Проект "Музейная педагогика"

  • Документация
  • doc
  • 17.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель проекта – моделирование системы работы учителя, направленной на воспитание, обучение и развитие учащихся силами и средствами школьной краеведческой комнаты. Ключевая идея проекта – создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в культурном обществе личности. Задачи проекта: - изучить литературу по теории и практике музейной педагогики; - использовать во всех формах работы школьной краеведческой комнаты современные педагогические технологии; - активизировать работу школьной краеведческой комнаты, реализуя его воспитательный и развивающий потенциал; - сотрудничать с музеями района, учреждениями дополнительного образования; продолжить работу с фондом краеведческой комнаты; - вовлекать в музейно-педагогическую деятельность учителей-предметников, классных руководителей, родительский коллектив.
Иконка файла материала Проект Музейная педагогика.doc
Районный заочный конкурс школьных музеев «Сохрани свою историю», посвященный 70­летию Победы в Великой Отечественной войне1941­1945 г. г.    НОМИНАЦИЯ «ПРОЕКТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КУЛЬТУРНО­МАССОВОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ПРОЕКТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИОННОЙ, ПОИСКОВО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ» ПРОЕКТ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА» АВТОР: ПАНКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМНАТЫ «НАСЛЕДИЕ»МБОУ «ГОЛОВИНСКАЯ ОШ» НИКОЛАЕВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2015 ГОД Человек не рождается,                                                                     человек формируется.                                                                       Э. Роттердамский    В Концепции модернизации российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации, одним из приоритетных направлений развития всей системы российского   образования   является   воспитание   подрастающего   поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться личности   в   современной   культуре,   социуме.   Считается,   что   культурологический подход   в   воспитании   школьников   способствует   проявлению   у   детей   уважения   к национальной культуре, возрождению народных традиций, восстанавливает прерванную связь   времен,  возрождает   духовные   ценности,  воспитывает   любовь   к   родной   земле, своему   краю,   уважительное   отношение   к   своим   предкам,   истории   своей   страны   и обычаям народов, населяющих ее. Неоценимая помощь в этом принадлежит школьным музеям.     Школьный   музей   является   одной   из   форм   дополнительного   образования, развивающей творчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования,   обработки,   оформления   и   пропаганды   материалов,   имеющих воспитательную и познавательную ценность.       Для развития, обучения и воспитания подрастающего   человека   исключительно   важны   связь   с   прошлыми   поколениями, формирование   культурной   и   исторической   памяти.  Школьный   краеведческий   музей позволяет   комплексно   решать   вопросы   воспитания,   обучения,   развития   и   духовно­ нравственного   оздоровления   обучающихся   на   основе   создания   педагогически организованной воспитательной   среды. Уникальная среда школьного краеведческого музея   позволяет   интегрировать   содержание,   формы   организации   общего   и дополнительного   образования,   педагогические   технологии   и   методы   деятельности, знания   различных   научных   областей,   формировать   предметные,   межпредметные   и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Деятельность   музея   способствует   интегрированному   восприятию     и   обобщению школьных   знаний,     развивает интеллектуальную, эмоциональную, творческую сферы личности.      В связи с чем в нашем конкретном случае   возникла  необходимость  разработки данного проекта?   краеведческая комната «Наследие».   экспонатов, материалов в деле воспитания, образования и развития учащихся.    До сих пор посещение нашими школьниками музеев района  носило эпизодический и бессистемный характер.  Хотелось   бы   эффективнее   использовать   колоссальный   потенциал   имеющихся  Сравнительно   недавно   (с   2009   г.)   у   нас   в   школе   начала   функционировать       значительно   расширяет   кругозор     учащихся,и           является   актуальным   работу   школьной   краеведческой   комнаты,   реализуя     его своевременным    во   всех   формах   работы     школьной     краеведческой   комнаты      Внедрение   музейно­педагогических   программ   в   воспитательный   процесс     нашей школы шагом. Цель   проекта  –   моделирование   системы   работы   учителя,   направленной   на воспитание,   обучение   и   развитие   учащихся   силами   и   средствами   школьной краеведческой комнаты. Ключевая   идея   проекта  –   создание   оптимальных   условий   для   формирования гармонично   развитой,   социально   активной,   подготовленной   к   жизни   в   культурном обществе личности. Задачи проекта: ­ изучить литературу  по  теории и практике музейной педагогики;  ­   использовать   современные педагогические технологии; ­   активизировать   воспитательный и развивающий   потенциал; ­ сотрудничать с музеями района, учреждениями дополнительного образования; продолжить работу с фондом краеведческой комнаты; ­ вовлекать в музейно­педагогическую деятельность учителей­предметников, классных руководителей, родительский коллектив.    