Проект создания экологической тропы на территории школы
Оценка 4.6

Проект создания экологической тропы на территории школы

Оценка 4.6
docx
22.04.2020
Проект создания экологической тропы на территории школы
Экологическая тропа.docx

Подготовила:

Учитель начальных классов

МБОУ лицея №3

Васькина В. С.

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

 

СХЕМА МАРШРУТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ива

 

 

липы

 

 

 

 

 

 

ANd9GcToc7aSJRy5WLdn3vsKG-7uIKhjuNTVBpLl2tHTF2WGXN84lNhGDg

 

 

ANd9GcSyOqQQrX53f0YZ2ZCLPIJJqGQbNSR6739dEuISkOoo-DJyM-KOfA

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

к

 

 

 

 

 

 

 

л

 

а

 

 

 

 

 

 

 

я

 

ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

Лицей №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

липы

 

 

липы

 

 

 

 

 

 

ANd9GcSyOqQQrX53f0YZ2ZCLPIJJqGQbNSR6739dEuISkOoo-DJyM-KOfA

 

 

ANd9GcSyOqQQrX53f0YZ2ZCLPIJJqGQbNSR6739dEuISkOoo-DJyM-KOfA

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Береза

 

 

 

 

Береза

 

 

 

 

ANd9GcTJ2SWVzoO-StNFdxzfmmZzPFndn1zLqnF5qSiziEhRwpAVjaMRNrVlNg

 

 

ANd9GcTJ2SWVzoO-StNFdxzfmmZzPFndn1zLqnF5qSiziEhRwpAVjaMRNrVlNg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Батайск – город Ростовской области, считающийся спутником областного центра. Он расположен в 10 км южнее Ростова-на-Дону на территории площадью 77,68 км². Население Батайска насчитывает 104,8 тысячи человек.

Официальной датой образования Батайска считается 1769 год, когда на дороге, ведущей к Кубани, запорожцами и малороссийскими бурлаками было основано одноименное селение. Название Батайска уходит корнями к временам Золотой Орды: на месте современного города располагалась одна из ставок Батыя. Мощным толчком в развитии Батайска стало строительство Владикавказской железной дороги. В 1875 году станция Батайск была готова принимать поезда. Особое значение станция приобрела в годы Первой мировой и гражданской войн, став связующим звеном между центром и югом России. В 1927 году село Батайское было преобразовано в рабочий поселок, в 1938 году Батайск становится городом областного подчинения.

Современный Батайск – один из крупнейших транспортных узлов юга России, сохраняющий свой статус «железнодорожных ворот Кавказа». Батайск расположен на пересечении важнейших железнодорожных и автомобильных магистралей федерального и регионального значения, а также в непосредственной близости к международным морским портам Таганрога и Азова, речному порту и аэропорту Ростова-на-Дону. Выгодное географическое положение и развитая транспортная инфраструктура создают условия для создания в Батайске крупных центров логистики. В 2005 году в городе начато строительство Национального логистического парка общей площадью 50 000 м², первого в регионе комплекса подобного уровня.

Цели и задачи создания экологической тропы

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. В ходе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. Какие условия нужно создать, какие приемы использовать, чтобы каждый ученик почувствовал себя ответственным за охрану окружающей среды? Деятельность (участие в чем-либо) рождает потребность в знаниях, побуждает заниматься самообразованием, самостоятельно и добровольно, что приводит к общению – передаче другому того, что найдено, понятно, сделано самим. Общение - главный способ познания в подростковом возрасте. Дальше – творческая деятельность. Задача учителя помочь ученику определиться, найти себя. Сделать успешно это можно, только если сформированы особые отношения учителя и ученика, в основе которых совместный труд, общие интересы.

Экологическая тропа это природная зона, где школьники ведут наблюдение за растительным и животным миром, почвами и водами, проводят экскурсионно-пропагандистскую работу. Занимаются описанием и определением растений, ведут топографическую съёмку местности. Кроме того, сажаются деревья, ведется прополка молодых насаждений, заготавливаются зеленые веники, лекарственные растения, изготавливаются кормушки и жилища для птиц.

