В данной презентации представлена разработка проекта на тему "Правильно ли мы говорим?". Целью проекта является анализ случаев нарушения норм произношения наиболее часто употребляемых выражений.Проблема исследования
Выбор и употребление отдельных слов, грамматических форм и конструкций.
Цель исследования
Сбор информации и анализ ошибок ,связанных с грамматически неправильным выражением мысли.
Анализ количества ошибок ,возникающих в результате смешения значений слов.проект
Проект на тему:
«Правильно ли мы говорим?»
1
Проблема исследования
Выбор и употребление отдельных слов, грамматических
форм и конструкций.
Цель исследования
• Сбор информации и анализ ошибок ,связанных с
грамматически неправильным выражением мысли.
• Анализ количества ошибок ,возникающих в результате
смешения значений слов.
2
Задачи исследования
Обозначить проблемы употребления тех или иных
выражений и наметить пути их устранения.
Гипотеза
Точное употребление слов является не только
требованием стиля, но и требованием смысла.
Методы исследования
При выполнении работы использовались методы
опроса, анализа литературы, беседы.
3
План работы
1. Определить проблему исследования.
2. Сформулировать цель работы.
3. Исходя из цели, определить задачи работы над
проектом.
4. Сформулировать предварительную гипотезу.
5. Решить , какими методами пользоваться, чтобы
проверить выдвинутую гипотезу.
6. Определить форму изложения результатов
исследования.
7.Собрать информацию, необходимую для реализации
цели.
8.Проанализировать необходимую информацию.
9.Сделать выводы.
4
Чтобы правильно и хорошо говорить ,надо ясно
мыслить. Это требует умения выбирать и
употреблять в речи наиболее точные и нужные
слова. Если человек употребляет неточные или
первые попавшиеся слова ,значит, он не до конца
продумал содержание своего выступления. Нам
редко приходится слышать содержательную и
хорошо оформленную речь. Учащиеся даже самых
старших классов допускают большое количество
ошибок, связанных с неправильным
словоупотреблением. Причина этому
невнимательное отношение к значению слова,
нежелание вдумываться в его смысл, в его
семантику. Проанализировав некоторую литературу,
я выбрала наиболее часто употребляемые
выражения для анализа с точки зрения
«правильности».
5
1. Неопытные ораторы.
На собраниях, отчетах часто слышим выражения : «Об
этом будет сказано ниже»; « Выше упоминалось».Слова
выше и ниже в сочетании с глаголом говорить
применимы только к печатному тексту, но не к устной
речи. Здесь правильным является употребление слов
ранее и дальше.
2.Последний или крайний.
Часто в очереди мы слышим вопросы :«Вы последний?»
или « Вы крайний?». Какое из этих выражений
применимо в данном случае? В русском литературном
языке слово крайний имеет три значения :
1)расположенный на краю ( крайний дом);
2)конечный,предельный (крайний срок);3)чрезмерный в
проявлении тех или иных свойств ( крайний эгоист).
Начинающего ряд называют первым, а понятию первый
противопоставляется понятие последний.
6
3.Плацкарт или плацкарта?
Нередко у кассы мы можем услышать : « Билет до
……, плацкарт ». Ошибка довольно
распространенная не только в данном случае. Она
связана со смешением категории рода.
Существительное плацкарта женского рода. Можно
привести еще ряд часто встречающихся ошибок:
красивая тюль, крепкое кофе и т.д.
4. Можно ли купить килограмм сахара?
Оказывается , нельзя, так как слово сахар
принадлежит к группе слов, обозначающих целое, из
которого берется часть. Например : производство
сахара килограмм сахару; импорт бензина литр
бензину.
7
5. ТортЫ или тОрты?
Как произнести слово торт во множественном числе,
не знают даже многие взрослые. Таких аналогичных
примеров множество. Здесь следует обратить
внимание на качество ударения в словах. Если
ударение является неподвижным , то образуются
следующие формы: тОрты, договОр
договОры,слЕсарь слЕсари.
6. Апельсин или апельсинов?
Часто встречаются неправильные случаи
употребления слов ,которые в родительном падеже
множественного числа получают окончание –ов :
апельсинапельсинов, мандарин
мандаринов,помидорпомидоров. Распространенной
ошибкой является употребление окончания –ов в
родительном падеже множественного числа
существительных мужского и среднего рода, не
имеющих окончания: сапогов, носков,грузинов и т.д.
8
7.В разговорной речи очень часто встречаются случаи
неправильного произношения с точки зрения
ударения. Можно привести множество примеров :
пОняла вместо понялА, звОнит вместо
звонИт,полОжил вместо положИл.
8.В речи некоторых взрослых встречаются ошибочные
выражения, связанные с произношением фамилий.К
примеру, если украинские фамилии склоняются на
своем родном языке,то в русском языке они не
склоняются.Не учитывая этой особенности
украинских фамилий на –ко , некоторые то и дело
склоняют их.Не склоняются у нас и иноязычные
фамилии с конечным гласным и все иноязычные
фамилии с конечным согласным, если они относятся
к женщинам.Мужские же имена с конечным
согласным склоняются преимущественно вместе с
фамилией.
9
9.Каждое слово в русском языке ,даже самое
незначительное, может иногда иметь большое
значение и быть совершенно незаменимым .Однако
бывают случаи , когда даже очень важные слова
становятся вдруг лишними. В школе и дома юноши и
девушки как бы соревнуются в употреблении лишних
слов ( молчал,не разговаривая, пойдем сходим).
10.В транспорте очень распространены выражения
«Вы сходите?» или «Вы выходите?». Сами говорящие
даже не задумываются о том,как правильно задать
вопрос. Правы те, кто говорит «Вы
выходите?».Конечно, всякий раз не будешь
исправлять данную ошибку, но , хочется слышать
вокруг себя грамотную речь.
10
11.Пислушиваясь к речи окружающих, часто слышишь :
надеть пальто,надеть сапоги,одеть платье.Многие
неправильно употребляют глаголы надеть и одеть.
Необходимо , чтобы каждый школьник знал о том ,
что глагол надеть употребляется в тех случаях,
когда действие обращено на того,кто его производит
( надеваю платье) , а также в предложениях с
предлогом на ( надеваю платье на куклу) .Глагол
одеть означает облачить когонибудь во чтонибудь,
употребляется тогда,когда действие обращено на
другого человека или предмет ( одеваю брата,
одеваю куклу).
11
Вывод:
Проанализировав сведения ,полученные в
результате наблюдения , хочется надеяться, что
современная школа исправит и выведет на должный
уровень качественный состав техники речи
учащихся. Такие ошибки, которые мы рассмотрели в
данной работе еще могут быть устранены.
12