ПРОЕКТ Развитие речи в младшем возрасте

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 29.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речь- сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи: 1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция; 2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи; 3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.
Иконка файла материала проект 5.docx

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

 

Развитие  речи в младшем возрасте

 

 

 

 

 

Выполнила Бактыбаева И.Н.

 

 

Содержание

1Введение

2.Аналитико-прогностическое обоснование       проекта………………………………………………………………………3

3. Концепция проекта. ……………………………………………………..3

4. Стратегия и тактика проектных действий………..………………….…4

5. Ожидаемые результаты проекта………………………………..……….5

6. Ресурсная база проекта……….. ………………………………………...6

7. Возможные риски проекта и способы их преодоления………………..7

8.Заключение……………………………………………………………….. 7

9.Список литературы……………………………………………..................8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Речь- великая сила,

она убеждает,

обращает,

принуждает.

Р.Эмиртон

 

Достоинство речи-

быть ясной и не быть низкой.

Аристотель.

 

 

Речь- сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:

1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;

2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Развитие речи проходит три этапа.

 

1.Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

 

2.Переход ребенка к активной речи.- Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3.Совершенствование речи -как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения.
 Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной  предметной деятельности.

В разработанном стандарте в соответствии Законом Республики Казахстан«Об образовании»от 22 ноября 1999года

Дошкольное воспитание и обучение — первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивиду­альных особенностей.

2.Актуальность-Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо, как для подготовки детей к  школе, так и для комфортного общения с окружающими.

Сроки проекта сентябрь 2014г-2015г

Этапы реализации проекта:

1.подготовителтный(сентябрь 2014г-октябрь 2014г)

2.организационный (октябрь 2014г-апрель 2015г)

3.итоговый (апрель 2015г-май 2015г)

Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж, настольные игры, чтение художественного слова, театрализация.

3. Концепция проекта

Участниками проекта являются дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (физического воспитания, музыкальный руководитель, логопед).

Цель проекта: создать условия для развития речи детей раннего возраста.

 

Задачи проекта:

Для детей

1. Способствовать развитию речи как средства общения.

2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.

3. Обучение детей сенсомоторным играм.

4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.

Для педагогов

1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.

2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.

3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.

4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.

5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей первой младшей группы.

6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Для родителей

1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.

2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.

Этапы реализации проекта

1)Изучение психолог - педагогической литературы по проблеме сенсомоторного развития и влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.

2)Проведение открытых мероприятий для педагогов и родителей ДУ.

3)Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.

4)Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.

5)Обогащение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.

Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж.

План работы

4.Продукт проекта:

1)Картотека пальчиковых игр.

2)Картотека консультаций для родителей и педагогов.

3)Фото - выставки

4)Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.

5)Фото мастер - классы по изготовлению разных видов пособий по сенсомоторному развитию детей третьего года жизни.

6)Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в первой младшей группе.

7)Уголок по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.

8)Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Подведение итогов

Выставка игр и пособий на методическом объединении города.

Презентация проекта на «Вернисаже» педагогического опыта.

Уголок по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.

Конкурс на лучшую игру среди родителей.

 5. Ожидаемые результаты проекта:

 Для: детей:

1.Умение детей самостоятельно играть в игры.

2.Повышение уровня  развития  речи у детей раннего возраста.

3.Умение детей  обратиться за помощью к взрослым.

4.Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

5.Развитие у детей познавательной активности, творческих  способностей.

Родители:

1.Активность родителей, вовлеченность. 

2.Сближение с детьми и педагогами групп.

3.Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Воспитателей:

1)Новые знания о развитии речи детей раннего возраста.

2)Укрепились отношения с родителями.

3)Повышение самообразования.

4)Желание работать в данном направлении

 

 

5.Возможные риски и способы их преодоления

Риск: недостаток предметно – развивающей среды. 

Способ преодоления: пополнение уголка предметно-развивающей среды за счет родителей и воспитателей.

6.Ресурсная база проекта

Материально-технические ресурсы:

использование картинок, книг, дидактические игры, шнуровки, сюжетные игры и т.д.

 7.Заключение

Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Имея  свою самостоятельную ценность как возможность обрести цивилизованные способы самовыражения, речь играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности.

8.Список литературы:

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», - М.: Просвещение, 1991.

«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская и др. под ред. С.Л. Новоселовой, - М.: Просвещение, 1985.

«Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателя детского сада, В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др., под ред. Г.М. Ляминой, - М.: Просвещение, 1981.«Кроха»

Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ.  Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.,– М.: Просвещение, 2007.