Основные цели

1.  Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе.

2.  Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, глубже ознакомиться с жизнью растений и животных, биологическими основами их существования.

3.  Изучать на конкретном примере особенности учебного участка как экосистемы, выявлять взаимосвязи компонентов и на этой основе составить рекомендации по экологически грамотному существованию с природой.

4.  Способствовать развитию творческого мышления, самостоятельно выполнять систематические наблюдения, анализ изучаемых объектов, делать обобщения и выводы.

К сожалению, бережное отношение к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в душу каждого и стать снаружи незаметным, но непременным стимулом созидания. Конечной целью является не овладение некоторой совокупностью экологических знаний и умений, а формирование экологического сознания и гражданской позиции. А это значит, что экологическое образование должно быть достоянием и личности, и общества и иметь действенный характер.

Расположение маршрута и выбор мест для остановок

Маршрут начинается на пришкольном учебно-опытном участке,  где ставиться задача в зависимости от цели,  например: «Почва» - ПОЧВЕННЫЙ РАЗРЕЗ, «Воздух»- ДИКОРАСТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ.  На уроках природоведения в младших классах экскурсии разбиваются на более мелкие части по два – три объекта, где экскурсоводами могут служить ученики старших классов.

 

ПОЧВЕННЫЙ РАЗРЕЗ: Среда обитания представляет собой сложный комплекс разных элементов, взаимодействующих с организмами. Каждый вид в процессе эволюции приспособляется к определенной интенсивности экологических факторов и амплитуде их колебаний и в свою очередь сам воздействует на окружающую среду. Если же количественное значение хотя бы одного из факторов выходит за пределы выносливости, то существование вида становится невозможным, как бы ни были благоприятны остальные условия. Одним из важных факторов внешней среды является состав почвы. Расположение в ней плодородных и водоносных слоев.

 

ДИКОРАСТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ: Живые организмы в природе благодаря разносторонней приспособленности друг к другу и окружающим условиям неживой среды в процессе эволюции образуют комплексы со сложными взаимоотношениями. Растения и животные распределяются не случайно, образуя природные сообщества, связанные цепями питания. Комплексы взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования, образуют биоценоз. А биоценозы, неразрывно связанные с неорганическими компонентами (почва, влага, атмосфера и т.п.), образуют устойчивую систему – биогеоценоз. Лес, луг, водоем с их населением – примеры биоценозов и биогеоценозов.

Описание экскурсионных объектов

 

ПОЧВЕННЫЙ РАЗРЕЗ

 

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой, а также между организмами и средой обитания (греч. “ойкос” - жилище, “логос” - наука). Экология раскрывает конкретные взаимоотношения между популяциями разных видов в природе, между организмами и окружающей средой, исследует взаимоотношения между организмами в обществе (численность, строение, жизнедеятельность, поведение). Среда обитания представляет собой сложный комплекс разных элементов, взаимодействующих с организмами. Отдельные элементы среды называют экологическими факторами. Среди них различают три разные по своей природе группы факторов:

   1. абиотические факторы - все компоненты живой природы (температура, свет, влажность и    т.п.), а также состав водной, воздушной и почвенной среды;

   2. биотические факторы - взаимодействия между особями в популяциях, между популяциями в природных сообществах;

   3. антропогенный фактор - вся разнообразная деятельность человека, приводящая к изменению природы как среды обитания видов растений и животных или непосредственно оказывающая влияние на их жизнь.

