Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»
Оценка 4.9

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Оценка 4.9
Документация
pdf
07.02.2020
Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»
Материал представляет опыт сетевого взаимодействия между организациями образования направленный на самоопределение учащихся.
Проект.pdf





1.Описание проекта 

 

 

Наименование  проекта

Проект «Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Адрес

 

432000 Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Кузнецова, 18

Телефон: 8 (842) 258-33-47

«Ульяновский техникум питания и торговли»

 

 Email:  http://утпит.рф

 

Руководитель

Преподаватель цикла профессиональных дисциплин 

Постнова Елена Владимировна

  Цель  

 

Осознанная профессиональная самоориентация  и формирование социально-активной личности через овладение основами кулинарного искусства.       

 

 

Задачи

Обучающие

      обучить подростков и молодежь знаниям и умениям, необходимым для  рационального  питания, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, воспитать вкус к здоровой пищи;

      познакомить с историей и традициями  русской кухни, уважение к людям труда;

      привить навыки нравственного поведения, этики в ближайшем (семейном) окружении;

      пробудить интерес к кулинарному искусству у детей; 

      развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;

      развить       эстетическое        восприятие          и          творческое воображение;

      обучить основным способам организации социально значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); Развивающие:

      развивать у обучающихся способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;

 

 

      развивать организаторские способности;

      развивать   творческие способности,       потребность          в саморазвитии;

      Воспитывающие:

      привить положительное отношение молодежи к рациональному  питанию,  и здоровому образу жизни;

Законодательные акты и

нормативные документы в

сфере трудового воспитания  

Проект       разработан          в        соответствии       со          следующими документами: 

              Конвенция о правах ребенка; 

              Конституция Российской Федерации;

              Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

              Федеральный Закон от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации»;  

              Приказ Министерства образования и науки

Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

              Концепция развития    дополнительного

образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 

              Распоряжение              Правительства     РФ          от

5.03.2015 № 366-р «План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;

              Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1; 

              Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» (поручение Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева от 18.05.2012 № ДМ – П12-2838);  Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года»;

              Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» (декабрь 2015);

              «Стратегия          развития     системы

 

 

сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020 гг.» (декабрь 2015).

      Распоряжением правительства Ульяновской области от «15» апреля 2016 г. № 207-пр. утверждена Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях Ульяновской области на 2016-2020 годы Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

      СанПин 2.4.3172-14: «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

      Устав ОГБУ ДО ДТДМ.

      Локальные акты учреждения.

Целевая аудитория  

Данный      проект        ориентирован      на      учащихся общеобразовательных организаций в возрасте от 14 лет до 16 лет.

Целевые показатели

(индикаторы)  

 

В процессе реализации проекта  у выпускников детской кулинарной академии «Кухмистер» к моменту окончания учебной программы должны быть сформированы следующие качества личности: 

интерес к кулинарной деятельности;

позитивное отношение к кулинарии и жизненное самоопределение личности;

интеграция деятельности учреждений образовательной организации и дополнительного образования детей в обеспечении полноценного всестороннего развития школьников.

А так же:  

профориентация школьников        в        области профессионального          образования,       осознанное  самоопределение в профессии;

вовлечение родителей, социальных партнёров и воспитанников к участию в  мероприятиях проекта, направленных на профориентацию школьников в области профессионального поварского образования.

Этапы и сроки

I этап (2019-2020 год, сентябрь) 

  - заключение       договоров      со      школами      города      и

 

реализации 

работодателями;

-         обеспечение через организацию профессионально – ориентированных площадок для учащихся школ по профессиям и специальностям техникума.

     II этап (2020 год)

-         обеспечение условий для функционирования непрерывного обучения;

-         реализация      совместных         профориентационных мероприятий, проектов, семинаров, научно-практических конференций для педагогов ОО. III этап (2021год)

-         обеспечение условий для реализации права, учащихся на возможность   формирования     индивидуальной образовательной программы;

-         Ообеспечение условий для социализации, мобильности на рынке труда, летней занятости.

Исполнители:

 субъекты образовательного процесса: педагогический коллектив техникума, работодатели (предприятия и организации) - субъекты социального партнерства, МБОУ СШ г. Ульяновска

Содержание проекта

      Нормативно-правовое,     организационноуправленческое обеспечение     и        социальное партнерство. 

