ПРОЕКТ «Школа без преступников»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 25.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПРОЕКТ «Школа без преступников»
Иконка файла материала проект соц.педагога Мугиновой Д.В..doc

ПРОЕКТ «Школа без преступников»

Система работы по профилактике правонарушений обучающихся МКОУ «Кунашакская СОШ»

 на 2019-2020 учебный год.

с. Кунашак

1.      Введение

         Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних стоит в числе приоритетных задач   школы сегодня. В Кунашакском районе действует межведомственная программа «Профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних» на  2018-2021 годы.

      В МКОУ «Кунашакская СОШ» на протяжении многих лет осуществляется работа по профилактике правонарушений, которая в разные годы имела разные результаты. Количество школьников, состоящих на учете в ПДН к 2018 году удалось снизить до 2 (до этого показатель был стабильно 4-6). Но уже в 2019 году количество обучающихся ,состоящих в органах ПДН снова увеличилось – 12 человек, группа риска -18 человек , внутришкольный учет -13 человек на 1089 обучающихся по школе.

      Таким образом, для школы всегда существует необходимость заниматься вопросами профилактики правонарушений. Анализ системы работы школы в данном направлении показал, что она является недостаточно эффективной.

 

Проблемы:

1. В школе не ведется работа по раннему ( в начальной школе) выявлению детей с отклонениями в поведении, не анализируются причины, которые могут привести в дальнейшем к девиантному поведению подростков на средней ступени обучения

2. В начальной школе не ведется целенаправленная коррекционная работа с детьми так называемой группы риска;

3. Вся работа по профилактике правонарушений направлена на информирование подростков о законах, наказании за совершение противоправных действий, а также на контроль за посещаемостью и успеваемостью. При этом не ведется работа личностном уровне. Цель школы – «охватить» внеурочной деятельностью подростков группы риска, но эта мера не приносит эффекта. Нужны другие, ориентированные на запросы подростков, формы работы.

4. По-прежнему для школы остается проблема работы с педагогами, которые, ориентируясь на среднего ученика, стремясь выполнить календарно-тематический план и получить требуемые от них результаты (ГИА, ЕГЭ, качество знаний), не ведут индивидуальную работу с интеллектуально-пассивными учащимися. В итоге, именно они пополняют ряды прогульщиков и правонарушителей. Необходима систематическая постоянная работа с педагогами, выработка у них умений работать с детьми с  девиантным поведением.

 Поэтому нам необходимо создать в школе такую систему, которая начинала бы работать на самой ранней стадии обучения – с 1 класса и сопровождала бы ученика до выпуска из школы.

Если в организации учебно-воспитательного процесса изучить специфику и динамику проявления девиаций у подростков, выявить группу риска на ранней стадии, вести индивидуальную работу, создать условия для успешности слабо успевающих детей,  вооружить взрослых знанием особенностей личности, то можно ожидать позитивного влияния на подростков в отношении усвоения норм общественного поведения, сознательного и обоснованного выбора ими форм поведения, исключающих проявление девиаций.

Целью данного проекта является разработка и реализация в школе результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении.

Задачи:
1) Проанализировать причины девиантного поведения учеников, изучить их психологические особенности.

2) Разработать методику для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями девиантного поведения, проследить возрастную динамику этих проявлений.

3) Изучить особенности взаимоотношений родителей и подростков, выявить нарушения и психологические причины нарушений у детей.

4) Разработать рекомендации для учителей, классных руководителей по организации индивидуального учебно-воспитательного воздействия на подростков с учетом их психологических особенностей.

5) Разработать и реализовать программу духовно-нравственного воспитания «Я – гражданин России» в начальной школе.

6) Создать условия для «реабилитации» трудных подростков: организовать в течение года работу для начальных классов : пребывание в летнем лагере при образовательной организации , а для среднего и старшего звена «Трудовой отряд».

2. Причины девиантного поведения у подростков.

Криминальное поведение несовершеннолетнего, совершение им правонарушения является одной из форм девиаций (рис. 1).

Рис. 1

На возникновение различных девиаций в поведении школьников влияет много факторов: неблагополучие в семье, позитивная реклама в СМИ, незанятость свободного времени, отсутствие знаний о последствиях, стремление подростка к самоутверждению, уход от окружающих проблем.

Разновидностями асоциального поведения являются детский алкоголизм, наркомания, токсикомания, беспризорность, безнадзорность.

На возникновение асоциального поведения влияют следующие  факторы:

         Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

         Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.

