с выпускниками, оформляли  лэпбук  «Профессии Урала». Для этого ученики искали информацию о востребованных профессиях, где можно получить соответствующее образование и т.д.

 На данном этапе изменила технологии и формы работы. Теперь в большей степени использую личностно- ориентированную технологию, применяю ИКТ технологию.  Вовлекаю учащихся в различные сообщества (LAMBRE) и движения (РДШ ).  2 раза в  месяц принимаем участие в открытых уроках на  форуме  проеКТОриЯ,  данная   интерактивная цифровая платформа  способствует профориентации школьников. Все ученики прошли примерочную профессий на этом форуме.

     Мои ученики принимают участие во Всероссийском образовательном  проекте «Урок цифры», в  уроках НТИ, часе кода.   Они участвуют в онлайн-олимпиадах, конкурсах.

  Логинов  Дмитрий в прошлом году стал победителем межрегионального  онлайн-конкурса краеведческих исследовательских работ «Боевые - тыловые».

  Классные часы теперь чаще всего проводим в форме часов полезного общения, философских  рассуждений, творческих самопрезентаций.

Впереди еще полгода работы, но уже сейчас можно говорить о эффективности реализации программы, это подтверждается результатами проводимого мониторинга. ПРИЛОЖЕНИЯ  8-

  Мои ученики сегодня призеры и победители предметных олимпиад, победители спортивных соревнований, участники агитбригады, школьной команды КВН. Они охотно вступают в дискуссии, аргументировано отстаивают свою позицию.   Коммуникабельны, активны, способны не просто адаптироваться в реальных социально-экономических условиях,  они способны  управлять своими поступками, могут выражать  и проявлять себя  как  личность. Кроме того каждый  из них знает кем он будет выйдя за порог школы и знает как ему этого добиться и уже твердо идет к выбранной мечте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.   Ожидаемые результаты

1- 2 этап                Модель выпускника основной школы

Познавательный интерес

·        знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту второй ступени;

·        знания широкого спектра профессиональной деятельности человека (прежде всего экологической и правовой);

·        знание своих психофизических особенностей;

·        абстрактно-логическое мышление

·        Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей,

·        умение развивать и управлять познавательными процессами личности,

·        способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Нравственность

·                   Понимание  нравственных ценностей. Знание и соблюдение традиций школы.

·                   Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, самореализации и самоутверждения.

·                   Готовность объективно оценивать себя, отстаивать свою собственную позицию, отвечать за свои поступки и действия.

·        Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело,

·        восприятие ценности достоинства человека: уважение к своей Родине, тактичность, трудолюбие, чуткость.

Творчество

·                   профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления.

·                   эстетическая культура, художественная активность.

·                   Способность видеть и понимать гармонию и красоту,

·                   знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства,

·                   апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Коммуникативность

·                   Усвоение коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

·                   овладение навыками неконфликтного общения;

·                   способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися по возрасту, ценностным ориентациям.

·                   Профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, навыки поискового мышления.

Физическое воспитание

·                               Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями;

способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

 

Портрет адаптированной личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-этап             Модель выпускника  средней школы

Познавательный интерес, творчество

·        Знания, умения и навыки, соответствующие образовательному стандарту школы третьей ступени, профильного уровня различных направлений.

·        Память и творческое мышление

·        Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы,

потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

·                   Профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами, навыки поискового мышления.

·                   Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты;

·                   Стремление творить прекрасное;

·                Проявление индивидуального своеобразия, восприятии и созидании  красоты.

Нравственность

·                   Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация»

·                   Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

·                   Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность, проявление доброты, честности, порядочности, вежливости.

·                   Адекватная оценка своих возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

·                   Активность в общешкольных и классных делах. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

·        Восприятие человеческой жизни как главной ценности

Физическое воспитание

·        Стремление к физическому совершенству;

·        умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди;

привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их  в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния

Коммуникативность:

Сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения  в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

 

Портрет социализированного выпускника:

Выпускник  должен:  иметь знания на уровне современной науки и техники.