Цель – создание возможности сопровождения профессионального самоопределения.

Создание среды, обеспечивающей профессиональное самоопределения учащихся.

Цель – концентрация профориентационных ресурсов.

      Научно -, программно- и учебно-методическое обеспечение.

Цель – обеспечение сопровождения профессионального самоопределения          на      необходимом       уровне          качества     и социально-педагогической эффективности. Кадровое обеспечение.

Цель – создание условий для введения в перспективе должности специалиста по сопровождению самоопределения в образовательный процесс в каждой из образовательных организаций (в формате штатной единицы).

Ожидаемые

Техникум

 

результаты  

 

      Согласование интересов и потребностей различных возрастно-образовательных и социальнопрофессиональных групп населения с интересами экономической сферы и общества в целом.

      Выполнение контрольных цифр приёма.

      Сохранение контингента, как осознанно сделавшего выбор.

Работодатель

      Эффективное кадровое обеспечение работниками определенного профиля и определенной квалификации для обеспечения воспроизводства деятельности при максимально высокой производительности труда.

Конечным целевым результатом такой деятельности выступает качество трудовых ресурсов, понимаемое как высокая эффективность труда и развитая профессионально-трудовая мотивация работников, основанная на содержательном интересе к профессии и профессиональной самореализации.

Системность

     В проекте представлено детальное описание действующего продукта (цель, содержание, формы обучения, результативность).  В проекте представлена методическая разработка программы детской кулинарной академии «Кухмистер», в которой содержатся контрольно-оценочные средства.

Масштабность

     Проект является комплексным и может быть реализован в образовательных учреждениях, реализующих программы обучения по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» и профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» в различных регионах и областях.

     

Результативность

Планируемые результаты

В результате реализации программы будут:

формироваться         личностные,        регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Показателем результативности реализации данной программы следует считать достижение следующих результатов: знание

- правил гигиены и безопасности труда;

 

-           основных этапов истории развития кулинарии;

-           основ рационального питания;

-           правил поведения за столом;

-           способов нарезки овощей;

-           технологии приготовления первых и вторых блюд;

-технологии приготовления изделий из теста;                   

-технологии приготовления изделий из яиц и творога; - технологии приготовления сладких блюд.

умения

-           работать     с        кухонными        инструментами    и

приспособлениями;

-           сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;

-           готовить супы, каши; 

-           заваривать чай;

-готовить напитки;

-           готовить некоторые виды салатов;

-           готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них.

 

   

 

 

      

1.1.Описание основной проблемы и актуальности её разработки

 

 По различным данным, от одной трети до половины выпускников покидают школу, не имея определенных профессиональных планов. Эта ситуация практически не меняется на протяжении последних двадцати лет, свидетельствуя о необходимости пересмотра стратегии и тактики профориентационной работы с молодежью в современной системе образования. Даже несмотря на то, что в последние годы уделялось много внимания профессиональной ориентации школьников, сегодня можно констатировать, что социальная миссия профориентации до конца не выполнена. Не удалось сбалансировать интересы всех социальных субъектов профориентационной работы: обучающихся и их семей, образовательных организаций разного типа и уровня, государства, общественных структур.

Какую мы наблюдаем картину на рынке труда? Рабочих высокотехнологичных производств не хватает, зато имеем переизбыток специалистов других сфер экономики, невостребованных работодателями. Увеличивается количество людей, неработающих по полученной специальности, хотя государство затратило на их обучение бюджетные средства.

Нужно также отметить, что среди поступивших в профессиональные образовательные организации, есть обучающиеся, разочарованные в выборе направления подготовки, они прерывают учебу, так и не получив профессии, специальности. Некоторые с неохотой заканчивают обучение по настоянию родителей. Такие специалисты впоследствии не трудоустраиваются по специальности, и от них нереально ожидать творческого подхода к выполняемой работе. Необходимость предупредить подобные явления обуславливает заинтересованность профессиональных организаций в участии в процессе сопровождения профессионального самоопределения учащихся школ.  

