Проблема создания и развития интереса к математике
Оценка 4.6
Семинары
docx
математика +1
Взрослым
20.01.2017
Интерес к математике у учащихся 5-6х классов находится на уровне любознательности. Этот интерес очень легко возникает. Достаточно принести на урок новое наглядное пособие, предложить задачу с оригинальным условием, сообщить какой-либо факт из истории науки, чтобы почувствовать заинтересованность учащихся этих классов.
проблема создания и развития интереса к математике.docx
Проблема формирования и развития интереса к математике
Интерес к математике у учащихся 56х классов находится на уровне
любознательности. Этот интерес очень легко возникает. Достаточно принести
на урок новое наглядное пособие, предложить задачу с оригинальным
условием, сообщить какойлибо факт из истории науки, чтобы почувствовать
заинтересованность учащихся этих классов. Но этот легко вспыхивающий
интерес также легко угасает. Например, организовав кружок и добившись
того, что учащиеся работают на занятии с увлечением, учитель надеется, что
на следующее занятие все придут охотно. Однако на второе занятие приходят
другие ученики, а те, которые были на первом, уже заняты другими делами.
Из этого следует, что учитель 5х и 6х классов должен постоянно иметь в
виду необходимость заинтересовывания учащихся, не рассчитывая на тот
интерес, который был вызван на предыдущем уроке или занятии.
Интерес учащихся 5х и 6х классов находится в сильной зависимости от
эмоциональной стороны преподавания. На него оказывает большое влияние
успех в изучении предмета и связанное с ним поощрение, в особенности
похвала учителя. Интерес в этих классах в значительной степени направлен на
процесс обучения, а не на содержание предмета.
Интерес учащихся 7х и 8х классов имеет несколько другой характер. В
7 классе начинают изучать такие новые предметы, как алгебра и геометрия,
которые своим необычным содержанием привлекают учащихся и пробуждают
их интерес. В отличие от интереса учащихся 56х классов, интерес
школьников 78х классов направлен на содержание предмета и отличается
большей устойчивостью. Здесь впервые отмечается стремление к
преодолению трудностей, к решению более сложных задач, учащиеся этих
классов начинают критически относиться к процессу обучения.
Интерес учащихся 911х классов имеет заметные отличия от интереса
детей среднего школьного возраста. В этих классах начинают сказываться
профессиональные интересы, влияющие на познавательный интерес вообще и
на учебные интересы к отдельным предметам. В связи с этим
целеустремленность учащихся к изучению “нужных” им предметов
становится более сознательной и волевой, что приводит к лучшему
пониманию значения объекта интереса и интерес постепенно достигает
интеллектуального уровня.
Стремление к самостоятельности, порождает желание самому глубже
изучить интересующий предмет, сближает учащихся с друзьями по признаку
общности интересов, в частности, математического интереса.
Вместе с тем практические задачи подготовки к вступительным
экзаменам в ССУЗы и вузы, желание получить более высокий балл в
аттестате, порождает у старшеклассников интерес к результату деятельности. Все вместе делает интересы старших школьников более
дифференцированными, глубокими и устойчивыми. Но среди учащихся 911х
классов есть немало таких, интересы которых не определялись. Отсюда
вытекает задача неослабевающей работы учителя математики по
пробуждению интереса к своему предмету в старших классах.
Существуют специфические условия,
стимулирующие развитие
математических интересов. В общих чертах эти условия определены
психологами, но применительно к преподаванию математики требуют
конкретизации и уточнения.
К первой группе условий относятся условия, связанные с содержанием
учебного материала, его новизной и разнообразием.
I группа:
Задачи повышенной трудности и удовлетворение, получаемое при
решении.
Новизна и разнообразие материала школьного курса математики,
сведения из истории науки, обогащающие содержание предмета.
Сила и изящество методов вычисления, исследований и доказательств.
Показ многочисленных приложений математики, осознание ее значений.
Вторая группа условий, стимулирующих развитие интереса, охватывает
многие вопросы методики преподавания математики, сюда относятся
прежде всего определенные требования к системе уроков.
II группа:
Разнообразие системы уроков, нешаблонное их построение, включение по
возможности в каждый урок новых элементов.
Увлекательное преподавание уроков,
активизация деятельности
учащихся,
творческих работ,
соревнований и дидактических игр, использование наглядных пособий и
ТСО, различные формы учета знаний.
организация самостоятельных,
Факультативы и другие формы внеклассных занятий.
Третья группа условий включает отношения “учитель ученик”, “ученик
родители и близкие”, “ученик коллектив”. К этому следует добавить
некоторые индивидуальные особенности самого ученика, переживание успеха
или неуспеха, его склонности, наличие других сильных интересов и многое
другое в психологии ребенка.
III группа:
Прирожденные математические способности.
Успех в изучении предмета и поощрения.
Восхищение личностью учителя и желание подражать ему.
Влияние родных и близких.
Ясно, что влияние всех этих условий, кроме, может быть, двух трех, в
значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений, увлеченности и
мастерства.
Учитель не определяет содержание математического образования, но он может обогатить его, привлекая исторический материал,
материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту, изящество и мощь
методов математики. Что же касается организации методики занятий, а также
отношений с учениками, то тут все зависит от учителя.
Таковы основы психологии, педагогики и методики интереса. Исходя из
них, теперь необходимо разработать конкретные методические приемы, с
помощью которых учитель может пробудить и развивать интерес к
математике, прежде всего на уроках, а также в процессе внеурочных занятий.
Воспитание интереса на уроках достигается следующими способами:
1. Обогащением содержания материалом по истории науки.
2. Решением задач повышенной трудности и нестандартных задач.
3. Подчеркиванием силы и изящества методов вычислений, доказательств,
преобразований и исследований.
4. Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в
уроки элементов, придающих каждому уроку своеобразный характер,
использование ТСО и наглядных пособий.
5. Активизацией познавательной деятельности учащихся на уроке,
использование форм самостоятельной и творческой работы.
6. Использованием различных форм обратной связи: систематическим
проведением опроса,
кратковременных устных и письменных
контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду
с контрольными работами, предусмотренными планом.
7. Разнообразием домашних работ.
8. Установлением внутренних и межпредметных связей, показом и
разъяснением применения математики в жизни, в технике, в
производстве.
Проблема создания и развития интереса к математике
Проблема создания и развития интереса к математике
Проблема создания и развития интереса к математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.