Паспорт проекта.
Название проекта: «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через математические интеллектуальные игры»
Вид проекта: познавательно – игровой, творческий, коллективный.
Срок реализации: краткосрочный (1 месяц) - с 14 октября - 15 ноября.
Состав участников: групповой (воспитатели, дети старшей группы, родители).
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи проекта: - Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
- Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
- Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
- Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
- Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Актуальность проекта:
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Занимательные игры и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- Определение темы проекта.
- Постановка цели и задач проекта.
- Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
- Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
- Изготовление развивающих игр по математике.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, олимпиады.
- Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
творческое задание: изготовить занимательную игру своими руками или приобрести готовую;
сделать поделку вместе с ребенком «Замечательная цифра».
- Оформление ЛЭПбука «Математика для дошкольников».
- Беседа с родителями: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».
Консультации для родителей:
«Развитие математических способностей у дошкольников»;
«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома».
Основной этап:
НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
«Путешествие в королевство математики».
Совместная деятельность по изобразительной деятельности:
Рисование «Раскрашивание математических раскрасок», рисование цифр «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».
Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Три поросёнка», «Два медвежонка», «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказ К. Ушинского «Четыре желания».
Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
Конструирование:
Работа со счетными палочками, рисование геометрических фигур на манке.
Занимательные игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», , «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические пазлы», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Домино», «Чудесный мешочек», «Тренажер «Классы», «Повернись - не ошибись».
Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
Подвижные игры.
Пальчиковые гимнастики.
Физкультминутки.
Заключительный этап:
Выставка развивающих занимательных игр.
Беседа «Чем мне интересны математические игры».
Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке
Совместное развлечение детей с родителями по ФЭМП квест - игра «Путешествие в страну Сообразилию».
Обработка и оформление материалов проекта.
Участие в олимпиаде «Занимательная математика в детском саду».
Результаты проекта:
Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих занимательных игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Литература:
Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва, издательство АСТ, 1997;
Журнал «Ребёнок в детском саду», №3, 2011;
Журнал «Дошкольное воспитание», №5, 2012;
Интернет-ресурсы;
Лебеденко Е. Н. «Формирование представлений о времени». Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003;
«Математика для дошкольников», Выпуск №2;
Учебно-дидактический комплект «Игровая математика»;
З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.