Представлен проект "Декабристы в Забайкалье". Программа и УМК под редакцией В.Я. Коровиной.
Цель: воспитание патриотизма, обучение написанию проекта.
Обоснование темы выбранного проекта Человек должен знать историю своего края, история декабристского движения — история передовых людей своего времени. Меня заинтересовал вопрос: почему они вышли на Сенатскую площадь? Что чувствовали они, находясь в ссылке в Забайкалье? Как они способствовали развитию нашего края?Цель: воспитание патриотизма, обучение написанию проекта.
ГОУ «Забайкальский центр специального образования
«Открытый мир»
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Проект
«Декабристы в Забайкалье»
Автор: Черноводская Дарья, ученица 11 класса
Руководитель: Борискина Г.Г.,
учитель русского языка и литературы
г. Чита, Забайкальский край
г. Чита — 2016 учебный годПаспорт проекта
Наименование
«Декабристы в Забайкалье»
проекта
Разработчики
проекта
Цель и задачи
проекта
Обучающаяся 11 класса ГОУ «Забайкальский центр
специального образования
«Открытый мир»
Черноводская Дарья, учитель русского языка и
литературы: Борискина Галина Георгиевна
Цель – узнать о декабристах, пребывающих
в
Забайкалье, узнать историю образования Музея
декабристов
Задачи:
прочитать материал о Музее декабристов в Чите,
прочитать исторический материал о декабристах,
сосланных в Забайкалье,
прочитать исторический материал о жёнах
декабристов, последовавшими за своими мужьями
в Забайкалье,
приготовить письменное сообщение о А.Г.
Муравьёвой,
посетить Музей декабристов в Чите,
подготовить фоторепортаж,
написать
вторческую работу «Мечты
Обоснование темы
выбранного проекта
Тип проекта
Формы работы
сбываются...Посещение музея декабристов»
Человек должен знать историю своего края, история
декабристского движения — история передовых людей
своего времени. Меня заинтересовал вопрос: почему
они вышли на Сенатскую площадь? Что чувствовали
они, находясь в ссылке в Забайкалье? Как они
способствовали развитию нашего края?
Поисковоисследовательский.
внеурочная.
Продолжительность краткосрочный
Этапы проекта
I этап: ПодготовительныйОжидаемые
результаты
II этап: Основной
III этап: Заключительный
IV этап: Презентация результатов
Узнать и изучить литературу по теме;
Создать фоторепортаж,
Написать творческую работу
Участвовать во Всероссийском конкурсе с
творческой работой на сайте «Конкурсы
детям»
творческую работу в
Опубликовать
школьной газете
Содержание
Введение
Подготовительный этап
I.
Чтение литературы о декабристах в Забайкалье
Чтение материалов блога о Музее декабристов на сайте «Уч. Портфолио»
http://uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1405
II. Основной этап
Создание письменного сообщения об А.Г. Муравьёвой,
Посещение Музея декабристов в Чите,
Создание фоторепортажа о посещение музея декабристов учащихся ЦДО,
Написание творческой работы «Мечты сбываются...Посещение музея
декабристов»
Публикация в школьной газете «Мы вместе»
Участие во Всероссийском конкурсе «Конкурсы детям»
III. Заключительный этап
Самооценка
Защита проекта
Объект исследования: декабристы Забайкалья
Методы исследования:беседы с учителями;
анализ литературы;
систематизация известных сведений о декабристах;
работа с Интернетом.
План работы:
1. Изучить литературу по теме.
2. Отбор информации по теме.
3. Определение цели и задач.
4. Написание сочинения о Муравьёвой
5. Посещение Музея декабристов,
6. Создание фоторепортажа с учителем на доске «Линоит»,
7. Написание творческой работы
8. Презентация и защита проекта.
Введение
Актуальность
В 2015 году исполняется 190 — летие со дня восстания декабристов. Тема
истории тесно связана с темой памяти. На уроках истории, литературы мы
говорим о декабристах. Многие из них были сосланы в Забайкалье. Меня
заинтересовали вопросы: почему они вышли на Сенатскую площадь? Что
чувствовали они, находясь в ссылке в Забайкалье? Как они способствовали
развитию нашего края? Участвуя в проекте, я надеюсь получить ответы на эти
вопросы. Ведь человек должен знать историю своей страны, историю своего
края.