Огромная заинтересованность в этой проблеме и у государства. Разработаны такие документы: «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» (декабрь 2015), «Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020 гг.» (декабрь 2015).

Распоряжением правительства Ульяновской области от 15 апреля 2016г. № 207-пр. утверждена «Концепция сопровождения

профессионального самоопределения учащихся в образовательных организациях Ульяновской области на 2016-2020 годы», которая определяет основные цели, задачи, принципы и направления работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, структуру взаимодействия всех субъектов в соответствии с их полномочиями.

Современные реалии требуют профессиональной мобильности выпускника, связанной с необходимостью непрерывного обновления им своей профессиональной компетентности, овладения новыми компетенциями, в том числе в смежных областях профессиональной деятельности. Выпускник должен быть готов к повторяющемуся профессионально-образовательному выбору в мире множественных динамично меняющихся компетенций, которые необходимо осваивать.  И это накладывает на профессиональные образовательные организации дополнительную ответственность.

Таким образом, очевидна проблема необходимости создания в образовательном учреждении средств сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования.

Дополнительная общеразвивающая программа «Детская кулинарная академия «Кухмистер»» разработана для предоставления образовательных услуг учащимся от 14 до16 лет в условиях ОГБУ ДО «Дворца творчества









Организационные условия

Создание творческих лабораторий,   мониторинг заинтересованных учащихся в школах.

Методы исследования:

-изучение и анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов и положительного педагогического опыта;

-наблюдения, сравнения, сопоставления;

-анкетирование, тестирование, беседа;

-моделирование, проектирование; -обработка данных и их анализ.

Критерии оценки результатов:

-количество учащихся, определившихся в выборе своей будущей профессии; -становление         субъекта     социально-профессионального       самоопределения, обладающего определенным набором компетенций.

 

 


2. Аналитико-прогностическое обоснование проекта

 

2.1. Внедрение проектной разработки в образовательную практику образовательных организаций

 

 Система  действует в рамках  организованного сетевого взаимодействия «Школа – ОГБ ДОУ Дворец творчества детей и молодежи – Техникум – Предприятие» Практика  нацелена на согласование интересов и потребностей различных возрастно - образовательных и социальнопрофессиональных групп населения с интересами экономической сферы региона. Цель на макроуровне: 

создание системы сопровождения профессионального самоопределения у  учащихся. 

Цель на микроуровне: 

помощь в конкретном выборе сферы профессиональной деятельности и содействие становлению субъекта профессионального самоопределения, формирование и развития компетенций, необходимых для профессиональной ориентации и осуществления осознанного  выбора.

Результат:

Сформированная у       учащихся   компетенция        профессиональной ориентировки      –        готовность самостоятельно ориентироваться в профориентационно-значимом информационном поле.

Сформированная у учащихся компетенция профессионального выбора – готовность совершать самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда.

Сформированная у учащихся компетенция профессионально-карьерного проектирования – готовность ставить и корректировать адекватные ближние и дальние цели на пути своего образовательного и профессионального продвижения, проектировать собственную жизненно-профессиональную перспективу в контексте избранной профессии (специальности).

Сформированная у учащихся компетенция профессионального совершенствования – готовность совершенствовать собственное профессиональное мастерство и профессиональную деятельность.

16

 



2.3.Теоретическое обоснование проекта 

 

Система работы по сопровождению профессионального самоопределения при реализации практикоориентированного обучения включает этапы сопровождения на уровне общего и среднего профессионального образования; решение задач по формированию профессионального намерения, профессионально значимых качеств личности, профессиональной компетентности и творческого потенциала; содержание деятельности и предполагаемый результат.

 

Период «проектирования будущего» наступает у школьников в возрасте

около 14 лет, образ идеального будущего формируется под влиянием успешного настоящего. Поэтому необходимо, чтобы помимо настоящего у подростков

появился реальный опыт практической деятельности в рамках наиболее о профессиональных направлений. Для этого нужно, чтобы он смог примерить на себя не столько профессиональную, сколько социально-профессиональную роль.

