Проект "Декабристы в Забайкалье"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен проект "Декабристы в Забайкалье". Программа и УМК под редакцией В.Я. Коровиной. Цель: воспитание патриотизма, обучение написанию проекта. Обоснование темы выбранного проекта Человек должен знать историю своего края, история декабристского движения — история передовых людей своего времени. Меня заинтересовал вопрос: почему они вышли на Сенатскую площадь? Что чувствовали они, находясь в ссылке в Забайкалье? Как они способствовали развитию нашего края?Цель: воспитание патриотизма, обучение написанию проекта.
Иконка файла материала attachment_558857335.doc
ГОУ «Забайкальский центр специального образования  «Открытый мир»           Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Проект «Декабристы в Забайкалье» Автор:  Черноводская Дарья, ученица  11  класса                                                                          Руководитель: Борискина Г.Г.,                                                                                     учитель русского языка и литературы                                                                        г. Чита, Забайкальский край г. Чита — 2016  учебный годПаспорт проекта Наименование «Декабристы в Забайкалье» проекта  Разработчики проекта Цель и задачи проекта Обучающаяся   11   класса   ГОУ   «Забайкальский   центр специального   образования     «Открытый   мир» Черноводская   Дарья,   учитель   русского   языка   и литературы: Борискина Галина Георгиевна Цель  –   узнать   о   декабристах,   пребывающих     в Забайкалье,   узнать   историю   образования   Музея декабристов Задачи:  прочитать материал о Музее декабристов в Чите,  прочитать исторический материал о декабристах, сосланных в Забайкалье,  прочитать   исторический   материал   о   жёнах декабристов, последовавшими за своими мужьями в Забайкалье,  приготовить   письменное   сообщение   о   А.Г. Муравьёвой,  посетить Музей декабристов  в Чите,  подготовить фоторепортаж,  написать   вторческую   работу   «Мечты Обоснование темы выбранного проекта Тип проекта Формы работы сбываются...Посещение музея декабристов» Человек   должен   знать   историю   своего   края,   история декабристского движения — история передовых людей своего   времени.   Меня   заинтересовал   вопрос:   почему они   вышли   на   Сенатскую   площадь?   Что   чувствовали они,   находясь   в   ссылке   в   Забайкалье?   Как   они способствовали развитию нашего края?  Поисково­исследовательский. внеурочная. Продолжительность краткосрочный Этапы проекта I этап: ПодготовительныйОжидаемые результаты II этап:  Основной  III этап: Заключительный IV этап: Презентация результатов  Узнать и изучить литературу по теме;  Создать  фоторепортаж,  Написать творческую работу  Участвовать   во   Всероссийском   конкурсе   с творческой   работой   на   сайте   «Конкурсы детям»   творческую   работу   в  Опубликовать   школьной газете  Содержание Введение Подготовительный этап I. Чтение литературы о декабристах в Забайкалье Чтение материалов блога о Музее декабристов на сайте «Уч. Портфолио»  http://uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1405  II.  Основной этап Создание  письменного сообщения об  А.Г. Муравьёвой, Посещение  Музея декабристов  в Чите, Создание  фоторепортажа о посещение музея декабристов учащихся ЦДО, Написание  творческой работы  «Мечты сбываются...Посещение музея  декабристов» Публикация в школьной газете «Мы вместе» Участие во Всероссийском конкурсе «Конкурсы детям» III. Заключительный этап Самооценка Защита проекта Объект исследования: декабристы Забайкалья  Методы исследования:­беседы с учителями; ­анализ литературы; ­систематизация известных сведений о декабристах; ­работа с Интернетом. План работы: 1. Изучить литературу по теме. 2. Отбор информации по теме. 3. Определение цели и задач. 4. Написание сочинения о Муравьёвой  5. Посещение Музея декабристов,  6. Создание фоторепортажа с учителем на доске «Линоит»,  7. Написание творческой работы  8. Презентация и защита проекта. Введение Актуальность В 2015 году исполняется 190 — летие со дня восстания декабристов. Тема истории   тесно   связана   с   темой   памяти.   На   уроках   истории,   литературы   мы говорим   о   декабристах.   Многие   из   них   были   сосланы   в   Забайкалье.   Меня заинтересовали   вопросы:   почему   они   вышли   на   Сенатскую   площадь?   Что чувствовали   они,   находясь   в   ссылке   в   Забайкалье?   Как   они   способствовали развитию нашего края? Участвуя в проекте, я надеюсь получить ответы на эти вопросы.  Ведь   человек   должен   знать   историю   своей   страны,  историю   своего края.   