Проект "Младший школьник как читатель"
Оценка 4.9

Проект "Младший школьник как читатель"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
чтение
2 кл
03.04.2017
Проект "Младший школьник как читатель"
Оптимальные результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательской самостоятельности не происходит автоматически, а направляется всей учебной деятельностью. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека.
Младший школьник как читатель .docx
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии Кафедра и лаборатория методики начального образования Проект по теме: «Младший школьник как читатель» научный руководитель Игнатьева Светлана Геннадьевна доцент, зав.кафедрой начальных классов Выполнила Яковлева Светлана Викторовна учитель МБОУ «СОШ №1» г.Шумерля                                                          Чебоксары 1 2014 Младший школьник как читатель Проблема проекта:  формирование читательских действий младших школьников на уроках литературного чтения. Цель проекта:   разработка педагогических условий, методов и средств развития интереса к чтению в начальных классах. Задачи проекта: 1. Изучить читательские интересы учащихся начальной ступени обучения. 2. Разработать и проверить в экспериментальном обучении содержание и методику формирования у детей читательского интереса. 3.   Выявить   условия   формирования   читательской   деятельности,   ведущей   к социальной активности учащихся младших классов. Ожидаемый результат: Повышение познавательного интереса учащихся к урокам литературного чтения; позитивная динамика учебных действий. Конечный продукт: Комплект   дополнительных   учебно­методических   материалов   к   урокам литературного чтения. 2 Содержание Введение                                                                                                          4­5 стр. Глава I Теоретические основы формирование навыков чтения  младших школьников                                                                                     6­13 стр. 1.1 Психолого­педагогические основы навыков чтения 1.2 Педагогические организации навыков чтения Глава II Методика формирования навыков чтения и интереса к  детским книгам у детей младшего возраста                                                 14­27 стр. 2.1 Состояние формирования навыков чтения и интереса к детским  книгам у детей младшего возраста 2.2  Приемы и методы развития интереса к чтению на уроках  литературного чтения Заключение                                                                                                        28­29 стр. Использованная  литература                                                                            30 стр. 3 Введение             Формирование читательской самостоятельности проходит под влиянием внутренних   причин   –   возрастных   особенностей   школьников,   так   и   внешних,   к которым в первую очередь относится обучение.             Оптимальные результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же   время   формирование   читательской   самостоятельности   не   происходит автоматически,   а   направляется   всей   учебной   деятельностью.     Общепринята большая роль литературного чтения в образовании. Художественная письменность обогащает   нравственный   мир   человека,   является   мощным   средством   его становления.  Любовь  к литературе  зарождается  в  исходной  школе  на  занятиях чтения. Именно тут, на исходной ступени обучения следует присоединять ребенка к литературе, вырабатывать у него увлечение к чтению книг вообще.                   Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не   научившись   хорошо   читать,   ребенок   не   сможет   прочитать   задачу   по математике, задания по русскому языку и окружающему миру на должном уровне или без посторонней помощи.                     А   подготовить   реферат   или   сообщение   по   какой   либо   теме   для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей. 4 Ребенок, который приходит в школу, любит рассказы, сказки, стихи, но постепенно у него опускается увлечение к чтению художественной литературы. Данное   явление   во   многом   определено   постановкой   обучения   чтения   в   школе. Школа вооружает ребенка навыком чтения, т.е. воспитывает чтеца. Но этого не достаточно. В финальном выводе все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, а детских книг  без   побуждения   со   стороны   не  читают.  А   это   значит,  что   уже   в  системе образования навыков чтения школа должна воспитывать энергичного, вдумчивого читателя. Уровень теоретической разработки загвоздки, существующие недочеты в школьной   практике,   настоящее   отношение   большинства   учеников   к   чтению, требования   общественного   становления   социума   и   обуславливают востребованность темы.            Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность   оставляет   желать   лучшего,   устная   речь   недостаточно   развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации,   приобщить   учащихся   к   миру   книг   и   тем   самым   способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности ­ главная задача учителя начальных   классов.   Дать   понять   учащимся,   что   чтение   –   это   духовная   пища каждого воспитанного человека. 5 Глава   I   Теоретические   основы   формирование   навыков   чтения   младших школьников 1.1 Психолого­педагогические основы навыков чтения Становление учебных и познавательных увлечений имеет большой смысл для успеваемости (успешности учебной деятельности). Как же нужно строить учебный процесс   для   того,   дабы   обеспечить   становление   учебных   и   познавательных интересов? Первое, к чему необходимо приступить ­ это применение того касательства, с   которым   маленькие   школьники   приходят   в   школу.   