Проект "Исполняя долг" имеет гражданско-патриотическую направленность. Сейчас именно это направление имеет особую актуальность, так как многие обучающиеся не знают, как объяснить такие понятия как "честь", "гражданский долг", "общество", "патриотизм" и др. Эти понятия порой трудно объяснить и взрослым, именно поэтому ученики должны "испытать" эти чувства на себе. Только прочувствовав, пережив эти эмоции, ребенок сможет понять и ощутить себя частицей своего государства.
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию Исполняя долг....docx
«Исполняя долг…»
Автор:
Дюмина Марина Павловна,
учитель русского языка и литературы
1 Аннотация
Наименование проекта: «Исполняя долг…»
Направление проекта: гражданскопатриотическое
Срок реализации: среднесрочный
Исполнители: учащиеся 911 классов
Встречи с ветеранами начинают еще с детского сада. Школа сохраняет
эту преемственность, и работа по гражданскопатриотическому воспитанию
продолжается. Ветеранов поздравляют с праздниками, приглашают в школу на
беседы, концерты.
Данный проект поможет детям обогатить сведения о военных буднях
ветеранов войны, посетить проживающих в деревне ветеранов и тружеников
тыла, создать фотоальбом «Наши прадедушки и прабабушки в годы Великой
Отечественной войны …»
2 Оглавление:
1. Введение………………………………………………………………...4
2. Методики исследования и их описание………………………………6
3. Основная часть…………………………………………………………8
4. Выводы………………………………………………………………….11
5.Заключение……………………………………………………………...12
6. Список использованной литературы…………………………………13
7.Приложения…………………………………………………………..…14
3 Введение.
Актуальность проекта
Великая Отечественная война 19411945 годов – одно из наиболее
значительных событий прошлого столетия, о котором вспоминают с большой
скорбью.
Всем известно, сколько унесла жизней эта война, сколько матерей она
оставила без детей, детей без родителей: забрав мир, дружбу, любовь, тепло
и заботу. Каждый год 9 мая многие страны объединяются и вспоминают эту
скорбную дату – победу СССР в Великой Отечественной войне. Проблема
данного проекта отсутствие должного внимания подрастающего поколения
к ветеранам ВОВ и пожилым людям. Среди молодого поколения все чаще
появляются мнения, что современным людям не нужно знать о Великой
Отечественной войне.
Пожилым людям приятно, когда к ним с почтением относится молодежь
и дети. Как же они радуются любому вниманию! Они потеряли многое, порой
самое ценное, что у них было – их жизнь… С каждым годом их в живых
остается все меньше…Наша большая задача помочь ученикам понять, через
что прошли участники войны, какой ценой досталась им та победа (порой
показывая жестокие видеоматериалы), и главное, чтобы они передали эту
информацию и своим детям.
Проект предполагает:
интервью с ветеранами, тружеником тыла, фотографии, поздравление.
Реализация проекта позволит придать социальную значимость
понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память,
гражданский долг.
Цель:
4 привлечь внимание детей и подростков к проблеме сохранения памяти
о людях и событиях Великой Отечественной войны;
Задачи:
интеллектуальное и творческое развитие подрастающего поколения
Московской области через организацию самостоятельной проектной и
исследовательской деятельности;
оказание посильной помощи ветеранам Вов и труженикам тыла,
проживающим в родной деревне;
развитие интереса к прошлому нашей страны;
создание условий для воспитания патриотических чувств у учащихся
через личное взаимодействие с ветеранами и участниками войны;
создание электронных архивов фотоматериалов с возможностью их
использования;
воспитание у детей уважения к защитникам Родины.
5 Методики исследования и их описание.
Педагогическая психология для получения данных использует такие
методы как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервью,
социометрия, анализ деятельности и др.
Наиболее предпочтительные методы для данного проекта:
Наблюдение — основной, наиболее распространенный метод изучения
человека. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка.
Результаты наблюдения заносятся в специальные протоколы, где отмечается
фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Протокольные
данные подвергаются качественной и количеств венной обработке.
Беседа — широко распространенный метод получения сведений
(информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на
целенаправленные вопросы.
Интервью как специфическая форма беседы может использоваться
для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает
об этом, но и о других людях, событиях и т.д.