         Трудности в общении со сверстниками на улице.

         Тревога и напряжение в общении по месту учебы.

         Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.

         Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.

         Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.

         Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.

         Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.

         Посттравматический синдром; перенесенное насилие

         Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.

         Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

         Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей - школа.

Имеет значение  стиль работы школы.

1. Авторитарный характер

Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.

2. Либеральный характер

         Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей.

          Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми.

   

     Асоциальное поведение у подростка появляется не сразу, оно формируется в несколько этапов. Знание этих этапов и своевременное педагогическое воздействие на школьника поможет максимально сократить количество правонарушений.

Этапы формирования асоциального поведения.

1 этап. Доасоциальное поведение.

Характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.

Причины отклонения  в неправильном воспитательном воздействии.  Помощь  направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности

2 этап. Начало асоциального поведения.

При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения.

Отношение личности к общественным нормам:

-     воспринимает свое поведение как нормальное

-  одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения;

-   оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.

Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа. 

В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

3 этап. Устойчивая готовность  к асоциальному поведению.

Характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения.

Отношение личности к общественным нормам:

-  принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам,

-наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту.

Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы,  посредством создания условий для развития интересов.

Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды.

На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

4 этап. Устойчивое асоциальное поведение.

Рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.

Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них.

Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.

Важна профилактика асоциального поведения –  научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.

 

3. Система деятельности школьной социально-психологической службы по ранней профилактике СОП и СС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2

4. Анализ ситуации. Статистические данные.

 

5. Содержание проекта (концепция).

   Основная идея проекта заключается в том, чтобы выстроить целостную систему профилактики асоциального поведения у учащихся школы (рис. 3). Подпроектными идеями 2-го уровня являются ранняя профилактика на 1 ступени, создание ситуации успеха для «трудных» на 2 ступени, тьюторское сопровождение старшеклассников на 3 ступени, методическая и психологическая подготовка педагогов к работе с трудными детьми.

Рис. 3

 

Максимальные усилия прилагаются на 1 (доасоциальном) этапе формирования асоциального поведения. Все ученики с 1 по 4 класс ( а впоследствии только первоклассники) диагностируются классными руководителями по методике Александровской Э.М. Методика позволяет выявить детей, у которых не сформированы важнейшие общеучебные умения, эмоционально-волевая сфера, отсутствует контакт родителей со школой и т.д. По итогам диагностики будет формироваться группа риска для ВШУ. В отношении каждого учащегося будут приняты решения по дальнейшей коррекционной работе, которые будут зафиксированы в ПИРах( планах индивидуального развития).

 Для части детей, отстающих в учебе, будет проведена учебная коррекционная работа, их «подтянут» до нормы педагоги за дополнительную плату за счет школы на индивидуальных занятиях. Особо трудные, не поддающиеся случаи неуспеваемости будут рассматриваться на районном ПМПК. В отношении детей с начальными признаками девиантного поведения будет проводиться работа через школьный ПМПК, который будет выявлять причины отклонения от нормального поведения и принимать решения. В отношении каждого ребенка определяются контрольные сроки отслеживания результативности.

Ключевой подпроектной идеей для 2 ступени является создание условий для «реабилитации» так называемых трудных подростков. Это учащиеся 5-9 классов, проявляющие явные признаки  асоциального поведения: постоянно прогуливающие уроки, имеющие неуспеваемость, совершившие правонарушения, преступления либо ООД. Как правило, такие учащиеся «тянутся» друг к другу, объединяются в компании, вместе прогуливают и совершают правонарушения. Главная причина такого поведения – отсутствие контроля со стороны родителей, неблагополучные семьи, трудные жизненные ситуации (смерть одного из родителей, развод родителей и т.д.). Компании подростков с асоциальным поведением привлекательны для слабо успевающих детей с низкой учебной мотивацией, и они рано или поздно пополняют ряды «трудных» детей.

 Задача проекта на 2 ступени – не разбить уже сложившиеся компании (опыт показывает, что это нереально), а организовать для них что-то интересное и полезное. В школе каждый год организован летний лагерь для учащихся начального звена. В образовательной программе  лагеря 3 блока – питание, спорт, игры. Питание 3х разовое ,организовано бесплатно. Спонсорство осуществляется за счет Управления образования.  Дополнительные учебные и развивающие психологические занятия будут проводиться нашими педагогами. В трудовом отряде ребята будут реально зарабатывать деньги за свой труд на территории школы . Спонсорство осуществляется за счет центра занятости.