Стержневой   источник получения   умений   школьников   ­   это   чтение.   Нужна   организация   чтения   вслух первоклассником до тех пор, пока они не завладевают отменно техникой чтения. В   повседневном   сознании   зачастую   смешиваются   два   различных   знания   ­ знание   учиться,   которое   ребенку   еще   предстоит   купить,   и   знание   читать.   Это смешение происходит у тех, кто цели уроков чтения сводит к фактической задаче обучения навыкам чтения. Сознательный нрав обучения ставит главной задачей осознание школьниками важности   того,   что   они   постигают.   В   младших   классах,   раньше   каждого, появляется   осознание   значения   того,  что   надобно   обучиться   читать,   обучиться понимать прочтенное. 6 Наравне   с   этим   появляется   осознание   значения   и   того,   что,   обучившись читать, дозволено самому, не дожидаясь старших, читать увлекательные книжки. Чтение становится для школьников действенно важным, фактически нужным. Главная задача учащихся 1­2 классов ­ фактически овладеть представлением «точка зрения», обучиться находить в произведениях точку зрения рассказчиков и героев. Ученики   3­4   классов   могут   самосильно   уяснить   идею   произведения,   они могут развести свою личную читательскую точку зрения и позицию автора. Для   того   чтобы   с   помощью   определенных   показателей   дозволено   было оценить   уровень   становления   читательской   деятельности   учащихся,   нужно соотнести их итоги с какими­то эталонными смыслами. Процесс чтения включает в себя две стороны: одну, которая находит свое формулирование в движении глаз и в рече­звуко­двигательных процессах, и иную, выражающуюся   в   ходе   мыслей,   эмоций,   намерений   читающего,   возбужденных оглавлением прочитанного. В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова связываются его смысловым оглавлением в цельный образ. Тренинги на   звукослияния   и   звукосочетания   приводят   к   тому,   что   ребенок   изучает формальные законы построения слов русского языка и обучается легко и бегло читать вслух, безусловно не понимая смысла читаемого текста. Техника   чтения,   сформированная   на   уровне   навыков   высокого   порядка, является   значительной   предпосылкой   развитой   читательской   деятельности.   В условиях школьного образования низкий ярус навыков чтения у школьников будет непрерывно давать о себе знать в учебных и внеучебных обстановках  теснее в исходной школе. Академик   Давыдова   А.В.   считает,   что   дрянной   навык   чтения   зачастую служит поводом неуспеваемости учащихся по иным предметам. Недочеты в чтении не только затрудняют осознание читаемого, но и вызывают в детях нелюбовь к чтению, в итоге чего задерживается умственное становление ребенка. 7 Какое значение имеет чтение в учебной деятельности ребенка и в его жизни в совокупности?   «Чтение,   ­   писал   виднейший   поверенный   отечественной методологии обучения Н.Ф. Бунаков, ­ основное орудие исходной школы, которым она   может   делать   как   на   умственное,   так   и   на   моральное   становление   своих учеников». Как писал Горецкий В.Г.: «Чтение ­ это неиссякаемый источник обогащения познаниями, многофункциональный метод становления познавательных и речевых способностей   ребенка,   его   творческих   сил.   Сильное   средство   воспитания нравственных  качеств. Чтение  ­ это  и  то,  чему  обучают  младших  школьников, посредством чего их вырабатывают и формируют; это и то с поддержкой чего дети постигают множество учебных предметов». Становление навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой   громко   речевой   формы   чтения   вслух   до   чтения   про   себя, осуществляемого как умственное действие, происходящее во внутреннем плане. Навыки   чтения   складываются   не   только   как   вид   речевой   и   умственной деятельности. Как средство самовоспитания и саморазвития, но и как непростой комплекс знаний, имеющий общеучебный нрав. Педагог   Цветаева   Л.С.   заявляет,   что   в   текущее   время   чтение рассматривается,   как   одна   из   высших   умственных   функций.   Чтение   является трудным   психическим   процессом,   и   раньше   каждого   процессом   смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Трудность   конструкции   чтения   и   сложности   его   исследования   привели   к происхождению различных аспектов в его постижении. Некоторые   иностранные   изыскатели   анализируют   чтение   с   позиций   его уникальности.   Р.   Стронг,   рассматривает   чтение,   как   процесс,   включающий   ­ общение,   видение,   слушание   и   письмо.   А.Гэйтс,   рассматривает   чтение,   как процесс,   в   котором   охвачены   все   виды   мышления,   воображение,   а   также чувствительные процессы. 8 Специальное   место   в   ряду   указанных   направлений   занимает   постижение задачи взаимодействия конструкции чтения, его техники и понимания читаемого. Возникли   работы,   в   которых   обсуждался   вопрос   о   связи   сенсомоторного   и семантического ярусов при чтении. В работах Дж. Мортона было представлено, что у опытного чтеца сенсомоторная сторона подчинена главный задаче чтения, его цели ­ пониманию. Вначале   обратимся   к   обзору   движений   глаз   при   чтении.   Допустимо,   ли представить   себе   движение   глаз   в   виде   сурово   последовательных,   ритмичных осуществляемых движений, имеющих опору в буквах текста. Движение глаз во время чтения идет прыжками. Быстрота передвижения глаз настоль огромна, что вероятность чтения в данный момент исключена. Процесс чтения осуществляется в момент остановок (фиксаций) глаз. Соотношение различных движений глаз ­ вперед и назад по тексту, остановки ­   не   бывает   непрерывным   и   меняется   в   зависимости   от   различных   факторов   ­ самого   текста,   условий   чтения,   установок   читателя,   способности   читателя проникнуть   в   толк.   