Цель проекта – моделирование системы работы учителя, направленной на воспитание, обучение и развитие учащихся силами и средствами школьной краеведческой комнаты. Ключевая идея проекта – создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в культурном обществе личности.
Задачи проекта:
- изучить литературу по теории и практике музейной педагогики;
- использовать во всех формах работы школьной краеведческой комнаты современные педагогические технологии;
- активизировать работу школьной краеведческой комнаты, реализуя его воспитательный и развивающий потенциал;
- сотрудничать с музеями района, учреждениями дополнительного образования;
продолжить работу с фондом краеведческой комнаты;
- вовлекать в музейно-педагогическую деятельность учителей-предметников, классных руководителей, родительский коллектив.
Районный заочный конкурс школьных музеев
«Сохрани свою историю», посвященный 70летию
Победы в Великой Отечественной войне19411945 г. г.
НОМИНАЦИЯ
«ПРОЕКТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
КУЛЬТУРНОМАССОВОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ПРОЕКТЫ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИОННОЙ,
ПОИСКОВОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ»
ПРОЕКТ
«МУЗЕЙНАЯ
ПЕДАГОГИКА»
АВТОР: ПАНКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, РУКОВОДИТЕЛЬ
ШКОЛЬНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМНАТЫ «НАСЛЕДИЕ»МБОУ «ГОЛОВИНСКАЯ ОШ»
НИКОЛАЕВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2015 ГОД
Человек не рождается,
человек формируется.
Э. Роттердамский
В Концепции модернизации российского образования, утвержденной Правительством
Российской Федерации, одним из приоритетных направлений развития всей системы
российского образования
является воспитание подрастающего поколения,
ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться
личности в современной культуре, социуме. Считается, что культурологический
подход в воспитании школьников способствует проявлению у детей уважения к
национальной культуре, возрождению народных традиций, восстанавливает прерванную
связь времен, возрождает духовные ценности, воспитывает любовь к родной земле,
своему краю, уважительное отношение к своим предкам, истории своей страны и
обычаям народов, населяющих ее. Неоценимая помощь в этом принадлежит школьным
музеям. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования,
развивающей творчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора,
исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих
воспитательную и познавательную ценность. Для развития, обучения и воспитания
подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями,
формирование культурной и исторической памяти. Школьный краеведческий музей
позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно
нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически
организованной воспитательной среды. Уникальная среда школьного краеведческого
музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и
дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности,
знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и
ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации.
Деятельность музея способствует интегрированному восприятию и обобщению
школьных знаний,
развивает
интеллектуальную, эмоциональную, творческую сферы личности.
В связи с чем в нашем конкретном случае возникла необходимость разработки
данного проекта?
краеведческая комната «Наследие».
экспонатов, материалов в деле воспитания, образования и развития учащихся.
До сих пор посещение нашими школьниками музеев района носило эпизодический и
бессистемный характер.
Хотелось бы эффективнее использовать колоссальный потенциал имеющихся
Сравнительно недавно (с 2009 г.) у нас в школе начала функционировать
значительно расширяет кругозор
учащихся,и
является
актуальным
работу школьной краеведческой комнаты, реализуя
его
своевременным
во всех формах работы школьной краеведческой комнаты
Внедрение музейнопедагогических программ в воспитательный процесс нашей
школы
шагом.
Цель проекта – моделирование системы работы учителя, направленной на
воспитание, обучение и развитие учащихся силами и средствами школьной
краеведческой
комнаты.
Ключевая идея проекта – создание оптимальных условий для формирования
гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в культурном
обществе личности.
Задачи проекта:
изучить литературу по теории и практике музейной педагогики;
использовать
современные педагогические технологии;
активизировать
воспитательный и развивающий потенциал;
сотрудничать с музеями района, учреждениями дополнительного образования;
продолжить работу с фондом краеведческой комнаты;
вовлекать в музейнопедагогическую деятельность учителейпредметников, классных
руководителей, родительский коллектив.
Краеведческая комната сохраняет и экспонирует природное и предметное
окружение наших предков, обеспечивает связь веков, становится решающим фактором
сохранения национальнокультурных традиций и наследия мировых цивилизаций.
