Материал-это описание проекта адаптации детей к детскому саду. Описаны цели и задачи, поставленные каждому участнику педагогического процесса-воспитателям, родителям и их детям. Показана актуальность данной темы, потому что успешная адаптация способствует скорейшему улучшению эмоционального благополучия детей. Даны принципы работы по адаптации детей к ДОУ.
адаптация.docx
Вид проекта: среднесрочный.
Участники проекта: дети 2ой группы раннего возраста; родители детей, воспитатели.
Время реализации проекта: июль, август, сентябрь.
Актуальность
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его
представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и
игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается
задержка нервнопсихического и физического развития.
Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из
первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь
ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым
условиям жизни.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
строгий режим дня;
отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
новые требования к поведению;
постоянный контакт со сверстниками;
новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ
СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким,
как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, помочь ребенку по возможности безболезненно войти в
жизнь детского сада.
ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМЫ:
знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
подготовительная работа в семье;
выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в
детском саду.
Цель проекта:
создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного
процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста. Задачи:
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения
периода адаптации к условиям ДОУ.
Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных
социальных ролей.
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского
сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную
деятельность.
Методы:
Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации) ;
Анкетирование (родителей) ;
Наблюдения;
Беседа;
Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Основные направления проекта:
Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение
срока адаптации к условиям ДОУ;
позитивное развитие отношений в детском коллективе;
повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития
детей;
снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями
воспитанников;
Формы работы с детьми:
элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;
исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и
засыпание с любимой игрушкой;
релаксационные игры (песок, вода) ;
сказкотерапия; игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование
эмоционального контакта, доверия воспитателю;
культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
постепенное заполнение группы;
гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных
особенностей детей;
информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных
карт;
наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (организационный):
создание методического обеспечения;
создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;
помещение информации в родительский уголок.
2этап. Основной (адаптационноисследовательский):
знакомство с семьей;
ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
информационная деятельность:
организованные тематические встречи;
беседы с родителями.
практическая деятельность:
совместные праздники, развлечения;
работа с детьми;
итог проекта. Совместный праздник с детьми и родителями «День рождения группы».
3этап. Заключительный (результативность):
Модель комфортной адаптации детей раннего возраста:
знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче
адаптироваться, его индивидуальные особенности):
установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и
незнакомым взрослым; ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в
себя 7 шагов:
приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
ребенок остается без родителей на 12 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой
деятельности;
ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 23 часа (без родителей):
ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам
детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и
дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
ребенок включается в организованную образовательную деятельность в группе.
Ожидаемый результат:
Благоприятный адаптационный период детей 23 лет.
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей
детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико
психологопедагогической службой ДОУ.
Повышение психологопедагогической компетенции родителей в вопросах воспитания,
обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Литература
1. ГризикТ. И., Глушкова Г. В., ДороноваТ. Н., Маслий С. Ю., Соловьева Е. В., ТарловскийН. Ф.,
Хайлова Е. Г., Якобсон С. Г. Планирование работы в детском саду с детьми 23 лет «Радуга»:
методические рекомендации для воспитателей. М. : Просвещение, 2010.
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
3. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М. :Просвещение, 2007.
4. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медицина, 2007.
5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. – М. : Владас, 2007.
6. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М. : Учитель, 2006.
7. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М. : Просвещение, 2003.
8. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова Н. М. и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста. –
М. : Просвещение, 1981.
9. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.
10. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Дошкольное воспитание №8, 2005.,
голосов
Проект "Адаптация детей к детскому саду"
Проект "Адаптация детей к детскому саду"
Проект "Адаптация детей к детскому саду"
Проект "Адаптация детей к детскому саду"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.