Выпускник  должен  быть:

·        Подготовлен  к новым рыночным отношениям:

·        Нравственно стойким;

·        Социально закаленным, против всякого рода соблазнов;

·        Профессионально самоопределеным;

·        Здоровым физически и психически;

Выпускник должен уметь:

·        адаптироваться;

·        самостоятельно принимать решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.   Уровень социализированности  обучающихся  (начало 8 кл.)

 

Ф.И

Социальные качества

Адаптирован

ность

интеграция,  приспособление к требованиям социума

Автоном

ность

способность управлять своими поступками

Активность

способ выражения личности

 

Нравственность

внутренний моральный кодекс поступки и поведение с позиции  Добра.

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1.

Батыров Сергей

 

 

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

2.

Батырова Елена

 

 

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

3.

Брылин Даниил

 

 

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

4.

Горобец Данила

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

+

 

5.

Григорьева Юлия

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

+

 

6.

Кациева Альбина

+

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

7.

Колыванова Лена

 

+

 

 

 

+

 

 

+

+

 

 

8.

Марков Дмитрий

 

 

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

9.

Логинов Дмитрий

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

10.

Мачихин Кирилл

 

 

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

11.

Смирнов Сергей

 

 

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

12.

Тимохин Петр

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

+

 

13.

Шкурова Снежа

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

+

 

14.

Трубченинова Ю

 

 

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

15.

Ульянова Юлия

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

+

 

16.

Путилова Света

 

 

+

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Классный час «Мир профессий» 8 класс

(технология деятельностного подхода)

 

  Цель: формирование представлений о роли профессии в жизни человека.

 Задачи: расширение представлений о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии,  формирование умения вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям. 

Ход мероприятия:

А. Беседа- погружение в проблему.

1.Давайте определим тему нашего урока, посмотрите на картинку. (Глобус)

 2.Что это? (Мир.)  ( демонстрация картинки с изображением профессий)

 3 . О каком мире мы будем говорить сегодня? ( О мире профессий)

 Тема нашего сегодняшнего занятия: «Мир профессий».  

4. Сколько профессий  в мире? 

-Какую задачу поставим? (Как правильно сделать выбор и не заблудиться в большом множестве профессий)

-  Как известно, на жизненном пути каждому человеку приходится решать множество задач, отвечать на многие вопросы. В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии и выбрать среди них ту, с которой начнется профессиональный путь? Самоопределение в жизни – это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь.

Б. Работа по легенде - мотивация

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

- Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся).

 

 Делают вывод: В ответах каждого личное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора.

Можно ли встретиться с подобной ситуацией сегодня?  (отвечают на вопрос)

- Вы находитесь в том возрасте, когда выбор профессии становится одним из основных действий. Какова ваша задача на этом этапе жизни? (Правильный выбор профессии).

-По статистике, ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12 % из них возвращаются обратно… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебе полностью устраивала, чтобы ее избрание позволило приносить пользу людям, обществу?

-Какую проблему обозначим для себя? (На что нужно обращать внимание при выборе профессии?)

В. Выбор эпиграфа – индивидуальное задание

-Давайте выберем эпиграф классного часа. У вас на партах есть слова известных людей. Прочитайте, выберите и обоснуйте свой выбор.

1.Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы.         А.П.Чехов                                                                                                                                                                                                                                                  

2. Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.   Сенека

3. Именно в труде и только в труде, велик человек.     М.Горький                          

 4. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. А.П.Чехов

                                          Выступление учеников.

Г. Словарная работа.

Очень часто  наряду с понятием «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», и очень близко находится слово «должность». Давайте разберемся, что есть что. Ребята работали с этими понятиями, нашли определения, но они рассыпались. Попробуйте соотнести их.

Профе́ссия - род трудовой деятельности, обычно источник существования. 

 Требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками.                                                                      Специальность — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности.

Должность - служебное положение, место в каком-либо учреждении, предприятии и т. п. и связанные с ним служебные обязанности.

Д.Отработка понятий: из списка выделить специальности: Токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.