На 3 ступени важно поддерживать  у подростков устойчивое желание работать над своим образом будущего, участвовать в социальных и учебных практиках, осуществлять профессиональные пробы. Выработка взрослой позиции, ответственности за свое будущее позволит сформировать у учащихся устойчивые социальные нормы поведения. Все это возможно благодаря особой системе организации образовательного процесса в НОЦ, тьюторскому сопровождению ИОП старшеклассников.

Независимо от ступени обучения будут проводиться мероприятия по оказанию  методической помощи педагогам, родителям, классным руководителям. Сохраняются такие традиционные и хорошо зарекомендовавшие себя формы работы как школьный и районный ПМПК, информирование участников образовательного процесса через стенды, школьную газету, школьная служба примирения, реализация программ духовно-нравственного воспитания, постоянные персональный контроль «учетных» детей, взаимодействие с районными службами.

Принципиальным новшеством проекта является то, что он будет курироваться одним человеком – завучем по воспитательной работе.

Описанную выше концепцию проекта представим в виде следующей таблицы.

 

Система работы по профилактике правонарушений.

Ступень обучения

Возможные причины правонарушений

Цель

Содержание деятельности

Ответственный

 

1 ступень

1.    1.Несформированность базовых умений (техника чтения, вычислительные навыки)

2.                 Несформированность эмоционально-волевой сферы.

3.      Отсутствие контроля со стороны родителей.

4.      Неумение решать конфликты, выстраивать межличностные отношения.

1. Раннее выявление ГР и дифференцированная коррекция.

 

2. Формирование основ духовно-нравственной культуры.

1.        Разработка методики выявления ГР

Психолог

 

2. Выявление ГР по методике Александорвской Э.М.

Кл. рук.

Соц.педагог

 

3. Работа с ГР ВШУ:

- проведение ШПМПК;

- дифференцированная коррекционная работа (составление ПИР, работа с родителями);

- отслеживание результатов и дальнейшая коррекция ИПР

Соц. педагог,

психолог

 

4. Реализация программы духовно-нравственного воспитания.

Зам. по ВР

Кл.рук.

5. Методическое сопровождение учителей по раннему выявлению и корреции правонарушений: работа с ПИР,  работа по методике выявления ГР.

Завуч по ВР

6. Информационное обеспечение (стенд, памятки для учителей и родителей)

Соц. педагог, психолог

7. Разработка тематики родительских собраний. Проведение родительских собраний.

Психолог,

Зам. по ВР

Кл.рук

 

2 ступень

1. Пропуски уроков.

 

2. Неуспеваемость.

 

3. Девиантное поведение.

 

4. Отсутствие контроля со стороны родителей.

 

5. Неумение и нежелание педагогов работать с «трудными» детьми.

 

6. Возрастные особенности подростков.

1. Создание ситуации успеха для уч-ся ГР.

2. Формирование законопослушного поведения уч-ся

1. Подбор методик выявления ГР для подросткового возраста.

Психолог

2. Выявление ГР и «нормы».

Соц. педагог

3. Работа с ГР:

- проведение ШПМПК;

- дифференцированная коррекционная работа (составление ПИР, работа с родителями, педагогами);

- отслеживание результатов и дальнейшая коррекция ПИР

Соц. педагог,

психолог

 

4.  Создание специальных условий для детей с проблемами в учебе и поведении:

- организация  летнего лагеря

- трудового отряда

Завуч по ВР

5. Оказание методической помощи педагогам:

- ПДС «Конструктивное поведение учащихся ГР»

- педсовет «Система работы классного руководителя с «трудными» подростками и их родителями»;

- посещение уроков по программе наблюдения «Работа с ИПУ»

Соц. педагог

 

6. Реализация программы «Формирование законопослушного поведения»

Соц. педагоги

 

7. Информационное обеспечение (стенд, памятки для учителей и родителей)

Соц. педагог, психолог

 

8. Привлечение ШСП для проведения восстановительных программ.

Соц. педагог

 

3 ступень

1.Пеадагогическая запущенность.

2. Отсутствие целеустремленности.

Отсутствие контроля со стороны родителей.

3. Незнание законов и ответственности .

4. Вредные привычки.

5. Девиантное поведение.

1. Педагогичес

кая коррекция воспитания и поведения.

 

2. Формирование взрослой я-позиции по отношению к своей жизни.

 

1. Подбор  методики выявления ГР для подросткового возраста.

Психолог

2. Выявление ГР и «нормы».

Кл. рук.

