Проект по русскому языку "Нужны ли нам служебные части речи?" (7 класс)
Оценка 4.8

Проект по русскому языку "Нужны ли нам служебные части речи?" (7 класс)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русский язык
7 кл
20.04.2017
Проект по русскому языку "Нужны ли нам  служебные части речи?" (7 класс)
Проект «Нужны ли нам служебные части речи?» Цели: обобщить и систематизировать знания о грамматических предлогов, союзов, частиц, их семантикой, ролью в организации словосочетаний, предложений, текста; осмыслить и оценить речевой опыт, уточнить оттенки значения служебных частей; привлечь для анализа фрагменты текстов из толкового словаря, из художественных произведений, изученных учащимися в 7 классе на экологическую тему (с учетом того, что 2017 год – Год экологии)
Проект.doc
Проект «Нужны ли нам служебные части речи?» Выполнили учащиеся 7 класса Проект «Нужны ли нам служебные части речи?» Цели: обобщить и систематизировать знания о грамматических предлогов, союзов, частиц, их семантикой, ролью в организации словосочетаний, предложений, текста; осмыслить и оценить речевой опыт, уточнить оттенки значения служебных частей; привлечь для анализа фрагменты текстов из толкового словаря, из художественных произведений, изученных учащимися в 7 классе на экологическую тему (с учетом того, что 2017 год – Год экологии) 1 блок. Предлог (от греческих слов pro – «впереди», thesis – «положение». Предлог - это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении Разряды предлогов : 1) непроизводные - с, на, за 2) производные - ( от других частей речи) наречие, деепричастие, существительное с предлогом Задание для класса: вставить пропущенные предлоги. Наука … отношениях растительных и животных организмов и образуем ых ими сообществ … собой и окружающей средой. Лишь …. несколько лет довелось наконец проведать старые свои сижи. Вывод: предлоги передают сложные и многообразные отношения между явлениями и событиями. Стихотворение. Предлог с русским дружит, Он преданно служит. И речь без предлога – без цели дорога. 2 блок. Союз (от древнерусского со - «вместе», юз - «связь») Союз – это служебная часть речи, которая служит для однородных членов предложения, для связи частей сложного предложения Разряды союзов – 1) Сочинительные, соединяют однородные члены и части ССП. 1) Соединительные – и, да, ни…ни, также, тоже, не только…но и, 2) Противительные – а, но, зато, однако. 3) Разделительные – или, либо, то, не то, то ли. 1) Изъяснительные – что, чтобы, будто, как будто. 2) Подчинительные, соединяют части СПП как…так и. 2) Обстоятельственные 1) время – когда, едва, пока 2) цель – чтобы, для того чтобы. 3) условия- если. 4) уступки - хотя, то что. 5) причина - потому что, так как. 6) следствие – так что. 7)сравнение- как будто, как, словно. Задание для класса: определить разряд и роль союзов в предложениях. Поехал и не узнал реки. Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис, косясь на потолок. Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило? Исследовательская работа. Многосоюзие – средство выразительности( повторение союзов при однородных членах, для того чтобы подчеркнуть роль каждого из них) Стихотворение Сологуба (учебник «Литература» 7класс) Забелелся туман за рекой. Этот берег совсем невысок, И деревья стоят над водой, И теперь я совсем одинок. Я в кустах поищу хворостин, И в костёр их на берег сношу, И под ними огонь воскрешу, Посижу, помечтаю один. И потом, по теченью реки, Потихоньку пойду босиком, — А завижу вдали огоньки, Буду знать я, что близок мой дом. Вывод: Речь без союза невозможна, так как это важное средство связи однородных членов, частей сложного предложения. Союзы экспрессивны, поэтому используются как средство выразительности. Стихотворение. С союзом мы в дружбе, С союзом мы в мире. Такие хорошие а, но, и, или. И с ними стихи сочиняем, былины. Нет лучше союза в писательском мире 3 блок Частица - это служебная часть речи, которая служит для образования наклонений глагола и для выражения оттенков значений слов и словосочетаний. Разряды частиц 1) формообразующие ( бы, б, пусть, пускай, да, давай, давайте.) 2) модальные Отрицание: не, ни Усиление: даже, ведь, же, уж, ещё, всё-таки. вопрос: разве, неужели, ли (ль), что ли, что. Восклицание: что за, как, ну и, вот так, Сомнение : вряд ли, едва ли, авось. Уточнение: именно, как раз. Выделение, ограничение: только, лишь, почти. Указание: это, вон, а вон, вот, а вот. Задание для класса: восстановить частицы в предложения. «Ну …,— думаю,— с Липиной ямой ничего … случилось. … ты … понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание?... догляди сторож, так …. поезд мог … сойти с рельсов, людей… убило! Исследовательская работа (выбор примеров служебных частей речи из текстов экологической направленности: - Статья из «Толкового словаря», - Носов «Кукла», - Чехов рассказ «Злоумышленник», - Сологуб стихотворение Вывод: В художественных произведениях частицы придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность. Частицы выделяют, усиливают слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания. Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику. Сжато и эмоционально эту роль хорошо исполняют частицы. Стихотворение. Мы готовили проекты, Мы трудились от души! Союзы, предлоги , частицы, - Узнали точно – хороши. Предлог с русским дружит, Он преданно служит. И речь без предлога – без цели дорога. Приложение 1. Толковый словарь ЭКОЛОО ГИЯ -и; ж . [от греч. oikos - дом, жилище и logos - учение] 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов и образ уемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Э. растений. Э. животных. Э. человека. 2. Экологическая система. Э. леса. 3. Природа и вообще среда обитания всего живого (обычно о плохом их состоянии). Заботы об экологии.Нарушенная э. Удручающее состояние э кологии. Э. северо-запада России. Носов «Кукла» Вот, говорят, раньше реки были глубже... ... Лишь спустя несколько лет довелось наконец проведать старые свои сижи. Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. «Ну уж,— думаю,— с Липиной ямой ничего не случилось. Что может статься с такой пучиной!» Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке — старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгонял блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой. Чехов «Злоумышленник» — Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было? — Чаво? — Так ли всё это было, как объясняет Акинфов? — Знамо, было. — Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку? — Чаво? — Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос! для чего ты отвинчивал гайку? — Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис, косясь на потолок. — Для чего же тебе понадобилась эта гайка? — Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем... — Кто это — мы?— Мы, народ... Климовские мужики, то есть. — Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать! — Отродясь не врал, а тут вру... — бормочет Денис, мигая глазами. — Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру... — усмехается Денис. — Чёрт ли в нем, в живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер схватит, да и то редко... В нашей реке не живет шилишпер... Эта рыба простор любит. — Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь? — Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан... — Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило? — А то что же? Не в бабки ж играть! — Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь... — Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть. — Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Подчеркни и выпиши все предлоги, союзы, частицы, определи их роль. Произведен ие Стиль Статья из «Толкового словаря» научный Носов «Кукла» Художестве нный (монолог) Чехов рассказ «Злоумышл Предлоги Союзы Частицы Об, между и - Спустя, на, для, в, при. От, с, из- под, под На,с,для,из ,без,в,у И, а. где, пока Вот, лишь, не, уж, и,же И,а,коей,как,коли,е жели,или,то-то,для того чтобы Вот,и,ли,не,бы,б ,же,то,ка, разве,только,ве енник» Художестве нный (диалог) Сологуб (стихотворе ние) дь Исследовательская работа (выбор примеров служебных частей речи из текстов экологической направленности: - Статья из «Толкового словаря», - Носов «Кукла», - Чехов рассказ «Злоумышленник», - Сологуб стихотворение Выводы: В художественных и научных текстах среди слов разных частей речи примерно 20% служебные части речи, а в разговорной речи чуть более 25%. Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику. Сжато и эмоционально эту роль хорошо исполняют частицы. В тексте научного стиля практически не употребляется частицы.

Проект по русскому языку "Нужны ли нам служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам  служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам  служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам  служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам  служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам  служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам  служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам служебные части речи?" (7 класс)

Проект по русскому языку "Нужны ли нам  служебные части речи?" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2017