«Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании (из опыта работы)
Оценка 4.8

«Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании (из опыта работы)

Оценка 4.8
Семинары
docx
математика
Взрослым
24.03.2017
«Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании (из опыта работы)
В работе рассмотрена проблема компетентного подхода в системе среднего профессионального образования на примере решения задач по предмету математика. Описано какие бывают компетентностные задачи, схема компетентностных задач. Рассмотрено решение некоторых задач по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта из реальной части математики.
Доклад на УМО docx.docx

В  России произошла переориентация в оценке результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, то есть  делается ставка на компетентностный подход в образовании.

В настоящее время можно увидеть различные толкования компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования, проводится сравнительно-сопоставительный анализ российской и иностранных моделей компетентностного подхода.
Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой определённую проблему.
Противоречивая точка зрения на это понятие базируется на вполне конкретном представлении о том, что именно компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные направления процесса модернизации в СПО. Именно в рамках обсуждаемого проекта нового федерального закона «Об образовании» делаются утверждения:
• компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы;
• компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность;
• компетентностный подход как обобщенное условие способности обучаемого эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций;
• компетентность представляется радикальным средством модернизации;
• компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла;
• компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность" или как факторы подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Существует ряд проблем в системе среднего профессионального образования, которые как бы не затрагивая сущность и структуру компетентностного подхода, но косвенным образом влияют на возможности его применения. Среди них:
- проблема учебника, в том числе, возможностей их адаптации в условиях среднего специального образовании;
- проблема Федерального государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;
- проблема квалификации преподавателей и их профессиональных навыков не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической деятельности;
- проблема противоречивости различных идей и представлений в современном образовании;
- проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации, в том числе: идеи профилизации СПО и др.
Таким образом, можно сказать, что само обсуждение компетентностного подхода, идёт по следующим направлениям:
Ø утрата единства и определенности образовательных систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;
Ø вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы;
Ø изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования - к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений;
Ø перспективы интеграции российского образования и российской экономики, в целом, в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда.
Можно сделать вывод, что компетентностный подход востребован, так как современное образование требует существенной модернизации, не осуществление этого процесса рискует оказаться очередной кампанией среди многолетних попыток безуспешного реформирования образования на основании внедрения современнейших педагогических идей и направлений.

Компетентностные  задачи бывают:

 

1. Предметные компетентностные задачи: в условии описана предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование широкого спектра связей математического содержания, изучаемого в разных разделах математики; в ходе анализа условия необходимо «считать» информацию, представленную в разных формах; сконструировать способ решения (путем объединения уже известных способов). Полученный результат обеспечивает познавательную значимость решения и может быть использован при решении других задач (заданий).

2. Межпредметные компетентностные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей, требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных выбранных (найденных) учащимся.

3. Практические компетентностные задачи: в условии описана практическая ситуация, для разрешения которой, нужно применять не только знания из разных предметных областей (обязательно включающих математику), но и приобретенные из повседневного опыта учащихся. Данные в задаче, не должны быть оторваны от реальности (должны соответствовать действительности, например цены, размеры дома и т.д.). Полученный результат должен быть значим для учащихся, т.е. указана его область применения.

Часто компетентностные задачи понимают только как задачи прикладного или межпредметного характера, в которых для разрешения некой практической ситуации нужно использовать знания того или иного (или нескольких одновременно) предмета. Мы считаем, что важным является применение и предметных компетентностных задач, где учащиеся учатся отбирать необходимые для решения знания из разных разделов в рамках одной предметной области (математика), причем на применение этих знаний не должно быть явного указания в тексте задачи.

Мы выделили четыре уровня сложности компетентностных задач на основе критериев, которые были сформулированы (по сложности отбора базы знаний и конструирования способа решения) в результате личного опыта (при конструировании компетентностных задач) и, учитывая проблемы, которые возникали у студентов при решении таких задач. На схеме 1 показана структура системы компетентностных задач.

 

http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/17/239/images/m53747ed6.gif

 

В работе представлен набор задач, формирующих математическую компетентность учащихся. Подобранные задачи отвечают требованиям, предъявляемым к компетентностным задачам. А именно:

·         это не типичные учебные математические задачи, а близкие к реальным проблемным ситуациям;

·         цель решения компетентностной задачи заключается не столько в получении ответа, сколько в присвоении нового знания;

·         имеется несколько путей решения задач.

Задача №1

Для перевозки 28 т фруктов из Сочи в Липецк (1236 км) можно воспользоваться услугами одной из трёх транспортных компаний. Каждая компания предлагает один вид автомобилей (таблица). Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвый вариант перевозки?

 

 

 

 

 

 

Марка автомобиля

Стоимость перевозки

(руб. за 100 км.)

Грузоподъёмность

Автомобилей (т)

Grand Starex Cargo

 

 

850

 

 

1,8 т

Ford Transit EF 350/460 с двойной кабиной

 

 

1100

 

 

2,2 т

MAN TGМ 18.250 4x2 промтоварный

 

 

3500

 

 

9 т

           

                        Решение.

Выясним, сколько машин нужно будет заказать в каждой из фирм, чтобы перевезти 28 т фруктов. Хёндай нужно 16 машин (28 : 1,8=15,6 т.е 16 машин, т.к 15 мало), Форд 13 машин (28:2,2=12,73 т.е. 13 машин, т.к. 12 мало), Манн 28:9=3,1, т.е. 4 машины, т.к. 3 мало).

Стоимость перевозки одной машиной нам дана в рублях за 100 км, тогда на 1236 км

Для машины Хёндай стоимость перевозки составит: 850 =168096 руб.

Для машины Форд стоимость перевозки составит: 1100=176748 руб.

Для машины Манн стоимость перевозки составит: 3500=173040 руб.

