«Проблемное обучение на уроках биологии» (мастер- класс).
Оценка 4.9
Семинары
doc
биология
8 кл—9 кл
24.08.2019
Активизируя познавательную и творческую деятельности учащихся на уроках биологии через метод проблемного обучения позволяет обучать их важнейшим способам получения информации из различных источников, формировать прочные знания с учетом индивидуальных, психологических особенностей. На уроках развиваются умения использовать полученные знания при решении генетических задач, проблемных заданий и вопросов. Проблемное обучение побуждает в ребенке стремление к самостоятельной поисковой деятельности, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают исследовательскую активность, формируют творческие умения. Ребята учатся с увлечением и интересом, что положительно сказывается на результатах успеваемости и качестве знаний учащихся по биологии.
Филиал МАОУ «Аромашевская средняя общеобразовательная школа
имени В.Д. Кармацкого» Новоберезовская СОШ.
«Проблемное обучение на уроках биологии»
(мастер класс).
учитель биологии
Гаврик Юля Болтабековна
с. Новоберезовка 2019 г. Ученик – не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Я сегодня расскажу о педтехнологии, которую я использую в своей работе, об
эффективности и результативности ее применения.
В ходе работы, уважаемые коллеги, вы должны ответить на вопрос
Чем отличается контрольный вопрос от задачи;
Попробуем вместе сделать несколько открытий через решение задач один из
основных методов проблемной технологии;
Подвести итоги, что изменилось в моем понимании проблемной технологии,
мое сегодняшнее открытие.
Девизом для меня являются замечательные слова Герберта «Плохой учитель
преподносит истину, хороший учит ее находить»!
Цели моей деятельности или стратегические задачи:
Заботиться о здоровье обучающихся и своем собственном, создавать комфортный
психологический климат.
Обучать школьников умению общаться с ровесниками и взрослыми, работать в
коллективе, сохраняя свою индивидуальность.
Обучать их важнейшим способам получения информации из различных
источников.
Добиваться максимально высокого уровня знаний, достаточного для
продолжения образования после школы.
Мои педагогические принципы:
Безусловное уважение личности школьника.
Мотивация деятельности обучающихся.
Профессионализм и увлеченность своим предметом.
Обучение, основанное на успехе и положительных эмоциях.
Эти цели, задачи и принципы я реализую в процессе своей педагогической
деятельности, стаж которой 32 года.
Акцентируя внимание на проблемах современного образования, переходе на
прогрессивные технологии обучения, в течение этого года я официально использую
технологию проблемного обучения, а не официально элементы методики использовала
в течение всей своей профессиональной деятельности.
Тема опыта: «Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках
биологии через метод проблемного обучения».
Идея опыта:
1. Привитие интереса к биологии;
2. Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся; 3. Формирование прочных знаний с учетом индивидуальных, психологических
особенностей учащихся;
4. Развитие умения использовать знания при решении задач, проблемных заданий и
вопросов.
2
Концепция автора опыта: Учиться с интересом и увлечением.
Теоретическая интерпретация опыта:
сущность: занимательность, новизна материала, высокая активность учащихся,
сотрудничество учителя и ученика;
результативность: овладение знаниями и умениями, развитие навыков
самостоятельной работы, логического мышления, выявление причинно следственных
связей, создание благоприятной моральнопсихологической обстановки при обучении.
доступность: работа может быть использована как начинающими учителями
биологии, так и опытными.
Теоретической базой опыта по технологии проблемного обучения стали
исследования Л.И. Лернера, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина.
Методической основой работы по проблемной организации образовательного
процесса стали ведущие идеи трудов Е.Л. Мельниковой, Г.Д. Кирилловой.
Я считаю, что данная технология актуальна и перспективна!
Знания, не нанизанные на стержень развития ребенка, на его способность
добывать их самостоятельно, мертвы. В свою очередь, человек, наполненный
омертвевшими знаниями, не способен к развитию, к полноценной деятельности, к
перемене труда. Метод проблемного обучения наполнен деятельностным началом. Он
побуждает в ребенке стремление к деятельности. Деятельность – это основной
фактор развития ребенка. Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором
организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе
которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также
исследовательскую активность, формируют творческие умения.