Подготовительный этап
Одним из мест пребывания декабристов на каторге и поселении стала
Читинская область. Здесь отбывали наказание 87 из 120 осужденных
декабристов. С их именами связаны города Чита, ПетровскЗабайкальский,
Нерчинск, Сретенск, а также села Акша, Нерчинский Завод, Благодатка,
Акатуй, Горный Зерентуй. В Чите отбывали каторгу М.А. Бестужев,
Н.А.Бестужев, П.Ф. Выгодовский, Ф.Б. Вольф, И.И. Горбачевский,
А.О.Корнилович, М.С. Лунин, Н.М. Муравьев, А.И. Одоевский, И. Пущин, К.П.
Торсон и другие. В областном краеведческом музее действует постояннаяэкспозиция, рассказывающая о жизни и деятельности декабристов в Забайкалье.
В архивах музея накоплен богатый материал по данной теме. Наиболее
ценным историческим памятником, связанным с жизнью декабристов, является
территория старой части города Читы, где в первой половине XIX века
находился острог с казематами, дома жен декабристов, церковь Михаила
Архангела, построенная во 2ой половине XVIII века, с небольшим кладбищем.
До настоящего времени сохранилось только здание церкви, которое является
редким архитектурным памятником деревянного зодчества, и тесно связано с
жизнью декабристов. В 1985 г. в МихайлоАрхангельской церкви открылся
Музей декабристов. Документы, книги, предметы быта, личные вещи,
представленные в музее, знакомят посетителей с пребыванием декабристов на
каторге и поселении в Сибири
В Читу приехали, кроме Трубецкой и Волконской, жены декабристов:
Муравьева, Нарышкина, Ентальцева, ФонВизина, Давыдова и Анненкова,
прибывшая невестой и обвенчавшаяся уже здесь.
Все они жили на одной улице, которая у жителей получила название
«Дамской». Через них, главным образом, и удалось декабристам основать своего
рода культурный уголок, заполненный богатым подбором книг, газет и
журналов, как на русском, так и иностранных языках. Этот культурный уголок
явился тем первым в нашем Забайкалье светильником, от которого искры
культуры падали на служилые элементы и коренное население. Число
декабристов, заключенных в Читинском остроге, несколько изменялось: вначале
их было 84; потом, по отъезде 6го разряда на поселение, осталось 70 человек.
Вывод: я узнала много новой информации о декабристах, меня заинтересовала
история декабристов и Музея декабристов. Мне захотелось побывать в Музее
декабристов и увидеть экспонаты, рассказывающие о пребывании этих людей в
нашем крае.
Основной этап
Прочитав много исторического материала о А.Г. Муравьёвой, я собрала
его, систематизировала и подготовила сообщение об этой удивительной
женщине. Материал был размещён на доске «Линоит» (Приложение № 1).
Некоторые сведения я нашла в Музее. Экскурсия, организованная учителями
литературы, истории, состоялась 23 января. Я давно мечтала побывать в этом
удивительном месте. Мечта сбылась. Свою творческую работу я так и назову«Мечты сбываются.. Посещение Музея декабристов». (Приложение № 2)
Посещение Музея декабристов оставило неизгладимое впечатление. Я в
качестве фоторепортёра фотографировала экспонаты, картины, личные вещи.
Фоторепортаж, составленный совместно с учителем на доске «Линоит»,
поможет учащимся узнать об истории нашего края и о роли декабристов в его
развитии. (Приложение № 3)
Заключительный этап
Самооценка
Работая над проектом, я узнала много нового: в музее, который тогда ещё
был церковью, находясь в ссылке, венчались декабристы И.А. Анненков с
П.Гёбль и Д.И. Завалишин с А.С. Смольяниновой. У Волконских в ссылке
родилась дочь София, которую покрестили в этой церкви, но ,прожив несколько
часов, София умерла. Похоронили её рядом с церковью.
От экскурсии я получила массу впечатлений, открыла для себя много
нового. Музей декабристов хорошо передает атмосферу этих событий, их
эмоции, их жизнь. Рекомендую жителям и гостям нашего города посетить музей.
Вы получите сильный заряд эмоций, вам захочется узнать еще больше об
истории
нашего края. Вернувшись с экскурсии, под очень сильным
впечатлением, я сама изучила очень много интересных видеорепортажей и
статей о жизни декабристов. Я думаю, что нужно интересоваться жизнью своей
малой родины, а значит, стоит обязательно посетить данный музей!