Работа у доски 2  ученика:  из списка выделить профессии. Учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель,  повар, учитель истории.

 Проверка  выполненных заданий

Е. Разбор нового материала

Существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым– житейским. Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей. Что же мы должны учитывать при выборе профессии? 

Ø    Востребованность на рынке труда.

Ø    Невостребованность на рынке труда

Ø    Доходность.

Ø    Низкая доходность

Ø    Требования к  физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

Ø    Эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер)        

Ø    Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

Ø    Возможность проявить творчество  (художник, поэт, танцор, дизайнер).

Ø    Положительное влияние на семейную жизнь.

Ø    Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

Ø    Возможность карьерного роста (важно или не важно).

- На прошлой неделе мы проводили тестирование по вашей профессиональной ориентации. И сейчас, мы разобьемся на группы, в зависимости от типа профессий, которая вам подходит.

Типы профессий: «человек-техника», «человек – природа», «человек – знак», «человек – художественный образ». Группы презентуют результаты домашней  работы,  (качества, которыми необходимо обладать представителям каждого типа профессии).

 Ребята,  как вы думаете, есть ли связь между понятиями профессия и счастье.

Вы хотите быть счастливыми?  Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой.

Ж. Составление  «Формулы  счастливой профессии»

ХОЧУ + МОГУ + НАДО = осознанный выбор профессии

З.Минута творческого отдыха

 Шуточная викторина « Самая, самая профессия….»

1. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир.

2. Самая зелёная профессия? (садовник, лесник)

3. Самая сладкая? (пчеловод, кондитер,   дегустатор, повар)

4. Самая волосатая? (парикмахер)

5. Самая детская? (воспитатель, помощник воспитателя)

6. Самая ответственная? (судья, прокурор, хирург)

7. Самая смешная? (клоун)

8. Самая серьёзная? (атомщик)

9. Самая умная? (учёный, профессор)

10.Самая белая? (врач)

11.Самая зубастая? (стоматолог)

12.Самая начитанная? (библиотекарь)

13.Самая требовательная? (тренер)

14. Самая высокая? (монтажник-высотник)

15. Самая быстрая? (гонщик)

16.Самая свободная? (художник)

17.Самая смелая? (милиционер)

18.Самая общительная? (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)

И. Групповая работа в форме соревнования. Какая группа быстрее составит профессиональный алфавит.

Рефлексия

Кому важен был разговор, поднимите букву Т.

Кому полезен  был разговор, поднимите букву Р.

Кому интересен  был разговор, поднимите букву У.

Кто комфортно чувствовал себя, во время разговора, поднимите букву Д

 Посмотрите ,какое слово у вас получилось. ТРУД. Выбор профессии это труд,   желаю я вам успеха  на этом пути. И говорю, сегодняшний разговор, это начало нашего с вами пути в решении  проблемы профессионального выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.    Разработки классных часов

Классный час: Как повысить самооценку.

Цель:  побуждение школьников к осмыслению своих возможностей, качеств и места среди людей.

Задачи:

·        Уяснение сущности понятия «самооценка».

·        Выявление школьниками собственных противоречий и проблем на пути к обретению адекватной самооценки.

·        Моделирование действий по осуществлению реальной само оценки.

Форма проведения:  час общения.

Ход классного часа:

Классный руководитель:

 - Ребята! Когда в начале учебного года я со своим классом планировали темы нашего общения на классных часах, всех очень заинтересовала проблема самооценки.

- А почему вас это заинтересовало, почему это важно для вас?

Учащиеся:  это важное умение, помогает  человеку избежать разочарований, реализовать свой потенциал, не быть в конфликте с самим собой.

Классный руководитель: Так давайте же попробуем сегодня решить эту проблему!

I этап: Диагностика :

Классный руководитель:

- Для начала я предлагаю вам небольшой тест. Отвечаете да или нет.

Тест.

1.                 Ты спокойно воспринимаешь критику?

2.                 Ты легко сходишься с людьми?

3.                 Ты откровенно и открыто показываешь свои чувства?

