"Проблемы психолого-педагогической подготовки преподавателей и учителей"
Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
docx
психологическая работа +2
Взрослым
18.08.2018
статья: "Проблемы психолого-педагогической подготовки преподавателей и учителей"
Аннотация:
Предметом исследования в статье выступают проблемы психолого-педагогической подготовки преподавателей и учителей. Методологической основой исследования выступает анализ опыт работы автора с педагогами и студентами заочной формы обучения. Научная новизна статьи в практическом значении заключается в возможности использования данных исследования при планировании подготовки и переподготовки педагогов.
Ключевые слова: проблемы образования, образовательный процесс, приднестровское образовательное пространство, педагогическая деятельность, профессиональные компетенции, роль образования; тематика психолого-педагогической подготовки педагогов.
СТАТЬЯ - Проблемы психолого-педагогической подготовки.docx
Гавриловчук Е.А.
преподаватель психологии
НУОВППО «Тираспольский
межрегиональный университет»,
преподаватель ГОУ «Тираспольское
суворовское военное училище»
Приднестровье, г. Тирасполь
Проблемы психологопедагогической подготовки преподавателей и
Аннотация:
учителей
Предметом исследования в статье выступают проблемы психолого
педагогической подготовки преподавателей и учителей. Методологической
основой исследования выступает анализ опыт работы автора с педагогами и
студентами заочной формы обучения. Научная новизна статьи в практическом
значении заключается в возможности использования данных исследования при
планировании подготовки и переподготовки педагогов.
Ключевые слова: проблемы образования, образовательный процесс,
приднестровское образовательное пространство, педагогическая деятельность,
профессиональные компетенции, роль образования; тематика психолого
педагогической подготовки педагогов.
Сегодня, в ПМР, с введением ГОС, главной целью педагогического
образования является подготовка специалистов, способных обеспечить
разностороннее развитие человека как личности, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств. Развитие его
интеллектуального, творческого и культурного потенциала.
Для реализации данной цели, в нашем понимании, большая
ответственность ложится на педагогических работников. Именно педагогам,
присущи интеллигентность,
профессиональная компетентность, творческое педагогическое мышление.
высокая мораль,
духовность,
культура,
Поэтому, проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров
– одна из важнейших в современной системе педагогического образования ПМР.
Важным направлением в подготовке и переподготовке педагогов
(учителей), на наш взгляд, является направление совершенствования психолого
педагогической подготовки педагогов.
При традиционной ориентации психологопедагогической подготовки
педагогов, которое сводилось к совершенствованию «педагогического
образования», уделялось внимание вопросам чему и как учить педагогов
(учителей), повышающих свою квалификацию, чтобы поднять уровень их
профессионального мастерства. Сегодня, проблема сводится к ответу на вопрос,
кто и как использует предоставляемый педагогическим образованием арсенал
средств педагогического воздействия. С внедрением ГОС оказывается уже не
вопрос о содержании и структуре психологопедагогических знаний в системе
педагогического образования, а вопрос об использовании этих знаний в
практической профессиональнопедагогической деятельности учителей (Г.С.
Сухобская Ю., Н. Кулюткин, и др.) [4].
Поэтому, педагога необходимо оснастить не только средствами
обучающего и воспитывающего воздействия на обучающихся, но и различными
методами активного социальнопсихологического обучения.
Педагог должен: владеть системой знаний о человеке как субъекте
образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях,
социальных факторах развития; системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту;
системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого
педагогических концепций и предметных методик.
Знать: психологические особенности обучающихся с учетом возраста;
особенности детей с отклонениями в развитии; закономерностях общения и
способах управления индивидом и группой;
Уметь: оказывать социальную помощь и поддержку учащимся; обладать
системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о
современных психологопедагогических технологиях; владеть технологиями
развивающего обучения; организовать внеучебную деятельность обучающихся;
уметь организовывать образовательный процесс в различных социокультурных
условиях; направлять саморазвитие и самовоспитание личности;
Владеть: основными психологопедагогическими критериями применения
компьютерной техники в образовательном процессе; умениями психолого
педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и
основами разработки учебно
коррекции образовательного процесса,
программной документации; системой знаний об умениях педагогического
общения; соблюдать права и свободы обучающихся [3].
Также, согласно стандарту «учитель» умеет отбирать оптимальные
приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную
познавательный интерес
деятельность,
обучающихся; осуществлять индивидуальный подход к учащимся, сочетать
самостоятельность,
активность,
индивидуальную, групповую и коллективную деятельность [1].