Подготовительный этап Одним   из   мест   пребывания   декабристов   на   каторге   и   поселении   стала Читинская   область.   Здесь   отбывали   наказание   87   из   120   осужденных декабристов.   С   их   именами   связаны   города   Чита,   Петровск­Забайкальский, Нерчинск,   Сретенск,   а   также   села   Акша,   Нерчинский   Завод,   Благодатка, Акатуй,   Горный   Зерентуй.   В   Чите   отбывали   каторгу   М.А.   Бестужев, Н.А.Бестужев,   П.Ф.   Выгодовский,   Ф.Б.   Вольф,   И.И.   Горбачевский, А.О.Корнилович, М.С. Лунин, Н.М. Муравьев, А.И. Одоевский, И. Пущин, К.П. Торсон   и   другие.   В   областном   краеведческом   музее   действует   постояннаяэкспозиция, рассказывающая о жизни и деятельности декабристов в Забайкалье.  В архивах музея накоплен богатый материал по данной теме. Наиболее ценным историческим памятником, связанным с жизнью декабристов, является территория   старой   части   города   Читы,   где   в   первой   половине   XIX   века находился   острог   с   казематами,   дома   жен   декабристов,   церковь   Михаила Архангела, построенная во 2­ой половине XVIII века, с небольшим кладбищем. До настоящего времени сохранилось только здание церкви, которое является редким архитектурным памятником деревянного зодчества, и тесно связано с жизнью   декабристов.   В   1985   г.   в   Михайло­Архангельской   церкви   открылся Музей   декабристов.   Документы,   книги,   предметы   быта,   личные   вещи, представленные в музее, знакомят посетителей с пребыванием декабристов на каторге и поселении в Сибири В   Читу   приехали,   кроме   Трубецкой   и   Волконской,   жены   декабристов: Муравьева,   Нарышкина,   Ентальцева,   Фон­Визина,   Давыдова   и   Анненкова, прибывшая невестой и обвенчавшаяся уже здесь.  Все   они   жили   на   одной   улице,   которая   у   жителей   получила   название «Дамской». Через них, главным образом, и удалось декабристам основать своего рода   культурный   уголок,   заполненный   богатым   подбором   книг,   газет   и журналов, как на русском, так и иностранных языках. Этот культурный уголок явился   тем   первым   в   нашем   Забайкалье   светильником,   от   которого   искры культуры   падали   на   служилые   элементы   и   коренное   население.   Число декабристов, заключенных в Читинском остроге, несколько изменялось: вначале их было 84; потом, по отъезде 6­го разряда на поселение, осталось 70 человек. Вывод:  я узнала много новой информации о декабристах, меня заинтересовала история декабристов и  Музея декабристов.  Мне захотелось побывать в Музее декабристов и увидеть экспонаты, рассказывающие о пребывании этих людей в нашем крае.  Основной этап  Прочитав много исторического материала о А.Г. Муравьёвой, я собрала его,   систематизировала   и   подготовила   сообщение   об   этой   удивительной женщине.   Материал   был   размещён   на   доске   «Линоит»   (Приложение   №   1). Некоторые сведения я нашла в Музее. Экскурсия, организованная учителями литературы, истории, состоялась 23 января. Я давно мечтала побывать в этом удивительном месте. Мечта сбылась. Свою творческую работу я так и назову«Мечты сбываются.. Посещение Музея декабристов». (Приложение № 2) Посещение Музея декабристов оставило неизгладимое впечатление. Я в качестве фоторепортёра фотографировала экспонаты, картины, личные вещи. Фоторепортаж,   составленный   совместно   с   учителем   на   доске   «Линоит», поможет учащимся узнать об истории нашего края и о роли декабристов в его развитии. (Приложение № 3) Заключительный этап  Самооценка Работая над проектом, я узнала много нового: в музее, который тогда ещё был  церковью,  находясь  в  ссылке,  венчались  декабристы  И.А.  Анненков  с П.Гёбль  и  Д.И.  Завалишин  с  А.С.  Смольяниновой.  У  Волконских  в  ссылке родилась дочь София, которую покрестили в этой церкви, но ,прожив несколько часов, София умерла. Похоронили её рядом с церковью.  От   экскурсии я получила массу впечатлений, открыла для себя много   нового.   Музей   декабристов     хорошо   передает   атмосферу   этих   событий,   их эмоции, их жизнь. Рекомендую жителям и гостям нашего города посетить музей. Вы   получите     сильный   заряд   эмоций,   вам   захочется   узнать   еще   больше   об истории     нашего   края.   Вернувшись   с   экскурсии,   под   очень   сильным впечатлением,   я   сама   изучила   очень   много   интересных   видеорепортажей   и статей о жизни декабристов. Я думаю, что нужно интересоваться жизнью своей малой родины, а значит, стоит обязательно посетить данный музей!                                              Защита проекта и результаты Проект имеет практичскую направленность, его можно использовать на уроках   истории,  литературы,  на   классных   часах.    