4.                 Ты ценишь близкие отношения с людьми?

5.                 Ты готов смеяться над своими ошибками и учиться на них?

6.                 Ты ищешь возможности попробовать себя в чем-то новом?

7.                 Для тебя важно твое физическое состояние?

8.                 Ты доверяешь себе?

9.                 Ты радуешься за других, когда они достигают успеха?

Если ты на большинство вопросов ответил "да", у тебя здоровое и адекватное восприятие себя.

Классный руководитель:

- Делаем выводы:

II этап. Определение самооценки. Игра «открытый микрофон».

Классный руководитель:

-Дайте определение слову «самооценка».

-спасибо, суждения очень интересны, посмотрим определения психологов

- Самооценка - оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.

-"Самооценка - это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценивать себя". В.Сатир

-Сколько типов самооценки?

Да 3. 1- завышенная. 2 – реальная. 3 - заниженная

-Какая должна быть самооценка? (реальная)

-Почему? (для адаптации в обществе) (пример экзамен)

III. "Самооценка" - "Счастье"

Классный руководитель:

- Сейчас я прочитаю вам притчу"Счастье". (Притча  - на слайде)

-Нужно увидеть связь данной притчи с нашей темой.

-Притча "Счастье"

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что еще слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

- Ребята, как вы поняли смысл притчи? Почему человек не услышал ответа от Бога, а лишь ощутил в руках кусочек глины? (свое счастье каждый должен лепить сам)

Счастье человека определяется, прежде всего, его внутренним благополучием. Нет на земле человека, который обладал бы полным набором всего того, что включает в себя представление о счастье. Как вы понимаете утверждение доктора Добсона?

По-настоящему счастливы не те, у кого нет проблем, а те, кто научился жить с тем, что их не совсем устраивает.

Доктор Дж. Добсон

IV этап. Игра: «Закончи предложение»

Классный руководитель:

- закончите следующие предложения.

·                     Каждый человек должен:.

·                     Любить себя - значит:.

·                     Если самооценка у человека низкая, то:.

·                     Тот, кто не любит себя:..

После окончания работы ребята зачитывают свои варианты предложений. Далее им предлагается сравнить свои варианты с утверждениями психологов.

·                     Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.

·                     Любить себя - значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступает правильно.

·                     Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

·                     Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.

Ребята приходят к выводу, что человек с низкой самооценкой не может подарить людям счастье.

V этап. Пантомима «Люди с разной самооценкой» . Работа по группам.

Классный руководитель:

-А как окружающие определяют, у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидите.

-Работа по группам. Выбрать 1го человека из каждой группы. Каждому из них придется сыграть в театре роль человека с определенной самооценкой.

Задание 1 команде: Изобразите неуверенного в себе человека.

Задание 2 команде: Изобразите уверенного в себе человека.

Задание 3 команде: Изобразите самоуверенного в себе человека.

Неуверенный в себе человек

Уверенный в себе человек

Самоуверенный человек

1. Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону.

2. Голова опущена.

3. Спина сутулая.

4. Руки помещены перед собой.

5. Ноги несколько напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты

1. Смотрит окружающим в глаза.

2. Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок.

3. Спина у него прямая, плечи развернуты.

4. Руки могут быть убраны за спину.

5. Ноги на ширине плеч и расслаблены

1. Стоит  вполоборота.

2. Правое плечо слегка выставлено вперед.

3. Грудь колесом.

4. Голова высоко поднята.

5. Смотрит высокомерно, дерзко.

6. Руки на поясе.

7. Упор на левую ногу, правая выставлена вперед

Выводы: нужно в себе найти золотую середину.

VI  этап. Игра “Похвали другого» Выходят двое желающих.

Встаньте подальше друг от друга, напротив друг другу. По очереди хвалите друг друга. На каждое хорошее слово сделать шаг вперед.

Задание всему классу: Написать набор слов обращений, могут повысить самооценку. Например: молодец, грандиозно……

Итак вы дошли друг к другу, пожмите руки. Какой вывод можете сделать из этой игры? (Хорошие слова сближают. Повышается самооценка др человека)

Молодец!   Прекрасное начало! Ты- просто чудо!