Основным методом, в своей практике, из технологии проблемного обучения,
который я применяю это метод проблемных учебных задач.
«Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения
школьника самостоятельному решению учебных задач, методы, решения которых ему
еще не известны. Цель использования этого метода заключается в творческом, большей
частью интеллектуальнопознавательном усвоении учениками заданного предметного
материала».
При решении проблемных учебных задач результатом усвоения считается не
воспроизведение образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание.
Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают
понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения
результата. В этом процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими
учащимися.
Мною выработан механизм решения проблемных учебных задач:
постановка проблемы, формулирование гипотезы;
планирование своих действий;
выбор ориентиров поиска, нахождение способа решения;
отбор и привлечение необходимых знаний;
оформление полученного результата.
3.
Всю работу, при использовании метода проблемных учебных задач, условно
можно разделить на три этапа:
1. этап постановки учебной задачи.
2. этап решения учебной задачи.
3. этап решения частных задач»
1) На этапе постановки проблемной задачи часто создаю конфликтную
ситуацию, которая должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников.
Необходимо увлечь детей, чтоб от простого любопытства «О, здорово!» они
перешли к любознательности «Здорово! Но как это устроено?».
Стараюсь идти к школьникам не с готовым заданием, а с вопросом. Проблемные
вопросы, как правило: аналитические, синтезирующие и оценивающие.
«Аналитические вопросы развивают критическое мышление,
отождествление причин и мотивов, выводы, основанные на фактах.».
Например, основываясь на практических данных, докажите, что луковица это
видоизмененный побег? Основываясь на опыте, объясните, почему первым при
прорастании семени появляется корень? (биология 6 класс);
«Синтезирующие вопросы наоборот будут развивать дивергентное,
оригинальное мышление, личный план, замысел».
Например, как можно по внешнему виду рыб, определить на какой глубине они
живут? (биология 7класс). Что случиться со светолюбивым растением, если пересадить
его в тень? (биология 6 класс).
«Оценивающие вопросы дают оценку достойных идей, мнений, применение
стандартов».
Например, какие черты строения рыб позволяют им жить в воде? Какую окраску и
форму тела рыб можно считать оптимальной для больших глубин? (биология 7 класс).
Какие особенности строения у растений наилучшие для жизни в воде или в пустынях?
(биология, 6 класс).
2) На этапе решения учебных задач идет работа самих учеников.
Эффективнее организовать групповую работу, когда учитель выступает в роли
консультанта. «Учащиеся перебирают, анализируют имеющиеся знания по данному
вопросу и выясняют, что их недостаточно – это «закрытый» путь решения задач. Когда
действия ребенка направлены на приобретение различных способов решения задач,
тогда наступает «открытый» путь». В конце данного этапа каждая группа должна
представить свои результаты. Заслушиваются все мнения, но нужный способ решения или правильный ответ ученик находит в дискуссии со сверстниками и учителем.
Поэтому завершается этап, после того как данную проблему обсудили и пришли к
общему мнению.
Например, доказать, что луковица это видоизмененный побег? На этом этапе
ученики должны вспомнить: что такое побег, из каких частей он состоит, уметь их
различать, вспомнить какую они выполняют функцию. Здесь они могут воспользоваться
учебной литературой. Позже им предстоит на практике подтвердить свои знания, то
есть нужно разрезать луковицу и найти все части побега. Необходимо также объяснить,
почему произошло видоизменение? Как эти видоизмененные части растения
называются? То есть снова обратиться за помощью к литературе. Такой способ
решения данной задачи очень часто встречается.
Трудность заключается в том, что невозможно предсказать, как здесь будет работать
класс. Иногда ученики сами найдут пути решения, а в другом случае нужно все время
подсказывать и направлять.
4.
