Проект на тему "Правильно ли мы говорим?"

  • Научные работы
  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 14.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной презентации представлена разработка проекта на тему "Правильно ли мы говорим?". Целью проекта является анализ случаев нарушения норм произношения наиболее часто употребляемых выражений.Проблема исследования Выбор и употребление отдельных слов, грамматических форм и конструкций. Цель исследования Сбор информации и анализ ошибок ,связанных с грамматически неправильным выражением мысли. Анализ количества ошибок ,возникающих в результате смешения значений слов.проект
Иконка файла материала Проект на тему.pptx
Проект на  тему:  «Правильно ли мы говорим?» 1
Проблема исследования Выбор и употребление отдельных слов, грамматических  форм и конструкций.  Цель исследования • Сбор информации и анализ ошибок ,связанных с  грамматически неправильным выражением мысли. • Анализ количества ошибок ,возникающих в результате  смешения значений слов. 2
Задачи исследования ­Обозначить проблемы употребления тех или иных  выражений и наметить пути их  устранения. Гипотеза ­Точное употребление слов является не только  требованием стиля, но и требованием смысла. Методы исследования ­При выполнении работы использовались методы  опроса, анализа литературы, беседы. 3
План работы 1. Определить   проблему   исследования. 2. Сформулировать   цель работы. 3. Исходя   из цели, определить   задачи работы над  проектом. 4. Сформулировать    предварительную    гипотезу. 5. Решить , какими методами  пользоваться, чтобы  проверить выдвинутую гипотезу. 6. Определить форму  изложения   результатов    исследования. 7.Собрать информацию, необходимую для реализации   цели. 8.Проанализировать  необходимую информацию. 9.Сделать выводы. 4
Чтобы правильно и хорошо говорить ,надо ясно  мыслить. Это требует умения выбирать и  употреблять в речи наиболее точные и нужные  слова. Если человек употребляет неточные или  первые попавшиеся слова ,значит, он не до конца  продумал содержание своего выступления. Нам  редко приходится слышать содержательную и  хорошо оформленную речь. Учащиеся даже самых  старших классов допускают большое количество  ошибок, связанных с неправильным  словоупотреблением. Причина этому­  невнимательное отношение к значению слова,  нежелание вдумываться в его смысл, в его  семантику. Проанализировав некоторую литературу,  я выбрала наиболее часто употребляемые  выражения для анализа с точки зрения  «правильности». 5
1. Неопытные ораторы.        На собраниях, отчетах часто слышим выражения : «Об  этом будет сказано ниже»; « Выше упоминалось».Слова   выше и ниже в сочетании с глаголом говорить   применимы только к печатному тексту, но не к устной  речи. Здесь правильным является употребление слов   ранее и  дальше. 2.Последний или крайний.         Часто в очереди мы слышим вопросы :«Вы последний?»    или « Вы крайний?». Какое из этих выражений  применимо в данном случае? В русском литературном  языке слово крайний имеет три значения :  1)расположенный на краю ( крайний дом);  2)конечный,предельный (крайний срок);3)чрезмерный в  проявлении тех или иных свойств ( крайний эгоист).  Начинающего ряд называют первым, а понятию первый  противопоставляется понятие последний. 6
3.Плацкарт или плацкарта?     Нередко у кассы мы можем услышать : « Билет до  ……, плацкарт ». Ошибка довольно  распространенная не только в данном случае. Она  связана со смешением категории рода.  Существительное плацкарта женского рода. Можно  привести еще ряд часто встречающихся ошибок:   красивая тюль, крепкое кофе  и т.д. 4. Можно ли купить  килограмм  сахара?     Оказывается  , нельзя, так как слово сахар  принадлежит к группе слов, обозначающих целое, из  которого берется часть. Например : производство  сахара ­ килограмм сахару;  импорт бензина ­ литр  бензину. 7
5. ТортЫ или тОрты?     Как произнести слово торт во множественном числе,  не знают даже многие взрослые. Таких аналогичных  примеров множество. Здесь следует обратить  внимание на качество ударения в словах. Если  ударение является неподвижным , то образуются  следующие  формы:   тОрты, договОр­  договОры,слЕсарь­ слЕсари.   6. Апельсин или апельсинов?     Часто встречаются неправильные случаи  употребления слов ,которые в родительном падеже  множественного числа получают окончание –ов :  апельсин­апельсинов, мандарин­ мандаринов,помидор­помидоров. Распространенной  ошибкой является употребление окончания –ов  в  родительном падеже множественного числа  существительных мужского и среднего рода, не  имеющих окончания: сапогов, носков,грузинов  и т.д. 8
7.В разговорной речи очень часто встречаются случаи  неправильного произношения с точки зрения  ударения. Можно привести множество примеров :  пОняла вместо понялА, звОнит вместо  звонИт,полОжил вместо положИл. 8.В речи некоторых взрослых встречаются ошибочные  выражения, связанные с произношением фамилий.К  примеру, если украинские фамилии склоняются на  своем родном языке,то в русском языке они не  склоняются.Не учитывая этой особенности  украинских фамилий на –ко , некоторые то и дело  склоняют их.Не склоняются у нас и иноязычные  фамилии с конечным гласным и все иноязычные  фамилии с конечным согласным, если они относятся  к женщинам.Мужские же имена с конечным  согласным склоняются преимущественно вместе с  фамилией. 9
9.Каждое слово в русском языке ,даже самое  незначительное, может иногда иметь большое  значение и быть совершенно незаменимым .Однако  бывают случаи , когда даже очень важные слова   становятся вдруг лишними. В школе и дома  юноши и  девушки как бы соревнуются в употреблении лишних  слов ( молчал,не разговаривая, пойдем сходим). 10.В транспорте очень распространены выражения   «Вы сходите?» или «Вы выходите?». Сами говорящие  даже не задумываются о том,как правильно задать  вопрос. Правы те, кто говорит «Вы  выходите?».Конечно, всякий раз не будешь  исправлять данную ошибку, но , хочется слышать  вокруг себя грамотную речь. 10
11.Пислушиваясь к речи окружающих, часто слышишь :  надеть пальто,надеть сапоги,одеть платье.Многие  неправильно употребляют глаголы  надеть  и  одеть.  Необходимо , чтобы каждый школьник знал о том ,  что глагол  надеть употребляется  в тех случаях,  когда действие обращено на того,кто его производит  ( надеваю платье) , а также в предложениях с  предлогом  на ( надеваю  платье на куклу)  .Глагол  одеть означает облачить  кого­нибудь во что­нибудь,  употребляется тогда,когда действие обращено на  другого человека или предмет ( одеваю брата,  одеваю куклу). 11
Вывод:      Проанализировав  сведения ,полученные в  результате наблюдения , хочется надеяться, что  современная школа  исправит и выведет на должный  уровень  качественный состав техники речи  учащихся. Такие ошибки, которые мы рассмотрели в  данной работе  еще могут быть устранены.   12

Посмотрите также