Все   это   указывает   на   трудность   зрительного   восприятия   в структуре чтения. Зрительные   процессы   в   акте   чтения   невозможно   рассматривать   как некоторые   отдельные   образования:   они   подчинены   стержневой   задаче   чтения   ­ отражению заключенного в рассказе оглавления. Безошибочное  восприятие  ­  основное  условие   положительного  понимания читаемого. Независимая целенаправленность читателя на осознание автора (т.е. на поиск авторских оценок, относящихся к внутреннему миру героев) и правильное чувствительно­оценочное   отношение   к   прочитываемому   тексту   являются значительными моментами, характеризующими развитую читательскую действие. Книга   обучает   только   тогда,   когда   школьник   может   трудиться   с  книгой, может читать. От знания читать, т.е. понимать прочитанное, во многом зависит и воспитание, и умственное становление. 9 Педагог Г.Г. Граник и прочие ученые рассматривают работу с книгой, раньше каждого как обучение пониманию ее оглавления. Знание читать может оцениваться по дальнейшим основным показателям: ­ скорость чтения; ­ запоминание; ­ осознание и принятие читаемого текста. Скорость чтения должна быть в оптимальном диапазоне с учетом возраста и динамики   протекания   психической   деятельности   учащихся.   При   определении скорости чтения нужно рассматривать, что она зависит от характера. Скажем, у интроверта   она   может   иметь   замедленный   нрав.   Ускорять   ее   не   неизменно желанно,   т.к.   при   этом   может   страдать   осознание   текста.   Осознание   является одним из основных показателей переработки текста. 1.2 Педагогические организации навыков чтения Чтение   ­   трудный   процесс.   Зрелый,   бывалый   читатель   не   примечает примитивных   действий,   из   которых   формируется   процесс   чтения,   потому   что данные действия автоматизированы, но 6­летний ребенок, обучающийся читать, ещё   не   соединяет   всех   примитивных   действий   в   одно   трудное,   для   него   весь элемент   представляется   независимым   действием,   зачастую   ­   дюже   сложным, требующим не только волевых, умственных, но даже крупных физических усилий. Бывалый читатель не останавливается взглядом на всякой букве и даже на всем слове: в его «поле чтения» попадает сразу 2­3 слов, фиксируемые короткой остановкой глаз. Установлено, что взгляд читающего движется по строке рывками, останавливаясь   на   строчке   3­4   раза.   Осознание   текста   происходит   во   время остановок.   Число   остановок   зависит   не   только   от   навыка   читателя,   но   и   от сложности текста. Опытному чтецу незачем читать вслух: тихое чтение протекает в 1,5­2 раза стремительней  громкого, осознание текста оказывается даже выше, потому что при   тихом   чтении   чтец   имеет   вероятность   «пробежать»   глазами   текст   гораздо 10 вперед, возвратиться к отдельным местам прочитанного, перечесть их (трудиться над читаемым текстом). Процесс чтения у ребенка, приступающего к чтению от опытного читателя имеет следующие различия: а) «Поле чтения» начинающего чтеца охватывает каждого лишь одну букву, дабы   ее   «узнать»,   частенько   он   сопоставляет   ее   с   другими;   прочтение   буквы возбуждает   в   нем   обычное   желание   произнести   сразу   же   звук,  но   учительница требует   произносить   целый   слог,   ­   следственно,   ему   доводится   прочесть   как минимум еще одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить два либо три звука. И тут для многих детей кроются немалые сложности. б)   Глаза   начинающего   чтеца   зачастую   теряют   строчку,   потому   что   ему доводится возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взгляд еще не приучен двигаться параллельно строчкам. Эта сложность потихоньку пропадает, по мере того как объем внимания школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог либо целое слово. в)   Начинающий   читать   не   неизменно   легко   понимает   толк   прочитанного. Большое внимание уделяется технической стороне чтения, и к тому моменту, как слово   прочитано  и  произнесено,  школьник   не  поспевает  его   понять.  Осознание смысла отрывается от чтения, «узнавание» слова происходит не единовременно с его   прочтением,   а   позже.   Школа   уделяет   громадное   внимание   сознательности чтения. Ее повышают картинки, вопросы и объяснения учительницы, наглядные пособия;   содействует   осознанию   чтение   вслух,   слуховой   раздражитель поддерживает зрительное восприятие слова и помогает осознать его толк. И все же слабая сознательность чтения ­ одна из основных сложностей обучения грамоте. г) Для неопытного чтеца свойственно угадывание слова либо по первому слогу, либо по картинке, либо по контексту. Впрочем,  попытки угадывать слова, правда   и   приводят   к   ошибкам   в   чтении,   свидетельствуют   о   том,   что   ученик тяготится читать осмысленно. (Гипотезы характерны и для опытного чтеца, но его гипотезы   редко   приводят   к   ошибкам.)   Ошибки,   вызванные   гипотезами, 11 исправляются незамедлительным прочтением по слогам, звукобуквенным обзором и синтезом. Как   видим,   процесс   чтения   для   первоклассника   ­   это   трудный,   крайне сложный процесс, элементы которого не только дюже слабо связываются между собой,   но   и   несут   в   себе   независимые,   личные   сложности.   