Л.Н.Толстой «Прыжок» (2 класс, литературное чтение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Урок литературного чтения во 2 классе Л.Толстой Прыжок.docx
Урок литературного чтения во 2 классе Л.Н.Толстой «Прыжок»   Организационный момент. Ход урока Только что звонок раздался, Впереди нас ждут дела. Тихо сели, спинки ровно, Ведь работать нам пора. ­ Чему мы учимся на уроках литературного чтения? Актуализация знаний. Постановка целей урока. 1 слайд Вот новый день и новый час,  Урок литературы новый.  Но старый друг у нас в гостях –  Мудрейший человек и мастер слова 2 слайд  Портрет Л.Н.Толстого ­ Узнайте автора по портрету. Назовите его фамилию, имя и отчество ­ Какие произведения Л.Н. Толстого вы уже читали? Выставка книг Л.Н.Толстого и других детских писателей ­ Найдите их среди книг на выставке. Покажите друг другу ваши книги, прочитайте их название ­ Что вы сумеете рассказать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого Факты из биографии Л.Н.Толстого на карточках, читают дети 1. Великий русский писатель и граф Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная  Поляна, в Тульской губернии в 1828 году.  У него было 3 старших брата и младшая сестра. 2. Когда Льву Николаевичу исполнилось 23 года, он отправился на войну на Кавказе, где служил артиллерийским офицером. 3. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил  занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. 4. Он автор «Азбуки», «Новой азбуки» и «Книги для чтения», по которым училось читать  не одно поколение детей.5. Уже в преклонные годы Лев Николаевич практически отказался от обуви и ходил  босиком. Этот факт так и остается невыясненным. Одни исследователи жизни и творчества писателя считают, что таким образом он хотел показать свою близость к народу. Другие  полагают, что писатель пытался закаляться подобным способом. 6. Лев Николаевич Толстой был вегетарианцем. Он не ел мясо. 7.Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки, превосходно ездил верхом, отлично плавал и любил купаться. 8. 28 октября 1910 года Л. Н. Толстой тайно покинул дом, в дороге заболел воспалением лёгких и умер на железнодорожной станции Астапово. Теперь эта станция ­ город и носит он имя Льва Николаевича Толстого. ­ Откройте учебник на нужной нам странице и прочитайте название произведения. В 52 года Лев Толстой написал  поучительную  историю  для детей  "Прыжок".  ­ Что означает слово «прыжок»?  Прочитайте объяснение.  (Быстрое перемещение тела с отталкиванием от какой­либо точки опоры). ­Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение? ­ Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок. Но мы пока не знаем куда был совершен прыжок и не знаем его причину. ­ А как вы думаете, легко ли совершить прыжок?  (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.) Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения. А для этого мы должны уметь,  во­первых, внимательно слушать текст,  во­вторых, уметь вчитываться в текст произведения, и,  наконец, уметь рассуждать с опорой на текст. ­ Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов.   А   ещё   мы   поучимся   находить   в   тексте   слова,   которые   помогают   понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть суть рассказа, его идею. ­ Сформулируйте цель урока. Словарная работа. Работа с Толковым словарём. Быль – Т, стр. 101 Палуба – Т, стр. 118 Расходилась – Т, стр. 122 Мачта ­ Т, стр. 115 Аршин – Т, стр.  98Каюта ­ Т, стр. 107 Молодцов – Т. 115 Задачи урока Продолжать знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого. Научить через ключевые слова постигать суть произведения, понимать его идею; обучать умению находить ключевые слова, составлять «картинный» (рисованный) план. Развивать   навыки   выразительного   чтения;   воображение,   творческое   мышление,   память, связную речь учащихся. Воспитывать смелость, формировать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызывать сопереживания детей к героям рассказа.  Работа по теме урока. Слайд 3 Посмотрите на этот корабль. Это корабль парусник. Палуба  на этом корабле  была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты возвышались над палубой  на 15­25 метров, т.е. были высотой с 5­и этажный дом. На мачтах  перекладины, на которых держаться паруса. От перекладины к перекладине  протянуто множество канатов и верёвочных лестниц. Скорость такого  корабля была небольшой  и плаванье продолжалось долго. И если случалось  паруснику побывать  в жарких странах, команда нередко раздобывала себе  обезьянку, весёлого зверька, который потешал людей. А бывало и так , что  проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.             Первичное прослушивание.  ­Сели все правильно и приготовились к прослушиванию рассказа. ­Я для вас приготовила сюрприз. Сегодня текст буду читать не я, и текст будет  сопровождаться иллюстрированными рисунками. Во время прослушивания  постарайтесь понять, о чем эта быль, и кто её главные герои, узнаем, какой смысл  вложил автор в слово­название, о чем он хотел нам рассказать. Беседа после чтения.  Первичное восприятие. Уч­ль.  Верным ли было наше предположение?           Мы не совсем точно сделали предположение. Это был опасный прыжок. Уч­ль. Назовите жанр произведения?            Это рассказ.  Уч­ль. От чьего имени ведется повествование?            Повествование ведется от имени автора. Уч­ль. Назовите главных героев.            Главные герои – мальчик и обезьяна.А я думаю, что капитан тоже главный герой. ­ Понравился рассказ? ­ Назовите главных героев рассказа? ­ Где происходит событие? ­ Какие чувства вы испытали? ­ Какие эпизоды оказались наиболее напряженными? ­ Из­за чего мальчик совершил прыжок?  (В ходе предварительного обсуждения ребята высказывают свои предположения: из­ за обезьянки, из­за шляпы, из­за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст). Физминутка МАРТЫШКИ    Мы ­ веселые мартышки,  Мы играем громко слишком.  Все ногами топаем,  Все руками хлопаем,  Надуваем щечки,  Скачем на носочках.  Дружно прыгнем к потолку,  Пальчик поднесем к виску  И друг другу даже  Язычки покажем!  Шире рот откроем ,  Гримасы все состроим.  Как скажу я слово три,  Все с гримасами замри.  Раз, два, три!  Работа с пословицами в паре А сейчас поработаем с пословицами. Посмотрите   на карточку № 2  Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее соответствует главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать. Одна голова хорошо, а две лучше Всё хорошо, что хорошо кончается Гордится отец, что сын — храбрец.Итог урока  ­ Рассказ Л..Н. Толстого вас чему­то научил? Писатель заставил вас  о чём­ то задуматься? Рефлексия А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого  из вас на парте стоит кораблик с мачтой, но без паруса. Приклейте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу. Отлично работал  – красный парус Хорошо работал­ синий парус Ничего не получалось – зелёный парус  Домашнее задание. Предлагается   творческий   пересказ   основных   событий   рассказа:   представьте,   что   вы находились   на   корабле   и   видели   все,   что   произошло   с   мальчиком.   Перескажите   эту историю от лица: главного героя, кого­нибудь из матросов или даже самого капитана. Вот опять звенит звонок Пора заканчивать урок. Вам спасибо, молодцы! Все вы были мудрецы.