ПРОЕКТ
Развитие речи в младшем возрасте
Выполнила Бактыбаева И.Н.
2.Аналитико-прогностическое обоснование проекта………………………………………………………………………3
3. Концепция проекта. ……………………………………………………..3
4. Стратегия и тактика проектных действий………..………………….…4
5. Ожидаемые результаты проекта………………………………..……….5
6. Ресурсная база проекта……….. ………………………………………...6
7. Возможные риски проекта и способы их преодоления………………..7
8.Заключение……………………………………………………………….. 7
9.Список литературы……………………………………………..................8
Введение.
Речь- великая сила,
она убеждает,
обращает,
принуждает.
Р.Эмиртон
Достоинство речи-
быть ясной и не быть низкой.
Аристотель.
Речь- сложившаяся в
процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная
языком. Выделяют три основные функции речи: Развитие речи проходит три этапа.
1.Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
2.Переход ребенка к активной речи.- Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами. 3.Совершенствование речи -как
ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего,
все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий.
Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче
становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у
детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из
слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед
ними коммуникативных задач. В разработанном стандарте в соответствии Законом Республики Казахстан«Об образовании»от 22 ноября 1999года Дошкольное воспитание и обучение — первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. |
2.Актуальность-Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо, как для подготовки детей к школе, так и для комфортного общения с окружающими.
Сроки проекта сентябрь 2014г-2015г
Этапы реализации проекта:
1.подготовителтный(сентябрь 2014г-октябрь 2014г)
2.организационный (октябрь 2014г-апрель 2015г)
3.итоговый (апрель 2015г-май 2015г)
Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж, настольные игры, чтение художественного слова, театрализация.
3. Концепция проекта
Участниками проекта являются дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (физического воспитания, музыкальный руководитель, логопед).
Цель проекта: создать условия для развития речи детей раннего возраста.
Задачи проекта:
Для детей
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
3. Обучение детей сенсомоторным играм.
4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.
Для педагогов
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.
2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.
3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.
4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей первой младшей группы.
6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
Этапы реализации проекта
1)Изучение психолог - педагогической литературы по проблеме сенсомоторного развития и влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.
2)Проведение открытых мероприятий для педагогов и родителей ДУ.
3)Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.
4)Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.
5)Обогащение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.
Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж.
План работы
4.Продукт проекта:
1)Картотека пальчиковых игр.
2)Картотека консультаций для родителей и педагогов.
3)Фото - выставки
4)Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.
5)Фото мастер - классы по изготовлению разных видов пособий по сенсомоторному развитию детей третьего года жизни.
6)Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в первой младшей группе.
7)Уголок по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
8)Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.
Подведение итогов
Выставка игр и пособий на методическом объединении города.
Презентация проекта на «Вернисаже» педагогического опыта.
Уголок по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
Конкурс на лучшую игру среди родителей.
5. Ожидаемые результаты проекта:
Для: детей:
1.Умение детей самостоятельно играть в игры.
2.Повышение уровня развития речи у детей раннего возраста.
3.Умение детей обратиться за помощью к взрослым.
4.Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
5.Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
Родители:
1.Активность родителей, вовлеченность.
2.Сближение с детьми и педагогами групп.
3.Интерес к событиям, происходящим в детском саду.
Воспитателей:
1)Новые знания о развитии речи детей раннего возраста.
2)Укрепились отношения с родителями.
3)Повышение самообразования.
4)Желание работать в данном направлении
5.Возможные риски и способы их преодоления
Риск: недостаток предметно – развивающей среды.
Способ преодоления: пополнение уголка предметно-развивающей среды за счет родителей и воспитателей.
6.Ресурсная база проекта
Материально-технические ресурсы:
использование картинок, книг, дидактические игры, шнуровки, сюжетные игры и т.д.
7.Заключение
Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Имея свою самостоятельную ценность как возможность обрести цивилизованные способы самовыражения, речь играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности.
8.Список литературы:
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», - М.: Просвещение, 1991.
«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская и др. под ред. С.Л. Новоселовой, - М.: Просвещение, 1985.
«Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателя детского сада, В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др., под ред. Г.М. Ляминой, - М.: Просвещение, 1981.«Кроха»
Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.,– М.: Просвещение, 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.