ПРОЕКТ «Школа без преступников»
Система работы по профилактике правонарушений обучающихся МКОУ «Кунашакская СОШ»
на 2019-2020 учебный год.
с. Кунашак
1. Введение
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних стоит в числе приоритетных задач школы сегодня. В Кунашакском районе действует межведомственная программа «Профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних» на 2018-2021 годы.
В МКОУ «Кунашакская СОШ» на протяжении многих лет осуществляется работа по профилактике правонарушений, которая в разные годы имела разные результаты. Количество школьников, состоящих на учете в ПДН к 2018 году удалось снизить до 2 (до этого показатель был стабильно 4-6). Но уже в 2019 году количество обучающихся ,состоящих в органах ПДН снова увеличилось – 12 человек, группа риска -18 человек , внутришкольный учет -13 человек на 1089 обучающихся по школе.
Таким образом, для школы всегда существует необходимость заниматься вопросами профилактики правонарушений. Анализ системы работы школы в данном направлении показал, что она является недостаточно эффективной.
Проблемы:
1. В школе не ведется работа по раннему ( в начальной школе) выявлению детей с отклонениями в поведении, не анализируются причины, которые могут привести в дальнейшем к девиантному поведению подростков на средней ступени обучения
2. В начальной школе не ведется целенаправленная коррекционная работа с детьми так называемой группы риска;
3. Вся работа по профилактике правонарушений направлена на информирование подростков о законах, наказании за совершение противоправных действий, а также на контроль за посещаемостью и успеваемостью. При этом не ведется работа личностном уровне. Цель школы – «охватить» внеурочной деятельностью подростков группы риска, но эта мера не приносит эффекта. Нужны другие, ориентированные на запросы подростков, формы работы.
4. По-прежнему для школы остается проблема работы с педагогами, которые, ориентируясь на среднего ученика, стремясь выполнить календарно-тематический план и получить требуемые от них результаты (ГИА, ЕГЭ, качество знаний), не ведут индивидуальную работу с интеллектуально-пассивными учащимися. В итоге, именно они пополняют ряды прогульщиков и правонарушителей. Необходима систематическая постоянная работа с педагогами, выработка у них умений работать с детьми с девиантным поведением.
Поэтому нам необходимо создать в школе такую систему, которая начинала бы работать на самой ранней стадии обучения – с 1 класса и сопровождала бы ученика до выпуска из школы.
Если в организации учебно-воспитательного процесса изучить специфику и динамику проявления девиаций у подростков, выявить группу риска на ранней стадии, вести индивидуальную работу, создать условия для успешности слабо успевающих детей, вооружить взрослых знанием особенностей личности, то можно ожидать позитивного влияния на подростков в отношении усвоения норм общественного поведения, сознательного и обоснованного выбора ими форм поведения, исключающих проявление девиаций.
Целью данного проекта является разработка и реализация в школе результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении.
Задачи:
1) Проанализировать причины девиантного поведения учеников, изучить их
психологические особенности.
2) Разработать методику для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями девиантного поведения, проследить возрастную динамику этих проявлений.
3) Изучить особенности взаимоотношений родителей и подростков, выявить нарушения и психологические причины нарушений у детей.
4) Разработать рекомендации для учителей, классных руководителей по организации индивидуального учебно-воспитательного воздействия на подростков с учетом их психологических особенностей.
5) Разработать и реализовать программу духовно-нравственного воспитания «Я – гражданин России» в начальной школе.
6) Создать условия для «реабилитации» трудных подростков: организовать в течение года работу для начальных классов : пребывание в летнем лагере при образовательной организации , а для среднего и старшего звена «Трудовой отряд».
2. Причины девиантного поведения у подростков.
Криминальное поведение несовершеннолетнего, совершение им правонарушения является одной из форм девиаций (рис. 1).
Рис. 1
На возникновение различных девиаций в поведении школьников влияет много факторов: неблагополучие в семье, позитивная реклама в СМИ, незанятость свободного времени, отсутствие знаний о последствиях, стремление подростка к самоутверждению, уход от окружающих проблем.
Разновидностями асоциального поведения являются детский алкоголизм, наркомания, токсикомания, беспризорность, безнадзорность.