Профессиональное самоопределение характеризуется:

 

бщих

 [1]

 

       избирательностью отношения человека к миру профессий;

       осуществлением выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;

       постоянным самоопределением субъекта в течение всей жизни;

       детерминацией внешними событиями (окончание обучения, изменение места жительства и пр.);

       тесной связью с самореализацией, проявлением социальной зрелости личности.

Этапы профессионального самоопределения

1   этап – это детская игра, в ходе которой ребенок примеряет на себя разные роли.

2   этап – подростковая фантазия – когда подросток представляет себя в той или иной профессии.

3   этап – предварительный выбор профессии, когда виды деятельности сортируются в следующем порядке: с точки зрения интересов; способностей; системы ценностей.

4   этап – практическое принятие решения – выбор профессии.

Выбор профессии зависит от трех объективных условий:

1. социальное положение и материальное благосостояние семьи;



3.   Системность и комплексность профориентационной деятельности, ее государственная координация

4.   Компетентностный          подход       к        сопровождению профессионального

самоопределения

5.   Семья    как    субъект      и       объект        деятельности       по      сопровождению

профессионального самоопределения обучающихся

6.   Социальный диалог       –        основа        сопровождения   профессионального самоопределения

7.   Постепенность         и       непрерывность сопровождения   профессионального самоопределения

8.Единство        профессионального,        образовательного        и        социального

самоопределения

9. Практикоориентированность процесса сопровождения профессионального самоопределения

10.Взаимодействие образовательной сети и инфраструктуры профориентации 11.Нормативно-правовое обеспечение оказания образовательных услуг по сопровождению профессионального самоопределения

12. Этапность реализации Концепции [2]

 

Концепция профессионального самоопределения обучающихся  в образовательных организациях Ульяновской области 

 

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных организациях может осуществляться через:

        совершенствование профориентационной направленности содержания и методик всех учебных предметов, при знакомстве с которыми возможно приобщение обучающихся к миру труда и профессий;

        включение в систему внеклассной деятельности мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся с учётом их возрастных особенностей, а также мероприятий по работе с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые профконсультации);

        организацию системы профессиональных проб с учётом развития умений и навыков профессионального самоопределения обучающихся;

        организацию системного взаимодействия с органами службы занятости.

Главная особенность среднего профессионального образования и высшего образования   –        постепенное       погружение        обучающегося     в профессиональную сферу  

Цель сопровождения профессионального самоопределения студента, осваивающего программы профессионального и высшего образования – укрепление, углубление и развитие профессиональной мотивации. Во многих случаях оказывается необходимым перевод внешней мотивации профессионального выбора во внутреннюю, либо, при невозможности этого – повторное самоопределение, связанное с изменением своего профессионального выбора.[3]

2.4. Практическое обоснование проекта

 

Разработана Программа детской кулинарной академии «Кухмистер» (Приложение 1), которая  состоит из 4 разделов:

Раздел 1. Арт-визаж  холодных блюд и закусок;

Раздел 2. Приготовление сложных холодных десертов; Раздел 3. Дизайн и технология изготовления изделий из теста; Раздел 4. Сервировка  праздничного стола.

Итоговая аттестация предусмотрена в форме зачетного занятия. В каждом разделе есть теоретические и практические занятия. Общий объем программы 144 часа.

Теоретические занятия проводятся в учебной аудитории, практические занятия в кулинарной лаборатории, оснащенной необходимой техникой, посудой и технологическим инвентарем. 

Направленность дополнительной образовательной программы детской кулинарной академии «Кухмистер» социально-педагогическая. 

Подготовка к самостоятельной жизни – одна из основных задач процесса обучения в академии. Программа академии «Кухмистер» охватывает широкий возрастной диапазон и многофункциональна по своему назначению.

 В программу обучения включены темы по основам карвинга, национальные и иностранные кухни, приготовление простых блюд и кулинарных изделий. 

В процессе обучения школьники учатся азам организации работы, рабочего места, работают с основными видами оборудования и инвентарем, приобщаются к правилам гигиены и санитарии, что также является частью профессионального цикла обучения.  Например, в процессе обучения в детской кулинарной академии «Кухмистер» рассматриваются некоторые темы из таких профессиональных циклов  и дисциплин как: ПОО.2  Безопасность технологических процессов и производств.

