Проект "Музейная педагогика"
Оценка 4.9

Проект "Музейная педагогика"

Оценка 4.9
Документация
doc
история +1
Взрослым
17.02.2017
Проект "Музейная педагогика"
Цель проекта – моделирование системы работы учителя, направленной на воспитание, обучение и развитие учащихся силами и средствами школьной краеведческой комнаты. Ключевая идея проекта – создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в культурном обществе личности. Задачи проекта: - изучить литературу по теории и практике музейной педагогики; - использовать во всех формах работы школьной краеведческой комнаты современные педагогические технологии; - активизировать работу школьной краеведческой комнаты, реализуя его воспитательный и развивающий потенциал; - сотрудничать с музеями района, учреждениями дополнительного образования; продолжить работу с фондом краеведческой комнаты; - вовлекать в музейно-педагогическую деятельность учителей-предметников, классных руководителей, родительский коллектив.
Проект Музейная педагогика.doc
Районный заочный конкурс школьных музеев «Сохрани свою историю», посвященный 70­летию Победы в Великой Отечественной войне1941­1945 г. г.    НОМИНАЦИЯ «ПРОЕКТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КУЛЬТУРНО­МАССОВОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ПРОЕКТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИОННОЙ, ПОИСКОВО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ» ПРОЕКТ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА» АВТОР: ПАНКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМНАТЫ «НАСЛЕДИЕ» МБОУ «ГОЛОВИНСКАЯ ОШ» НИКОЛАЕВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2015 ГОД Человек не рождается,                                                                     человек формируется.                                                                       Э. Роттердамский    В Концепции модернизации российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации, одним из приоритетных направлений развития всей системы российского   образования   является   воспитание   подрастающего   поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться личности   в   современной   культуре,   социуме.   Считается,   что   культурологический подход   в   воспитании   школьников   способствует   проявлению   у   детей   уважения   к национальной культуре, возрождению народных традиций, восстанавливает прерванную связь   времен,  возрождает   духовные   ценности,  воспитывает   любовь   к   родной   земле, своему   краю,   уважительное   отношение   к   своим   предкам,   истории   своей   страны   и обычаям народов, населяющих ее. Неоценимая помощь в этом принадлежит школьным музеям.     Школьный   музей   является   одной   из   форм   дополнительного   образования, развивающей творчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования,   обработки,   оформления   и   пропаганды   материалов,   имеющих воспитательную и познавательную ценность.       Для развития, обучения и воспитания подрастающего   человека   исключительно   важны   связь   с   прошлыми   поколениями, формирование   культурной   и   исторической   памяти.  Школьный   краеведческий   музей позволяет   комплексно   решать   вопросы   воспитания,   обучения,   развития   и   духовно­ нравственного   оздоровления   обучающихся   на   основе   создания   педагогически организованной воспитательной   среды. Уникальная среда школьного краеведческого музея   позволяет   интегрировать   содержание,   формы   организации   общего   и дополнительного   образования,   педагогические   технологии   и   методы   деятельности, знания   различных   научных   областей,   формировать   предметные,   межпредметные   и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Деятельность   музея   способствует   интегрированному   восприятию     и   обобщению школьных   знаний,     развивает интеллектуальную, эмоциональную, творческую сферы личности.      В связи с чем в нашем конкретном случае   возникла  необходимость  разработки данного проекта?   краеведческая комната «Наследие».   экспонатов, материалов в деле воспитания, образования и развития учащихся.    До сих пор посещение нашими школьниками музеев района  носило эпизодический и бессистемный характер.  Хотелось   бы   эффективнее   использовать   колоссальный   потенциал   имеющихся  Сравнительно   недавно   (с   2009   г.)   у   нас   в   школе   начала   функционировать       значительно   расширяет   кругозор     учащихся, и           является   актуальным   работу   школьной   краеведческой   комнаты,   реализуя     его своевременным    во   всех   формах   работы     школьной     краеведческой   комнаты      Внедрение   музейно­педагогических   программ   в   воспитательный   процесс     нашей школы шагом. Цель   проекта  –   моделирование   системы   работы   учителя,   направленной   на воспитание,   обучение   и   развитие   учащихся   силами   и   средствами   школьной краеведческой комнаты. Ключевая   идея   проекта  –   создание   оптимальных   условий   для   формирования гармонично   развитой,   социально   активной,   подготовленной   к   жизни   в   культурном обществе личности. Задачи проекта: ­ изучить литературу  по  теории и практике музейной педагогики;  ­   использовать   современные педагогические технологии; ­   активизировать   воспитательный и развивающий   потенциал; ­ сотрудничать с музеями района, учреждениями дополнительного образования; продолжить работу с фондом краеведческой комнаты; ­ вовлекать в музейно­педагогическую деятельность учителей­предметников, классных руководителей, родительский коллектив.    