Анкетирование —метод получения информации на основании ответов
на специально подготовленные и соответствующие основной задаче
исследования вопросы. Подготовка анкеты — ответственное, требующее
профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: 1)
содержание вопросов, 2) их форма — открытые и закрытые, на последние
следует ответ «да» или «нет», 3) их формулировка (ясность, без подсказки
ответа и т.д.), 4) количество и порядок следования вопросов. На
анкетирование отводится не более 30—40 мин.
6 Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным,
групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям —
репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования
подвергается количественной и качественной обработке. [1, с. 88117
Введение в психологию/Под ред.
1996.].
А.В.Петровского.
М.,
Teст кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по
результатам которого определяются наличие и уровень развития
определенных психических качеств человека, получения какойлибо
информации о нем. https://studfiles.net/preview/2674975/page:3/
Работа с литературой предполагает такие методы, как:
составление библиографии – перечня источников, отобранных для
работы в связи с исследуемой проблемой;
реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или
нескольких работ по общей тематике;
конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых
составляет выделение главных идей и положений работы;
аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;
цитирование – дословная запись выражений, фактических ли цифровых
источнике.
данных,
литературном
https://studopedia.su/14_119378_metodikaissledovaniya.html
содержащихся
в
В рамках данного проекта используем межпредметные связи: с
литературой, историей, музыкой, расширяем общий кругозор.
Характерной чертой современного этапа общественного развития
является кризис духовных ценностей. Массовая техногенная цивилизация
обезличивает как формы социальной жизни, так и самого человека. Жизнь
человека утрачивает подлинное духовное содержание. Он все более
отрывается от почвы, как национальной, так и гражданской. Если прежде
традиция осознания своей идентичности, национальной и гражданской
принадлежности, «охраняла» человека, давала ему уверенность и надежду, то
нестабильность современной жизни, изменчивость бытия рождает в нем
чувство неуверенности, беспокойства и зачастую даже страха. В этих
условиях осмысление духовного развития личности, ее самоопределения,
поиска собственной идентичности, одной из главных форм которой является
национальная и гражданская идентичность, анализ духовного развития как
фактора формирования национальной и гражданской идентичности является
актуальной теоретикоисследовательской и социальнопрактической задачей.
7 говорит
Так
Нестерова Н. Н. в своей книге «Формирование гражданственности и
патриотизма у учащихся в условиях современной школы» // Педагогика:
традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск,
апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1719. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3701/
С этим нельзя не согласиться, действительно, мир развивается, жизнь
идет своим чередом, спокойная, размеренная, комфортная…Патриотизм,
гражданственность, порой значение этих высоких слов трудно для понимания
детей. Перед педагогом стоит важная задача: объяснить, что патриотизм
проявляется в национальной и государственной идее единства,
неповторимости своего народа, близости к традициям, морали, истории,
Родине.
культуры
любви
и
к
Основная часть.
Направления работы:
1. тематическая экскурсия к памятникумемориалу в д.Васильевское;
2. найти и оказать адресную помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла,
проживающим в родном поселке;
3. тематические встречи;
4. творческие работы учащихся;
5.трудовые дела учащихся.
6.классные часы.
Адресная направленность:
Проект рассчитан для учащихся 911 класса, с марта по май 2019г.
Социальные партнеры проекта.
Учителяпредметники, родители.
План основных мероприятий
по внедрению социального проекта «Исполняя долг…»
Мероприятия
8 1. Социологический опрос для учеников, учителей школы о ВОв.
2. Классный час на тему «Ветеран живет с нами рядом».
3. Изготовление открыток ко Дню Победы.
4. Акция «Исполняя долг…», адресная помощь.
5. Конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне.
6. Экскурсия к памятникумемориалу в д.Васильевское;
7. Коллективный просмотр художественного фильма о Великой
Отечественной войне.
8. «С песней по дорогам войны» изучение репертуара песен,
сочиненных в годы войны.
9. Подготовка с творческой группой номеров для концерта,
посвященного Дню Победы.
10. Конкурс сочинений (эссе) «Память жива!»
11. Участие в акции «Бессмертный полк»
12. Оформление альбома по итогам проекта «Наши прадедушки и
прабабушки в годы Великой Отечественной войны …»
Социологический опрос.
