Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 18" города Чебоксары Чувашской Республик
Проект на тему:
«Значение сновидений в художественной литературе»
Работу выполнила:
учитель русского языка и литературы
Рыбакова Светлана Афанасьевна
Содержание:
· Введение………………………………………………………………………………………………………..
· Глава1.Что такое сны? Откуда они берутся?....................................................
· 1.1. Сон и сновидение………………………………………………………………………………………
· 1.2. Сон как композиционный элемент…………………………………………………………..
· 1.3. Сны и сновидения в русском фольклоре………………………………………………….
· Глава2. Сны и сновидения в художественной русской литературе……………….
· 2.1. Сон Светланы (баллада В.А. Жуковского «Светлана»)…………………………….
· 2.2. Вещий сон Петра Гринева (Пушкин А.С. «Капитанская дочка»)………………
· 2.3. Сны Родиона Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»……………………………………………………………………………………………………..
· Заключение……………………………………………………………………………………………………….
Введение.
Сон всегда был загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, и колдовство... Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры.
Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средства отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы.
Актуальность данного исследования определяется тем, что толкование снов всегда было и будет популярным занятием, привлекающим своей мистичностью. Выбранная тема может быть интересна многим, в особенности тем, кто увлекается литературой. Сны, описанные в текстах художественных произведений, могут быть интерпретированы читателями по-разному. Главное – понимать их значимость в масштабе целого произведения, соотнося этот художественный прием с общей картиной сюжета.
Объект исследования – роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, баллада В.А. Жуковского «Светлана», роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
Предмет исследования – сны и сновидения героев художественных произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Ф.М. Достоевского.
Цель исследования – определение значимости сна как художественного приема в произведениях русской литературы.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Собрать материал по данной теме и проанализировать его.
2. Определить роль сна в масштабе целых произведений русской литературы.
3. Систематизировать полученный результат.
Для достижения поставленной цели использованы методы анализа, сравнения и обобщения. Порядок и структура работы определены хронологическим принципом изучения русской литературы.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: если изображение сна – описание сновидения – весьма распространенный художественный прием, то, можно предположить, что его использование в русской классической литературе является важным средством не только для отображения психологического состояния героя, но и для отражения действительности, и зависит во многом от мировоззрения автора.
Практическая значимость: работа имеет практическую направленность, и она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.
Глава1.Что такое сны? Откуда они берутся?
Что такое сны? Откуда они берутся? Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее - наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Почему, закрыв глаза, мы переживаем удивительные приключения, совершаем странствия туда, где никогда не были, говорим с теми, с кем незнакомы? Почему обычный мир превращается в причудливый, волшебный и абсолютно непредсказуемый? Древние говорили – от Бога, врачи считают – из наших мыслей, толкователи снов – из будущего. Что значат увиденные нами сны? И стоят ли они того, чтобы о них думать?
В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе.
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.
1.1. Сон и сновидение
Что же такое сон и сновидение? Сновидение — субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна. Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью.
Сон – состояние, периодически возникающее у человека, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы.
1.2. Сон как композиционный элемент
Сон как композиционный элемент имеет свои функции:
· комментирование и оценка изображенных событий;
· психологическая характеристика персонажа;
· осмысление идейного содержания произведения;
· «чужой пророческий голос» - общение с божественным;
1.3. Сны в русском фольклоре
В русской традиционной культуре, а так же в фольклоре сны занимают не менее важную роль, занимают особое место. Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Об этом свидетельствуют многие пословицы, поговорки, некоторые поверья. Довольно часто можно услышать вот такое высказывание: «Сонный, что мертвый». Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни. К тому же, наши предки были уверены, что во время сна душа покидает тело и путешествует в различных пластах времени. Именно поэтому, как утверждают древние поверья, нельзя резко будить спящего человека.
В русском фольклоре мотив сна встречается в совершенно разных жанрах. Он присутствует как в лирике, так и в прозаических произведениях. Сон выполняет эстетическую функцию, может быть сюжетообразующим мотивом или же быть просто явлением. Иногда сон становится структурным элементом текста, а символика сна - распространяется на все произведение в целом. Сон в фольклорных текстах - это серьезный и опасный мистический инструмент, таинственное явление.