Каждый вид в процессе эволюции приспособляется к определенной интенсивности экологических факторов и амплитуде их колебаний и в свою очередь сам воздействует на окружающую среду. Приспособление к изменяющимся условиям среды происходит в результате естественного отбора: у организмов вырабатываются те или иные морфологические и физиологические особенности, позволяющие существовать именно в этих и ни в каких других условиях

среды. Интенсивность фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма, называют оптимальной (или оптимумом). Границы, за которыми существование организма невозможно, называют нижним и верхним пределами выносливости, т.е. чем больше отклонений от оптимума, тем хуже для организма. Оптимум для различных организмов разный, поскольку разные виды обладают неодинаковой нормой реакции в отношении факторов среды. Оптимум и границы выносливости по отношению к одному из факторов среды зависят от уровня других. Если же количественное значение хотя бы одного из факторов выходит за пределы выносливости, то существование вида становится невозможным, как бы ни были благо-приятны остальные условия. Такие факторы, выходящие за границы максимума или минимума, называются ограничивающими. Например, распространение многих животных и растений к северу обычно ограничивает недостаток тепла, тогда как на юге ограничивающим фактором для тех или иных видов может быть недостаток влаги или необходимой пищи.

Одним из важных факторов внешней среды является состав почвы.

Описание (чернозём):

Горизонт А0 (0 – 10 см) – дерн. Верхний слой почвы, густо переплетенный живыми и отмершими корнями и корневищами растений. Наиболее развит на лугах. При перегнивании дернины после распашки образуется богатый гумусом  почвенный горизонт.

Горизонт А1 (10 - 40 см) – гумусовый слой. Почвенный перегной – органическое вещество, образовавшееся из остатков растений и животных. В результате жизнедеятельности микроорганизмов часть органических веществ разлагается до минеральных солей, а часть остается в полуразрушенном состоянии и накапливается в почве. Он содержит в своем составе все элементы пищи, необходимые растениям, однако сам перегной не растворим, и не может быть использован для питания растений без дальнейшего разложения микроорганизмами. Этот слой хорошо впитывает воду, прогревается и удерживает тепло. 

Горизонт АВ (40 – 80 см) – переходный слой. По цвету с трудом отличается от предыдущего слоя. Структура неплохо выражена (мелко-комковатая), сложение рыхлое, небольшое количество корней. 

Горизонт В (80 – 100 см) – подзолистый. Цвет светло-серый, мелкопористое строение. Встречаются вкрапления глины. Сложение более плотное. Постепенно переходит в почвообразующую породу.

Среди почвенной фауны нет видов, которые  были бы специфичны и широко распространены только в одном виде почв.

По экологической классификации почвенных животных, основанной на их размерах и приспособленности к сложению почвы, как правило, выделяют три группы: мелкие (размер не более десятых долей миллиметра), для которых почва «система водоёмов»; животные, имеющие размер не более 2-3 мм, для которых почва предстает как «система мелких пор»; относительно крупные с размерами от 2 до 20 мм. Для них почва – «плотная среда», которая оказывает сопротивление при движении.

 

 

     

МУРАВЬИ

 

мелкие насекомые семейства перепончатокрылых. Известно около 6000 видов этих насекомых, большая часть из которых обитает в открытой природе и лишь некоторые - вблизи построек человека и внутри них. В жилых помещениях наиболее распространенным видов является рыжий домовый муравей.

Муравьи живут большими семьями или колониями, в состав которых входят самки, самцы, так называемые рабочие особи (бесплодные, недоразвитые самки), а также яйца, личинки и куколки. Яйца муравьёв очень мелкие, личинки червеобразные и безногие и находятся в хорошо скрытом, недоступном для человека гнезде. Ухаживают за ними и за половозрелыми особями рабочие муравьи. Они же приносят в гнездо корм, причём на его поиски выходят из гнезда не более 10% всех рабочих особей. Семьи рыжих домовых муравьёв могут объединять сотни тысяч и даже свыше миллиона особей. Иногда в гнёздах насчитывается до 200 самок-маток, а годовой прирост может достигать 2-30 тысяч особей. Срок развития от яйца до взрослой особи составляет у данного вида муравья около 40 суток. Продолжительность жизни самок составляет 270 суток, самцов - 20, рабочих особей - 60 суток.