Их   преодоление   и слияние всех элементов в трудное действие требуют огромных волевых усилий и существенного объема внимания, его стабильности. Ядром обучения и чтению и письму является речь самих детей, уровень ее становления к моменту поступления в школу. В методической науке выделяют три периода образования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический   период   характеризуется   тем,   что   все   три   компонента процесса   чтения   в   деятельности   чтеца   “разорваны”   и   вызывают   у   ребенка отдельных   усилий   по   произведению   обусловленных   операций:   увидеть   гласную букву, соотнести ее со слогом­слиянием, подумать, когда нужно прочитать буквы вне слияния, озвучить весь увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, дабы  узнать  слово   и  осознать  его.  Чтение   по  слогам  ­  это  знак  того,  что ребенок находится на самом первом периоде образования навыка ­ аналитическом. Обыкновенно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Впрочем педагог должен помнить, что каждому ребенку присущ свой темп в становлении вообще и в овладении навыком чтения в частности. Синтетический   период   полагает,   что   все   три   компонента   чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и понимание читаемого происходят единовременно.   В   данном   периоде   ребенок   начинает   читать   целыми   словами. Впрочем, основным знаком перехода чтеца на данный этап является присутствие при чтении интонирования. Главное, чтобы ребенок не легко осознавал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным оглавлением читаемого. Интонация при чтении возникает при условии, если чтец удерживает в сознании всеобщий 12 толк читаемого. Это обыкновенно происходит на 2­й год обучения в исходной школе. Стадия автоматизации описывается как стадия, на котором техника чтения доведена   до   автоматизма   и   не   осознается   чтецом.   Его   умственные   усилия направлены на осознание оглавления читаемого и его формы: идеи произведения, его   композиции,   художественных   средств   и   т.д.   для   периода   автоматизации свойственно тяготение ребенка читать про себя. Основным знаком того, что дети достигли   уровня   механического   чтения,   является   их   непосредственная чувствительная   реакция   на   самосильно   прочитанное   произведение,   их   желание поделиться   первичными   читательскими   ощущениями   без   дополнительных вопросов педагога, тяготение обсудить прочитанное. Подобный путь ­ от аналитического периода до периода автоматизации ­ может   быть   пройден   ребенком   в   границах   исходной   школы   при   условии,   если педагог обеспечит в классе определенный режим работы; 1) упражнения в чтении обязаны быть каждодневными; 2)   отбор   текстов   для   чтения   не   должен   быть   случайным,   а   должен производиться   с   учетом   психологических   особенностей   детей   и   литературных особенностей текстов; 3) педагогом должна вестись систематическая работа по предупреждению ложного чтения; 4)   педагогом   должна   быть   использована   в   работе   рациональная   система исправления допущенных при чтении ошибок; 5)   намеренно   должно   быть   организовано   обучение   чтению   про   себя, полагающее   несколько   ступеней:   чтение   шепотом,   беззвучное   артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя. На первых стадиях обучения чтению и письму, когда очень значителен звуко­ буквенный обзор, нам очень существенно проговаривание. Мы не имеем   права учить   ребенка   читать   про   себя.   Но   приблизительно   с   3   класса,   может   быть, индивидуально, может быть, в неторопливом темпе. Ребенка необходимо учить 13 переходить   на   чтение   про   себя.   А   это   иное   приспособление   чтения,   а   это информация, передаваемая на зрительный анализатор. Глава   II   Методика   формирования   навыков   чтения   и   интереса   к   детским книгам у детей младшего возраста 2.1 Состояние формирования навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста Одна из важнейших задач исходной школы ­ образование у детей навыка   являющегося   фундаментом   каждого   дальнейшего   образования. чтения, 14 Сформированный   навык   чтения   включает   в   себя   как   минимум   два   важнейших компонента: а)   технику   чтения   (положительное   и   стремительное   восприятие   и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными ­ с иной), б) осознание текста (извлечение его смысла, оглавления). Хорошо   понятно,   что   оба   эти   компонента   узко   взаимосвязаны   и основываются друг на друга: так, улучшение техники чтения облегчает осознание читаемого, а легкий для понимания текст отличнее и вернее понимается. При этом на   первых   стадиях   образования   навыка   чтения   больший   смысл   придается   его технике, на последующих ­ пониманию текста. Существуют   два   важнейших,   противоположных   в   своей   основе   способа обучения чтению. Один именуется способом целых слов, иной ­ фонологическим. Фонетический подход основан на алфавитном тезисе. В основе ­ обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает довольные познания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В фонетическом подходе есть два направления: Способ систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей ступенчато обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Изредка программа включает в себя и фонетический обзор ­ знание манипулировать фонемами. Способ   внутренней   фонетики   уделяет   главенствующее   внимание визуальному и смысловому чтению. То есть школьников обучают узнавать либо идентифицировать   слова   не   с   помощью   букв,   а   посредством   рисунка   либо контекста.   И   теснее   потом,   анализируя   знакомые   слова,   изучаются   звуки, обозначаемые буквами. В совокупности у этого способа результативность ниже, чем   у   способа   систематической   фонетики.   Это   связано   с   отдельными особенностями нашего мышления.  15 Лингвистический способ. Лингвистика ­ это наука о природе и о строении языка.  