3.На этапе решения частных задач идет проверка полученных данных,
сопоставление с исходной гипотезой, систематизация и обобщение добытых знаний и
умений, нахождение общего способа решения задач.
Например, если проблемный вопрос был доказать, что луковица это
видоизмененный побег, то частные задачи очень похожи.
Видоизменением, какой части растения являются клубни картофеля, клубни
георгина, луковица тюльпана, корневище ландыша, усики винограда, колючки
боярышника? Здесь работу иногда провожу в парах, либо каждый индивидуально
(зависит от наполняемости класса). Позже эти работы можно будет проверить и
выяснить: кто усвоил материал, а кто нет.
Завершается вся работа, по данному методу, фазой самоконтроля,
самооценки и коррекции деятельности.
Здесь, как правило, применяю анкету из нескольких вопросов:
что запомнилось из темы легче всего?
В чем помог группе при решении задачи?
Что для тебя осталось не понятным?
Анкета позволит ребенку оценить себя, а учителю оценить работу всего класса и
каждого отдельно.
«Преимуществами данного метода является: самостоятельное добывание знаний
путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду,
развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты
обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной
деятельностью учащихся,
большие затраты времени на достижение
запроектированных целей.»
Метод проблемных учебных задач требует серьезной подготовки. Трудности
заключаются в нахождении решаемой проблемной ситуации. Несмотря на трудности можно отметить, что радикально меняется общая обстановка в классе, когда идет урок
с проблемной задачей. Процесс обучения для многих детей становится желанным и
радостным, ребята учатся с увлечением и интересом. Поэтому чем дольше работаю,
используя метод проблемных задач, тем стараюсь чаще его применять на практике.
Вопрос слушателям:
Чем отличается контрольный вопрос от задачи?
(Часто вопрос требует простого воспроизведения какойто порции известной
информации: откройте учебник, прочитайте соответствующий раздел, запомните
ответ готов. А в ходе решения задач можно определить, умеет ли учащийся
использовать свои знания и насколько успешно он это делает. Опираясь на них,
решать многочисленные задачи, которые ставит перед нами жизнь. Но самое
главное – это не просто правильно решить задачу, а понять путь к ее решению.
5
Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение
задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство
удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а
интересная работа.)
Давайте сейчас мы сделаем несколько открытий.
Ролевая игра “Помощь кинологу” (проблемная ситуация)
Мужчина купил собаку чёрной масти и желает убедиться в её чистопородности. С кем
вы посоветуете её скрестить, чтобы убедиться в том, что его не обманули? –
(групповая форма деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа со
схемами скрещивания за компьютером)
( Формулирование вывода: чтобы установить генотип особи, имеющий
доминантный признак необходимо данную особь скрестить с гомозиготной
рецессивной особью, если в потомстве происходит расщепление (1:1), значит
особь – гетерозиготная, такое скрещивание называется анализирующее.)
Урок игра. « Как Проша женился» (урок повторительно обобщающий)
Посетительница генетической консультации: Здравствуйте! У меня есть сынок
Прошенька. Красавец писанный: голубоглазый, светловолосый, кудрявый , высокий.
У нас в семье испокон веков все кудрявые да высокие. Прошенька, конечно, при
такой внешности в артисты пошел. Сейчас его пригласили сниматься в Голливуд.
Задумал Проша жениться, да никак не может выбрать из трех невест все
хороши и характером и внешностью. Он фотографии цветные прислал. Девушки –
иностранки, но лишь бы любили моего сына да родили мне внуков, хоть малость на
Прошу похожих. Знаю, что часто дети похожи не на родителей, а на бабушку с
дедушкой, поэтому попросила Прошу обо всех написать. Японка Ли. кареглазая с черными, прямыми волосами. Невысокого роста.
Похожа на всех своих близких родственников.
Немка Моника.голубоглазая, со светлыми прямыми волосами, маленькая. Оба ее
родителя кареглазые с прямыми темными волосами. Отец высокий, а мать
низкого роста.