      ПМ. 07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

      ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места и др.

Это позволяет сформировать представление не только о профессии, но и о процессе обучения по профессиональным программам. Школьники учатся профессионально составлять технологические карты рецептур, в процессе изучая нормирование, сочетаемость продуктов.

Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться. Умение вкусно готовить,- хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки воспитывают эстетический вкус. Навыки и умения, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни. Многие из них приходят для того, чтобы убедиться в правильности выбора будущей профессии. Поэтому значимость академии в профориентационной работе. Одной из проблем обучения в техникуме является сохранение контингента. Студенты, сделавшие осознанный выбор, понимающие, куда они и зачем пришли, имеющие мотивацию к обучению, формируют основу коллектива в дальнейшем. 

На занятиях по кулинарии учащиеся учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и торты. В данной программе, кроме развития и коррекции практических навыков, детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой. 

Формы организации работы: экскурсии, круглые столы, теоретические и практические занятия, соревнования и др.

Активное сотрудничество с другими детскими и молодежными объединениями города, проведение совместных мероприятий, мастер-классов, участие в благотворительных мероприятиях обеспечивают социальную активность обучающихся в академии.

На занятиях ученики получают возможность проявить себя, творчески раскрыться, познакомиться с различными приёмами приготовления блюд, узнать профессиональные лайф-хаки. Дети учатся видеть, понимать, анализировать процесс приготовления и готовое блюдо, оценивать результат. 

Также данные занятия способствуют смене деятельности, социальной толерантности, так как группу посещают дети с ОВЗ и просто поднимают настроение.

В процессе реализации проекта формируется технологическая культура и проектно-технологическое мышление обучающихся, моделируются профессиональные испытания - элементы конкретного вида профессиональной деятельности. В деле помогают приглашённые специалисты своего дела-мастера производственного обучения    высшей       категории, призеры     и       победители

WorldSkills Russia. 

Учебные занятия проводятся по профессии «Повар, кондитер» и специальности «Поварское и кондитерское дело», где под руководством педагогов юным кулинарам справиться с заданием помогают студенты техникума-волонтеры-профориентаторы. Роль наставников способствует формированию универсальных и профессиональных компетенций студентов. В процессе межличностного взаимодействия выстраиваются коммуникации, наращиваются компетенции и приобретаются так называемые «мягкие навыки» (soft-skills), которые пригодятся им в большинстве жизненных ситуаций. 

В процессе реализации практики организуется серия мастер-классов, которые в профориентации техникума являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения детей и подростков, которые проводятся как на базе техникума, так и непосредственно в школах. Мастер-класс рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности дошкольников и школьников.  

Участники детской кулинарной академии «Кухмистер» забирают с собой не только приготовленные за время мастер-класса кулинарные шедевры, но и заряжаются позитивной энергией и хорошим настроением. Ранняя профориентация нацелена не на конкретную профессию, а на формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, где ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Раннее трудовое воспитание и поддержка профессионального самоопределения является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В 2019-2020 учебных годах участники детской кулинарной академии «Кухмистер» заявлены на участие в региональном этапе JuniorSkills - WorldSkills Russia в компетенциях «Поварское дело» и «Кондитерское дело».

                 

В рамках практики партнерами техникума являются:

       общеобразовательные организации города Ульяновска (МБОУ Мариинская гимназия г. Ульяновска, Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Ульяновска Средняя школа № 6 им. И. Н. Ульянова, Средняя общеобразовательная школа № 56) ;

       ОГБ ДОУ Дворец творчества детей и молодежи [email protected]





Данные о результативности за прошедшие периоды

В период с 2015 года по 2018 год наблюдается увеличение количества участников детской кулинарной академии «Кухмистер», что отражает рост востребованности данного направления: за два года количество посещающих академию увеличилось в 2 раза.

В  мастер-классах и профессиональных пробах  приняли участие более 200 человек. В различные форматы профориентационной практики были вовлечены более 600 школьников города Ульяновска.