Краеведческая   комната     сохраняет   и   экспонирует   природное   и   предметное окружение наших предков, обеспечивает связь веков, становится решающим фактором сохранения   национально­культурных   традиций   и   наследия     мировых   цивилизаций. Понятия «связь времён», «преемственность», «наследие» именно в музее приобретают ту   реальность   и   значимость,   которых   невозможно   достичь   в   любой   другой   сфере духовной жизни.          Краеведческая комната опирается  только на подлинные памятники материальной и духовной   культуры,     и   это   обеспечивает   достоверность   и   убедительность   его экспозиций.   Она   помогает   людям   XXI   века   постигать   непреходящие   ценности человечества,   осваивать   новую   информацию,   включаться   в   социально­культурное творчество, она превращается  в открытую информационно­педагогическую систему, которая   обеспечивает   историко­патриотическое   и   нравственно­эстетическое просвещение разных групп населения, опираясь на первичные источники информации.      Особым видом педагогической практики в последние десятилетия стала музейная педагогика – наука о воспитании средствами музеев и краеведческих комнат.   Музейная   педагогика   является   для   учителя   чрезвычайно   интересной   учебной дисциплиной.   Она     дает   возможность   осуществлять   нетрадиционный   подход   к   сочетать   эмоциональные   и образованию,   воспитанию   и   развитию   школьников,   интеллектуальные   воздействия   на   учащихся,     интересные   уроки, организовывать   факультативные   и   кружковые   занятия,   внеклассные   мероприятия, наладить исследовательскую и проектную работу в школьной краеведческой комнате.      В   нашей   школьной   краеведческой   комнате  «Наследие»   наиболее   эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются: массовые, групповые, индивидуальные.    К массовым формам относятся  экскурсии, праздничные мероприятия (например, «18 мая – Международный день музеев»),  поездки по музеям района.   проводитьГрупповыми   формами   работы   являются   кружок,   подготовка   творческих,   информативных и социальных проектов,  оформление выставок и экспозиций.    Индивидуальная работа предполагает проведение экскурсий, подготовку сообщений, презентаций, проектных и исследовательских работ, сбор экспонатов.    Для  реализации данного проекта использовались следующие методы работы: ­  словесные ­ рассказ, беседа, объяснение, работа с  литературой; ­ наглядные ­ демонстрация экспонатов,   старых фотографий, образцов документов прежних лет, просмотр презентаций, фильмов, видео, прослушивание народных песен; ­ практические ­ творческие проекты,  инсценирование народных сказок, виртуальные экскурсии, предметная деятельность; ­ эмоциональные – создание « ситуации успеха». Применяемые технологии: ­ Игровые технологии.  ­ Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей.  ­ Технология индивидуализации обучения.  ­ Коллективный способ обучения.  ­ Групповые технологии.  ­ Компьютерные технологии обучения.   ­ Личностно­ориентированное развивающее обучение.  ­ Технология проектной и исследовательской деятельности. ­ Здоровьесберегающие технологии.    Особо следует сказать о применении информационных технологий. Ни один урок, ни одно   мероприятие   не   обходится   без   использования   компьютерных   технологий. Например,   средства   телекоммуникации   позволяют   нам   совершать   виртуальные экскурсии по экспозициям музеев, находящихся порой за тысячи и тысячи километров. Интернет     просто   не   допускает,   чтобы   мы   ограничивались   только   возможностями нашей     небольшой   школьной   краеведческой   комнаты.   Учащиеся   могут   увидеть удивительные   коллекции   глиняной   и   керамической   посуды   в   музеях   Валенсии, пройтись по гостиной усадьбы Кусково в Вешняках, сравнить прялку мордовскую и ту, за которой трудится рукодельница­украинка.  Интернет оказывает помощь учащимся в сборе информации об экспонатах, в подготовке презентаций к урокам, экскурсиям, кружковым занятиям.    Механизмы реализации педагогического проекта.    Проект реализуется через проведение уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий, кружковых занятий    в школьной краеведческой комнате. Практика показывает, что такие формы организации деятельности интересны для учащихся. Это дает основания сделать вывод: вышеназванные занятия имеют ряд важных психолого­педагогических ресурсов: ­ колоссальный воспитательный потенциал; ­ направленность на развитие личности; ­ системность восприятия информации; ­ раскрытие творческих способностей (как учащихся, так и учителя); ­ динамичность и вариативность организации процесса и содержания обучения.