Часть   ее  применяется   при   обучении   чтению.   Дети   приходят   в   школу   с огромным   резервом   слов,   и   это   способ   предлагает   начинать   обучение   на   тех словах, которые зачастую применяются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних, ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками. Способ   целых   слов.   Тут   детей   обучают   распознавать   слова   как   целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом способе не учат ни наименований букв,   ни   звуков.   Ребенку   показывают   слово   и   произносят   его.  Позже   того   как выучено 50­100 слов, ему дают текст, в котором эти слова зачастую встречаются. В России данный способ известен как способ Глена Домана. Поборники раннего становления увлекались им в 90­х годах. Способ целого текста. В чем­то схож со  способом целых слов, но огромнее апеллирует   к   языковому   навыку   ребенка.   Скажем,   дается   книга   с   интересным сюжетом. Ребенок читает, встречает неизвестные слова, о смысле которых ему надобно   додуматься   с   поддержкой   контекста   либо   иллюстраций.   При   этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель этого подхода ­ сделать процесс чтения славным. Одна из особенностей ­ фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово ненормально, его не исправляют.   Лидирующий   довод:   чтение,   как   и   освоение   разговорного   языка, натуральный   процесс,   и   дети   способны   освоить   все   тонкости   этого   процесса независимо. Способ   Зайцева.   Николай   Зайцев   определил   склад   как   единицу   строения языка. Склад ­ это пара из согласной и гласной, либо из согласной и твердого либо мягкого знака, либо же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал разными по цвету, размеру и звуку, тот, что они издают. Это помогает   детям   ощутить   разницу   между   гласными   и   согласными,   громкими   и мягкими.   Пользуясь   этими   складами,   ребенок   составляет   слова.   Методология 16 относится к фонетическим способам, что склад ­ это либо слог, либо фонема. Таким   образом,   ребенок   учится   читать   сразу   по   фонемам,   но   еще   при   этом ненавязчиво получает представление о буквенно­звуковых соответствиях, от того что на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы "поодиночке". Комплекс упражнений для улучшения навыков чтения Лучше каждое занятие проводить с группой из 3­4 детей, испытывающих сложности в чтении, в форме веселых соревнований: кто положительнее и удачнее исполнит   задание?   Желательно   проводить   их   повседневно,   возможны   также варианты через день и два раза в день. Максимальная длительность занятия ­ 30 мин, минимальная ­ 5­10 мин. Чтение   строчек   напротив   по   буквам.   Написанное   прочитывается   справа налево так, что всякое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность сурового побуквенного обзора всякого слова (прогнозирование при этом всецело исключается), создает в речедвигательной системе установку на непривычные, непредвиденные сочетания звуков и тормозит "всплывание" знакомых штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения довольно распространенных   ошибок   "зеркального"   чтения   (когда,   скажем,   слово   шар читается как раш и ребенок не примечает ошибки). Потому   что   при   исследовании   было   выявлено   много   ошибок   чтения, связанных с пренебрежением окончания, то предлагаю следующее упражнение. Чтение   только   2­й   половины   слов.   При   чтении   игнорируется   первая половина   всего   слова   и   озвучивается   только   последняя;   для   данного наименования: ­ ние ­ лько ­ рой ­ вины ­ ов; мысленная линия раздела проходит приблизительно   посередине   слова,   безусловная   точность   необязательна.   Это упражнение   акцентирует   для   ребенка   конец   слова   как   значительную   его   часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и предисловие, и формирует навык   побуквенного   его   обзора.   Она   приводит   к   резкому   уменьшению экстраординарно распространенных ошибок, когда положительно прочитывается 17 лишь   предисловие   слова,   а   конец   его   либо   домысливается,   либо   читается   с искажениями. Чтение   пунктирно   написанных   слов.   Предлагаются   карточки   со   словами, буквы   в   которых   написаны   не   всецело,   а   с   отсутствием   некоторых   их   частей, впрочем так, дабы сохранялась однозначность их прочтения. Ребенку говорится, что на старинном папирусе были написаны значимые для всех данные, впрочем со временем   папирус   обветшал   и   написанные   слова   отчасти   разрушились;   нужно поперек  этому нарушению  все­таки извлечь из них толк. Степень уничтожения букв со всем разом потихоньку возрастает. Это упражнение закрепляет в памяти ребенка   целостные   зрительные   образы   букв   и   их   сочетаний,   развивает   и совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария (18 и 19­е поля   Бродмана), нейропсихологической основой восприятия вербального материала.   типичное   функционирование   которой   является Чтение   строчек   с   прикрытой   верхней   половиной.   Чистый   лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать нужно только по нижним частям букв. Позже того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину 2­й строчки,   и   т.д.   Это   упражнение   формирует   мощную   игровую   мотивацию, требующую   стремительного   прочтения,   беглого   схватывания   сразу   нескольких слов (поспеть прочитать нижнюю строку во что бы то ни стало, пока она открыта), а также чтения не вслух, а про себя (потому что это нужно спрятать), а в случае неудачи   задает   внешние   опоры   (видимые   нижние   части   букв),   по   которым дозволено   уточнить   не   всецело   увиденное   либо   поправить   неверно   прочтенное слово. Данное задание также исключительно главное для образования словесно­ логической памяти (ее объема, от того что нужно держать сразу несколько слов, ее прочности,   потому   что   удержанное   нужно   сберегать   несколько   секунд,   и   ее стабильности   к   интерференции  ­  такое   удержание   нужно   совмещать   с  чтением иной строчки). 