В 2019 году количество выпускников академии, поступивших на 1 курс в

ОГБПОУ «УТПиТ», составило 5% от общего числа зачисленных на обучение

Динамика поступления выпускников академии «Кухмистер»  от общего числа зачисленных.

 

В результате реализации проекта сохраняется увеличение конкурса при поступлении на профессию «Повар, кондитер» и специальность «Поварское и кондитерское дело». Увеличилось количество победителей и призеров различных конкурсов профессиональной направленности среди обучающихся техникума, в том числе обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.


2.4.1.Сеть участников проекта

 

  2.4.2. Детская кулинарная академия «Кухмистер» - 7 – 8 классы

 

ЦЕЛИ:

2017, 2018

2016

2015

2019

 

30 чел.

      Воспитание у учащихся основ сбалансированного рационального питания, вкус к здоровой пище

      Привитие  навыков нравственного поведения, этики в ближайшем семейном окружении

Школьникам предоставляется возможность попробовать себя в типичных для данных профессий видах деятельности

 

Формируются представления необходимые для принятия осознанного решения относительно выбора или отказа от получения профессии

 


2.4.3. «Погружение» в реальные условия производства

      формируется готовность самостоятельно ориентироваться в значимом профессионально-информационном поле

      формируется готовность ставить и корректировать адекватные ближние и дальние цели на пути своего образовательного и профессионального продвижения 

 

2.4.4. Комплект нормативных документов 

 

 

 

 

2.4.5. Показатели оценки эффективности 

Количество учащихся удовлетворенных выбором профессии по результатам опроса.

 

 

Удовлетворенность выбором

 

 

 

 

 

3. Механизм реализации проекта

Название процесса

 

Кто

 

Что делает

Результат

Принятие управленческого решения

 

Директор

Принимает решение о необходимости проведения  набора обучающихся в детскую кулинарную академию «Кухмистер»

Управленческое решение

Назначение  ответственного

 

Директор

Назначает ответственного заместителя

Ответственный  

Создание рабочей группы

Заместитель директора

Формирует рабочую группу

Рабочая группа (РГ)

Информирование о процессе

Отдел ПИАРА

Информирует о запуске процесса ПП всеми возможными средствами (идет параллельно всему процессу)

Привлеченные абитуриенты 8-9 кл

Разработка документации

Рабочая группа

Разрабатывают рабочие программы профессиональных проб, анкеты, оценочные средства (ОЦ), актуализируется программа академии.  

Программа, анкеты, ОЦ

Согласование документации

Рабочая

Согласовывают договора, планы работы, графики, расписания со школами,

Договора, планы работы,

 

 

группа

управлением образования

графики, расписание ПП

Издание приказа

Директор

Издает приказ об обеспечении условий и проведении ПП в учебном году, о распределении потоков, о привлечении волонтеров, об открытии набора в детскую кулинарную академию «Кухмистер»

Приказ, группы по потокам, закреплённые волонтёры

Организация деятельности

 

Зам. директора, РГ

Встреча школьников, направление потоков по профессиональным пробам

Начало процесса ПП

Ход профессиональных проб

 

Предметники

Проводит ПП

Понимание профессии, проба  

Анкетирование

Психолог, методист

Анкетирует после каждого модуля, на выходе

Анкета, анализ  

Анализ, оценка, коррекция процесса

 

Рабочая группа

Анализирует, оценивает, корректирует процесс

Внесение изменений в РППП

Выдача сертификатов

Директор

Выдает сертификат

Мотивированность абитуриента, осознанность выбора


4. Примеры подобной  практики в других регионах, компаниях, организациях

      Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Свободинский аграрно-технический техникум им. К.К.

Рокоссовского» Программа дополнительного образования КРУЖКА

«Кулинарный калейдоскоп»

      Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий» программа Кружка  «Хозяюшка»

      Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пятигорский техникум торговли технологий и сервиса»

Рабочая программа кулинарного кружка «Гурман»

      Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 15» г. Балашов

Образовательная программа кружка кулинарии «Десерт»

      Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Смоленска (МБУ ДО «ЦДО») Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Кулинарное искусство»

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Белькова, Т.А. Программа "Я делаю свой выбор" (организация профориентационной работы с выпускниками) // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе . - 2013. - № 7. - С. 99-105.

