Проблемы общественного процесса, его критики

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблемы общественного процесса, его критики Урок с применением технологии развития критического мышления всегда вызывает огромный интерес у студентов, занятия проходят интересно и, как следствие, материал лучше запоминается студентами. На уроке обществознания по теме: «Проблемы общественного прогресса, его критерии» я применила два приема ТРКМ. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Иконка файла материала Проблемы общественного процесса, его критики.doc
Проблемы общественного процесса, его критики Урок с применением технологии развития критического мышления всегда вызывает огромный интерес у  студентов, занятия проходят интересно и, как следствие, материал лучше запоминается студентами. На  уроке обществознания по теме: «Проблемы общественного прогресса, его критерии» я применила два  приема ТРКМ. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по  определенным правилам. Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать  учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому­либо поводу. Это форма  свободного творчества, но по определенным правилам. Одним из самых значимых умений на уроке истории и обществознания являются умения логически мыслить и  аргументировать ответ. Большую помощь в этом может оказать прием “фишбоун”. Для данного приема  используется схема. С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия,  аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме  является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а  вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”. Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы  можем получить опорный конспект, научиться выделять события и их причины, делать краткие записи и  работать в группе. Тип занятия: изучение нового материала. Форма занятия: урок с элементами технологии развития критического мышления. Образовательные цели: Обучающие:   на основе изучения нового материала и в ходе повторении уже изученного повторить основные  понятия, выяснить видение прогресса в разные эпохи, показать противоречивость прогресса, и его  критерии; способствовать развитию умения оценивать критерии, создавать логические схемы. Развивающие:    развивать умение изображать материал в виде схемы, рисунка, читать его; развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный спор, делать выводы; развивать аналитико­синтезирующее мышление студентов. Воспитательные:    привлечь внимание учащихся к проблеме противоречивости прогресса; способствовать повышению уровня культуры общения; умение работать в паре, способствовать улучшению взаимодействия внутри учебного коллектива. Методические цели:   изучение нового материала на основе формирования видения противоречивости общественного  прогресса; активизация познавательной деятельности студентов через применение технологии развития  критического мышления; мотивация интереса к обучению через формирование собственного отношения студентов к  поставленной проблеме. Оборудование занятия: Методическое обеспечение: Карточки Синквейна. ТСО: Презентация в Power Point  Литература: 1. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 2009. 2. Человек и общество, под ред, Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой, – М., 2007. 3. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 2003. 4. Ясперс К. Всемирная история философии: введение. – М., 2005. План урока  I. Повторение. Ход урока 1. дайте определение понятию «прогресс»; 2. подберите синонимы к этому термину; 3. дайте определение понятию «регресс»; 4. подберите синонимы к этому термину. II. Изучение новой темы. Два подхода к пониманию общественного процесса. Первый – когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней  социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым  формам. Такой подход получил название "линейного" или "поступательного" прогресса. Второй подход основан на циклическом понимании исторического процесса, на представлении о  повторяемости основных процессов общественной жизни. Это есть так называемая теория круговоротов. (изобразить в тетради схематически два подхода к общественному прогрессу) Критерии прогресса: 1. Главный критерий прогресса – человек. Чем более развито общество, тем лучше себя в нём должен  чувствовать человек. Недостаток подхода: давно замечено, что если человеку субъективно  комфортно, то он начинает деградировать, перестаёт стремиться к собственному  совершенствованию. 2. Главный критерий прогресса – техника, её возможности. Чем более развито общество, тем большими  возможностями характеризуются в нём орудия труда, техника. Недостаток подхода: теряется  человеческая составляющая, человек и в индустриальном обществ е может чувствовать себя  потерянным, винтиком в бездушной машине общества. 3. Главный критерий прогресса – производительность общественного труда. Чем более развито  общество, тем выше в нем производительность общественного труда. Здесь как бы соединяются два  предыдущих подхода, гасятся их недостатки. Недостаток подхода: что делать, если производится  не нужная обществу продукция (например горы вооружений, зачем они?). (беседа со студентами)Однако главное всё же – человек, точнее, возможности его развития. Чем лучше общество развивает  человека, тем оно прогрессивней. Периодизация исторического процесса В соответствии с различными подходами к пониманию хода и критериев общественного прогресса социологи  сегодня группируются вокруг нескольких направлений по вопросам периодизации истории. 1. Теория общественно­экономических формаций, формационный подход. Эта теория создана К. Марксом во второй половине XIX века. В основе формационного подхода лежит  поступательное понимание общественного прогресса, а главным его критерием выступают  производительные силы. В истории развития общества выделяются пять общественно­экономических  формаций(первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и  коммунистический как итог развития всего человечества). 2. Конвергентный подход. В основу периодизации истории кладётся уровень развития техники и технологии. Данный подход исходит  из поступательного характера общественного прогресса, основным критерием которого являются техника и  наука. Первые разработки появились в начале ХХ века (Ростоу). Выделяют в основном три ступени  общественного развития:    доиндустриальная или аграрная (основным производством является сельское хозяйство,  определяющая роль в обществе принадлежит сословиям); индустриальная (главная сфера производства – промышленность, ведущий слой в обществе –  производитель, бизнесмен); постиндустриальная или информационная (основная сфера производства – сфера услуг,  образования и науки, ведущая сила в обществе – учёные, специалисты­профессионалы). 3. Цивилизационный подход За основу периодизации кладётся человеческое измерение: что даёт общество для развития человека.  Выделяют две ступени и соответственно два типа общества: цивилизованное и нецивилизованное.  Подразумевается, что цивилизация проявляет себя кроме труда и в сфере потребления, а также в сферах  социально­политической. Эволюция и революция как формы социального развития Эволюция – постепенное количественное и качественное изменение в социальном развитии. Процесс  развития состоит при этом из ряда микроскачков, которые в сумме дают изменение прежнего качества. Революция противоположна эволюции. Это качественно резкий переход от количественных накоплений к  новому качеству. Противоречивость прогресса: 1. В «голове» рыбы записать проблему, которую будем рассматривать: Процесс исторического развития противоречив 2. на верхних «костях» записать положительные достижения прогресса: Прогресс техники, развитие индустрии, открытия в области ядерной физики,использование персональных компьютеров, рост городов (урбанизация) 3. на нижних «костях» записать отрицательные последствия прогресса, в пару верхним: Экологический кризис, атомное оружие, болезни (снижение зрения, психические расстройства, гиподинамия), социальная изоляция, нагрузки на человеческий организм (стресс, сердечнососудистые заболевания, болезнь органов дыхания,  НС) 4. в «хвосте» рыбы сформулировать вывод: Чем быстрее и больше прогресс, тем более высокую цену платит человек. III. Рефлексия. Карточка Синквейна