Цель проекта: сделать оценку за поведение инструментом, который позволит формировать социально-нравственные качества личности и способности конструировать своё поведение на основе самоанализа поступков.Разработана модель выставления оценки за поведения, критерии, методические рекомендации, систему мониторинга и систему поощрения. Данный проект формирует у детей умение проводить правильный самоанализ и самооценку своих поступков, что является основой для развития личности.
МБОУ СОШ 47 Пенза.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47 г. Пензы»
«Введение оценки за поведение как один из
инструментов для формирования личности
обучающегося»
Маврина Елена Константиновна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 47 г. Пензы
2017 Содержание
1.Введение
1.1.Цели и задачи проекта
1.2 Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагогродители
дети.
2. Реализация проекта «Оценка за поведение».
2.1 Этапы работы над проектом
2.2 Система оценивания поведения учащихся начальной школы
3. Заключение
Источники
Приложения 1. Введение
1. 1. Цели и задачи проекта.
Одно из основных положений концепции ФГОС НОО посвящено формированию
универсальных учебных действий обучающихся: коммуникативных, регулятивных,
познавательных и личностных. Для комплексной оценки сформированности этих действий
(прежде всего регулятивных и личностных) необходимо учитывать степень проявления
социальнозначимых качеств личности. Таким контрольнооценочным инструментом может
стать оценка за поведение. Оценка за поведение отражает исполнение обучающимися
обязанностей, сформулированных в части 1 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012. Она позволяет развивать у детей умение
вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами
этикета, повышает дисциплину, ответственность. Поэтому после общего обсуждения
педагоги, родители и дети МБОУ СОШ№ 47 г. Пензы приняли решение об участии в
проекте «Оценка за поведение». Введение оценки за поведение в школе является механизмом
консолидации усилий педагогов, классного коллектива, семьи для формирования
положительных качеств личности Она позволяет развивать у детей умение вести себя в
соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, повышает
дисциплину, ответственность. Системы оценивания поведения учащихся коренным образом
отличается от той, которая была ранее. Сейчас оценка за поведение понимается как один из
механизмов для развития личности ребёнка, взаимодействия школысемьи
: сделать оценку за поведение инструментом, который позволит формировать
Цель проекта
социальнонравственные качества личности и способности конструировать своё поведение на
основе самоанализа поступков.
Задачи проекта:
Провести диагностику индивидуальных особенностей детей, уровня развития
межличностных отношений.
Создать модель выставления оценки за поведение, получить согласие всех участников
проекта, разработать методические рекомендации.
Обсудить и сформировать критерии оценки поведения для всех его участников:
педагогов, родителей, детей,
Разработать систему мониторинга оценки за поведения.
Определить систему поощрения.
Провести динамику личного развития обучающихся, влияния оценки за поведение на
формирование социальнонравственных качеств.
Тип проекта: практикоориентированный.
Характеристика проекта по длительности: долгосрочный.
Проектный продукт: модель выставления обучающимся оценки за поведение
Участники проекта: педагоги, родители, учащиеся .
Для каждой группы субъектов участников проекта были разработаны подзадачи.
Проект «Оценка за поведение» является актуальным в настоящее время:
1) Проблема регуляции поведения детей в школе стоит очень остро. Анализ состояния
учащихся показал, что в классах часто происходят конфликтные ситуации, которые
характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает
на своем варианте поведения. 2) Формирование в школьном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми,
социальнонравственных качеств в значительной степени зависит от того, какая работа
ведется в этом направлении.
3) Введение оценки за поведение позволит формировать в детях личностные,
регулятивные и коммуникативные действия, умение оценивать свои поступки и
поступки других.
1.2. Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети родители в
Участники
проекта
Дети
Родители
Педагоги
реализации проекта.
Планируемый результат
овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той
или иной ситуации;
проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;
возрастает активность детей в разных видах деятельности, способность
анализировать свои поступки и поступки других;
обогащают родительский опыт приемами взаимодействия и
сотрудничества с ребенком в семье;
повышают педагогическую компетентность.
проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей,
что:
изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных,
шаблонных действий,
требует творческого, личностного роста.
Положительный результат апробации проекта «Оценка за поведение» во многих классах
нашей школы позволит ввести его в других классах и школах, сделать оценку за поведение
механизмом формирования личностного роста школьников.
2. Реализация проекта «Оценка за поведение»
2.1.Этапы работы над проектом.
Проект проходит поэтапно. Для каждого этапа определены сроки , задачи,
спрогнозирован предполагаемый результат.
Этапы
проекта
Подготови
те
льный
Сроки
сентябрь
октябрь
Задачи
Планируемый результат
1)изучить отношение родительской
общественности к предлагаемой
деятельности в рамках проекта
(анкетирование).(Приложение 1)
2)скоординировать действия педагогов и
родителей по формированию у детей в
школе и дома социальнонравственных
качеств(Приложение1);
3)разработать основные методические
материалы и необходимые пособия.
4) обсуждение критериев выставления
оценки за поведение каждой группой
участников проекта.(Приложение 2)
1. Привлечение внимания
родителей и детей к
проекту, формирование
интереса к участию в нём.
2. Разработка критериев
для всех групп участников
проекта. Обсуждение
показателей каждого
критерия.
3. Проведение и анализ
диагностики учащихся.
4.Разработка методических
рекомендаций с учётом Основной ноябрь
май
май
Заключите
ль
ный
5) Провести диагностику обучающихся.
1) проводить социальнонравственное
воспитание школьников на основе бесед
на моральные темы, анализа
художественных произведений,
обсуждения и проигрывания проблемных
ситуаций;
2)вести обсуждение поведения и
нравственных поступков (игра
«Волшебный пьедестал», «Кресло
самооценки");
3)проводить самоанализ и самооценку
поведения ( «смайлики»), формировать
адекватную самооценку;(Приложение 2)
4) привлекать к выставлению оценки за
поведение родителей, побуждать к
обсуждению вместе с детьми;
5)проводить мониторинг поведения,
делать сводные таблицы и графики за
неделю, месяц, четверть(Приложение 3)
6)вести рейтинг поведения учащихся по
неделям, за месяц, за четверть;
(Приложение 4)
7) проводить поощрение детей, лучших
по поведению, развивать положительную
мотивацию у других детей.
(Приложение5)
1) подведение предварительных итогов
проекта, проведение педсовета,
«круглого стола» с участием
администрации, педагогов, родителей;
2) корректирование модели проекта
«Оценка за поведение»
индивидуальных,
возрастных особенностей
детей.
1. Оценка за поведение
становится открытой,
объективной и
обоснованной.
2. Появляется
заинтересованность всех
участников проекта в
получении более высокой
оценки за поведение.
3.Создаётся
воспитывающая среда,
обеспечивающая
активизацию социальных
интересов детей,
формирование социально
нравственных качеств,
способствующая овладению
детьми нормами поведения
и умению контролировать
своё поведение.
4. Улучшаются
межличностные отношения
в классных коллективах.
5. Повышается качество
знаний.
1. Привлечение к участию в
проекте других классов и
школ.
2. Создание более
совершенной модели
выставления оценки за
поведение
2.2. Система оценивания поведения учащихся начальной школы
В проекте «Оценка за поведение» участвуют 24 классы школы МБОУ СОШ №47
г.Пензы . Оценка за поведение в этих классах является совокупной из трёх составляющих:
оценка учителя, оценка родителей и самооценка учащихся.
В начале мы изучили отношение родительской общественности к предлагаемой
деятельности в рамках проекта (анкетирование), получили согласие каждого субъекта на
участие в проекте. Для каждой группы участников проекта были разработаны критерии
оценивания поведения, каждый из которых имеет свои показатели.(Приложение1) Все
критерии разрабатывались совместно с участниками проекта, обсуждались, анализировались
на собраниях, классных часах, заседаниях «круглого стола». Мы постарались
скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в школе и дома социальнонравственных качеств.