18 Поиск в тексте заданных слов. Задаются одно­три слова, которые ребенок должен   как   дозволено   стремительней   обнаружить   в   тексте.   Сначала   эти   слова предъявляются   зрительно,   в   будущем   ­   на   слух.   Желанно,   дабы   эти   слова встречались   в   тексте   по   нескольку   раз.   Разыскав   их,   ребенок   может   их подчеркнуть   либо   обвести   кружком.   Это   упражнение   формирует   способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее стабильность к интерференции. Восполнение   пропусков   слов   в   предложении   с   подсказкой   некоторых   их букв. Тут пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими, скажем: Никогда еще королева так не кричала, не была такой сердитой.   Данное   задание   вырабатывает   способность   единовременно   сочетать выдвижение смысловых догадок о читаемом слове с его суровым побуквенным обзором. Чтение   текста   через   слово.   Читать   следует   не   как   обыкновенно,   о перескакивая   через   всякое   второе   слово.   Это   упражнение,   во­первых,   вносит многообразие, оживление в ставший для ребенка тоскливым процесс чтения, во­ вторых, создает у него чувство быстроты, возросшей скорости чтения, что дюже главное для укрепления его надежды в себя, в­третьих, усиливает произвольное внимание   в   процессе   чтения   из­за   необходимости   добавочно   к   чтению регулировать   выбор   читаемых   слов   и,   в­четвертых,   содействует   становлению глазодвигательной   активности   ребенка   вследствие   непрерывному   чередованию стремительных и неторопливых движений глаз. Стремительное   многократное   произнесение   предложений.   Ребенку   дается предложение   либо   строфа   стихотворения   и   рекомендуется   много   раз   подряд произносить ее вслух, без пауз и как позволено стремительней. С группой детей устраивают   соревнования   так:   всякий   ребенок   должен   10   раз   стремительно произнести   вслух   заданное   предложение,   и   по   часам   с   секундной   стрелкой засекается потраченное на это время. Побеждает тот, кто уложится за наименьшее время. Подчеркнем, что во всех случаях главное соблюдать четкость произнесения 19 всех   слов,   не   допуская   скороговорок   со   скомканными   окончаниями.   Данное задание развивает и тренирует речедвигательные операции чтения, вырабатывает вероятность их гладкого, безукоризненного протекания в стремительном темпе, что   круто   снижает   число   ошибок   чтения,   вызванных   запинками   и   сбоями артикулирования. 2.2  Приемы и методы развития интереса к чтению на уроках литературного чтения Изначальная   задача   педагога   ­   обеспечить   насыщенное   улучшение   чтения учащихся. Младшие школьники обязаны овладеть целостными приемами чтения, т.е.   чтением   словами,   содействующим   слиянию   технической   стороны   чтения   и пониманию прочитанного в цельный процесс, освоить так называемое темповое чтение   и   к   концу   обучения   в   начальной     школе   овладеть   сознательным   и колоритным чтением с ориентировочным темпом 90 ­ 100 слов в минуту и выше. Если ребенок находится на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать меньше, но чаще. Почитал 5­7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час­два еще 1­2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа­полтора за 1 прием. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В   режиме   щадящего   чтения   ребенок   читает   1­2   строчки   и   после   этого получает краткий отдых, такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает   диафильмы:   две   строчки   под   кадром   прочитал,   посмотрел картинку, отдохнул. Следующий кадр снова та же процедура. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно. 20 На родительском собрании каждый родитель получил памятку о «щадящем чтении». Памятка 1. Читать 5­7 минут 2. пересказ прочитанного (абзаца) 3. отдых час­два 4. Чтение еще одного абзаца 5. Пересказ 6. Отдых Я стараюсь строить уроки так, чтобы детям было интересно на протяжении всего урока, чтобы ни одна минута не была прожита ребенком бесцельно. Для этого   на   своих   уроках   литературного   чтения   в   «читательскую   пятиминутку» включаю упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время. Приведу примеры данных упражнений: Упражнения, которые помогут увеличить темп чтения. 1. Многократное прочтение а) Учителем б) ученик (1 минута отметить) в) повторить (1 минута отметить) 2. Молния Чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния» 3. Чтение «Слоговичков» С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно. Упражнение над артикуляцией 1. Чтение чистоговорок Жа­жа­жа – есть иголки у ежа Ло­ло­ло – а на улице тепло 21 Чи­чи­чи – у дома кирпичи 2. Скороговорки Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки и т.д. 3. Чтение скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп) Упражнения для фонематического слуха 1. «Назови слова» • Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук а (т, о, р и т. д.) • Назови слова, которые заканчиваются на звук п. • Назови слова, в середине которых есть звук л (м, н и т.д.) 2. «Хлоп – хлоп» Нужно поймать слово, которое начинается со звука с (г, в и т. д.) Дача, кошка, свечка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка и т.д. 3. «Играем со словом» • Придумай слово, которое заканчивается (начинается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «стол». • Назови первый (последний) звук в слове «луч», «сила» и т.д. • Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча» и т.д. 4. «Путаница» Послушай внимательно стихотворение: Кто на дереве сидит? Кит. В океане кто плывет? Кот. В огороде что растет? Рак. Под водою кто живет? Мак. Перепутались слова! Я колдую: раз­два 22 И приказываю вам Всех расставить по местам! 5. «Придумай новое слово» • Я придумаю слово, а ты измени в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово: Дом, сок, сон, пил, мел. • Измени первый звук: Точка, лук, лак, день, педаль, макет. • Измени последний звук: Сыр, сон, сук, мак, стоп. 6. «Длиннее – короче» Слова   называются   парами.   Ребенок   должен   выбрать   слово   более   длинное. Нужно сравнивать слова, а не предметы. Стол – столик Карандаш – карандашник Усики – усы Пес – собака Хвост – хвостик Змея – змейка Упражнения для развития грамматических навыков 1. «Вторая половинка» При чтении произносится только вторая половина слова. Используйте это упражнение чаще, если ребенок искажает окончания слов при чтении. Вышел   из   кухни,   подойдут   к   сторожке,   отбежала   от   собаки,   бегают   по площадке. Это упражнение можно использовать на любых текстах. 2. «Догадайся» Нужно догадаться, каким должно быть окончание. 23 Выгляну…   солны…обрадо…   молод…   синич…   запе…   и   собра…   в   лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, еще будут моро… . Но синич… лишь хвости… вильну… и поле… за новостя… . Смотрит, стало в ле.. тем… . Побежа… по ле… поземка. Налет.. пурга. Присмире… синич… сжалось в комоч… . Ветер рвет ее с веет… , ерошит перыш… леден… голое тель… .  Сжалился   дятел   над   синич…  ,  пуст…  ее  в   свое  запасн…  дупло. Поняла синич… , что вью… да мете… под февраль полете… . (В. Бианки) 3. «Кто? Что?» Составление предложений по моделям. Кто? Что делает? Что? Кошка пьет молоко. Кто? Что делает? Что? Чем? Галя поливает цветы водой. 4. «Угадай конец фразы» Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри.. . У нас есть петух и кур… . 5. «Добавь слово» Распространение предложений 6. «Слова перепутались» Восстановление предложений • Дымок, идет, трубы, из. • Любит, медвежонок, мед. • Стоят, вазе, цветы, в. 7. «Пропавшие слова» Сейчас   прочитаем   рассказ,   но   некоторые   слова   потерялись.   Догадайтесь какие. 24 Тишина царит в дремучем ____________. Черные ________________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот – вот пройдет __________. 8. «Найди ошибку» Зимой в лесу расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. 9. «Правильно или нет» Можно ли так сказать? • Когда хотят что – то купить, теряют деньги. • Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. • В полу лежит красивый ковер. 10. «Где начало рассказа?» Установить последовательность событий по серии картинок. 11. «Рассказ по картине» • О чем эта картина? • Кто главный герой? • Что происходит? И т.д. 12. «Подбери рифму» Два   слова   рифмуются   между   собой,   если   они   оканчиваются   одинаково, например вол – гол. Подбери не менее трех рифм. Каша – Кошка –  Вой – Кружок – Снег – Упражнения, направленные на увеличение объема внимания 25 1. По сигналу «внимание» детям показывают карточки, в течение 2 сек. дети должны прочесть и записать: a) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв. Рбвл ктмц                                               Лда сказ Кптнсц пртк                                           Жкпрч дзнтк Баолари мртьо                                       Тмить торг Пролб прпннео                                     Апкенепкиа апврерпар б) стол ваза  чашка плита  машина солнце  конфета чернила  карандаш пистолет  телевизор спектакль  магнитофон автомобиль  мотоциклист кондуктор  командировка велосипедист  в) я бегу что ты? Дай мне я плыву Дым идет лень мне Двор чист один – воин Что делать? Птица поет Учение свет делу – время Все по колено вода в решете Работа не волк слово – серебро Счастье в труде всем не угодишь ( карточки рекомендуется показывать в количестве возрастания букв) 3. Игра «Путаница» 4. «Слушай внимательно» 26 Для   концентрации   слухового   внимания   очень   удобно   проводить арифметические диктанты. Например: Сейчас я буду читать тебе арифметические задания. Ты должен решать   их   в   уме.   Полученные   числа   нужно   держать   в   уме.   Результату запишешь только тогда, когда я скажу «Пиши». Даны два числа 6 и 3. Сложи первое число, и второе… от полученного числа отними 2… затем отними еще 4. Пиши! (ответ 3) 5.Игра­соревнование «Кто лучше запомнит?» Нужно внимательно рассмотреть несколько предметов в течение 1­2 мин, а затем их подробно описать. 6. «Найди спрятанное слово» Среди буквенного текста спрятаны слова. Нужно найти их и подчеркнуть. Например: бсолнцеитранвстолрюджывтокногтщзпмашина Упражнения для развития словарного запаса 1. «Игра в слова» Назови   как   можно   больше   слов   обозначающих   фрукты   (овощи,   цветы, транспорт и т.д.). 2. «Назови действие» Метель метёт, а гром …, ветер …, а снег …, дождь …, а солнце … . 3. «Признак». 4. «Сравни» По вкусу – лимон и мед. По цвету – ромашку и гвоздику. По ширине – дорогу и тропинку. 5. «Угдадй – ка» • Отгадай загадку • Как ты догадался, о чем речь? 6. «Слова – синонимы» • Как можно по – другому сказать о грустном человеке? 27 • Каким словом можно заменить слово конь? Врач? • Какое слово лишнее? Грустный, печальный, унылый, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый, отважный. Слабый, ломкий, долгий, хрупкий. 7. «Слова – антонимы» Холодный, тупой, поднять, зима, чистый, мокрый. Врач, день, толстый, светлый, утро, весна. 8. «Один – много» 9. «Много – один» 10. «Уменьшение» Скажи мне как будет называться маленький предмет. Маленький мяч – мячик Трава, рука, солнце, стул, книга, чашка. 