2 Глава. Сны и сновидения в русской художественной литературе
В русской литературе сны всегда играют не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делают сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины их поступков, отношение к другим людям и к себе, а иногда вообще определяли их жизнь. Сны предрекают будущее персонажей, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.
Ведь, по сути, сон – это время, когда освобождается подсознание человека, когда оно не сковано какими-то условностями, не позволяет лгать, притворяться или прикрываться масками. Наверное, из-за этого авторы так часто прибегали и прибегают к раскрытию личности персонажа через его сон.
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять личные переживания героев. Есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служили и служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.
Самыми яркими примерами сновидений героев в русской литературе являются сон Петра Гринёва из романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, сон Светланы из одноимённой баллады В.А. Жуковского. Во всех этих книгах авторы отводят снам серьёзную идейно-художественную роль.
2.1. Сон Светланы
(баллада В.А. Жуковского «Светлана»)
Василий Андреевич Жуковский считается родоначальником и одним из самых ярких представителей русского романтизма. В.А. Жуковский создал оригинальную балладу «Светлана», связанную с русскими народными обычаями и поверьями, песенно-сказочными традициями. Предмет баллады — гадание девушки в “крещенский вечерок”. Образ Светланы — первый в русской поэзии художественно убедительный, психологически правдивый образ русской девушки.
Содержание сна.
Светлане снится жених, который зовёт её с собой, чтобы обвенчаться: «Едем! Поп уж в церкви ждет/ С дьяконом, дьячками;/Хор венчальну песнь поет;/Храм блестит свечами». Девушка соглашается, они садятся в сани и едут в церковь. На улице вьюга, метель: «Вдруг метелица кругом;/Снег валит клоками». Жених всю дорого молчалив, уныл и бледен. Она предчувствует что-то неладное. Затем в одно мгновение всё исчезает: и сани, и кони, и жених. Светлана остаётся одна посреди заснеженной степи, но, к счастью, она видит вдали свет в избушке, в которую решается зайти. Зайдя в избушку, Светлана видит горящую свечу, стол, накрытый белой скатертью, а на столе иконка и гроб. Девушка начинает молиться. Затем к Светлане спускается Белый голубок, садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился. Так и есть — покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнёт свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца. И тот, лишённый силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу. Вдруг Светлана увидела, что мертвец-это её жених: «Глядь, Светлана... о творец! / Милый друг ее — мертвец!» И тут наступает долгожданное пробуждение.
Значение символов и знаков во сне:
· Метель, вьюга – к резкой перемене в делах; сон-предостережение: имеется шанс серьезно простудиться; к холодному или, напротив, к бурному расставанию с любимым. К скуке, лени.
· Белый голубь - видеть во сне голубя одинокого, слышать его воркование – наступят плохие времена, возможно несчастье.
· Мёртвого жениха - увидеть во сне мертвым своего жениха – очень нехороший знак, сулящий сплошные неприятности и разочарования.
Роль сна.
В данном случае, Жуковский построил своё произведение таким образом, что сон стал его центральной частью. Василий Андреевич вводит сон, для того чтобы отразить страхи, мучившие девушку, а также показать, как глубока вера в Бога, в Божью милость, молитва помогает в трудную минуту. Также с помощью сна раскрывается полностью характер девушки.
2.2. Вещий сон Петра Гринева.
(Пушкин А.С. «Капитанская дочка»).
Содержание сна.
Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «...Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»...»
Значение символов и знаков во сне:
· Видеть своего здравствующего отца больным во сне предрекает огорчение из-за несостоявшейся или отложенной встречи с любимым человеком.
Роль сна.
Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с ним. Сон в данном произведении выступает как пророчество, предсказание о будущей битве. Это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь.
2.3 Сны Родиона Раскольникова
(роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Сон является одним из любимых приёмов Ф.М. Достоевского. Писатель был уверен, что с помощью сна можно раскрыть все стороны характера, а также сделать полную характеристику того или иного героя.
Содержания первого сна.