Понятия «связь времён», «преемственность», «наследие» именно в музее приобретают
ту реальность и значимость, которых невозможно достичь в любой другой сфере
духовной жизни.
Краеведческая комната опирается только на подлинные памятники материальной и
духовной культуры,
и это обеспечивает достоверность и убедительность его
экспозиций. Она помогает людям XXI века постигать непреходящие ценности
человечества, осваивать новую информацию, включаться в социальнокультурное
творчество, она превращается в открытую информационнопедагогическую систему,
которая обеспечивает историкопатриотическое и нравственноэстетическое
просвещение разных групп населения, опираясь на первичные источники информации.
Особым видом педагогической практики в последние десятилетия стала музейная
педагогика – наука о воспитании средствами музеев и краеведческих комнат.
Музейная педагогика является для учителя чрезвычайно интересной учебной
дисциплиной. Она
дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к
сочетать эмоциональные и
образованию, воспитанию и развитию школьников,
интеллектуальные воздействия на учащихся,
интересные уроки,
организовывать факультативные и кружковые занятия, внеклассные мероприятия,
наладить исследовательскую и проектную работу в школьной краеведческой комнате.
В нашей школьной краеведческой комнате «Наследие» наиболее эффективными
формами работы в рамках музейной педагогики являются: массовые, групповые,
индивидуальные.
К массовым формам относятся экскурсии, праздничные мероприятия
(например, «18 мая – Международный день музеев»), поездки по музеям района.
проводитьГрупповыми формами работы являются кружок, подготовка творческих,
информативных и социальных проектов, оформление выставок и экспозиций.
Индивидуальная работа предполагает проведение экскурсий, подготовку сообщений,
презентаций, проектных и исследовательских работ, сбор экспонатов.
Для реализации данного проекта использовались следующие методы работы:
словесные рассказ, беседа, объяснение, работа с литературой;
наглядные демонстрация экспонатов, старых фотографий, образцов документов
прежних лет, просмотр презентаций, фильмов, видео, прослушивание народных песен;
практические творческие проекты, инсценирование народных сказок, виртуальные
экскурсии, предметная деятельность;
эмоциональные – создание « ситуации успеха».
Применяемые технологии:
Игровые технологии.
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам
детей.
Технология индивидуализации обучения.
Коллективный способ обучения.
Групповые технологии.
Компьютерные технологии обучения.
Личностноориентированное развивающее обучение.
Технология проектной и исследовательской деятельности.
Здоровьесберегающие технологии.
Особо следует сказать о применении информационных технологий. Ни один урок, ни
одно мероприятие не обходится без использования компьютерных технологий.
Например, средства телекоммуникации позволяют нам совершать виртуальные
экскурсии по экспозициям музеев, находящихся порой за тысячи и тысячи километров.
Интернет просто не допускает, чтобы мы ограничивались только возможностями
нашей небольшой школьной краеведческой комнаты. Учащиеся могут увидеть
удивительные коллекции глиняной и керамической посуды в музеях Валенсии,
пройтись по гостиной усадьбы Кусково в Вешняках, сравнить прялку мордовскую и ту,
за которой трудится рукодельницаукраинка. Интернет оказывает помощь учащимся в
сборе информации об экспонатах, в подготовке презентаций к урокам, экскурсиям,
кружковым занятиям.
Механизмы реализации педагогического проекта.
Проект реализуется через проведение уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий,
кружковых занятий в школьной краеведческой комнате. Практика показывает, что
такие формы организации деятельности интересны для учащихся. Это дает основания
сделать вывод: вышеназванные занятия имеют ряд важных психологопедагогических
ресурсов:
колоссальный воспитательный потенциал;
направленность на развитие личности;
системность восприятия информации;
раскрытие творческих способностей (как учащихся, так и учителя);
динамичность и вариативность организации процесса и содержания обучения.В структуре урока или занятия в краеведческой комнате выделяются три важных
этапа:
1) подготовка урока, экскурсии;
2) проведение урока, экскурсии;
3) подведение итогов.