Хорошо! Удивительно!        Ты на верном пути.

Гораздо лучше, чем я ожидал.        Здорово!

Лучше, чем все, кого я знаю.        Ты в этом разобрался.

Великолепно!        Ты ловко это делаешь.

Прекрасно!        Это как раз то, что нужно.        

Грандиозно!        Ух!!!

Незабываемо!        Поздравляю.

Сказано здорово - просто и ясно.  Я тобой горжусь.

В жизни каждого человека есть такие моменты, когда он чувствовал полную уверенность в себе, в своих силах, гордость за себя. Может быть, это было, когда тебя похвалили родители или преподаватели, а может быть, ты надела красивое платье, и получила множество комплиментов, а может, просто помог другу в сложной ситуации.

Давайте попросим гостей привести по одному примеру: как они хвалят своих детей. Ребята, а вас дома как хвалят?

Какой скоро праздник? (день матери) Вы сегодня придете домой и

Выводы(не боятся говорить друг другу комплименты)

VII. Составление памятки «Как повысить самооценку»

На этот счет есть много рекомендаций, упражнений и тренингов. Этим занимаются профессиональные психологи. Но вы и сами можете составить несколько правил, сравнив эти две таблицы. Слева - признаки человека с адекватной, правильной самооценкой, справа - признаки человека с низкой самооценкой (читает, комментирует таблицу на ватмане или на доске). Люди с правильной самооценкой всегда спокойны и уверены в себе, их уважают окружающие. А что же можно посоветовать тем, у кого оценка занижена? Давайте составим для них памятку «Как повысить свою самооценку».

VIII. Домашнее задание. Самоанализ, самооценка и перспектива жизни.

А сейчас я попрошу каждого из вас обратиться к самому себе. Вам предстоит продумать и представить свой жизненный девиз, который, по вашему мнению, приведет к успеху и исполнению мечты. Возможные варианты: «Только успех!», «Я - лучший, и у меня все получится!», «Не пищать!», «Что бы ни случилось, мечта сбудется!»

- Верьте в свои силы и следуйте принятому в жизни девизу!

Домашняя работа: Напишите сверху первый вопрос, на который вам нужно ответить: «Какой я?» Теперь на каждой новой строчке напишите ответы на этот вопрос. Это должны быть такие характеристики, которые являются действительно важными для вас и потеря которых превратит вас совсем в другого человека. Отвечайте на вопрос быстро, записывайте характеристики в той форме, в какой они приходят в голову. А теперь решите, какие из перечисленных качеств вы хотите сохранить и развить (поставьте знак «+»), а от каких хотите избавиться (отметьте их знаком «-»)

Можно считать, что вы составили план ежедневной работы над собой. А значит, сделали первый шаг к тому, чтобы из неудачника превратиться в победителя. Используйте эпиграф к сегодняшнему классному часу.(Все победы начинаются с побед над самим собой.) Чтобы стать победителем, нужно одерживать победы. Каждый день. Хотя бы маленькую победу над самим собой. Это и будет вашим домашним заданием.

IX.Итог. (Рефлексия)

1.                Какой должна быть самооценка?(адекватная, реальная)

2.                Какую роль играет реальная самооценка в жизни человека?(для самовоспитания, для адаптации в обществе)

3.                Нарисуйте какой-нибудь рисунок или смайлик с которым ассоциируется ваше настроение от этого классного часа.

Классный час «Моё время.»

Цель:  научиться правильно использовать своё  время.

Задачи:

·                   определить, какое время можно назвать свободным;

·                   показать, как наполнить свободное время полезными делами

Форма проведения: практикум

Оборудование: бумага для записей , ватман, маркер, скотч

Ход классного часа:

1.     «Капитал времени»

Цель - актуализация представлений о временных ресурсах

На доске проводиться расчет: сколько времени есть у каждого до конца 11 класса? Учитывая, что 34 учебной недели и 18 недель каникул, а также зная, что в недели 7 дней, каждый из которых включает в себя около 16 часов бодрствования, можно рассчитывать капитал времени для учёбы и отдыха.