Англичанка Мэри.зеленоглазая, темноволосая, кудрявая, высокая. Ее отец –
совсем как Проша: голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий. Мать
зеленоглазая, с темными прямыми волосами, маленького роста.
(консультанты, решая задачи, определяют, какова вероятность рождения ребенка
с признаками Проши: голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий в каждом
из браков.
Вводим обозначения.
А –карие глаза.
А1 зеленые
аголубые
Втемные волосы
в – светлые 6
С –кудрявые волосы
с – прямые
Д –низкий рост
д – высокий рост
Чтобы полностью походить на Прошу по этим признакам, ребенок должен иметь
генотип ааввС_дд. Генотип Проши ааввССдд.
1. В случае брака с Ли, генотип которой ААВВссДД (ГаметыАВсД)
Единтвенный признак по которому ребенок похож на Прошукудрявые(волнистые
волосы)
2.Если женится на Монике, генотип которой ааввссДд (ГаметыавсД, авсд.)
(50% голубые глаза, светлые волосы, кудрявые. низкого роста х 50% голубые глаза,
светлые волосы, кудрявые. высокого роста)
3.Если женится на Мэри, генотип которой АаВвСсДд ( Гаметы16 типов.
Вероятность для проявления каждого признака 6,25%.)
Итак, мы можем утверждать, что наибольшая вероятность рождения
детей, похожих на Прошу, в браке с Моникой, но и в браке с Мэри это вероятно.
Прошел год у нас та же посетительница.
Ох, ребятки, я к вам опять за советом.
Женился Проша на Мэри, я ее теперь по нашему, Машенькой зову. Все у них хорошо,
неделю назад факс прислали родился у них сын. Вот радость то! Но и в Америке
бывают безобразия: в роддоме в первый день его перепутали с ребенком другой
пары. Сразу сделали анализ крови и отдали Машеньке ребенка с 4 группой крови.
Хотя у Проши 3 группа , а у Маши2. У другого ребенка как раз 3 группа , а у его
родителей 1 и4 группы крови. Не перепутали ли врачи?
Посетительница. Тут Мэри приписку сделала по–английски, мне только сейчас
ребята перевели. «Другой ребенокамериканец африканского происхождения». Черненький, значит. Хорошо то, что хорошо кончается, у меня к вам еще вопрос
есть. Очень беспокоюсь, не облысеет ли, не потеряет ли свои кудри Прошенька? У
меня в роду никого нет рано облысевших, но вот отец Проши уже давно «совсем
блондин», как он сам шутит, хотя его отец до старости был с густой шевелюрой.
Какова вероятность раннего облысения у Проши и его сына?
(Ген облысения сцеплен с ххромосомой, он рецессивный(а). Генотип Проши XАY,
Необходимо узнать, нет ли рано облысевших в семье матери Мэри. Если нет, то
если Мэри носительница то вероятность 50х50, а если гомозиготна, то
вероятность равна 100% не наследует ребенок ген облысения.)
«Преимуществами данного метода является: самостоятельное добывание знаний путем
собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие
продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам
следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся,
большие затраты времени на достижение запроектированных целей.»
В подтверждение своих слов, хочу привести результаты по биологии и за 20172019
хорошие. 100 % успеваемость при качественной
учебный год достаточно
успеваемости 88,2 % и 83 %.
Таким образом, результаты успеваемости и качества знаний по биологии
стабильные. «За технологией проблемного обучения большое будущее, потому что она
преобразует как ребенка, так и учителя, формируя их творческое лицо. 7
«Проблемное обучение на уроках биологии» (мастер- класс).
«Проблемное обучение на уроках биологии» (мастер- класс).
«Проблемное обучение на уроках биологии» (мастер- класс).
«Проблемное обучение на уроках биологии» (мастер- класс).
«Проблемное обучение на уроках биологии» (мастер- класс).
«Проблемное обучение на уроках биологии» (мастер- класс).
«Проблемное обучение на уроках биологии» (мастер- класс).
«Проблемное обучение на уроках биологии» (мастер- класс).
«Проблемное обучение на уроках биологии» (мастер- класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.