Проблемы общественного процесса, его критики
Урок с применением технологии развития критического мышления всегда вызывает огромный интерес у студентов, занятия проходят интересно и, как следствие, материал лучше запоминается студентами. На уроке обществознания по теме: «Проблемы общественного прогресса, его критерии» я применила два приема ТРКМ.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Проблемы общественного процесса, его критики
Урок с применением технологии развития критического мышления всегда вызывает огромный интерес у
студентов, занятия проходят интересно и, как следствие, материал лучше запоминается студентами. На
уроке обществознания по теме: «Проблемы общественного прогресса, его критерии» я применила два
приема ТРКМ.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по
определенным правилам. Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать
учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какомулибо поводу. Это форма
свободного творчества, но по определенным правилам.
Одним из самых значимых умений на уроке истории и обществознания являются умения логически мыслить и
аргументировать ответ. Большую помощь в этом может оказать прием “фишбоун”. Для данного приема
используется схема.
С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия,
аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме
является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а
вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”. Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы
можем получить опорный конспект, научиться выделять события и их причины, делать краткие записи и
работать в группе.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма занятия: урок с элементами технологии развития критического мышления.
Образовательные цели:
Обучающие:
на основе изучения нового материала и в ходе повторении уже изученного повторить основные
понятия, выяснить видение прогресса в разные эпохи, показать противоречивость прогресса, и его
критерии;
способствовать развитию умения оценивать критерии, создавать логические схемы.
Развивающие:
развивать умение изображать материал в виде схемы, рисунка, читать его;
развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный спор, делать выводы;
развивать аналитикосинтезирующее мышление студентов.
Воспитательные:
привлечь внимание учащихся к проблеме противоречивости прогресса;
способствовать повышению уровня культуры общения;
умение работать в паре, способствовать улучшению взаимодействия внутри учебного коллектива.
Методические цели:
изучение нового материала на основе формирования видения противоречивости общественного
прогресса;
активизация познавательной деятельности студентов через применение технологии развития
критического мышления;
мотивация интереса к обучению через формирование собственного отношения студентов к
поставленной проблеме.
Оборудование занятия:
Методическое обеспечение: Карточки Синквейна.
ТСО: Презентация в Power Point
Литература:
1. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 2009.
2. Человек и общество, под ред, Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой, – М., 2007.
3. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 2003.
4. Ясперс К. Всемирная история философии: введение. – М., 2005.
План урока
I. Повторение.
Ход урока
1. дайте определение понятию «прогресс»;
2. подберите синонимы к этому термину;
3. дайте определение понятию «регресс»;
4. подберите синонимы к этому термину.
II. Изучение новой темы.
Два подхода к пониманию общественного процесса.
Первый – когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней
социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым
формам. Такой подход получил название "линейного" или "поступательного" прогресса.
Второй подход основан на циклическом понимании исторического процесса, на представлении о
повторяемости основных процессов общественной жизни. Это есть так называемая теория круговоротов.
(изобразить в тетради схематически два подхода к общественному прогрессу)
Критерии прогресса:
1. Главный критерий прогресса – человек. Чем более развито общество, тем лучше себя в нём должен
чувствовать человек. Недостаток подхода: давно замечено, что если человеку субъективно
комфортно, то он начинает деградировать, перестаёт стремиться к собственному
совершенствованию.
2. Главный критерий прогресса – техника, её возможности. Чем более развито общество, тем большими
возможностями характеризуются в нём орудия труда, техника. Недостаток подхода: теряется
человеческая составляющая, человек и в индустриальном обществ е может чувствовать себя
потерянным, винтиком в бездушной машине общества.
3. Главный критерий прогресса – производительность общественного труда. Чем более развито
общество, тем выше в нем производительность общественного труда. Здесь как бы соединяются два
предыдущих подхода, гасятся их недостатки. Недостаток подхода: что делать, если производится
не нужная обществу продукция (например горы вооружений, зачем они?).
(беседа со студентами)Однако главное всё же – человек, точнее, возможности его развития. Чем лучше общество развивает
человека, тем оно прогрессивней.
Периодизация исторического процесса
В соответствии с различными подходами к пониманию хода и критериев общественного прогресса социологи
сегодня группируются вокруг нескольких направлений по вопросам периодизации истории.
1. Теория общественноэкономических формаций, формационный подход.
Эта теория создана К. Марксом во второй половине XIX века. В основе формационного подхода лежит
поступательное понимание общественного прогресса, а главным его критерием выступают
производительные силы.
В истории развития общества выделяются пять общественноэкономических
формаций(первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и
коммунистический как итог развития всего человечества).
2. Конвергентный подход.
В основу периодизации истории кладётся уровень развития техники и технологии. Данный подход исходит
из поступательного характера общественного прогресса, основным критерием которого являются техника и
наука.
Первые разработки появились в начале ХХ века (Ростоу). Выделяют в основном три ступени
общественного развития:
доиндустриальная или аграрная (основным производством является сельское хозяйство,
определяющая роль в обществе принадлежит сословиям);
индустриальная (главная сфера производства – промышленность, ведущий слой в обществе –
производитель, бизнесмен);
постиндустриальная или информационная (основная сфера производства – сфера услуг,
образования и науки, ведущая сила в обществе – учёные, специалистыпрофессионалы).
3. Цивилизационный подход
За основу периодизации кладётся человеческое измерение: что даёт общество для развития человека.
Выделяют две ступени и соответственно два типа общества: цивилизованное и нецивилизованное.
Подразумевается, что цивилизация проявляет себя кроме труда и в сфере потребления, а также в сферах
социальнополитической.
Эволюция и революция как формы социального развития
Эволюция – постепенное количественное и качественное изменение в социальном развитии. Процесс
развития состоит при этом из ряда микроскачков, которые в сумме дают изменение прежнего качества.
Революция противоположна эволюции. Это качественно резкий переход от количественных накоплений к
новому качеству.
Противоречивость прогресса:
1. В «голове» рыбы записать проблему, которую будем рассматривать:
Процесс исторического развития противоречив
2. на верхних «костях» записать положительные достижения прогресса:
Прогресс техники, развитие индустрии,
открытия в области ядерной физики,использование персональных компьютеров,
рост городов (урбанизация)
3. на нижних «костях» записать отрицательные последствия прогресса, в пару верхним:
Экологический кризис,
атомное оружие,
болезни (снижение зрения, психические расстройства, гиподинамия),
социальная изоляция,
нагрузки на человеческий организм (стресс, сердечнососудистые заболевания, болезнь органов дыхания,
НС)
4. в «хвосте» рыбы сформулировать вывод:
Чем быстрее и больше прогресс, тем более высокую цену платит человек.
III. Рефлексия.
Карточка Синквейна