Речь не является врожденной способностью человека, она развивается в процессе физического и умственного развития. Речь служит показателем общего развития индивида и формируется под влиянием речи взрослых, а так же напрямую зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания, обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
конспект.docx
Проблемы дефекта речи в начальной школе
Речь не является врожденной способностью человека, она развивается в
процессе физического и умственного развития. Речь служит показателем
общего развития индивида и формируется под влиянием речи взрослых, а так
же напрямую зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения,
воспитания, обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Но у отдельных детей в силу их индивидуальных особенностей,
возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают
стойкий характер. Этот дефект является самым распространенным у детей –
дислалия.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть
нарушено произношение любой из фонем родного языка[1], которое наиболее
часто проявляется в детском возрасте.
Выделяют три главные причины развития дислалии: 1.Генетика 2.
Недостаток занятий с ребенком во младенчестве 3. Нарушение строения
артикуляционного аппарата. На практике выявляют и другие причины: плохая
экологическая ситуация, несбалансированное питание.
Основными причинами возникновения функциональной дислалии
являются: неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье), подражание
плохо говорящим сверстникам, двуязычие в семье, педагогическая
запущенность,
недостаточная
подвижность органов артикуляционного аппарата, снижение слуха,
отклонения в умственном развитии ребенка.
недоразвитие фонематического слуха,
К сожалению, сейчас родители реже обращают внимание на
неправильное произношение ребенка. Они считают, что все «само пройдет».
Это серьезное заблуждение. В результате мы слышим картавую и шепелявую
речь взрослых, родители которых в детстве не уделили этой проблеме
должного внимания.
Основной целью методики воздействия при дислалии является
формирование умений и навыков правильного произведения звуков речи.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих
факторов:
индивидуально-возрастные
особенности человека, регулярность занятий.
степень сложности дефекта,
Многие тяжелые нарушения устной, а затем и письменной речи
устраняются с помощью правильно подобранной коррекционной работы.
Сущность заключается в системе педагогического воздействия: ранняя
диагностика, точное определение дефекта речи ребенка, исследование
нарушений речи окружающих, подбор комплекса методик, создание ситуаций
стимулирующих речь ребенка, обеспечение благоприятного окружения,
создание развивающей среды, привлечение родителей к сотрудничеству и
создание психологического микроклимата.
Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных
последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в
задержке умственного развития ребенка, т.к. речь не только обогащает
мышление содержанием, но и формирует его. Также у ребенка могут быть
тяжелые психические переживания из-за недостатков своей речи. Трудности
в процессе школьного обучения (вторичные речевые нарушения: диссиксия,
дисграфия). Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии
плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать. А в
будущем могут быть личные проблемы и ограничения в выборе профессий.
1 Нарушения звукопроизношения проявляются: в отсутствии звука или
звуков, в искажениях, в заменах. Как правило, человек с нарушенной речью
весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую
представляют речевые нарушения – это торможение интеллектуального
развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных
инструментов. Нормализация развития интеллекта происходит по мере того,
как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное
словопроизношение; поэтому так важно вовремя диагностировать патологии
речи и начинать их лечение.
К сожалению, сейчас не в каждой школе есть учитель-логопед, но в
каждой школе есть дети, которым нужна его помощь. В начальной школе
логопеды занимаются с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения
(дислалию), письма (дисграфию), чтения (дислексию). Например, дисграфия в
настоящее время стала очень распространенным явлением. В школе это
нарушение проявляется в специфических (дисграфических) ошибках на
письме:
– пропуск букв, слогов, слов;
– замена букв: ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, ш-щ (хичный – хищный, процитал –
прочитал, шука – щука др.);
платье – красное платье);
– несогласованность существительного и прилагательного (красная
– аграмматизмы (пропуски членов предложения, неправильное
употребление падежных окончаний и др.);
– перестановка букв и слогов в словах.
Многие родители и учителя начальной школы, столкнувшись с
дисграфическими (специфическими) ошибками детей, считают их «глупыми»,
допущенными из-за невнимательности, нежелания успешно работать.
Педагоги предлагают таким учащимся дополнительные письменные работы.
Но, как правило, такие задания малоэффективны. Надо всего лишь
обратиться к логопеду. Только он может определить причину таких
нарушений письма и подобрать необходимые упражнения.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что приёмы
коррекции речи необходимы для начальной школы, и использовать их надо в
системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды
деятельности школьников, основной комплекс артикуляционной гимнастики,
дыхательная гимнастика, игровые дыхательные упражнения, использование
стихотворных текстов в работе над звуками, упражнения для развития
движения губ, применять приёмы как при изучении сложного, трудного для
понимания материала, так и для закрепления изученного материала, на
уроках русского языка и литературного чтения.
Список литературы и интернет ресурсы
%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BB
2. https://letidor.ru/psihologiya/rabota-logopeda-kakie-defekty-rechi-mozhno-
3. https://infourok.ru/virazitelnost-rechi-i-chteniya-926684.html
ispravit-v-nachalnoy-shkole.htm?page=3
2
Проблемы дефекта речи в начальной школе
Проблемы дефекта речи в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.