2.     «Круг времени» часть 2

Цель - осознание привычного способа распределения времени). Индивидуальная работа: каждый рисует круг, обозначающий сутки (24 часа). В этом круге, как на диаграмме, нужно обозначить временные затраты в течение привычного учебного дня (какую часть суток спишь, какую-учиться, общаться с друзьями и т.д.) Полученный круг надо сопоставить с целями, поставленными на прошлом классном часе. На что не хватает времени? В некоторых случаях предварительно можно составить на доске список типичных дел десятиклассника.

3.     «Поглотители времени»

Цель - получение представлений о более эффективных способах распределения времени.

Где найти недостающее время? Нужно выяснить, куда тратятся неоправданно много минут, а может быть, и часов. Для этого в малых группах составляется список дел-поглотили времени (болтовня по телефону, просмотр сериалов по привычке и т.д.). Результаты обобщаются на ватмане, который оформляется нарисованными ребятами картинками и вывешивается в классе как напоминание.

4.     «Круг времени»,часть 2

Цель - формирование эффективных стратегий управления времени.

 Работы выполняется индивидуально по описанному выше алгоритму, однако за основу берется вопрос о том, как должен строиться день для того, чтобы появились реальные возможности для достижения сформулированных ранее целей.

5.     Обобщение

Цель-ассимиляция опыта.

Обсуждаются результаты занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.  Уровень социализированности  обучающихся  (конец 9 кл.) 

Ф.И

Социальные качества

Адаптирован

ность

интеграция,  приспособление к требованиям социума

Автоном

ность

способность управлять своими поступками

Активность

 способ выражения личности

 

 Нравственность

внутренний моральный кодекс поступки и поведение с позиции  Добра

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1.

Батыров Сергей

 

+

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

2.

Батырова Елена

 

+

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

3.

Горобец Данила

+

 

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

4.

Григорьева Юлия

+

 

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

5.

Кациева Альбина

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

6.

Колыванова  Е

+

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

7.

Марков Дмитрий

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

8.

Логинов Дмитрий

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

9.

Мачихин Кирилл

 

+

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

10.

Смирнов Сергей

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

11.

Тимохин Петр

+

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

12.

Шкурова Снежа

 

+

 

 

+

 

+

 

 

+

 

 

13.

Трубченинова Ю

 

+

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

14.

Ульянова Юлия

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

15.

Путилова Света

 

+

 

 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  6. Динамика процесса социализации

 


         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(начало  8 класса)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(конец 9 класса)

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  7  Результаты диагностики социальной адаптации  (К. Роджерс)

Ф.И

Адаптивность

 

Приятие

себя

 

Эмоциональный комфорт

 

Внутренний контроль

 

Внешний контроль

 

Доминирование

 

Эскапизм (уход от проблем)

Норма:

68-170

Норма: 22-52

Норма: 22-52

Норма: 26-65

Норма: 18-45

Норма:

18-45

Норма:

10-25

1.

Батыров С.

82

36

34

38

26

27

19

2.

Батырова Е.

121

38

40

36

28

33

23

3.

Горобец Д.

120

39

41

47

33

31

25

4.

Григорьева Ю.

98

38

35

49

30

33

19

5.

Кациева А.

125

41

44

52

37

39

25

6.

Колыванова Е.

119

40

38

46

32

39

15

7.

Марков Д.

120

37

36

45

30

36

18

8.

Логинов Д.

132

43

44

54

36

38

26

9.

Мачихин К.

122

39

37

51

34

38

17

10.

Смирнов С.

97

37

35

48

37

37

19

11.

Тимохин П.

98

36

37

53

38

36

24

12.

Шкурова С.

100

34

35

49

36

36

18

13.

Трубченинова Ю

121

41

39

39

36

33

21

14.

Ульянова Ю.

119

40

41

40

30

39

19

15.