2.     Варданян Н. Т. Теоретический обзор исследований развития личности и социальной идентичности. Научно-издательский центр «Социосфера» Факультет бизнеса Высшей школы экономики в Праге Информационный центр «МЦФЭР ресурсы образования»//Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: Профессиональное становление личности (Философские и психолого-педагогические аспекты). Материалы II международной научно-практической конференции 10–11 апреля 2012 года с. 23–27

3.     Вейс Т. П., Фуртаева Е. И. Проблема социализации личности студента в учреждениях профессионального образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 77.

4.     Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. № 2. 1988. С. 19–26 

5.     Гужавина Н.А. Программа проекта по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся.//

Управление современной школой. Завуч. - 2014. - № 3. - С. 4-8.

6.     Демидова Г. А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 200 с.

7.     Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1.С. 8-14. 8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.

9.     Котова, С.А. Новые технологии в профконсультировании старшеклассников// Школьные технологии. - 2017. - № 3. - С. 170-177.

10. Музалева В.М. Программа психолого-педагогического сопровождения эксперимента. Профориентационная работа. Диагностика в комплектовании профильных классов. Используемые методики. // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 3. - С. 33-46.

37

 

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов/ под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Оникс: Мир и образование,2007. 640 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

13. Смирнова Ю. Е. Профессиональное самоопределение и самооценка личности в старшем школьном возрасте // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования [Текст]: сб. статей / сост. е.В. Иванов; НовГУ им .Ярослава Мудрого — Вып. 12. — Великий Новгород, 2010. — 360с., с.184–191

14. Тужилкин, А.Ю. Организационные модели технологи экономического образования школьников и профориентационной работы в условиях введения новых ФГОС // Школа и производство. - 2014. - № 7. - С. 3-9.

15. .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://минобрнауки.рф (дата обращения: 15.02.2018). 16. 15.Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников-М.:

Глобус,2014.- 256 с.- (Профильная школа)

38

 

 

2

 



[1] Бондарева Л. Ю. Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1066-1067. — URL https://moluch.ru/archive/104/24165/ (дата обращения: 23.02.2018).

[2] Владимир БЛИНОВ, д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального образования Федерального института развития образования; Игорь СЕРГЕЕВ, к.п.н., ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования. 

Основные идеи «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», разработанной Центром профессионального образования Федерального института развития образования.

[3] Концепция профессионального самоопределения обучающихся  в образовательных организациях Ульяновской области 

(Утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от «15» апреля 2016 г. № 207)

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Описание проекта

Описание проекта

Задачи Обучающие • обучить подростков и молодежь знаниям и умениям, необходимым для рационального питания, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, воспитать вкус к здоровой пищи;…

Задачи Обучающие • обучить подростков и молодежь знаниям и умениям, необходимым для рационального питания, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, воспитать вкус к здоровой пищи;…

Законодательные акты и нормативные документы в сфере трудового воспитания

Законодательные акты и нормативные документы в сфере трудового воспитания

Распоряжением правительства Ульяновской области от «15» апреля 2016 г

Распоряжением правительства Ульяновской области от «15» апреля 2016 г

Целевые показатели (индикаторы)

Целевые показатели (индикаторы)

II этап (2020 год) - обеспечение условий для функционирования непрерывного обучения; - реализация совместных профориентационных мероприятий, проектов, семинаров, научно-практических конференций для педагогов

II этап (2020 год) - обеспечение условий для функционирования непрерывного обучения; - реализация совместных профориентационных мероприятий, проектов, семинаров, научно-практических конференций для педагогов

Ожидаемые Техникум результаты •

Ожидаемые Техникум результаты •

Системность В проекте представлено детальное описание действующего продукта (цель, содержание, формы обучения, результативность)

Системность В проекте представлено детальное описание действующего продукта (цель, содержание, формы обучения, результативность)

Описание основной проблемы и актуальности её разработки

Описание основной проблемы и актуальности её разработки

Не удалось сбалансировать интересы всех социальных субъектов профориентационной работы: обучающихся и их семей, образовательных организаций разного типа и уровня, государства, общественных структур