 

ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ

семейство малощетинковых червей. Длина от 2-3 см при толщине около 1 мм до 50 см при толщине 1,5-2 см. Ок. 300 видов, распространены широко; наиболее многочисленны в лесной и лесостепной зонах. Живут в почве, ведут ночной образ жизни, днем выползают на поверхность после сильных дождей. Почво-образователи. 11 видов охраняются. Можно выделить две экологические группы, различающиеся по образу жизни. Первые – фитофаги, питаются остатками растений. Мелкие виды постоянно обитают в лесной подстилке. Норники – крупные черви, постоянно живут в норках и выходят на поверхность лишь для питания. Вторая группа – сапрофаги, которые постоянно обитают в почве и питаются перегноем.Дождевые черви – важнейшие и самые массовые представители почвенных животных, играют исключительную роль при формировании почв. Прокладывают глубокие ходы, перемешивают и удобряют почву, увеличивая её скважность, облегчая проникновение воды и воздуха, корней растений. Общая длина ходов под одним квадратным метром подстилки может достигать 8 километров!  Оказывают влияние и на химический состав почвы. Выделяемые ими копролиты (каменные экскременты) имеют более высокое значение рН, чем почва, и поэтому в них обильно развиваются бактерии. Червями питаются жужелицы, птицы, землеройки, ежи, даже кабаны и медведи. В общем, их значение трудно переоценить.

 

МНОГОНОЖКИ

общее название 4 классов наземных членистоногих: губоногих, двупарноногих, симфил и пауропод. Туловище длинное, членистое (число члеников, или сегментов, от 11 у пауропод до 177 у некоторых губоногих), почти на всех члениках 1 или 2 пары конечностей (отсюда название). Св. 53 тыс. видов, распространены широко. Живут в почве, лесной подстилке, гнилой древесине и т. п. Наиболее многочисленные – двупарноногие, к которым относятся кивсяки. Они питаются гниющей растительностью, что ускоряет биологический круговорот. Есть и хищники, как, например, геофил. Один из объектов охоты – дождевые черви. Укус тропических родственников - сколопендр, смертелен даже для крупных животных и человека.

 

МОКРИЦЫ

подотряд преимущественно наземных ракообразных отряда равноногих. Длина 1-50 мм. Ок. 1000 видов. Распространены широко, обитают во влажных теплых местах. Иногда вредят парниковым и поливным культурам; в лесах полезны. Орган дыхания – жабры, поэтому предпочитают влажные места, за что и получили свое название.

 

ДИКОРАСТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ

 

Живые организмы в природе благодаря разносторонней приспособленности друг к другу и окружающим условиям неживой среды в процессе эволюции образуют комплексы со сложными взаимоотношениями. Растения и животные распределяются не случайно, образуя природные сообщества, связанные цепями питания. Комплексы взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования, образуют биоценоз. А биоценозы, неразрывно связанные с неорганическими компонентами (почва, влага, атмосфера и т.п.), образуют устойчивую систему – биогеоценоз. Лес, луг, водоем с их населением – примеры биоценозов и биогеоценозов.

Основу любого биогеоценоза составляют зеленые растения и фотосинтезирующие водоросли и микроорганизмы – производители живого вещества (продуценты); растительноядные и плотоядные животные – потребители живого органического вещества (консументы) и, наконец, разрушители органических остатков – преимущественно микроорганизмы и в меньшей степени грибы, которые доводят распад органических веществ до простых минеральных соединений (редуценты). В биоценозе каждый из этих уровней представлен многими видами.

Биоценозы характеризуются определенными показателями, имеющими количественное выражение:

•        Видовое разнообразие – число видов растений и животных, образующих биоценоз – один из самых распространенных показателей. Число видов в одной пробе, взятой с определенной площади, называется видовым богатством, характеризующим качественный состав биоценоза. В большинстве сообществ преобладают немногие виды – доминанты по численности и биомассе;

•        Плотность видовых популяций, т.е. количество особей данного вида, рассчитанное на единицу площади или единицу биомассы;

•        Биомасса – общее количество органического вещества и заключенной в нем энергии всей совокупности особей, выражается обычно в весовых единицах в пересчете на сухое вещество на единицу площади или объема;

•        Биологическая продуктивность, т.е. скорость продуцирования биомассы – важный показатель экосистемы. Различают первичную и вторичную биологическую продуктивность. Под первичной продуктивностью понимают общую суммарную продукцию фотосинтеза, представляющую собой результат деятельности автотрофов-продуцентов (в основном зеленых растений, а также некоторых микроорганизмов), а под вторичной продуктивностью – накопление биомассы, осуществляемое гетеротрофными компонентами экосистемы (коносаментами) за счет использования веществ и энергии, накопленной продуцентами.