11. «Закончи слово» Отгадай, какое слово я хочу сказать ПО… и т. д. 12. «Объясни слово» Что такое велосипед? (шляпа, нож, мяч, и т.д.) 13. «Найди слова» Найди слова, в которых первый слог такой же, как в нашем слове. Слова: слава, слоги, слоны, слова, снега, зима. 14. «Составь слова» Помоги слову найти свою последнюю букву Кро р   Тро т   Вра ч   Сто к   Пло т   Сту л   Узо р 15. «Найди лишнее слово» Мак, ромашка, роза, лук. Кошка, воробей, собака, корова. Береза, дуб, осина, малина. Корова, лиса, волк, медведь. 28 16. «Лесенка» Придумывание лесенок слов и их прочтение. Овладение   учащимися   ценным   навыком   чтения   является   важнейшим условием обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных  способов приобретения  информации   и во   внеурочное  время,  один  из каналов   всестороннего   воздействия   на   школьника.   Все   вышесказанное подчеркивает   необходимость   систематической   и   целенаправленной   работы   над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Заключение С приходом ребенка в школу перед учителем стоит задача не только научить его читать, но и приобщить к миру литературы для подготовки к самостоятельной читательской деятельности. Ребенок,   который   хорошо   и   много   читает,   успешно   усваивает   и   другие школьные предметы. 29 Чтение   –   очень   специфический   процесс   деятельности   головного   мозга. Способность к чтению заложена в человеке генетически. Еще никто точно не дал ответ, как происходит слияние гласных и согласных в человеческом мозге, но это происходит   и   человек   начинает   читать.   Именно   на   данном   этапе   учителю необходимо   создать   такие   условия,   чтобы   у   ребенка   не   возникли   проблемы   с чтением, а развивался стойкий интерес к процессу познания через книгу, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью.  При   этом   учитель   должен   помнить,   что   каждый   ребенок   –   это   вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить   добро,   понимать   окружающий   мир   –   это   задача   педагога,   в   решении которой помогает литературное образование. Эффективность литературного образования в начальных классах зависит от умения   учителя   активизировать   и   развивать   образное   мышление   детей,   их интересы,   склонности,   творческие   возможности.   В   реализации   этой   задачи   во многом   способствует   содержание   курса   чтения   для   каждого   класса,   основой которого, являются гуманистические традиции национальной и мировой культуры, а так же методика работы с текстом. В первом классе дети узнают буквы, учатся читать сначала по слогам, затем словами, понимать прочитанное. Это своеобразный подготовительный этап на пути к литературному чтению. Во   2   –   4   классах   чтение   продолжает   функционировать   как   учебная деятельность,  но  появляется  и новый ракурс –  удовлетворение познавательных интересов и потребностей, осознанное получение эстетического наслаждения от чтения. С   этой   целью   на   уроках   литературного   чтения,   внеклассного   чтения   я применяю   разнообразные   примеры,   методы,   которые   предлагаю   пробудить   у учащихся интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры: 1. Упражнение для развития всех качеств чтения. 30 2. Смысловое прогнозирование (антиципация) – условие развития мышления младших школьников. 3. Смена видов, приемов чтения. 4. Творческие виды работ. 5. Занимательность – литературная игра, шарады, викторины… 6.Пропоганда книги (читательский уголок, выставка книг) 7. Работа клуба «Любознательных». 8. Помощь памяток учащихся по литературному чтению. 9. Групповые формы работы (группы постоянного и сменного состава). Работа по приобщению младших школьников к литературе для подготовки к самостоятельной   читательской   деятельности   мною   ведется   систематически, поэтому уже к середине второго года обучение в классе не осталось ни одного ученика,  которой   не  хотел  бы,  не   умел   бы,  не   привык   бы   пользоваться   своим умением читать на доступном уровне. Таким   образом,   в   начальных   классах   складывается   система   организации самостоятельного   чтения   школьников,   система   воспитания   их   как   активных читателей, любителей литературы. Список использованной литературы 31 1.   Гразлёва   В.   Н.   Словесное   рисование   на   уроках   чтения   при   постижении 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. лирических произведений. ­ М. Просвещение, 2001.  Козылева А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения. Исходная школа. ­ 2000. №11.   Локадова Н. П. Отчего дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению. ­ Исходная школа. ­ 2007, №12.  Михайлов Е. П. Учись читать. ­ Исходная школа. ­ 2003, №3.   Чечерзина   Н.   Ю.   Образование   навыка   беглого   чтения   у   детей   младшего школьного возраста: рекомендации родителям. ­ Я ­ мама, 2006, №2.  Безрукин М. М. Образование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Русская государственная библиотека. http||metodisty//narod//ru|vcd04/htm  Зайцех В. Н. Запасы обучения чтению. ­ М.: Просвещение, 2008.   Некитина   Л.   В.   Возрастание   производительности   уроков   чтения   путём организации групповой работы. ­ Исходная школа. ­ 2001, №5.   Петрова   Н.   М.   О   достижении   воспитательных   целей   чтения.   ­   Исходная школа. ­ 2005, №3.   Петренко Г. М. Проверочные работы по чтению в исходных классах. М.: 2008.   http   /411473/  ­   Проектная   деятельность   в  .  ru   /  articles    ://   festival  .1   september     начальной школе 32

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"

Проект "Младший школьник как читатель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017