Проект «Мнемотехника в развитии связной речи» у детейсреднего дошкольного возраста
Оценка 4.8

Проект «Мнемотехника в развитии связной речи» у детейсреднего дошкольного возраста

Оценка 4.8
docx
10.12.2022
Проект «Мнемотехника в развитии связной речи» у детейсреднего дошкольного возраста
Тема проекта Мнемотехника в развитии связной речи у детей 5-6 лет (((.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Конструктор успеха», г. Пермь

 

 

 

 

Проект

«Мнемотехника в развитии связной речи»

у детей среднего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

Разработала, воспитатель:

Рушнова Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2020

 

Тема проекта: "Мнемотехника в развитии связной речи» у детей среднего дошкольного возраста.

Тип проекта: Практико – ориентированный.

Состав участников: Воспитатель, дети средней группы №3 «Капельки» и их родители.

Масштаб: групповой (дети одной возрастной группы).

Срок реализации проекта: Краткосрочный (с 25.10.2020 по 5.11.2020 г).

Пояснительная записка: Работая с детьми старшей группы, у меня возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» (Аристотель).

Актуальность проекта:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Задачи проекта:

- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

- формировать навыки культурного речевого общения;

- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Ожидаемые результаты:

Улучшение показателей связности речи;

У детей сформированы умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

Родители проявили большой интерес к теме проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Организационный

1.     Подбор методической литературы

2.     Оценка уровня словесно-логического мышления. Постановка проблемы и цели.

3. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

4. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой.

5. Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала.

6. Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала.

7. Участие родителей в анкетировании.

2 этап: Основной

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

2. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

3. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

4. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

3        этап: Заключительный

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Результативность:

По результату работы с детьми с помощью мнемотехники я сделала следующие выводы:

-Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

-Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

-Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.

-Появился интерес к заучиванию стихов;

-Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Работа по реализации проекта показала, что овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков при заучивании стихотворений, при составлении описательных рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Чем раньше детей будут учить рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовят их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Применять модельные схемы можно и в непосредственно образовательной деятельности по другим образовательным областям, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе.

 

Литература

 

1.     Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М., 2009.

2.     Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.,2005.

3.     Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам. — 2006.

4.     Белоусова, С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. - 2005.

5.     Белоусова, Л. Е. Весёлые встречи — 2003.

6.     Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54 — 59.

7.     Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. – С. 59 – 62.

8.     Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. – С. 16 – 21.

 

Приложение

Фотоотчет

 

Заучивание стихотворения по мнемотаблице

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Конструктор успеха», г

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Конструктор успеха», г

Тема проекта: "Мнемотехника в развитии связной речи» у детей среднего дошкольного возраста

Тема проекта: "Мнемотехника в развитии связной речи» у детей среднего дошкольного возраста

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях…

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях…

Родители проявили большой интерес к теме проекта

Родители проявили большой интерес к теме проекта

По результату работы с детьми с помощью мнемотехники я сделала следующие выводы: -Дети активнее стали работать на занятиях

По результату работы с детьми с помощью мнемотехники я сделала следующие выводы: -Дети активнее стали работать на занятиях

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление,…

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление,…

Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память //

Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2022