МОУ Лицей №7
Проект
Основная тема: Мы выбираем здоровый образ жизни
Направление: Закаливание – это образ жизни
Выполнила: Гусева Полина, 3Г
Руководитель проекта Бородина В.А.
Закаливание – это образ жизни.
Почему одни люди не боятся простуды, а другие от малейшего переохлаждения заболевают? Только ли здесь дело в том, что у одного организм крепче, а у другого слабее? Что надо предпринять, чтобы человек не был подвержен простудным заболеваниям?
Необходимо закаливание. Оно повышает устойчивость организма к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвращает частые заболевания.
Закаливание - это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным условиям внешней среды: воздуха, солнца, воды. Известно, что условия внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха то резко повышается, то понижается. Люди по разному реагируют на изменения погоды. Одни легко переносят резкую смену холода и тепла. Их называют закаленными. Другие при малейшем изменении погоды чувствуют недомогание. У них появляется насморк, кашель, иногда повышается температура. Человек простудился.
Что же такое простуда? Это временное снижение сопротивляемости организма инфекции под влиянием переохлаждения. Одна из ведущих мер борьбы – закаливание.
В своей проектно-исследовательской работе мы решили уделить внимание закаливанию детей.
Цель моего проекта:
Выяснить действительно ли закаливание влияет на здоровье человека?
Можно ли с помощью закаливания меньше болеть?
Я решила, что буду рассматривать закаливание, как систему мероприятий, которая позволяет быть здоровыми детям, которые учатся в начальной школе.
Гипотеза: я предположила, что можно создать такую программу закаливания для детей, которая снизит количество простудных заболеваний и позволит не пропускать школьные занятия.
Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни человека и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на воздухе, рациональную одежду, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим помещения, регулярное проветривание помещения.
Я буду создавать свой проект на основе основных факторов закаливания, которые просты и доступны каждому.
Данная тема является очень актуальной в современном мире. По последним данным, в России произошел значительный рост числа острых респираторных заболеваний.
|
Дети, не болеющие в течение учебного года |
|
|
2011-2012 уч.год |
2012-2013 уч.год |
Начальная школа |
24% |
17% |
Средняя и старшая школа |
25% |
18% |
Инфекция не пощадит уставшего, вялого ребёнка, который накануне вечер провёл перед компьютером, поздно лёг спать, перед сном съев бутерброд с колбасой. Режим дня и закаливающие мероприятия необходимы детям в любом возрасте с 1-го по 11-й класс.
Таким образом, задачами проекта являются:
1. Ознакомиться со средствами и правилами закаливания.
2. Разработать «Оздоровительную программу», которую можно использовать в начальной школе.
3. Рассказать о своих исследованиях и выводах окружающим.
Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:
Постепенность.
Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как человек привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию нельзя приступать прежде, чем человек не привык к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем проведены обливания .
Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительности его к внешнему раздражителю снова повышается.
Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни, направленными на укрепление организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно.
Учет индивидуальных особенностей. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое состояние человека.
Выделяют три группы людей, в соответствии с их возможностями к закаливанию.
I группа – практически здоровые люди, которые могут проводить полный комплекс закаливающих процедур.
II группа – люди, которые закаливающие процедуры проводят ограниченно.
III группа – люди, которым закаливающие мероприятия противопоказаны
Активное и положительное отношение к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относится к нему человек. Страх перед процедурами не будет способствовать положительному воздействию их на организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали положительные эмоции .
Хождение босиком
Хождение босиком – действенный «исторический» метод, являющийся также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Этот технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания.
Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18°С. В начале, дети ходят в носках в течение 4-5 дней, затем – босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1-2 минуты и постепенно доводя ее до 15-20 минут.
Главный смысл хождения босиком – закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом, пола, земли. Именно это и является определяющим, если не единственным, в данном виде закаливания, поскольку убедительных доказательств влияния других моментов нет.
Дома можно использовать специальный массажный коврик с резиновыми шипами и рельефом. 15-20 минут топтания на нем каждый день дадут необходимый импульс на активные точки стопы. В ванной комнате можно имитировать горный ручей — выложите дно ванной камушками и сувенирными мелкими ракушками и пустите по ним холодную воду — «ручей» готов. Пройдите по нему 100 шагов, пользу от такого ручья трудно переоценить.
Контрастное водное закаливание
В домашних условиях наиболее эффективным методом закаливания детей может стать контрастный душ. Методика его применения описана ниже.
После непродолжительной утренней зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38°С в течение 30-40 секунд. Затем температура воды снижается на 2-3°С, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Такая процедура повторяется 2 раза.
Через 1-1,5 недели разница температур воды возрастает до 4-5°С и постепенно доводится до 15-16°С в течение 2-3 месяцев для детей 3-4 лет и до 19-20°С для детей 5-6 лет.
Каждая процедура заканчивается холодным обливанием, если проводится утром, и теплым обливанием, если проводится пред сном.
Воздушные ванны
Дети в возрасте от 7 лет могут с пользой для здоровья принимать воздушные ванны в более охлажденных условиях, начиная с температуры воздуха 17-18°С с постепенным снижением и доведением ее до 12-13°С. При условии хорошей переносимости детьми охлаждения продолжительность первой ванны равна 5 минутам, затем увеличивается до 8-10 минут и более. Тело при этом постепенно освобождается от одежды, начиная с рук и ног.
Какая же во всем этом польза?