Родиону снится, как он ещё малолетний гуляет с отцом по улице, они видят пьяниц возле кабака. Один из них-Миколка , из-за того что лошадь не хотела идти, начинает избивать её и, в конце концов, убивает. Маленький Родион хотел было броситься на помощь лошади, но отец не пустил мальчика.
Значение символов и знаков во сне:
· Смерть лошади - предвестник смерти.
· Строгий отец во сне: знак того, что вы запустили или забросили какие-то важные дела.
Роль сна.
Не случайно сон снится Раскольникову перед убийством старухи. Этот приём используется в данном фрагменте, чтобы показать, некое внутреннее противоречие в душе главного героя. С одной стороны, есть замысел об убийстве, с другой стороны, Родион обладает такими качествами, как доброта, жалость, сочувствие, сострадание.
Содержание второго сна.
В этом сне герою снилась старуха-процентщица, которую он ударил топором: «На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: «боится!» Но она не упала, даже не пошевельнулась. Когда он заглянул ей в лицо, то увидел, как старуха смеётся Злобным смехом. Потом Родион стал бить старуху, а она всё чаще и громче смеяться.
Значение символов и знаков во сне:
· Страх смерти знаменует сильные сомнения в чем-то.
· Если приснилось убийство - это значит, что вы испытываете укоры совести.
Роль сна.
В данном случае сон показывает, в каком истощённом, истерзанном состоянии находится душа героя, после всех произошедших событий, как мучает Родиона совесть. Также с этого момента мы отчётливо видим, как его теория о «тварях дрожащих» и тех, кто право имеет, терпит крушение.
Содержание третьего сна.
В этом сне говорится о «моровой язве». Раскольников видит такое явление: «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей,— люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные... всякий думал, что в нем одном и заключается истина... не могли согласиться, что считать злом, что добром. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе... Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей...».
Значение символов и знаков во сне:
· Для человека этот символ является предупреждением о том, что пришло время пересмотреть свою позицию и жизненные ценности. Сон, в котором вы увидели себя страдающим от тяжелой и неизлечимой болезни, свидетельствует о том, что наяву вы совершили некрасивый поступок и в душе осуждаете себя за минутную слабость.
Роль сна.
Этот сон играет одну из главных и решающих ролей. Именно после этого сна Родион убеждается в полном провале его теории. Какие последствия ожидали её, если бы каждый из людей ознакомился с этой теорией и понял её. После этого сна герой переосмысляет и переоценивает свою жизнь, также начинается его душевное очищение, обновление, возрождение.
Заключение:
Итак, мы узнали, что сон – это удивительное, до сих пор не познанное в полном объёме, средство раскрытия самых глубоких и сокровенных основ душевного склада героя, это ключ к пониманию его души. Поэтому сон играет большую роль в русской, а также в зарубежной литературе. А задолго до появления письменной литературы с помощью сновидений древние греки и славяне пытались объяснить многие непонятные явления окружающего мира
Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли на правильный путь, давали отдых и одновременно искушали, испытывали и ставили перед сложным выбором.
Начиная с литературы эпохи классицизма, авторы стали использовать сон для создания таинственной атмосферы, для объяснения причин тех или иных поступков персонажей, для передачи их эмоционального состояния.
Кроме того, художественный приём сновидения писатели и поэты применяли для усиления фантастического, мистического, а иногда и сатирического эффекта. Таким образом, получается, что сон, действительно, является достаточно распространённым литературным приёмом. Через сон можно раскрыть характер героя, его психологическое состояние, внутренний мир, а также полностью раскрыть героя как личность. Также сны героев позволяют лучше понять причины их поступков, отношение к людям и к себе.
В одних произведениях сон является чуть ли не ключевой частью, в других же - дополнением. Сон - это некое откровение героя, которое не несёт никакой угрозы для него.
Сон - как литературный приём несёт огромную смысловую нагрузку, также играет большую, а иногда решающую роль в литературных произведениях.
Так чем же уникальны сны? Сновидения, по моему мнению, вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста.
Сны и видения исключительно важны для понимания движения сюжета и развития ключевых образов литературных произведений, они всегда что-то «предвещают» и нуждаются в расшифровке, поэтому и вызывают большой интерес у читателей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.