Выбираем наиболее дешёвый вариант перевозки, это машина Хёндай – 168096 руб.

 

Задача №2.

Семья из 3 человек едет из Волгограда в Москву. Можно ехать на автобусе, а можно – на своей машине. Билет на автобус для одного человека стоит 1500 руб . Автомобиль Форд Фокус расходует 7 литров на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно  1100 км, а цена на бензин равна 32,9 рубля за литр. Сколько рублей будет стоить самая дешёвая поездка?

Решение.

Автомобиль расходует 7 литров бензина на 100 км пути, расстояние равно 1100 км (в 11 раз больше, чем 100 км), тогда бензина понадобится 7=77 литров. Вычисляем стоимость 77 литров бензина по цене 32,9 рублей за литр: 7732,9=2533,3 рубля. Три билета на автобус будут стоить 15003=4500 рублей. Значит автомобильная поездка будет самой дешевой, стоимость составит 2533,3 рублей.

 

Задача №3.

Для того чтобы отремонтировать генератор автомобиля ВАЗ 2110 требуется купить запчасти генератора или сам генератор  (замена 2 подшипников).

Генератор 1 - кожух; 2 - вывод "В+" для подключения потребителей; 3 - помехоподавительный конденсатор 2,2 мкФ; 4 - общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу "D+" регулятора напряжения); 5 - держатель положительных диодов выпрямительного блока; 6 - держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 - положительный диод; 8 - отрицательный диод; 9 - регулятор напряжения; 10 - задняя крышка; 11 - стяжной винт; 12 - передняя крышка; 13 - обмотка статора; 14 -дистанционное кольцо; 15 - передний подшипник вала ротора; 16 - шкив; 17 - гайка; 18 - вал ротора; 19 - конусная шайба; 20 - шайба; 21 - клювообразные полюсные наконечники ротора; 22 - сердечник статора; 23 - втулка; 24 - обмотка ротора; 25 - задний подшипник ротора; 26 - втулка подшипника; 27 - контактные кольца; 28 - щеткодержатель; 29 - выводы обмотки статора; 30 - дополнительный диод; 31 - вывод "D" (общий вывод дополнительных диодов).

1

Снятие/установка генератора

 600 руб

2

Диагностика генератора     

300 руб

3

Замена подшипников

600 руб

4

Стоимость подшипника

120 руб

5

Новый генератор (снятие и установка 5% от стоимости)

2200 руб

 

Какой вариант ремонта наиболее дешёвый? Ответ дайте в рублях.

Решение.

Для ремонта генератора требуется снятие и установка 600

Диагностика 300 рублей (600+300=900 рублей)

Замена подшипников 600 рубле (900+600=1500 рублей)

Стоимость подшипника 120 рублей, а их два следовательно 120+120=240 рублей (1500+240=1740 рублей

Стоимость нового генератора 2200 рубле, снятие/установка стоит 5% от цены, значит 2200=110 рубле.

Итого стоимость нового будет 2200+110= 2310 рублей.

Ответ ремонт дешевле: 1740 рублей.

 

Задача №4.

Клиент хочет арендовать автомобиль на сутки для поездки протяжённостью 800 км. В таблице приведены стоимость аренды трёх автомобилей и их характеристики. Помимо аренды, клиент обязан оплатить топливо для автомобиля на всю поездку. Какую сумму заплатит клиент за аренду и топливо, если выберет самый дешёвый вариант? Цена дизельного топлива 32,8 рублей за литр, бензина 33,99 рублей за литр, газа 17 рубле за литр.

 

 

 

 

автомобиль

топливо

Расход топлива на 100 км

Арендная плата за сутки

 1.

 

Дизельное

 

8

 

1600

 2.

 

Бензин

 

9

 

1100

 3.

 

Газ

 

12

 

1250

 

 

Решение.

В таблице приведены показатели расхода топлива для автомобилей на 100 км, значит, клиенту для поездки протяжённостью 800 км понадобится горючего в 8 раз больше, то есть дизельного топлива 88=64 л., бензина 98=72 л, газа 128=96 л.

Умножим цену литра топлива на посчитанное количество литров и получим стоимость топлива. Дизельное топливо 6432,8=2099,2 рублей. Бензин 7233,99=2447,28 рублей. Газ 9617=1632 рублей.

Полная стоимость состоит из стоимости топлива и аренды автомобиля. Следовательно:

Для 1 автомобиля 2099,2+1600=3699,2 рублей

Для 2 автомобиля 2447,28+1100=3547,28 рублей

Для 3 автомобиля 1632+1250=2882 рубля.

Ответ: самый дешёвый вариант 2882 рубля.


 

Скачано с www.znanio.ru

В России произошла переориентация в оценке результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, то есть делается ставка на компетентностный подход в…

В России произошла переориентация в оценке результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, то есть делается ставка на компетентностный подход в…

Можно сделать вывод, что компетентностный подход востребован, так как современное образование требует существенной модернизации, не осуществление этого процесса рискует оказаться очередной кампанией среди многолетних попыток…

Можно сделать вывод, что компетентностный подход востребован, так как современное образование требует существенной модернизации, не осуществление этого процесса рискует оказаться очередной кампанией среди многолетних попыток…

В работе представлен набор задач, формирующих математическую компетентность учащихся

В работе представлен набор задач, формирующих математическую компетентность учащихся

Марка автомобиля Стоимость перевозки (руб

Марка автомобиля Стоимость перевозки (руб

Задача №3. Для того чтобы отремонтировать генератор автомобиля

Задача №3. Для того чтобы отремонтировать генератор автомобиля

Снятие/установка генератора 600 руб 2

Снятие/установка генератора 600 руб 2

Расход топлива на 100 км

Расход топлива на 100 км
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017