На видовое разнообразие влияют возраст сообщества, устойчивость климата, продуктивность, пространственная структура сообщества и его положение среди других сообществ, неоднородность среды. В сообществах с низкой продуктивностью (в чистых холодных озерах, пустынях) видовое разнообразие низкое, а с ростом продуктивности растет, как правило, и разнообразие. Природные системы очень сложны, в них имеется много параллельных и сложно переплетенных цепей питания, а общее число видов измеряется сотнями и даже тысячами. Почти все виды животных используют не один источник пищи, а несколько. При выпадении одного члена биоценоза целостность последнего не нарушается, так как используются другие источники питания. Чем больше видовое разнообразие, тем устойчивее система. С каждым звеном в цепи питания организмы становятся крупнее и медленнее размножаются. Особи вида, занимающие положение высшего звена, свободно размножаются, конкурируют друг с другом, а во взрослом состоянии не имеют опасных врагов и непосредственно не истребляются. Виды более низших звеньев при обеспечении питанием все же интенсивно истребляются. Такие организмы являются кормовыми для животных более высокого звена. Целостность сообщества сохраняется и при его смене в ходе эволюции.

Природные экологические системы всегда состоят из соподчиненных видовых группировок (сообществ). Виды растений и животных, населяющих природный пресноводный водоём, распределяются в нем неравномерно. Поэтому в разных участках водоёма образуются довольно постоянные и характерные для него видовые комплексы – сообщества растений и животных, между которыми существует тесная взаимосвязь. В прибрежной зоне, где теплее вода и содержится больше кислорода, развиваются многие высшие растения, мелкие водоросли и большинство животных. Они животные приспособлены к жизни на растениях, другие активно плавают в толще воды (рыбы, жуки-плавунцы); третьи обитают на дне (беззубки, личинки насекомых, черви). Даже на поверхностной пленке воды обитают приспособленные виды: по воде бегают клопы-водомерки, в ней много микроорганизмов. В глубоких придонных участках жизнь более бедна. Но водная толща населена организмами планктона. Любая из цепей в водоеме начинается либо с автотрофных организмов, либо с органических остатков, которые, в конечном счете, являются также результатом жизнедеятельности растений.

Среди наземных биогеоценозов одним из наиболее сложных является широколиственный лес. В результате длительного естественного отбора у растений выработались приспособления существовать совместно, многоярусно. Выделяется группа весенних эфемероидов, появляющихся до распускания листьев деревьев. Древесные растения продуцируют 4 т листьев на га, 30 т ветвей, 240 т составляют стволы; травянистые растения образуют 1 т органической массы. Которая используется в качестве пищи различными животными. Исчезновение растительноядных животных привело бы к серьезным изменениям во всей системе. В лесном биоценозе прослеживаются главные этапы круговорота веществ и движения энергии.

 

БЕРЕЗА

род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 (по другим данным, 65) видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая, или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов охраняются.

Береза чудо-дерево, но мы порой не обращаем внимание на чудесное, потому что оно близко, рядом. А вот знаменитый бразильский футболист Пеле, побывавший в нашей стране, на вопрос что произвело на него самое сильное впечатление, ответил: «Нежные  и светлые деревья – березки». Береза – единственное в мире дерево имеющее белую кору. Объясняется это тем, что в ней содержится бетулин (по латыни береза – бетула). Если в жаркий день дотронуться до коры дерева, то можно почувствовать прохладу. Белый свет отражает солнечные лучи, предохраняет березу от повреждений.