3. Работа с ГР:

- проведение ШПМПК;

- дифференцированная коррекционная работа (составление ИПР);

- отслеживание результатов и дальнейшая коррекция ИПР

Соц. педагог,

психолог

4. Тьюторское сопровождение :

- выявление проблем;

-  работа над образом будущего;

- помощь в преодолении проблем с учебой.

Тьюторы

5. Создание условий для социализации:

- включение в социальные практики;

- включение в детско-взрослые сообщества, общественные объединения;

- организация учебной практики и профессиональных проб, экскурсий.

Соц. педагог

 

План-график реализации проекта

№  п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Результат

1.

Создание рабочей группы проекта

24/02/19

Завуч по ВР

Появился коллектив единомышленников

2.

Обсуждение и утверждение проекта на педсовете

26/03/19

Директор

Проект доработан и принят педколлективом

3.

Разработка методик выявления Группы Риска для всех ступеней обучения

1/04/19

Психологи

Есть методики выявления ГР, учитывающие возрастные особенности детей.

4.

Выявление детей ГР ВШУ

1/05/19

Классные рук-ли

Знаем проблемных детей.

5.

Проведение ШПМПК по ступеням

В течение года

Соц. педагоги

Появились планы индивидуального развития детей

6.

Проведение дифференцированной работы с проблемными детьми (сопровождение)

В течение года

Классные руководители

Решаются конкретные проблемы конкретных детей

7.

Реализация 3-х программ:

1) духовно-нравственного развития,

2)  формирования законопослушного поведения,

3) тьюторского сопровождения.

В течение года

 

Учителя

 

Соц. педагоги

Тьюторы

 

 

1. Формирование духовно-нравственной культуры у младших школьников.

2. Формирование законопослушного поведения и уч-ся среднего и старшего звена.

3. Формирование самостоятельности, ответственности у старшеклассников.

 

8.

Организация летнего лагеря для детей с проблемами в учебе и поведении (приоритет – стоящие на учете в ГР)

Июнь 2019

Зам. по ВР

Успеваемость участников лагеря в 1 четверти.

Отсутствие второгодников.

9.

Организация «трудового урока»

 

Май 2019

Соц. педагог

1.Успеваемость уч-ся 5-9 классов.

2. Физическое развитие

3. Формирование волевых качеств.

4. Воспитание трудолюбия.

 

 

 

 

10.

 Методическая помощь педагогам:

- ПДС «Конструктивное поведение учащихся ГР»

- педсовет «Система работы классного руководителя с «трудным» подростком»;

- посещение уроков по программе наблюдения «Работа с ИПУ»

 

 

Зам. по методической работе

 

п Соц. педагог сихологи

Сокращение количества пропущенных уроков;

установление контакта с проблемными детьми;

сокращение количества неуспевающих детей.

 

 

6. Организационная структура управления реализацией проекта «Школа без преступников».

 

Надпись: ПедсоветДиректор

Надпись: Социально-психологическая служба

Надпись: МО классных руководителей
 


Заместитель

 директора по ВР

 


Надпись: Методическая службаНадпись: ШПМПКСоциальные

педагоги

 


Психологи

 


Педагоги

Надпись: Рабочие группы разработки программ и ИПР
Надпись: Родительское собрание
 


Родители

 

Учащиеся

Ожидаемые результаты деятельности, их социальная эффективность:

  1. Уменьшение фактора риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивных веществ в подростковой среде нашего поселка.
    2. Формирование у наших учащихся нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
    3. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
    4. Выработка отрицательного отношения у обучающихся к негативным явлениям – курению, наркомании (проверить результат анкетированием.
    5. Сокращение количества семей, в которых родители употребляют спиртные напитки.
    6. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной деятельности;
    7. Снятие с учёта 14 семей и 11 учащихся состоящих на учёте в КДН и ЗП.

 

Список использованной литературы:

1.                      Зольникова З.М., Никитова М.Б. Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ «Дороги, которые мы выбираем…». URL: http://www.school1253.ru/vospit/p8aa1.html

2.                      Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.

3.                      Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.

4.                      Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.

5.                      Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. В помощь образовательному учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.

6.                      Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.

7.                      Профилактика  наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Под ред. Ю. Науменко. – М.: Глобус, 2009.

8.                      Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

9.                      Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П., 2006. – 176 с.

10.                  Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М.: Просвещене, 2006.

11.                  Титов В.А. Социальная педагогика. – М., 2010.

12.                  Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2318013

13.                  Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.- 208с.