Нами проводились исследования педагогов курсов повышения
квалификации «Психологи ОДО, психологи ООО и ОПО», курсов
профессиональной переподготовки «Педагогика и методика профессионального
образования», а также студентов заочной формы обучения по специальности
«Психология» (часть данных по годам предоставлена руководителем курсов ст. Ж.Е.Ахтырцева;
препод.
самостоятельно).
часть данных получена автором статьи
1.На вопрос оценить уровень своей профессиональной подготовленности:
в 2013г. из 30 чел: не оценили (по 5бальной шкале) – 13,38% 4 чел.; в
«2»балла – 6,64% 2 чел.; в « 3» балла 13,38% 4 чел.; в «4» балла 50,0% 15
чел.; в «5» баллов –16,67% 5 чел.
в 2014г. из 27 чел.: не оценили (по 5бальной шкале) – 18,52% 5 чел.; в
«2»балла – 3,70% 1 чел.; в « 3» балла 11,11% 3 чел.; в «4» балла 69,96 % 17
чел.; в «5» баллов – 3,70% 1 чел.
в 201617 уч.г. – 32 чел. ( в том числе без кв. категории): не оценили (по 5
бальной шкале) – 18,75% 6 чел.; в «2»балла – 12,5% 4 чел.; в « 3» балла
11,11% 9 чел.; в «4» балла 69,96 % 10 чел.; в «5» баллов – 3,70% 3 чел.
2. На вопрос: «в каких направлениях, у Вас имеется недостаточной
практических навыков, либо Вы хотели бы пройти дополнительно курсы
повышения квалификации?». Педагоги выделили следующую тематику:
преподаватели спец. дисциплин: таймменеджмент; конфликтология,
управление студенческой группой; стресс в деятельности преподавателя;
средства психологического воздействия преподавателя на аудиторию;
психологические технологии взаимодействия преподавателя с «трудной»
группой;
педагоги ООО: развивающие занятия с одаренными детьми, работа с
детьми девиантного поведения; сказкотерапия; коррекционная работа с детьми
(младший школьный возраст); средства психологического воздействия учителя
на класс;
педагогипсихологи: психокоррекция, методика проведения тренинговых
занятий; работа педагогапсихолога с одаренными детьми; песочная терапия;
Арттерапия в коррекционноразвивающей работе педагога психолога ОДО;
использование проективных методик в работе педагогапсихолога; диагностика
и коррекция девиантного поведения; Гештальтпсихология; Психодрама; специфика работы с детьмиаутистами; Семейное консультирование;
психологические особенности детей детского дома; работа педагогапсихолога с
детьми «группы риска».
Также, около 50% педагогов хотели бы получить дополнительные
консультации по теории и методике профессиональной деятельности и
возрастной психологии.
Какой же квалификацией, и какими компетенциями должен обладать
педагог, который будет способен реализовать принципиально новые
профессиональные задачи? Думаем, что он должен знать, и глубоко понимать
детскую (возрастную) психологию, владеть в совершенстве технологиями
деятельностного обучения; научиться выстраивать взаимодействие с
обучающими на основе законов педагогики и психологии.
Таким образом, можно сделать вывод: на современном этапе развития
образовательного пространства в ПМР, в области психолого–педагогической
подготовки, необходимо учитывать, проблему более высокой психологической
подготовки педагогов.
Литература:
1. ГОС ПМР НПО, ООО. Режим доступа: http://minpros.info/
2. Белоусова И.В. К проблеме подготовки педагогических кадров к работе в
условиях новых требований к образовательному процессу / И.В. Белоусова. –
Материалы Всероссийской с международным участием научнопрактической
Интернетконференции «Инновационные педагогические технологии в
образовательном пространстве». – Белгород, 2016. – Режим доступа:
http://pegas.bsu.edu.ru/mod/forum/discuss.php?d=145449#p201409
3. Современная образовательная среда: проблемы подготовки педагогических
кадров. Фидарова С.И. к.э.н, кафедра Менеджмента, Северо – Осетинский
государственный педагогический институт – Режим доступа:
notabene.ru/pp/article_10464.html
http://e 4. Психология личности и сущности человека. Орлов А.Б. – Режим доступа:
http://www.ahmerov.com/book_1198.html
"Проблемы психолого-педагогической подготовки преподавателей и учителей"
"Проблемы психолого-педагогической подготовки преподавателей и учителей"
"Проблемы психолого-педагогической подготовки преподавателей и учителей"
"Проблемы психолого-педагогической подготовки преподавателей и учителей"
"Проблемы психолого-педагогической подготовки преподавателей и учителей"
"Проблемы психолого-педагогической подготовки преподавателей и учителей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.