Путилова Света

85

38

39

38

26

37

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Интерпритация:

Адаптивность

68-119 – средний уровень адаптации 119 - 170 высокий уровень.

Приятие  себя

22-37 – средний уровень  38 – 52 высокий уровень.

Эмоциональный комфорт 22-37 – средний уровень  38 – 52 высокий уровень

Внутренний контроль 26-45 - средний уровень  46- 65 высокий уровень

Внешний контроль 18-32-- средний уровень  , 33-45 высокий уровень

Доминирование 18-32  средний уровень  , 33-45 – 52 высокий уровень

Эскапизм 10-18 средний уровень  19- 25 высокий уровень

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.  Трудоустройство выпускников 9 класса

Ф.И.

Учебное заведение

Профессия

1.

Батыров С.

Челябинский юридический колледж

Спасатель

2.

Батырова Е.

Челябинский юридический колледж

Юрист

3.

Горобец Д.

МОУ «Крутоярская СОШ»

10 класс

4.

Григорьева Ю.

Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли

Технолог общественного питания

5.

Кациева А.

 

 

6.

Колыванова Е.

МОУ «Крутоярская СОШ»

10 класс

7.

Марков Д.

Южно-Уральский госу -дарственный технический колледж

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

8.

Логинов Д.

МОУ «Крутоярская СОШ»

10 класс

9.

Мачихин К.

ТТТ

Программист

10.

Смирнов С.

МОУ «Крутоярская СОШ»

10 класс

11.

Тимохин П.

ТТТ

Программист

12.

Шкурова С.

ТТТ

Повар-кулинар

13

Трубченинова Ю

Челябинский юридический колледж

Специалист по земельно-имущественным отношениям

14.

Ульянова Ю.

ТТТ

Программист

15

Путилова Света

Копейское мед.училище

Медицинская сестра

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ .  Оценка   нравственного развития.

 

Горобец Данила

Колыванова Елена

Самооценка

Оценка родителей

Оценка друзей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Оценка родителей

Оценка друзей

Оценка кл. руководителя

1.

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

3

4

3

3

4

3

3

4

2.

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

4

4

4

4

4

4

3

4

3.

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

3

3

3

3

3

3

4

3

4.

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

3

3

3

4

3

3

3

3

5.

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

4

4

4

4

4

4

4

4

6.

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

3

3

3

3

3

3

3

3

7.

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

4

3

4

3

3

3

3

4

8.

Мне приятно делать людям радость.

4

4

3

4

4

4

3

4

9.

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

3

4

3

4

4

4

3

4

10.

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

4

4

3

3

3

3

3

3

 

 

Логинов Дмитрий

Смирнов Сергей

Самооценка

Оценка родителей

Оценка друзей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Оценка родителей

Оценка друзей

Оценка кл. руководителя

1.

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

4

4

4

3

3

3

3

2.

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

4

4

4

4

3

3

4

3

3.

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

3

3

3

4

3

3

2

3

4.

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

3

3

3

4

4

4

3

4

5.

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

4

4

3

4

3

4

4

3

6.

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

3

3

2

3

3

3

4

3

7.

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

4

3

3

2

4

3

3

3

8.

Мне приятно делать людям радость.

4

4

3

4

4

3

3

4

9.

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

4

4

3

4

3

3

3

3

10.

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

3

2

3

3

2

3

3

3

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Обобщение педагогического опыта воспитательной работы по теме: «

Обобщение педагогического опыта воспитательной работы по теме: «

Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»

Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»

В настоящее время школа в основном является тем местом, где ученик может развивать не только свои знания, но и получить добрый совет, поддержку

В настоящее время школа в основном является тем местом, где ученик может развивать не только свои знания, но и получить добрый совет, поддержку

Сроки реализации программы: 4 года, 2016-2020 год

Сроки реализации программы: 4 года, 2016-2020 год

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Родине, народу России; - уважение к защитникам