На возникновение асоциального поведения влияют следующие факторы:
• Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.
• Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.
• Трудности в общении со сверстниками на улице.
• Тревога и напряжение в общении по месту учебы.
• Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.
• Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.
• Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
• Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.
• Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.
• Посттравматический синдром; перенесенное насилие
• Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
• Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.
• Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей - школа.
Имеет значение стиль работы школы.
1. Авторитарный характер
Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.
2. Либеральный характер
• Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей.
• Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.
Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми.
Асоциальное поведение у подростка появляется не сразу, оно формируется в несколько этапов. Знание этих этапов и своевременное педагогическое воздействие на школьника поможет максимально сократить количество правонарушений.
Этапы формирования асоциального поведения.
1 этап. Доасоциальное поведение.
Характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.
Причины отклонения в неправильном воспитательном воздействии. Помощь направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности
2 этап. Начало асоциального поведения.
При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения.
Отношение личности к общественным нормам:
- воспринимает свое поведение как нормальное
- одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения;
- оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.
Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа.
В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.
3 этап. Устойчивая готовность к асоциальному поведению.
Характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения.
Отношение личности к общественным нормам:
- принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам,
-наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту.
Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, посредством создания условий для развития интересов.
Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды.
На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.
4 этап. Устойчивое асоциальное поведение.
Рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.
Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них.
Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.
Важна профилактика асоциального поведения – научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.
Рис. 2
4. Анализ ситуации. Статистические данные.
5. Содержание проекта (концепция).
Основная идея проекта заключается в том, чтобы выстроить целостную систему профилактики асоциального поведения у учащихся школы (рис. 3). Подпроектными идеями 2-го уровня являются ранняя профилактика на 1 ступени, создание ситуации успеха для «трудных» на 2 ступени, тьюторское сопровождение старшеклассников на 3 ступени, методическая и психологическая подготовка педагогов к работе с трудными детьми.
Рис. 3
Максимальные усилия прилагаются на 1 (доасоциальном) этапе формирования асоциального поведения. Все ученики с 1 по 4 класс ( а впоследствии только первоклассники) диагностируются классными руководителями по методике Александровской Э.М. Методика позволяет выявить детей, у которых не сформированы важнейшие общеучебные умения, эмоционально-волевая сфера, отсутствует контакт родителей со школой и т.д. По итогам диагностики будет формироваться группа риска для ВШУ. В отношении каждого учащегося будут приняты решения по дальнейшей коррекционной работе, которые будут зафиксированы в ПИРах( планах индивидуального развития).
Для части детей, отстающих в учебе, будет проведена учебная коррекционная работа, их «подтянут» до нормы педагоги за дополнительную плату за счет школы на индивидуальных занятиях. Особо трудные, не поддающиеся случаи неуспеваемости будут рассматриваться на районном ПМПК. В отношении детей с начальными признаками девиантного поведения будет проводиться работа через школьный ПМПК, который будет выявлять причины отклонения от нормального поведения и принимать решения. В отношении каждого ребенка определяются контрольные сроки отслеживания результативности.
Ключевой подпроектной идеей для 2 ступени является создание условий для «реабилитации» так называемых трудных подростков. Это учащиеся 5-9 классов, проявляющие явные признаки асоциального поведения: постоянно прогуливающие уроки, имеющие неуспеваемость, совершившие правонарушения, преступления либо ООД. Как правило, такие учащиеся «тянутся» друг к другу, объединяются в компании, вместе прогуливают и совершают правонарушения. Главная причина такого поведения – отсутствие контроля со стороны родителей, неблагополучные семьи, трудные жизненные ситуации (смерть одного из родителей, развод родителей и т.д.). Компании подростков с асоциальным поведением привлекательны для слабо успевающих детей с низкой учебной мотивацией, и они рано или поздно пополняют ряды «трудных» детей.
Задача проекта на 2 ступени – не разбить уже сложившиеся компании (опыт показывает, что это нереально), а организовать для них что-то интересное и полезное. В школе каждый год организован летний лагерь для учащихся начального звена. В образовательной программе лагеря 3 блока – питание, спорт, игры. Питание 3х разовое ,организовано бесплатно. Спонсорство осуществляется за счет Управления образования. Дополнительные учебные и развивающие психологические занятия будут проводиться нашими педагогами. В трудовом отряде ребята будут реально зарабатывать деньги за свой труд на территории школы . Спонсорство осуществляется за счет центра занятости.