Начальная школа работает по ФГОС НОО, который ориентирован на становление
личности ребёнка. Самооценка является основой для этого и позволяет проанализировать
свои действия, конкретные поступки, скорректировать своё дальнейшее поведение. Поэтому
одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем
сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих
поступков. Для самооценки мы используем приём «говорящие рисунки», когда ребёнок
оценивает себя по разным критериям с помощью условных символов «смайликов».
(Приложение 2) Самооценка проводится в конце недели на классном часе после обсуждения
событий, которые произошли за неделю: что было хорошего, над чем надо поработать и т.д.
Каждый ребёнок по желанию может встать на так называемый «Волшебный пьедестал»,
другим ребят предлагается положительно высказаться об этом человеке, назвать его хорошие
нравственные качества. Есть «Кресло самооценки». По желанию ребёнок, садясь на него,
может рассказать о том, что у него не получается, высказать свои проблемы,
проанализировать свои поступки. Всё это позволяет формировать у детей адекватную
самооценку своего поведения, а также развивает умение анализировать поступки других
людей.
Для того, чтобы оценка учителя как одна из составляющих оценки за поведение была
более открытой и объективной, разработана в моем классе применяется следующая система
оценивания. В начале учебной недели каждый учащийся имеет оценку 5 баллов за поведение.
За нарушение общих правил поведения в школе классный руководитель вправе ежедневно
снижать учащимся оценку за поведение в интервале от 0,1 до 0,5 балла, а также повышать её в
зависимости от положительных поступков и активной жизненной позиции учащихся. Это
отражается в ведомости учета оценок за поведение, находящейся в классном уголке. Оценка
за поведение в конце учебной недели является итоговой для выставления учителемклассным
руководителем и учитывается при выведении учащемуся средней оценки за поведение за
неделю.
Мониторинг поведения проводится за неделю, за месяц. за четверть.(Приложение3)
Считается средний балл оценок, которые поставили родители, средний балл оценок учителя и
средний балл, полученный в результате самооценки. Таким образом, оценка за поведение
выводится как средний балл этих трёх составляющих. Это позволяет выстраивать рейтинг
поведения в каждом классе, проследить динамику развития, сделать оценку поведения более
объективной.(Приложение4)
Рейтинг поведения позволяет применять определённую систему поощрения.
(Приложение5) Во нашем классе существует «Щит Славы», на который еженедельно
заносятся в разных номинациях фамилии детей, проявивших себя за неделю: «Знания и
Прилежание», «Совесть и Благородство», «Талант и Творчество». Этим детям в дневник
вклеивается листок для родителей с текстом: «Ваш сын(дочь) по итогам недели занесён на
Щит Славы в номинации «Совесть и Благородство». Ваш сын(дочь)наша гордость!!!
Спасибо!!!» . (Приложение 5)Эти дети награждаются нагрудным значком «За хорошее
поведение».Рейтинг позволяет провести диагностику результатов личностного развития
каждого ребёнка, проследить динамику его развития, «личный путь» и сделать
соответствующие выводы. Классные руководители проводят мониторинг поведения,
составляют сводные ведомости оценок за поведения за неделю, за месяц, за четверть.
(Приложение4) Согласно этим ведомостям выстраиваются графики, по которым наглядно
видна положительная динамика. У учащихся и их родителей появилась заинтересованность к
участию в проекте. Дети стремятся контролировать своё поведение, быть лучше.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
3.Заключение. тема разработанного проекта выбрана с учетом требований ФГОС НОО;
мы разработали модель выставления оценки за поведения, критерии, методические
рекомендации, систему мониторинга и систему поощрения;
данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и
сделал оценку за поведение открытой, объективной и обоснованной;
считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог –
родители, родители принимают активное участие в реализации проекта.