Во-первых, тренировку получают не только мышцы, внутренние органы, но и сосуды кожи. Они реагируют на изменения внешней среды (температуры, влажности), повышается устойчивость к сквознякам.
Во-вторых, через кожу происходит значительная часть газообмена. Значит, организму предоставляется дополнительная возможность «дышать».
Чтобы и дневной сон способствовал закаливанию, воздух в спальне должен быть постоянно свежим.
Водные процедуры
Целебные и закаливающие свойства холодной воды с незапамятных времен были известны и широко использовались разными племенами и народами Древней Руси. Известен старинный народный обычай «очищение»: массовое омовение в проруби. Сохранилось много документов времен Петра I, в которых описывается пристрастие русских к ледяной воде в сочетании с баней
Водные процедуры, особенно водные ножные ванны, имеют большое значение в формировании устойчивости организма человека к изменяющимся температурным условиям окружающей среды.
Ноги опускают в сосуд с водой при температуре 32°С летом и при 33°С зимой. Продолжительность ванн от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды понижается и доводиться до 18°С и ниже.
Контрастные водные ножные ванны проводят путем попеременного местного обливания ног водой из двух емкостей, имеющих контрастную температуру. От начального контраста 37-38°С до 30-31°С и трех-четырехкратной смены воды разной температуры через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-18°С при шести-восьмикратной смене температур.
В начале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем – сразу в холодную на 10 сек. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-20 секунд. По окончании процедуры ноги вытирают полотенцем и растирают до покраснения.
К эффективной водной процедуре в целях профилактики заболеваний носоглотки можно отнести полоскание горла прохладной водой и обтирание шеи влажным полотенцем. Горло для профилактики нужно полоскать отварами трав шалфея или ромашки.
С 7 лет начинают эти процедуры при температуре воды 36-37°С. Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1°С и доводится до комнатной температуры. Вообще полезно иметь привычку пить прохладную воду .
Еще одно важное правило в системе профилактики заболеваний горла – это гигиена. Поддержание чистоты должно касаться полости рта, носа и помещений, в которых человек находится основную часть времени. Нужно ограничить поступление бактерий в организм, для этого чаще мыть руки и все, что в дальнейшем попадает на обеденный стол.
Солнечные ванны
«Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач», – гласит старая пословица. Целебные силы солнца изумительны. Солнечные ванны усиливают рост, улучшают обмен веществ, состав крови, защитные свойства кожи. Под влиянием солнечного облучения повышается работоспособность, улучшается настроение.
Но нужно помнить, что злоупотребление солнечными лучами способствует перегреванию организма, появлению вялости, головных болей, потере аппетита и сна.
Двигательная активность
Часто нам закаливание кажется очень сложным и неинтересным процессом. На самом деле это не так. Закаливающие процедуры могут быть увлекательными и интересными. Надо просто поиграть в такие специальные игры. Как же это сделать?
Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания. Повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. По мере того, как взрослые и дети учатся играть на воздухе, растет и их интерес к этим играм. Различные игры мы рассмотрим в приложении.
Польза точечного массажа
Точечный массаж – древневосточная лечебная методика, стимулирующая «жизненные» энергетические точки тела.
Точечный массаж можно применять в начальной стадии простудного заболевания, когда появляется насморк, легкое першение в горле, чихание, а также для профилактики острых респираторных вирусных инфекций.
Есть много различных способов профилактики и лечения ОРЗ, но один из самых простых, эффективных и безвредных - это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов.
Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
На основе полученного материала мы создали «Оздоровительную программу». В нее вошли все основные формы закаливания. Все наши знания о закаливании мы распределили на 9 частей. То есть с сентября по май. В это время ребята как раз учатся в школе. Программы сейчас сложные, уроков приходится делать много. Поэтому очень важно не болеть.
Эту программу мы предложили для использования в московской частной школе «Лучик» в 1 «А» классе. Эта группа детей стала экспериментальной. В классе учится 12 человек. 1 «Б» класс, мы использовали как контрольную группу. Эти дети не применяли «Оздоровительную программу». Данные исследования мы проводили с 1 ноября по 1 декабря.
На родительском собрании рассказали о важности программы, ее составляющих мероприятиях.
Для того, чтобы ребятам было интереснее изучать данную тему, мы использовали сказочных героев. О закаливании рассказывал Доктор Айболит, а подводить итоги пришел Незнайка.
До эксперимента ситуация выглядела следующим образом:
Кол-во учащихся |
Занимаются закаливанием постоянно |
Занимаются закаливанием периодически |
Не занимаются закаливанием |
12 |
3 |
2 |
7 |
После введения «Оздоровительной программы» ситуация изменилась:
Кол-во учащихся |
Занимаются закаливанием постоянно |
Занимаются закаливанием периодически |
Не занимаются закаливанием |
12 |
10 |
2 |
0 |
В результате использования данной программы мы получили следующие данные.
Месяц |
Простудные заболевания 1 «Б» |
Простудные заболевания 1 «А» |
За ноябрь |
8,5% |
8% |
За декабрь |
11% |
5,5% |
|
|
|
Таким образом, мы можем сделать выводы.
1. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье.
2. Закаливание принесет пользу только вместе с правильным режимом дня.
3. Все, разработанные в «Оздоровительной программе» мероприятия должны проводиться постоянно, длительное время.
4. Успехи в школе во многом зависят от состояния здоровья школьника.
В современных условиях значение закаливания все более возрастает. Закаливание - одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ. При использовании закаливающих мероприятий школьниками возрастает их активность и хорошая успеваемость.
Будьте здоровы!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.