Фоторепортаж,  творческая работа, сообщение о Муравьёвой — всё это интересно. Надеюсь, что собранный и выполненный мною материал понравится учащимся школы и пригодится им. Результаты:1. Творческая   работа   опубликована   в   школьной   газете   «Мы   вместе» (Приложение № 4) 2. Участие   во   Всероссийском   творческом   конкурсе   в   номинации «Литературное творчество»с (Диплом 1 место) (Приложение № 5) 3.   Публикация   учителем   творческой   работы   на   сайте   «Уч.Портфолио» http://uchportfolio.ru/materials/show/79378                                                   Литература: 1. В потомках ваше имя оживёт.­ Издание подготовлено С.Ф. Ковалем.­  2.  Каторга и ссылка в Забайкалье в XVIII – XIX веках. Декабристы в Сибири. –  Историко – культурный атлас Бурятии. Основной том.­ М, 2001.­ с.214­ 217  3.   Сергеев М.Д. Несчастью верная сестра. ­ Иркутск: Вост. – Сиб. книж. изд­во, 1978  Сообщение об А. Муравьёвой Приложение № 1 http://linoit.com/users/Gazya2012/canvases/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%8B %20%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1­%D0%BE%D0%B2  Приложение № 2  Сочинение   по литературе    учащейся 11 класса «Мечты сбываются... Посещение Музея декабристов».           В  нашей  школе  проходит  предметная  Неделя  истории  и  литературы  и  в связи  с  этим  событием  педагогами  нашей  школы  была  запланирована  и организована  экскурсия  в  Музей  декабристов.  Я  с  удовольствием  посетила музей и хочу поделиться своими впечатлениями.       От экскурсии получила массу впечатлений, открыла для себя много нового, например,  узнала,что  в  музее,  который  тогда  ещё  был  церковью,  находясь  в ссылке, венчались декабристы И.А. Анненков с П.Гёбль и Д.И. Завалишин с А.С. Смольяниновой.  У  Волконских  в  ссылке  родилась  дочь  София,  которую покрестили  в  этой  церкви,  но  ,прожив  несколько  часов,  София  умерла. Похоронили её рядом с церковью.       Музей, естественно, лучше посещать в сопровождении экскурсовода, только так можно получить массу положительных эмоций и открыть для себя какую­то новую,  познавательную,  интересную  информацию.  Наш  экскурсовод  Анна интересно  рассказывала  о  жизни  декабристов  в  Чите  и  Забайкальском  крае. Бывшая  церковь,  в  период  советской  власти  трансформированная  под  музейдекабристов,  очень  хорошо  передает  атмосферу  событий  тех  лет  во  всех деталях:  от  масштабных  картин,  показывающих  как  разворачивались  события, до деталей обмундирования и одежды. Больше всего меня поразила картина, на которой изображено восстание декабристов.      Ещё интересен такой факт, что на плане города 1830 года представлены улицы Читы,  схожие  по  своему  расположению  с  Петербургом,  такое  расположение было  идеей  декабристов.  В  Музее  представлено  очень  много  портретов декабристов,  на  которых  мы  можем  увидеть  их  до  ссылки  на  каторгу  и  после, автором  этих  портретов  является  декабрист  Бестужев.  Больше  всего  мне понравилась  экскурсия  по  второму  этажу  музея,  где  рассказывалось  о  жизни декабристов  после  ссылки  в  Забайкалье.  В  коллекции  музея  можно  увидеть личные  вещи,  старые  документы,  книги,  предметы  быта...   В  экспозиции находятся  подлинные  реликвии  —  часы  и  столик  Н.А.  Бестужева,  шкатулка М.Н. Волконской. Представлены портреты жён декабристов, их детей, предметы быта.  Рассказывается  о  том,  что  именно  жёны  облегчили  жизнь  декабристам  в ссылке, они вели переписку за них, добились того, чтобы им разрешили читать  занялись  обучением  детей книги.  Именно  здесь,  в  Забайкалье,  декабристы  грамоте,  много  рисовали  сами,  занимались  медициной,   растениеводством. Именно декабристы оживили наш край.  И Музей декабристов очень хорошо передает атмосферу этих событий, их эмоции, их жизнь.              Рекомендую жителям и гостям нашего города посетить музей. Вы получите сильный  заряд  эмоций,  вам  захочется  узнать  еще  больше  об  истории   нашего края. Вернувшись с экскурсии, под очень сильным впечатлением, я сама изучила очень  много  интересных  видеорепортажей  и  статей  о  жизни  декабристов.  Я думаю, что нужно интересоваться жизнью своей малой родины, а значит, стоит обязательно посетить данный музей!                                                                                  Черноводская Дарья, 11 класс Фоторепортаж об экскурсии в Музей декабристов  http://linoit.com/users/galina_borisk/canvases/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE %D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%B6  Приложение № 3 Приложение № 4Приложение № 5

Посмотрите также