На 3 ступени важно поддерживать у подростков устойчивое желание работать над своим образом будущего, участвовать в социальных и учебных практиках, осуществлять профессиональные пробы. Выработка взрослой позиции, ответственности за свое будущее позволит сформировать у учащихся устойчивые социальные нормы поведения. Все это возможно благодаря особой системе организации образовательного процесса в НОЦ, тьюторскому сопровождению ИОП старшеклассников.
Независимо от ступени обучения будут проводиться мероприятия по оказанию методической помощи педагогам, родителям, классным руководителям. Сохраняются такие традиционные и хорошо зарекомендовавшие себя формы работы как школьный и районный ПМПК, информирование участников образовательного процесса через стенды, школьную газету, школьная служба примирения, реализация программ духовно-нравственного воспитания, постоянные персональный контроль «учетных» детей, взаимодействие с районными службами.
Принципиальным новшеством проекта является то, что он будет курироваться одним человеком – завучем по воспитательной работе.
Описанную выше концепцию проекта представим в виде следующей таблицы.
Система работы по профилактике правонарушений.
Ступень обучения |
Возможные причины правонарушений |
Цель |
Содержание деятельности |
Ответственный |
|
1 ступень |
1. 1.Несформированность базовых умений (техника чтения, вычислительные навыки) 2. Несформированность эмоционально-волевой сферы. 3. Отсутствие контроля со стороны родителей. 4. Неумение решать конфликты, выстраивать межличностные отношения. |
1. Раннее выявление ГР и дифференцированная коррекция.
2. Формирование основ духовно-нравственной культуры. |
1. Разработка методики выявления ГР |
Психолог |
|
2. Выявление ГР по методике Александорвской Э.М. |
Кл. рук. Соц.педагог |
|
|||
3. Работа с ГР ВШУ: - проведение ШПМПК; - дифференцированная коррекционная работа (составление ПИР, работа с родителями); - отслеживание результатов и дальнейшая коррекция ИПР |
Соц. педагог, психолог |
|
|||
4. Реализация программы духовно-нравственного воспитания. |
Зам. по ВР Кл.рук. |
||||
5. Методическое сопровождение учителей по раннему выявлению и корреции правонарушений: работа с ПИР, работа по методике выявления ГР. |
Завуч по ВР |
||||
6. Информационное обеспечение (стенд, памятки для учителей и родителей) |
Соц. педагог, психолог |
||||
7. Разработка тематики родительских собраний. Проведение родительских собраний. |
Психолог, Зам. по ВР Кл.рук |
||||
|
|||||
2 ступень |
1. Пропуски уроков.
2. Неуспеваемость.
3. Девиантное поведение.
4. Отсутствие контроля со стороны родителей.
5. Неумение и нежелание педагогов работать с «трудными» детьми.
6. Возрастные особенности подростков. |
1. Создание ситуации успеха для уч-ся ГР. 2. Формирование законопослушного поведения уч-ся |
1. Подбор методик выявления ГР для подросткового возраста. |
Психолог |
|
2. Выявление ГР и «нормы». |
Соц. педагог |
||||
3. Работа с ГР: - проведение ШПМПК; - дифференцированная коррекционная работа (составление ПИР, работа с родителями, педагогами); - отслеживание результатов и дальнейшая коррекция ПИР |
Соц. педагог, психолог |
|
|||
4. Создание специальных условий для детей с проблемами в учебе и поведении: - организация летнего лагеря - трудового отряда |
Завуч по ВР |
||||
5. Оказание методической помощи педагогам: - ПДС «Конструктивное поведение учащихся ГР» - педсовет «Система работы классного руководителя с «трудными» подростками и их родителями»; - посещение уроков по программе наблюдения «Работа с ИПУ» |
Соц. педагог |
|
|||
6. Реализация программы «Формирование законопослушного поведения» |
Соц. педагоги |
|
|||
7. Информационное обеспечение (стенд, памятки для учителей и родителей) |
Соц. педагог, психолог |
|
|||
8. Привлечение ШСП для проведения восстановительных программ. |
Соц. педагог |
|
|||
3 ступень |
1.Пеадагогическая запущенность. 2. Отсутствие целеустремленности. Отсутствие контроля со стороны родителей. 3. Незнание законов и ответственности . 4. Вредные привычки. 5. Девиантное поведение. |
1. Педагогичес кая коррекция воспитания и поведения.