Краеведческая   комната     сохраняет   и   экспонирует   природное   и   предметное окружение наших предков, обеспечивает связь веков, становится решающим фактором сохранения   национально­культурных   традиций   и   наследия     мировых   цивилизаций. Понятия «связь времён», «преемственность», «наследие» именно в музее приобретают ту   реальность   и   значимость,   которых   невозможно   достичь   в   любой   другой   сфере духовной жизни.          Краеведческая комната опирается  только на подлинные памятники материальной и духовной   культуры,     и   это   обеспечивает   достоверность   и   убедительность   его экспозиций.   Она   помогает   людям   XXI   века   постигать   непреходящие   ценности человечества,   осваивать   новую   информацию,   включаться   в   социально­культурное творчество, она превращается  в открытую информационно­педагогическую систему, которая   обеспечивает   историко­патриотическое   и   нравственно­эстетическое просвещение разных групп населения, опираясь на первичные источники информации.      Особым видом педагогической практики в последние десятилетия стала музейная педагогика – наука о воспитании средствами музеев и краеведческих комнат.   Музейная   педагогика   является   для   учителя   чрезвычайно   интересной   учебной дисциплиной.   Она     дает   возможность   осуществлять   нетрадиционный   подход   к   сочетать   эмоциональные   и образованию,   воспитанию   и   развитию   школьников,   интеллектуальные   воздействия   на   учащихся,     интересные   уроки, организовывать   факультативные   и   кружковые   занятия,   внеклассные   мероприятия, наладить исследовательскую и проектную работу в школьной краеведческой комнате.      В   нашей   школьной   краеведческой   комнате  «Наследие»   наиболее   эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются: массовые, групповые, индивидуальные.    К массовым формам относятся  экскурсии, праздничные мероприятия (например, «18 мая – Международный день музеев»),  поездки по музеям района.   проводить Групповыми   формами   работы   являются   кружок,   подготовка   творческих,   информативных и социальных проектов,  оформление выставок и экспозиций.    Индивидуальная работа предполагает проведение экскурсий, подготовку сообщений, презентаций, проектных и исследовательских работ, сбор экспонатов.    Для  реализации данного проекта использовались следующие методы работы: ­  словесные ­ рассказ, беседа, объяснение, работа с  литературой; ­ наглядные ­ демонстрация экспонатов,   старых фотографий, образцов документов прежних лет, просмотр презентаций, фильмов, видео, прослушивание народных песен; ­ практические ­ творческие проекты,  инсценирование народных сказок, виртуальные экскурсии, предметная деятельность; ­ эмоциональные – создание « ситуации успеха». Применяемые технологии: ­ Игровые технологии.  ­ Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей.  ­ Технология индивидуализации обучения.  ­ Коллективный способ обучения.  ­ Групповые технологии.  ­ Компьютерные технологии обучения.   ­ Личностно­ориентированное развивающее обучение.  ­ Технология проектной и исследовательской деятельности. ­ Здоровьесберегающие технологии.    Особо следует сказать о применении информационных технологий. Ни один урок, ни одно   мероприятие   не   обходится   без   использования   компьютерных   технологий. Например,   средства   телекоммуникации   позволяют   нам   совершать   виртуальные экскурсии по экспозициям музеев, находящихся порой за тысячи и тысячи километров. Интернет     просто   не   допускает,   чтобы   мы   ограничивались   только   возможностями нашей     небольшой   школьной   краеведческой   комнаты.   Учащиеся   могут   увидеть удивительные   коллекции   глиняной   и   керамической   посуды   в   музеях   Валенсии, пройтись по гостиной усадьбы Кусково в Вешняках, сравнить прялку мордовскую и ту, за которой трудится рукодельница­украинка.  Интернет оказывает помощь учащимся в сборе информации об экспонатах, в подготовке презентаций к урокам, экскурсиям, кружковым занятиям.    Механизмы реализации педагогического проекта.    Проект реализуется через проведение уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий, кружковых занятий    в школьной краеведческой комнате. Практика показывает, что такие формы организации деятельности интересны для учащихся. Это дает основания сделать вывод: вышеназванные занятия имеют ряд важных психолого­педагогических ресурсов: ­ колоссальный воспитательный потенциал; ­ направленность на развитие личности; ­ системность восприятия информации; ­ раскрытие творческих способностей (как учащихся, так и учителя); ­ динамичность и вариативность организации процесса и содержания обучения. В структуре урока или занятия в краеведческой комнате  выделяются три важных этапа:  1) подготовка урока, экскурсии; 2) проведение урока, экскурсии;  3) подведение итогов.       