данный проект формирует у детей умение проводить правильный самоанализ и
самооценку своих поступков, что является основой для развития личности
Источники.
1. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.
2009.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»№273ФЗ от 29.12.2012.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт) №309ФЗ от 1.12.2007)
4.Психология.Учебник\Под редакцией А.А.Крылова, М.,2001)
5.Ананьев Б.К., Антропова М.В. «Первоначальное обучение и воспитание детей»(М.,
Академия Педагогических наук, 1958)
6.Макаренко А.С. «Методика организации воспитательного процесса»
http://lanik3.narod.ru/index.html Приложение1
Критерии оценки поведения обучающихся
(для родителей)
Критерии
Показатели
Организованность 1. Четко планирует свое время и дела.
2. Не всегда нацелен (а) на необходимое.
3. Ведет себя согласно ситуации.
4. Не может себя заставить действовать
согласно необходимости.
Оценка
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
«неудовлетворительно»
Подготовка
домашнего задания
Дисциплинированн
ость
1. Домашнее задание готовит
самостоятельно и в одно и то же время.
2. Домашнее задание готовит под
контролем родителей.
3. Приступает к урокам после
неоднократных напоминаний.
4.Не всегда делает уроки.
1. Всегда исполнителен (а), стремится к
качественному выполнению дел.
2.Исполнителен (а) при мотивации.
3.Выполняет порученные дела только
под контролем.
4. Не прислушивается к словам
окружающих.
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
«неудовлетворительно»
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
«неудовлетворительно» Уважение к
окружающим
1.Всегда уважителен (а) и вежлив ( а).
2.Не всегда уважителен (а) и вежлив (а)
3.Ведет себя согласно ситуации.
4.Грубит окружающим.
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
«неудовлетворительно»
Участие в
совместных
семейных
традициях
1. Является инициатором.
2. Участвует с удовольствием.
3. Участвует по принуждению старших.
4. Не принимает участия.
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценки поведения обучающихся
( для учителей)
Критерии
Показатели
Готовность к уроку
5.Всегда на уроке имеет необходимые принадлежности.
4.Не всегда на уроке имеет необходимые принадлежности.
3.Часто забывает принести учебник, тетрадь и т.д.
2.Приходит на урок без необходимых принадлежностей.
Выполнение домашнего
задания
5.Всегда выполняет домашнее задание.
4.Иногда может прийти неподготовленным.
3.Выполняет домашнее задание от случая к случаю.
2.Очень часто приходит на урок не готовым.
Поведение на уроке
5.Не получает замечаний.
4.Редко получает замечания.
3.Часто получает замечания.
2.Получает замечания на каждом уроке.
Посещение уроков
5.Не пропускает уроков.
4.Изредка пропускает уроки. 3.Часто пропускает уроки.
2.Пропускает уроки без уважительной причины.
Опоздания
5.Всегда приходит на уроки вовремя.
4.Иногда опаздывает на уроки.
3.Опаздывает на уроки от случая к случаю.
2.Часто опаздывает на уроки.
Приложение 2
Критерии самооценки поведения(для учащихся)
Критерии
Показатели
Дисциплинированность
Честность
Трудолюбие
Ответственность
Отношение к людям
Исполнительность, соблюдение правил
поведения в школе и общественных местах,
отсутствие опозданий и пропусков по
неуважительной причине, забота о своём
здоровье и здоровье окружающих
Искренность, правдивость, исполнение
обещаний
Бережливость, аккуратность, участие в
общественнополезном труде
Добросовестное отношение к своим
обязанностям, послушание
Дружелюбное отношение к одноклассникам,
готовность помочь, вежливость
Самооценка поведения учащи
х ся Я всегда соблюдаю правила поведения
Я не всегда соблюдаю правила поведения,
иногда их нарушаю
Я редко соблюдаю правила поведения,
часто их нарушаю
Я совсем не соблюдаю правила поведения
Сводная ведомость мониторинга поведения учащихся 4б класса
за январь , 3 неделя
Приложение3
ФИО
Абрамова В.