2. Формирование взрослой я-позиции по отношению к своей жизни.
|
1. Подбор методики выявления ГР для подросткового возраста. |
Психолог |
|
2. Выявление ГР и «нормы». |
Кл. рук. |
||||
3. Работа с ГР: - проведение ШПМПК; - дифференцированная коррекционная работа (составление ИПР); - отслеживание результатов и дальнейшая коррекция ИПР |
Соц. педагог, психолог |
||||
4. Тьюторское сопровождение : - выявление проблем; - работа над образом будущего; - помощь в преодолении проблем с учебой. |
Тьюторы |
||||
5. Создание условий для социализации: - включение в социальные практики; - включение в детско-взрослые сообщества, общественные объединения; - организация учебной практики и профессиональных проб, экскурсий. |
Соц. педагог |
||||
|
План-график реализации проекта
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Результат |
1. |
Создание рабочей группы проекта |
24/02/19 |
Завуч по ВР |
Появился коллектив единомышленников |
2. |
Обсуждение и утверждение проекта на педсовете |
26/03/19 |
Директор |
Проект доработан и принят педколлективом |
3. |
Разработка методик выявления Группы Риска для всех ступеней обучения |
1/04/19 |
Психологи |
Есть методики выявления ГР, учитывающие возрастные особенности детей. |
4. |
Выявление детей ГР ВШУ |
1/05/19 |
Классные рук-ли |
Знаем проблемных детей. |
5. |
Проведение ШПМПК по ступеням |
В течение года |
Соц. педагоги |
Появились планы индивидуального развития детей |
6. |
Проведение дифференцированной работы с проблемными детьми (сопровождение) |
В течение года |
Классные руководители |
Решаются конкретные проблемы конкретных детей |
7. |
Реализация 3-х программ: 1) духовно-нравственного развития, 2) формирования законопослушного поведения, 3) тьюторского сопровождения. |
В течение года |
Учителя
Соц. педагоги Тьюторы
|
1. Формирование духовно-нравственной культуры у младших школьников. 2. Формирование законопослушного поведения и уч-ся среднего и старшего звена. 3. Формирование самостоятельности, ответственности у старшеклассников.
|
8. |
Организация летнего лагеря для детей с проблемами в учебе и поведении (приоритет – стоящие на учете в ГР) |
Июнь 2019 |
Зам. по ВР |
Успеваемость участников лагеря в 1 четверти. Отсутствие второгодников. |
9. |
Организация «трудового урока»
|
Май 2019 |
Соц. педагог |
1.Успеваемость уч-ся 5-9 классов. 2. Физическое развитие 3. Формирование волевых качеств. 4. Воспитание трудолюбия.
|
10. |
Методическая помощь педагогам: - ПДС «Конструктивное поведение учащихся ГР» - педсовет «Система работы классного руководителя с «трудным» подростком»; - посещение уроков по программе наблюдения «Работа с ИПУ»
|
|
Зам. по методической работе
п Соц. педагог сихологи |
Сокращение количества пропущенных уроков; установление контакта с проблемными детьми; сокращение количества неуспевающих детей. |
Директор
Заместитель
директора по ВР
Социальные
педагоги
Психологи
Педагоги
Родители
Учащиеся
Ожидаемые результаты деятельности, их социальная эффективность:
Список использованной литературы:
1. Зольникова З.М., Никитова М.Б. Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ «Дороги, которые мы выбираем…». URL: http://www.school1253.ru/vospit/p8aa1.html
2. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.
3. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.
4. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.
5. Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. В помощь образовательному учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.
6. Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.
7. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Под ред. Ю. Науменко. – М.: Глобус, 2009.
8. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
9. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П., 2006. – 176 с.
10. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М.: Просвещене, 2006.
11. Титов В.А. Социальная педагогика. – М., 2010.
12. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2318013
13. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.- 208с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.