В структуре урока или занятия в краеведческой комнате  выделяются три важных этапа:  1) подготовка урока, экскурсии; 2) проведение урока, экскурсии;  3) подведение итогов.       На   всех   этапах   учитываются   возрастные   особенности   учащихся.   Тщательность подготовки   и   планирования   ­   важный   компонент   организации   урока   в   музее,   от которого зависит эффективность и успешность проведения занятия. На первом этапе ставятся цели и формулируются задачи урока, проводится отбор содержания и подбор способов   для   активного   восприятия   информации.   Например,   в   начальной   школе мотивация создается за счет комфортности образовательной среды (внешние условия и психологическая  атмосфера занятий ­ внешний вид учителя, его голос, интонация.     При   проведении   урока   или   занятия   по   краеведению   важен   благоприятный эмоциональный фон и психологический климат (доброжелательность, взаимоуважение, комфорт, сотрудничество). Психологически и физиологически обосновано включение в такие занятия игровых моментов, необходимы  физкультпаузы.      По нашим личным наблюдениям  в начальной школе проводить занятия в форме лекций   нецелесообразно:   они   дают   небольшой   процент   сохранения   информации,   а также дети быстро утомляются. Можно включать элементы лекции в занятия (не более 8­ 10 минут).      Наша краеведческая комната активно включается в воспитательную деятельность школы. Воспитательная работа в ней ведется по следующим направлениям: Память.  Воспитание уважительного отношения к истории своей Родины, культурному наследию народов, проживающих на территории нашей страны. Я   и   моя   Родина.  Воспитание   патриотизма   и   интернационализма,   толерантного отношения к людям разных национальностей. Я   и   мир.  Приобщение   к   культурным   ценностям   народов   мира,   формирование представлений об общечеловеческих нормах морали и опыта общения, основанного на гуманистических принципах. Я   среди   людей.  Воспитание   потребности   соотносить   свои   интересы   с   интересами других людей, умения жить в современном обществе. Культура.  Воспитание   адекватного   восприятия   художественных   ценностей,   умения ориентироваться в огромном мире культурного наследия разных народов.  Интеллект.  Развитие   интеллектуальных   способностей   учащихся,   создание   условий для   повышения   мотивации   учения,   воспитание   стремления   стать   образованным человеком, способным в полной мере реализовать свой человеческий потенциал.  Здоровье. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к здоровому образу жизни. Досуг. Формирование потребности участвовать в культурной, творческой, спортивной жизни школы, воспитание стремления к интересному и полезному досугу.      Проект реализуется в совместной деятельности с нашими партнерами, которыми являются: ­ Классные руководители. ­ Учителя­предметники. ­ Родительский коллектив.Подготовительный:   2015­2016   учебный   год.     Изучение   теоретических   основ Апробирование   ­ Школьная библиотека.    Этапы реализации проекта:     1. проблемы,  разработка модели, работа с фондом краеведческой комнаты «Наследие».  2. Экспериментальный:  2016­2017  учебный год.  модели, мониторинг   процесса   и   промежуточных   результатов,   корректировка   дальнейшей работы.  3.  Заключительный: 2017­2018 учебный год.  Оценка эффективности модели, анализ результатов, обобщение и распространение опыта.       Проект является долгосрочным, поэтому на данный момент находится в стадии разработки, на экспериментальном его этапе.    Можно представить следующие результаты педагогического проекта: Результат­продукт: программа факультативного курса « Один день в краеведческой комнате   «Наследие»,   методические   разработки   (сценарии   уроков,   внеклассных мероприятий, презентации). Результат – эффект.    Индикаторы эффективности апробируемой модели работы: ­   активное   включение     учащихся   и   родительского   коллектива   в   работу   по   сбору экспонатов; ­ интерес учащихся к  урокам, мероприятиям, проводимым в краеведческой комнате; ­использование ресурсов краеведческой комнаты учителями­предметниками в сфере образования; ­ участие школьников в проектной и исследовательской деятельности по краеведению; ­ развитие творческого потенциала учащихся; ­ краеведческая комната становится одним из центров культурной жизни школы.    Перспективы педагогического проекта. 1. 2. воспитания, обучения и развития школьников. 3. 4.    Новизна проекта.      Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к   проблеме, обозначенной в работе, в отборе и сочетании различных педагогических технологий. Инновационным этот проект является для нашего общеобразовательного учреждения, поскольку ранее не был описан опыт педагога как   система работы, направленная на воспитание,   обучение   и   развитие   учащихся   силами   и   средствами   школьной краеведческой комнаты.  Продолжить работу по сбору, систематизации фонда краеведческой комнаты. Дальнейшее   активное   использование   ресурсов   краеведческой   комнаты   в   деле Совершенствование методов, приемов работы. Разработка программ по музейной педагогике.