ЛИПА

 

 

род деревьев семейства липовых. Ок. 50 видов, в Сев.полушарии. Лесообразующая порода. Используют в озеленении. Древесина идет на производство мебели, музыкальных инструментов, токарных и резных изделий, бочек; луб — на мочало, лыко — для прядения и т. п. Соцветия липы («липовый цвет») применяют в медицине (потогонное средство), а также для ароматизации чая.

В народе говорят: «Ободрали как липку», - забрали у человека всё, оставили его «голым». Появилась эта поговорка благодаря лаптям, которые раньше были самой распространенной обувью российских крестьян. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 мелких липок. Вот и стояли они в лесах ободранные, совершенно голые.

Древесина у липы удивительная, она не трескается и не коробится, а потому служит материалом для резчиков по дереву. Хохломская расписная посуда делается именно из липы. Лучшая тара, чертежные доски – из липы. Это еще и самое сладкое дерево: кто же не знает липовый мёд? С одного растения пчелы могут собрать столько же мёда, сколько с 1 га посевов гречихи. Липа лучше других деревьев уживается с асфальтом в городе, она может прожить здесь до 60 лет.

 

 

 

 

КАШТАН КОНСКИЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Листопадное дерево семейства конско-каштановых (Hippocastanaceae), высотой до 30 м и более, с густой развесистой кроной. Молодые побеги красновато - или серовато-бурые с хорошо выраженными чечевичками. Листья супротивные, с длинными черешками, пальчато-сложные, до 25 см в диаметре, с 5—7 сидячими листочками. Листочки коротко заострённые, слегка зубчатые. Цветки белые или бледно-розовые, с бахромчатыми по краю лепестками, собраны в конусовидные крупные прямостоячие соцветия (длиной до 30 см). Большинство цветков в соцветии тычиночные, а несколько — двуполые или пестичные. Плод — округлая шиповатая зеленая коробочка до 5—6 см в диаметре, при созревании раскрывающаяся тремя створками; содержит 1, реже 2—3 семени. Семена крупные, немного приплюснутые, с блестящей темно-коричневой кожурой и большим серым округлым пятном. Цветет в мае, плоды созревают в сентябре — октябре. Размножается семенами. В культуре распространен на юге, в средней полосе европейской части СНГ, на Кавказе и в Средней Азии. В диком виде растет в широколиственных лесах, преимущественно на северных склонах, на высоте 800—1800 м над уровнем моря.

Родина конского каштана обыкновенного — юг Балканского полуострова. В Европе в культуре с XVI века.

 

ИВА ПЛАКУЧАЯ

Ива (лат.Salix), деревья и кустарники семейства ивовых. Народное название: ветла, верба, шелюга, ракита, лоза, лозняк, тал, тальник

Очень распространённые и весьма известные в средней части России растения. Большинство видов ив любят влажность и селятся в сырых местах, в сухих же местах (на склонах, песках и т. п.) и на болотах растут сравнительно немногие виды. Встречается ива и в лесах, как подмесь к другим деревьям.

Ивы появилась на земле довольно рано, отпечатки её попадаются уже в меловой формации, а в четвертичную эпоху жили даже теперешние виды (Salixcinerea, Salixalba, Salixviminalis).

Насчитывают не менее 170 видов ив, распространенных, главным образом, в прохладных областях Северного полушария, где ива заходит за полярный круг. Несколько видов произрастают в тропиках. В Северной Америке более 65 видов, из которых только 25 достигают размеров дерева.

Большинство ив — небольшие деревья 10—15 м или кустарники, однако есть ивы высотой 30—40 м и диаметром более 0,5 м.

В холодных странах ивы растут далеко на север, таковы весьма низкорослые карлики-ивы Salixretusa, Salixreticulata ,Salixherbacea, Salixpolaris. В горах произрастают низкорослые ивы Salixherbacea и другие, которые доходят до самой снежной границы. Полярные и высокогорные ивы — низкорослые стелющиеся кустарнички — до нескольких сантиметров в высоту - Ива полярная (Salixpolaris), Ива травянистая (Salixherbacea) и другие.