Родине, народу России; - уважение к защитникам

Мероприятия по реализации данного направления работы №

Мероприятия по реализации данного направления работы №

Мероприятия по реализации данного направления работы

Мероприятия по реализации данного направления работы

ПАВ); - отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие

ПАВ); - отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие

Направление 5. Воспитание трудолюбия, сознательного , творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Направление 5. Воспитание трудолюбия, сознательного , творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Мероприятия по реализации данного направления работы

Мероприятия по реализации данного направления работы

Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом

Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом

Диагностика уровня воспитанности учащихся ( методика

Диагностика уровня воспитанности учащихся ( методика

Сформирован ность качеств социализированной личности 1

Сформирован ность качеств социализированной личности 1

Ученики получают возможность высказать свое мнение, свою позицию, проявить себя

Ученики получают возможность высказать свое мнение, свою позицию, проявить себя

Поэтому старалась наладить процесс сотрудничества, взаимодействия моих учеников с социумом

Поэтому старалась наладить процесс сотрудничества, взаимодействия моих учеников с социумом

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. С этой целью пользовалось методикой

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. С этой целью пользовалось методикой

У меня получается…! 3. Мои жизненные ориентиры 4

У меня получается…! 3. Мои жизненные ориентиры 4

Классные часы теперь чаще всего проводим в форме часов полезного общения, философских рассуждений, творческих самопрезентаций

Классные часы теперь чаще всего проводим в форме часов полезного общения, философских рассуждений, творческих самопрезентаций

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Ожидаемые результаты 1- 2 этап

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Ожидаемые результаты 1- 2 этап

Творчество · профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления

Творчество · профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления

Модель выпускника средней школы

Модель выпускника средней школы

Физическое воспитание ·

Физическое воспитание ·

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . Уровень социализированности обучающихся (начало 8 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . Уровень социализированности обучающихся (начало 8 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 . Классный час «Мир профессий» 8 класс (технология деятельностного подхода)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 . Классный час «Мир профессий» 8 класс (технология деятельностного подхода)

Делают вывод: В ответах каждого личное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора

Делают вывод: В ответах каждого личное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора

Требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками

Требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками

Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа)

Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа)

Самая требовательная? (тренер) 14

Самая требовательная? (тренер) 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 . Разработки классных часов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 . Разработки классных часов

Ты ищешь возможности попробовать себя в чем-то новом? 2

Ты ищешь возможности попробовать себя в чем-то новом? 2

Ребята, как вы поняли смысл притчи?

Ребята, как вы поняли смысл притчи?

А как окружающие определяют, у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная?

А как окружающие определяют, у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная?

Задание всему классу: Написать набор слов обращений, могут повысить самооценку

Задание всему классу: Написать набор слов обращений, могут повысить самооценку

А что же можно посоветовать тем, у кого оценка занижена?

А что же можно посоветовать тем, у кого оценка занижена?

Классный час « Моё время.» Цель: научиться правильно использовать своё время

Классный час « Моё время.» Цель: научиться правильно использовать своё время

Круг времени»,часть 2 Цель - формирование эффективных стратегий управления времени

Круг времени»,часть 2 Цель - формирование эффективных стратегий управления времени

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 . Уровень социализированности обучающихся (конец 9 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 . Уровень социализированности обучающихся (конец 9 кл

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Динамика процесса социализации (начало 8 класса) (конец 9 класса)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Динамика процесса социализации (начало 8 класса) (конец 9 класса)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Результаты диагностики социальной адаптации (К

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Результаты диагностики социальной адаптации (К

Интерпритация: Адаптивность 68-119 – средний уровень адаптации 119 - 170 высокий уровень

Интерпритация: Адаптивность 68-119 – средний уровень адаптации 119 - 170 высокий уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Трудоустройство выпускников 9 класса №

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Трудоустройство выпускников 9 класса №

ПРИЛОЖЕНИЕ . Оценка нравственного развития

ПРИЛОЖЕНИЕ . Оценка нравственного развития

Логинов Дмитрий Смирнов Сергей

Логинов Дмитрий Смирнов Сергей

"Проблема социализации обучающихся - основная задача воспитательной работы"

"Проблема социализации обучающихся - основная задача воспитательной работы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2022