На всех этапах учитываются возрастные особенности учащихся. Тщательность
подготовки и планирования важный компонент организации урока в музее, от
которого зависит эффективность и успешность проведения занятия. На первом этапе
ставятся цели и формулируются задачи урока, проводится отбор содержания и подбор
способов для активного восприятия информации. Например, в начальной школе
мотивация создается за счет комфортности образовательной среды (внешние условия и
психологическая атмосфера занятий внешний вид учителя, его голос, интонация.
При проведении урока или занятия по краеведению важен благоприятный
эмоциональный фон и психологический климат (доброжелательность, взаимоуважение,
комфорт, сотрудничество). Психологически и физиологически обосновано включение в
такие занятия игровых моментов, необходимы физкультпаузы.
По нашим личным наблюдениям в начальной школе проводить занятия в форме
лекций нецелесообразно: они дают небольшой процент сохранения информации, а
также дети быстро утомляются. Можно включать элементы лекции в занятия (не более
8 10 минут).
Наша краеведческая комната активно включается в воспитательную деятельность
школы. Воспитательная работа в ней ведется по следующим направлениям:
Память. Воспитание уважительного отношения к истории своей Родины, культурному
наследию народов, проживающих на территории нашей страны.
Я и моя Родина. Воспитание патриотизма и интернационализма, толерантного
отношения к людям разных национальностей.
Я и мир. Приобщение к культурным ценностям народов мира, формирование
представлений об общечеловеческих нормах морали и опыта общения, основанного на
гуманистических принципах.
Я среди людей. Воспитание потребности соотносить свои интересы с интересами
других людей, умения жить в современном обществе.
Культура. Воспитание адекватного восприятия художественных ценностей, умения
ориентироваться в огромном мире культурного наследия разных народов.
Интеллект. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание условий
для повышения мотивации учения, воспитание стремления стать образованным
человеком, способным в полной мере реализовать свой человеческий потенциал.
Здоровье. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья,
стремления к здоровому образу жизни.
Досуг. Формирование потребности участвовать в культурной, творческой, спортивной
жизни школы, воспитание стремления к интересному и полезному досугу.
Проект реализуется в совместной деятельности с нашими партнерами, которыми
являются:
Классные руководители.
Учителяпредметники.
Родительский коллектив.Подготовительный: 20152016 учебный год. Изучение теоретических основ
Апробирование
Школьная библиотека.
Этапы реализации проекта:
1.
проблемы, разработка модели, работа с фондом краеведческой комнаты «Наследие».
2. Экспериментальный: 20162017 учебный год.
модели,
мониторинг процесса и промежуточных результатов, корректировка дальнейшей
работы.
3. Заключительный: 20172018 учебный год. Оценка эффективности модели, анализ
результатов, обобщение и распространение опыта.
Проект является долгосрочным, поэтому на данный момент находится в стадии
разработки, на экспериментальном его этапе.
Можно представить следующие результаты педагогического проекта:
Результатпродукт: программа факультативного курса « Один день в краеведческой
комнате «Наследие», методические разработки (сценарии уроков, внеклассных
мероприятий, презентации).
Результат – эффект.
Индикаторы эффективности апробируемой модели работы:
активное включение учащихся и родительского коллектива в работу по сбору
экспонатов;
интерес учащихся к урокам, мероприятиям, проводимым в краеведческой комнате;
использование ресурсов краеведческой комнаты учителямипредметниками в сфере
образования;
участие школьников в проектной и исследовательской деятельности по краеведению;
развитие творческого потенциала учащихся;
краеведческая комната становится одним из центров культурной жизни школы.
Перспективы педагогического проекта.
1.
2.
воспитания, обучения и развития школьников.
3.
4.
Новизна проекта.
Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме,
обозначенной в работе, в отборе и сочетании различных педагогических технологий.
Инновационным этот проект является для нашего общеобразовательного учреждения,
поскольку ранее не был описан опыт педагога как система работы, направленная на
воспитание, обучение и развитие учащихся силами и средствами школьной
краеведческой комнаты.
Продолжить работу по сбору, систематизации фонда краеведческой комнаты.
Дальнейшее активное использование ресурсов краеведческой комнаты в деле
Совершенствование методов, приемов работы.
Разработка программ по музейной педагогике.