Агапова Д.
Айсин А.
Андреева В.
Аношина А.
Алексеев Н.
Бочков И.
Бухтеев Л.
учитель Родители самооценка
итог
4,6
4
3,6
4,5
3,8
3,4
3,8
3,6
5
4
4
4,7
4,2
4
4,5
4,5
4,8
4
4
4,5
4
4
4
3,5
4,7
4
3,8
4,6
4
3,6
4,3
3,8
Сводная ведомость мониторинга поведения учащихся 4б класса
за январь 2017 года ФИО
2
неделя
3
неделя
1
недел
я
4 неделя 5 неделя итог место
Абрамова
В.
Агапова Д.
Айсин А.
Андреева В.
Аношина А.
Алексеев
Бочков И.
Бухтеев Л.
Гусева У.
Лукошкин
Мохнач М.
Парфёнова
Петровец
Ризин А.
Савинкин
4,7
4
3,8
4,6
4,1
3,6
4,3
3,8
4,5
3,8
4
3,9
4,7
3,6
4,4
4,5
3,9
3,8
4,6
4
3,4
4
3,8
4,5
3,8
4,3
3,9
4,8
3,9
4,2
4
3,9
3
4,6
4,8
3,2
4,8
4,5
4,2
4,1
3,8
4,2
4,7
3,8
4,7
4,4
5
3,9
3,5
4,6
4,5
3,3
4,5
4,2
4,4
4
4
4
4,7
3,8
4,5
Приложение 4
8
10
2
3
11
3
6
4
7
7
7
1
9
3
Рейтинг поведения учащихся 4б класса
ФИО
ноя
брь
де
ка
бр
ь
2
чет
вер
ть
М
ес
то
янв
арь
февр
аль
мар
т
Мес
то
апр
ель
3
четв
ерть
Место
май 4
чет
вер
ть
4,6 4,5 4,6 2 4,7
Абрамова
5 3,9
Агапова
4
4
4
3,8 7 3,6
Айсин
3,6 4
4,5 4,7 4,6 2 4,6
Андреева
5 4,5
Аношина
4
3,8 4,2
3,6 9 3,3
Алексеев 3,4 4
4,6
3,9
3,8
4,4
4
3,6
4,7
4,2
3,9
4,5
3,8
3,8
4,7
4,1
3,8
4,5
4,2
3,7
2
9
12
4
8
13 4
3,9 6 4,5
3,8 4
Бочков
3,8 7 4,2
3,6 4
Бухтеев
4,6 4,5 4,6 2 4,4
Гусева
3,5 10 3,2
3
4
Дерябин
4
3 4,5
5 4,5
Козловцев
Копылова 4,5 4,5 4,5 3 4,2
5 4,3
Конопацко
ва
4 4,5 4,2 4 4,5
Кузнецова
3,8 7
4
Лукошкин 3,5 4
4
4
4
4
5
Мохнач
4
4
4
4
Парфёнова
4,9 1 4,8
4,8 5
Петровец
3,7 8 3,8
3,5 4
Ризин
4 4,5 4,2 4 4,5
Савинкин
4
4
5 4,4
Тарасов
4
3,8 4
Чеснокова
4
3,9 6
4
4
5
4,2
3,9
4,4
3,4
3,8
4,3
3,9
4,2
3,8
5
4,1
4,8
3,9
4,3
4,5
3,9
3,8
4
4,6
3
4,3
4,5
4
4
4
4,5
4
5
3,8
4
4
4
4,2
4,1
4,5
3,2
4,1
4,4
4,2
4,2
3,9
4,6
4,1
4,9
3,9
4,2
4,3
4
8
9
4
14
9
6
8
8
11
3
9
1
11
8
7
10
Система поощрения в проекте «Оценка за поведение»
Приложение5
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Проект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.