Начнем проект с опроса. Этот метод исследования более
предпочтителен, нежели тестирование, т.к. не предполагает варианты ответов.
По ответам можно будет понять, есть ли действительные, явные пробелы в
знаниях детей и взрослых о Великой Отечественной войне, странах,
принявших в ней участие, странепобедителе, ветеранах живущих в
Васильевском сельском поселении, уделяется ли внимание этой теме в семье
и т.п. Респонденты учащиеся и учителя школы. Предмет исследования –
знания о ВОв.
Респондентам были предложены следующие вопросы о Великой
Отечественной войне XX века.
1. Кто автор музыки и слов к песне "День Победы?" (Давид Тухманов и
Владимир Харитонов)
2. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
19421945
9 3. Какого числа произошло вторжение Германии в СССР? 22 июня
4. Каких героев Великой Отечественной войны ты знаешь?
5. Есть ли среди ваших родственников и знакомых участники Великой
Отечественной войны? (Да, нет.) Если есть, напишите их имя, фамилию
отчество, где воевал, какие есть награды.
6. Как вы считаете, нужно ли знать об этой войне людям, живущим в
XXI веке (Да, нет.) Если да, то почему?
7. Скольким городам присвоено звание "Городгерой"? (12 городов и 1
крепостьгерой Брестская крепость
8. Сколько продолжалась блокада Ленинграда? (872 дня)
9. Какой подвиг совершил Александр Матросов? (закрыл собой
амбразуру)
10. По какому озеру проходила "дорога жизни"? (Ладожскому)
11. Какие дела, акции вы предложили бы для того, чтобы люди в
настоящее время не забывали о Великой Отечественной войне.
Опросник для начальной школы:
1. Какие песни о войне ты знаешь?
2. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
3. Каких героев Великой Отечественной войны ты знаешь?
4. Есть ли среди ваших родственников и знакомых участники Великой
Отечественной войны? (Да, нет.) Если есть, напишите их имя,
фамилию отчество, где воевал, какие есть награды.
5. Как вы считаете, нужно ли знать об этой войне людям, живущим в
XXI веке (Да, нет.) Если да, то почему?
6. Какая страна напала на СССР?
7. Какие дела, акции вы предложили бы для того, чтобы люди в
настоящее время не забывали о Великой Отечественной войне.
Таким образом, проведённые исследования должны показать, что знания
преподавателей и школьников МОУ « Васильевская ООШ» о таком важном
событии в истории страны, как Великая Отечественная война, окажутся
высокими (или низкими).
Исходя из результатов опроса, необходимо наметить основные
направления деятельности:
10 1. Расширение и углубление знаний о Великой Отечественной войне
через уроки и внеклассные занятия, участие в конкурсах, проектах,
акциях.
2. Есть предположение, что ребятам сложнее всего будет ответить на
вопросы, где нужно назвать имена и фамилии героев войны, назвать
ветеранов, проживающих в сельском поселении. В связи с этим
нужно продумать мероприятия, которые восполнят этот пробел. Это
классный час на тему «Ветеран живет с нами рядом» и акция
«Исполняя долг…», где можно организовать адресную помощь.
3. Создание альбома «Мои родственники – участники Великой
Отечественной войны», где каждый ученик сможет стать автором
странички о своём родственнике, жившем в годы войны.
4. Это также могут быть и самостоятельные исследовательские работы
(по желанию детей).
Выводы.
В проекте использованы поисковый и исследовательский методы, а
именно: наблюдение, беседа, интервью, тест, составление библиографии,
конспектирование, а также игровая, творческая деятельность учащихся.
Групповая и индивидуальная форма работы с использованием ИКТ.
Использованы ресурсы библиотеки: документальная и художественная
литература, ресурсы интернет, ресурсы семейных архивов, ресурсы аудио и
видео.
Реализовав данный проект, можно добиться положительных результатов
в школьной работе по гражданскопатриотическому воспитанию учащихся и
объяснить им на собственном опыте такие понятия как национальная
гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.
11 Заключение.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны научиться отыскивать информацию, учиться
взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания, тем самым
способствуя формированию патриотических качеств. Есть надежда, что у
детей появится желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в
милосердии и сострадании. Вся работа над проектом учит детей быть
неравнодушными. Увеличится багаж знаний об истории родного Отечества.