Защита проекта и результаты
Проект имеет практичскую направленность, его можно использовать на
уроках истории, литературы, на классных часах. Фоторепортаж, творческая
работа, сообщение о Муравьёвой — всё это интересно. Надеюсь, что собранный
и выполненный мною материал понравится учащимся школы и пригодится им.
Результаты:1. Творческая работа опубликована в школьной газете «Мы вместе»
(Приложение № 4)
2. Участие во Всероссийском творческом конкурсе в номинации
«Литературное творчество»с (Диплом 1 место) (Приложение № 5)
3.
Публикация учителем творческой работы на сайте «Уч.Портфолио»
http://uchportfolio.ru/materials/show/79378
Литература:
1. В потомках ваше имя оживёт. Издание подготовлено С.Ф. Ковалем.
2. Каторга и ссылка в Забайкалье в XVIII – XIX веках. Декабристы в Сибири. –
Историко – культурный атлас Бурятии. Основной том. М, 2001. с.214 217
3. Сергеев М.Д. Несчастью верная сестра. Иркутск: Вост. – Сиб. книж. издво,
1978
Сообщение об А. Муравьёвой
Приложение № 1
http://linoit.com/users/Gazya2012/canvases/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%8B
%20%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2
Приложение № 2
Сочинение по литературе учащейся 11 класса
«Мечты сбываются... Посещение Музея декабристов».
В нашей школе проходит предметная Неделя истории и литературы и в
связи с этим событием педагогами нашей школы была запланирована и
организована экскурсия в Музей декабристов. Я с удовольствием посетила
музей и хочу поделиться своими впечатлениями.
От экскурсии получила массу впечатлений, открыла для себя много нового,
например, узнала,что в музее, который тогда ещё был церковью, находясь в
ссылке, венчались декабристы И.А. Анненков с П.Гёбль и Д.И. Завалишин с А.С.
Смольяниновой. У Волконских в ссылке родилась дочь София, которую
покрестили в этой церкви, но ,прожив несколько часов, София умерла.
Похоронили её рядом с церковью.
Музей, естественно, лучше посещать в сопровождении экскурсовода, только
так можно получить массу положительных эмоций и открыть для себя какуюто
новую, познавательную, интересную информацию. Наш экскурсовод Анна
интересно рассказывала о жизни декабристов в Чите и Забайкальском крае.
Бывшая церковь, в период советской власти трансформированная под музейдекабристов, очень хорошо передает атмосферу событий тех лет во всех
деталях: от масштабных картин, показывающих как разворачивались события,
до деталей обмундирования и одежды. Больше всего меня поразила картина, на
которой изображено восстание декабристов.
Ещё интересен такой факт, что на плане города 1830 года представлены улицы
Читы, схожие по своему расположению с Петербургом, такое расположение
было идеей декабристов. В Музее представлено очень много портретов
декабристов, на которых мы можем увидеть их до ссылки на каторгу и после,
автором этих портретов является декабрист Бестужев. Больше всего мне
понравилась экскурсия по второму этажу музея, где рассказывалось о жизни
декабристов после ссылки в Забайкалье. В коллекции музея можно увидеть
личные вещи, старые документы, книги, предметы быта...
В экспозиции
находятся подлинные реликвии — часы и столик Н.А. Бестужева, шкатулка
М.Н. Волконской. Представлены портреты жён декабристов, их детей, предметы
быта. Рассказывается о том, что именно жёны облегчили жизнь декабристам в
ссылке, они вели переписку за них, добились того, чтобы им разрешили читать
занялись обучением детей
книги. Именно здесь, в Забайкалье, декабристы
грамоте, много рисовали сами, занимались медициной,
растениеводством.
Именно декабристы оживили наш край.
И Музей декабристов очень хорошо передает атмосферу этих событий, их
эмоции, их жизнь.
Рекомендую жителям и гостям нашего города посетить музей. Вы получите
сильный заряд эмоций, вам захочется узнать еще больше об истории нашего
края. Вернувшись с экскурсии, под очень сильным впечатлением, я сама изучила
очень много интересных видеорепортажей и статей о жизни декабристов. Я
думаю, что нужно интересоваться жизнью своей малой родины, а значит, стоит
обязательно посетить данный музей!
Черноводская Дарья, 11 класс
Фоторепортаж об экскурсии в Музей декабристов
http://linoit.com/users/galina_borisk/canvases/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE
%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%B6
Приложение № 3
Приложение № 4Приложение № 5