Не удалось сбалансировать интересы всех социальных субъектов профориентационной работы: обучающихся и их семей, образовательных организаций разного типа и уровня, государства, общественных структур

Ульяновской области на 2016-2020 годы», которая определяет основные цели, задачи, принципы и направления работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, структуру взаимодействия всех субъектов в соответствии…

Ульяновской области на 2016-2020 годы», которая определяет основные цели, задачи, принципы и направления работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, структуру взаимодействия всех субъектов в соответствии…

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Организационные условия Создание творческих лабораторий, мониторинг заинтересованных учащихся в школах

Организационные условия Создание творческих лабораторий, мониторинг заинтересованных учащихся в школах

Аналитико-прогностическое обоснование проекта 2

Аналитико-прогностическое обоснование проекта 2

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Теоретическое обоснование проекта

Теоретическое обоснование проекта

Выбор профессии зависит от трех объективных условий: 1

Выбор профессии зависит от трех объективных условий: 1

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Системность и комплексность профориентационной деятельности, ее государственная координация 4

Системность и комплексность профориентационной деятельности, ее государственная координация 4

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных организациях может осуществляться через: • совершенствование профориентационной направленности содержания и методик всех учебных предметов , при знакомстве с которыми…

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных организациях может осуществляться через: • совершенствование профориентационной направленности содержания и методик всех учебных предметов , при знакомстве с которыми…

Разработана Программа детской кулинарной академии «Кухмистер» (Приложение 1), которая состоит из 4 разделов:

Разработана Программа детской кулинарной академии «Кухмистер» (Приложение 1), которая состоит из 4 разделов:

Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться

Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться

WorldSkills Russia. Учебные занятия проводятся по профессии «Повар, кондитер» и специальности «Поварское и кондитерское дело», где под руководством педагогов юным кулинарам справиться с заданием помогают…

WorldSkills Russia. Учебные занятия проводятся по профессии «Повар, кондитер» и специальности «Поварское и кондитерское дело», где под руководством педагогов юным кулинарам справиться с заданием помогают…

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Данные о результативности за прошедшие периоды

Данные о результативности за прошедшие периоды

Сеть участников проекта

Сеть участников проекта

Детская кулинарная академия «Кухмистер» - 7 – 8 классы

Детская кулинарная академия «Кухмистер» - 7 – 8 классы

2017,

2017,

2018

2018

2016

2016

2015

2015

Воспитание у учащихся основ сбалансированного рационального питания, вкус к здоровой пище •

Воспитание у учащихся основ сбалансированного рационального питания, вкус к здоровой пище •

Школьникам предоставляется возможность попробовать себя в типичных для данных профессий видах деятельности

Школьникам предоставляется возможность попробовать себя в типичных для данных профессий видах деятельности

Погружение» в реальные условия производства • формируется готовность самостоятельно ориентироваться в значимом профессионально-информационном поле • формируется готовность ставить и корректировать адекватные ближние и дальние цели…

Погружение» в реальные условия производства • формируется готовность самостоятельно ориентироваться в значимом профессионально-информационном поле • формируется готовность ставить и корректировать адекватные ближние и дальние цели…

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Проект "Сопровождение профессионального самоопределения на примере детской кулинарной академии «Кухмистер»» при Ульяновском техникуме питания и торговли»

Комплект нормативных документов 2

Комплект нормативных документов 2

Количество учащихся удовлетворенных выбором профессии по результатам опроса

Количество учащихся удовлетворенных выбором профессии по результатам опроса

Механизм реализации проекта

Механизм реализации проекта

Согласование документации

Согласование документации

Выдача сертификатов Директор

Выдача сертификатов Директор

Примеры подобной практики в других регионах, компаниях, организациях •

Примеры подобной практики в других регионах, компаниях, организациях •

XXI веке: Профессиональное становление личности (Философские и психолого-педагогические аспекты)

XXI веке: Профессиональное становление личности (Философские и психолого-педагогические аспекты)

Смирнова Ю. Е. Профессиональное самоопределение и самооценка личности в старшем школьном возрасте //

Смирнова Ю. Е. Профессиональное самоопределение и самооценка личности в старшем школьном возрасте //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020