Появятся навыки социального общения с взрослыми. Приобретение новых
сведений о ветеранах Вов.
В самом начале будет проведен классный час на тему: «Ветеран живет с
нами рядом», что позволит ученикам обратить внимание на этих людей,
узнать, где они живут.
12 Каждый участник проекта изучит творчество поэтов и композиторов о
ВОв.
В рамках проекта будет организована встречу с ветеранами Великой
Отечественной войны.
Будет проведен конкурс сочинений «Память жива!».
Посещен мемориалпамятник, а также просмотрен фильм (фильмы) о
войне «Мишка принимает бой», «Мама, я жив» и др. с последующим
обсуждением.
Участникам проекта будет предложено принять участие в школьном и
районном конкурсе чтецов, в акции «Бессмертный полк».
Практическая значимость исследования конечный продукт – общий
альбом с собранной информацией, который может быть передан, например,
школьному музею, если такой имеется, либо храниться у руководителя
проекта и использоваться как демонстрационный материал на классных часах,
посвященных этой теме.
Литература.
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.:
Аркти, 2006.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. https://studopedia.su/14_119378_metodikaissledovaniya.html
4. https://studfiles.net/preview/2674975/page:3/
5. Введение в психологию , с. 88117 /Под ред. А.В.Петровского. М.,
1996.
6. Нестерова Н. Н. «Формирование гражданственности и патриотизма у
учащихся в условиях современной школы» // Педагогика: традиции и
инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск,
13 апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1719.
— URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3701/
7. https://www.pravmir.ru/pesniovojne19411945/
Приложения.
Священная война
(А. Александров — В. ЛебедевКумач)
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война!
14 Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война!
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война!
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война!
В землянке
(К. Листов — А. Сурков)
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далекодалеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
15 Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Дороги
(А. Новиков — Л. Ошанин)
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Знать не можешь доли своей,
Может, крылья сложишь посреди степей.
Вьётся пыль под сапогами, степями, полями,
А кругом бушует пламя, да пули свистят.
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Выстрел грянет, ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне неживой лежит.
А дорога дальше мчится, пылится, клубится,
А кругом земля дымится, чужая земля.
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Край сосновый, солнце встаёт,
У крыльца родного мать сыночка ждёт.
И бескрайними путями, степями, полями
Всё глядят вослед за нами родные глаза.
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Снег ли ветер, вспомним, друзья,
Нам дороги эти позабыть нельзя.
На безымянной высоте
(В. Баснер — М. Матусовский)
Дымилась роща под горою,
16 И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда…
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Над нами «мессеры» кружили,
И было видно, словно днем…
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Катюша
(М. Блантер — М. Исаковский)
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальний пограничный
От катюши передай привет.
17 Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой.
День Победы
(Д. Тухманов — В. Харитонов)
День Победы как он был от нас далек
Как в костре потухшем таял уголек
Были версты обгорелые в пыли
Этот день мы приближали как могли
Этот День Победы порохом пропах
Этот праздник с сединою на висках
Эта радость со слезами на глазах
День Победы День Победы
День Победы
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей
Дни и ночи битву трудную вели
Этот день мы приближали как могли
Этот День Победы порохом пропах
Этот праздник с сединою на висках
Эта радость со слезами на глазах
День Победы День Победы
День Победы
Здравствуй мама возвратились мы не все
Босиком бы пробежаться по росе
ПолЕвропы прошагали полЗемли
Этот день мы приближали как могли
Этот День Победы порохом пропах
Этот праздник с сединою на висках
Эта радость со слезами на глазах
День Победы День Победы
День Победы
Стихи о войне это живой голос свидетелейочевидцев. Сегодня они лучшее и
беспристрастное свидетельство о нашей истории. Вот писатели, которые посвятили свои
произведения теме войны.
Александр Твардовский
Расул Гамзатов
Константин Симонов
Юлия Друнина
18 Анна Ахматова
Борис Пастернак
Арсений Тарковский
Алексей Сурков
Юрий Левитанский
И. Забуга
Ю. Воронов
Вячеслав Попов
Петр Сидоров
Евгений Иванов
Анатолий Пиневич
Булат Окуджава
Владимир Высоцкий
https://www.pravmir.ru/pesniovojne19411945/
19
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Проект "Исполняя долг"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.