На   всех   этапах   учитываются   возрастные   особенности   учащихся.   Тщательность подготовки   и   планирования   ­   важный   компонент   организации   урока   в   музее,   от которого зависит эффективность и успешность проведения занятия. На первом этапе ставятся цели и формулируются задачи урока, проводится отбор содержания и подбор способов   для   активного   восприятия   информации.   Например,   в   начальной   школе мотивация создается за счет комфортности образовательной среды (внешние условия и психологическая  атмосфера занятий ­ внешний вид учителя, его голос, интонация.     При   проведении   урока   или   занятия   по   краеведению   важен   благоприятный эмоциональный фон и психологический климат (доброжелательность, взаимоуважение, комфорт, сотрудничество). Психологически и физиологически обосновано включение в такие занятия игровых моментов, необходимы  физкультпаузы.      По нашим личным наблюдениям  в начальной школе проводить занятия в форме лекций   нецелесообразно:   они   дают   небольшой   процент   сохранения   информации,   а также дети быстро утомляются. Можно включать элементы лекции в занятия (не более 8­ 10 минут).      Наша краеведческая комната активно включается в воспитательную деятельность школы. Воспитательная работа в ней ведется по следующим направлениям: Память.  Воспитание уважительного отношения к истории своей Родины, культурному наследию народов, проживающих на территории нашей страны. Я   и   моя   Родина.  Воспитание   патриотизма   и   интернационализма,   толерантного отношения к людям разных национальностей. Я   и   мир.  Приобщение   к   культурным   ценностям   народов   мира,   формирование представлений об общечеловеческих нормах морали и опыта общения, основанного на гуманистических принципах. Я   среди   людей.  Воспитание   потребности   соотносить   свои   интересы   с   интересами других людей, умения жить в современном обществе. Культура.  Воспитание   адекватного   восприятия   художественных   ценностей,   умения ориентироваться в огромном мире культурного наследия разных народов.  Интеллект.  Развитие   интеллектуальных   способностей   учащихся,   создание   условий для   повышения   мотивации   учения,   воспитание   стремления   стать   образованным человеком, способным в полной мере реализовать свой человеческий потенциал.  Здоровье. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к здоровому образу жизни. Досуг. Формирование потребности участвовать в культурной, творческой, спортивной жизни школы, воспитание стремления к интересному и полезному досугу.      Проект реализуется в совместной деятельности с нашими партнерами, которыми являются: ­ Классные руководители. ­ Учителя­предметники. ­ Родительский коллектив. Подготовительный:   2015­2016   учебный   год.     Изучение   теоретических   основ Апробирование   ­ Школьная библиотека.    Этапы реализации проекта:     1. проблемы,  разработка модели, работа с фондом краеведческой комнаты «Наследие».  2. Экспериментальный:  2016­2017  учебный год.  модели, мониторинг   процесса   и   промежуточных   результатов,   корректировка   дальнейшей работы.  3.  Заключительный: 2017­2018 учебный год.  Оценка эффективности модели, анализ результатов, обобщение и распространение опыта.       Проект является долгосрочным, поэтому на данный момент находится в стадии разработки, на экспериментальном его этапе.    Можно представить следующие результаты педагогического проекта: Результат­продукт: программа факультативного курса « Один день в краеведческой комнате   «Наследие»,   методические   разработки   (сценарии   уроков,   внеклассных мероприятий, презентации). Результат – эффект.    Индикаторы эффективности апробируемой модели работы: ­   активное   включение     учащихся   и   родительского   коллектива   в   работу   по   сбору экспонатов; ­ интерес учащихся к  урокам, мероприятиям, проводимым в краеведческой комнате; ­использование ресурсов краеведческой комнаты учителями­предметниками в сфере образования; ­ участие школьников в проектной и исследовательской деятельности по краеведению; ­ развитие творческого потенциала учащихся; ­ краеведческая комната становится одним из центров культурной жизни школы.    Перспективы педагогического проекта. 1. 2. воспитания, обучения и развития школьников. 3. 4.    Новизна проекта.      Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к   проблеме, обозначенной в работе, в отборе и сочетании различных педагогических технологий. Инновационным этот проект является для нашего общеобразовательного учреждения, поскольку ранее не был описан опыт педагога как   система работы, направленная на воспитание,   обучение   и   развитие   учащихся   силами   и   средствами   школьной краеведческой комнаты.  Продолжить работу по сбору, систематизации фонда краеведческой комнаты. Дальнейшее   активное   использование   ресурсов   краеведческой   комнаты   в   деле Совершенствование методов, приемов работы. Разработка программ по музейной педагогике.

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"

Проект "Музейная педагогика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017