Благодаря способности давать придаточные корни ивы легко размножаются черенками и даже кольями (за исключением Salixcaprea — бредины, или ивы козьей). Семена теряют всхожесть в течение нескольких дней; лишь у ивы пяти тычинковой (Salixpentandra) семена сохраняют всхожесть до следующей весны.

 

ТОПОЛЬ

 

Тополя — традиционные и излюбленные декоративные деревья. Сейчас, пожалуй, нет населенного пункта, в зеленом наряде которого не было бы тополей. Еще в Древней Греции ими обсаживали площади и улицы и называли "народным" - 'populus', поэтому род тополей стал называться этим именем. По второй версии 'Popuius' — древнелатин-ское название растения от 'palpito' — трепетать — за игру листьев при порывах ветра.

Это крупные двудомные деревья высотой до 40 м, с мелкими цветками, собранными в сережки, которые появляются до начала распускания листьев или одновременно с ними. Плод — коробочка с мелкими семенами, снабженными летучками в виде пучка волосков («тополиный пух»). Во время рассеивания семян пух в большом количестве носится в воздухе, засоряя все кругом. Поэтому при использовании тополей в озеленении следует избегать посадки женских экземпляров. При вегетативном размножении следует использовать ТОЛЬКО МУЖСКИЕ экземпляры растений.

Большинство тополей очень светолюбиво. В природе это обычно растения речных пойм, однако опыт культуры показал, что они могут мириться и со сравнительно сухими, малоплодородными почвами; отличаются исключительной быстротой роста, чего нет у других древесных пород умеренного климата. К отрицательным качествам следует отнести их сравнительную недолговечность и значительную повреждаемость вредителями (особенно тополевой молью, от которой больше всех страдает тополь бальзамический). Ценным качеством является достаточная устойчивость против дыма и газов, способность обогащать воздух фитонцидами и убивать болезнетворных микробов.

Род тополей насчитывает несколько видов. От скрещивания различных видов получено огромное количество быстрорастущих гибридов. Листья голые или опушенные, от ланцетных до широкояйцевидных. Крона также может быть различной — яйцевидной, пирамидальной, шатровидной, плакучей.


 

Скачано с www.znanio.ru

Подготовила: Учитель начальных классов

Подготовила: Учитель начальных классов

Батайск – город Ростовской области, считающийся спутником областного центра

Батайск – город Ростовской области, считающийся спутником областного центра

Дальше – творческая деятельность

Дальше – творческая деятельность

Если же количественное значение хотя бы одного из факторов выходит за пределы выносливости, то существование вида становится невозможным, как бы ни были благоприятны остальные условия

Если же количественное значение хотя бы одного из факторов выходит за пределы выносливости, то существование вида становится невозможным, как бы ни были благоприятны остальные условия

Интенсивность фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма, называют оптимальной (или оптимумом)

Интенсивность фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма, называют оптимальной (или оптимумом)

Для них почва – «плотная среда», которая оказывает сопротивление при движении

Для них почва – «плотная среда», которая оказывает сопротивление при движении

Почво-образователи. 11 видов охраняются

Почво-образователи. 11 видов охраняются

ДИКОРАСТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ

ДИКОРАСТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ

На видовое разнообразие влияют возраст сообщества, устойчивость климата, продуктивность, пространственная структура сообщества и его положение среди других сообществ, неоднородность среды

На видовое разнообразие влияют возраст сообщества, устойчивость климата, продуктивность, пространственная структура сообщества и его положение среди других сообществ, неоднородность среды

В лесном биоценозе прослеживаются главные этапы круговорота веществ и движения энергии

В лесном биоценозе прослеживаются главные этапы круговорота веществ и движения энергии

Лучшая тара, чертежные доски – из липы

Лучшая тара, чертежные доски – из липы

Очень распространённые и весьма известные в средней части

Очень распространённые и весьма известные в средней части

ТОЛЬКО МУЖСКИЕ экземпляры растений

ТОЛЬКО МУЖСКИЕ экземпляры растений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020